Крест Малевича

Он – чья слава сегодня в зените –
понимал, что квадрат его – бред.
Вот – под стать Ренессансу – взгляните! –
как написан им автопортрет!
То есть – мастер! Но время такое:
поделив старой власти пирог,
вновь протухнет, оставшись в покое,
обывательский серый мирок.
Для его – обывателя – блага
реализм нынче вышел в тираж.
Что ни скажешь – всё стерпит бумага!
Мозг его тормоши, будоражь!
«Реализма им сброшена сбруя –
всё народ нынче слопает-съест!» –
усмехался Малевич, малюя
меж квадратом и кругом свой крест.
На тропинку из грязи да в князи
так толкал он ленивый народ…
А теперь средь зажравшейся мрази
он свой крест этот чёрный несёт.
Стал теперь он классической школой,
он теперь каждой твари знаком.
И не скажешь – король-то ваш голый –
а не то прослывёшь дураком.
Издевайся, Малевич, над нами!
Новизне дурачок ишь как рад:
хоть повешены кверху ногами
этот круг, эти крест и квадрат!
Дураки пусть ликуют и дуры.
А на деле он – ценностей страж:
комиссар по охране культуры - 
Казимир Северинович наш!
Он к рублёвским светящимся ликам
обращал комиссарский свой взгляд
и не думал, что станет великим,
ради смеха малюя квадрат.


Рецензии
Илья Глазунов говорил на встречах со зрителями: «Поднимите руки, те, кто не может начертить квадрат» И зрители смеялись. У Малевича была цель привлечь внимание к себе, и он её достиг. Ведь никто не догадался раньше него выставить в галерее круги и квадраты. Квадрат и крест можно нарисовать быстро. Квадрат или крест ценны, как память о художнике, как часть нашей истории. Маяковский привлекал к себе внимание желтой блузой. Если другой поэт выйдет в желтой блузе, то он будет лишь повторять чужую находку. Поэтому Евтушенко носил пёстрые рубашки. Если современный художник будет рисовать квадраты – это не вызовет сенсации, надо другое что-то придумать, чтобы прославиться. Для славы нужен скандал, таковы нравы. Но одного скандала мало - нужен ещё и талант, и выдумка. Павленский прославился, но картин у него похоже совсем нет. А вот когда Пикассо прославился, ему было что показать, что сказать и чем удивить. Да Пикассо был вынужден много халтурить, он не получал деньги от государства, но его рисунки потрясающие и чувство цвета изумительное, он владел десятком разных стилей. Серия литографий Пикассо «Бык» показывает весь его диапазон, Пабло и вправду гений. У мастеров бывает всё от квадрата до портрета, а у халтурщиков лишь некачественное копирование, а собственной мысли нет. В СССР были популярны работы Марии Примаченко – наивные, почти детские и необыкновенно привлекательные. Зритель любит разных оригинальных художников. А поскольку сейчас есть цветная фотография, то самобытность и оригинальность стала важнее точного воспроизведения натуры. Илья Глазунов рассказывал, что: « К Пабло Пикассо подошел начинающий художник и сказал, что такую мазню и он нарисует. А Пабло усмехнулся – ты не можешь так расписаться!» Пикассо – брэнд, Малевич – брэнд, Глазунов – брэнд, а Павленский – бред )) А хитроумные дельцы от искусства часто живут, как рыбы прилипалы, им лень новые таланты искать. Живые авторы с них могут и деньги потребовать. Им проще работами покойников торговать, взвинчивая цену за редкость, или подделками под старину. А у народа денег нет. У художников тоже денег нет. Реалистическую картину можно год рисовать, а жить на что-то надо. Вот и вынуждены мастера балансировать на грани между самовыражением и коммерческим искусством.

Алла Авдеева   17.04.2019 08:15     Заявить о нарушении
Алла! Я почти полностью с Вами согласен. Поясню, откуда взялось это «почти». С тем, что тангенс сорока пяти градусов равен единице, не поспоришь, а с тем, что «Герника» – гениальное полотно, спорить можно, ибо нет математически точного доказательства его гениальности. При жизни полотна Ван Гога не стоили ни гроша, а после его смерти стараниями дельцов от искусства вдруг превратились в шедевры. Это объяснимо: за шедевр можно пополнить свой карман миллионом долларов. Всё упирается в деньги. А усмешка Пикассо соответствует его же словам о том, что он «хитрый подмастерье, который воспользовался глупостью и жадностью людей двадцатого века». И, если сумасшедшего Ван Гога деньги не особенно интересовали (братец прокормит), то коммуниста Пикассо интересовали ещё как! Без паблисити нет просперити. У любого нормального художника его цель – именно привлечь к себе внимание. Но, не думаю, что в смутные годы, когда Малевич писал свою «геометрию», он привлекал к себе внимание огромного числа людей. Им было не до этого. Это сейчас вовсю стараются его «раскрутить» телевидение и Интернет, да вот Казимир Северинович, к сожалению, (как и Ван Гог) не знает, что он признанный гений. Алла, а вот с тем, что раньше Малевича «никто не догадался … выставить в галерее круги и квадраты», можно поспорить. Ещё в 1893 году француз Альфонс Алле представил публике свой «Чёрный квадрат», который назывался «Битва негров в глубокой пещере тёмной ночью». А за сорок лет до этого знаменитый Гюстав Доре тоже изобразил эту чёрную геометрическую фигуру, под которой красовалось другое название: «В непроглядной вековой тьме затеряно начало истории России». (Книга «История Святой Руси», Москва, издательство «Астрель», 2012 год).
Я думаю, Алла, что о гениальности того или иного произведения искусства нужно судить не по шумихе, поднятой вокруг него прессой, а по тому, репродукции каких картин, диски с какой музыкой, книги каких авторов, взял бы с собой культурный человек, случись такое, на необитаемый остров.
Что же касается коммерческого искусства, то яркий пример его мы могли наблюдать в течение трёх дней: юбилей так называемой примадонны. Она-то «не выживает». Она, напротив, навязывает себя туповатому обывателю. А вот Д.Алиева и М.Гулегина себя так не «навязывают», но известны и ценимы во всём культурном мире. И в заключение: сейчас привезли к нам картину норвежского художника Э.Мунка «Крик». Передо мной лежит 5-й том из шеститомного собрания Кнута Гамсуна, в нём имеется довольно объёмная вставка с репродукциями картин Мунка. Из этих картин самой непримечательной является именно «Крик», Но именно эта картина сейчас считается самой дорогой в мире. Мы с Вами, Аллочка, – об искусстве, а «нормальные» люди – о деньгах, ибо только они сейчас всё определяют в мире.

Михаил Молчанов 2   17.04.2019 12:59   Заявить о нарушении
О, вы обратили внимание на важнейший момент- публика должна ничего не знать о предшественниках. Всё новое- это хорошо забытое старое. Чем невежественней публика, тем больший возможен успех или провал. А может быть сила Малевича в том, что чёрной краской он замазал другую, цветную картину, а цвет всё-таки просвечивал в трещинах))

Алла Авдеева   18.04.2019 04:51   Заявить о нарушении
Алла! Я стоял перед «Квадратом». Эти трещины (кракелюры) придают ему своеобразие: видно, что полотно старое. Александр Иванов писал «Явление Христа народу» двадцать лет. Это всем известно. А вот, сколько часов или минут писал свой «Квадрат» Казимир Северинович, не известно никому. Сказано: запретный плод сладок. Не запрещали бы у нас в своё время авангард, не насаждали бы соцреализм, как в своё время картошку Екатерина Великая, и висел бы Малевич спокойненько в каком-нибудь уголке Третьяковки, и никто не обращал бы на него особого внимания. Его современник Эль Лисицкий (тоже супрематист) или голландский Пит Мондриан тоже писали квадраты, круги и прочую геометрию. Но такой шумихи вокруг этих имён нет. У юристов есть термин: Cui prodest? (Cui bono?) – кому выгодно? Вот и в случае с «Квадратом» нужно искать, кому выгодно представлять его шедевром. Небось, «Мону Лизу» никто никогда не «раскручивал» - и так всё понятно! А «публика» во все времена верила в то, что ей «впаривают»! Скажут ей, что какой-нибудь Какашкин – гений, и она будет стоять в километровых очередях, чтобы посмотреть на его творения. А сам Какашкин, которого специально «распиарили», будет смотреть на «любителей живописи» из-за угла, усмехаться в усы и поглаживать в кармане туго набитый кошелёк.

Михаил Молчанов 2   18.04.2019 13:39   Заявить о нарушении
В Иркутске стояли толпой (на улице перед музеем) на выставку пасхальных яиц от Фаберже (владелец Вексельберг) Я даже не пыталась попасть, слышала, что этих яиц гораздо больше по миру катается, чем выпустила мастерская Фаберже. Зато спокойно и бесплатно посмотрела на Реплику Короны Российской Империи в магазине «Алмаз». Народ пришел, но не толпой. Можно было фотографировать и снимать на видео. Невежественные журналисты называли эту корону копией. А это шедевр современных смоленских ювелиров. Якутские алмазы с идеальной огранкой. Огромный, пылающий карбункул, как вишня. Всё настоящее. Вещь сделана по мотивам исторической короны, но копирование в принципе невозможно, каждый камень уникален.

Алла Авдеева   19.04.2019 07:57   Заявить о нарушении
На это произведение написано 8 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.