Есть в мире горное ущелье

Есть в мире горное ущелье:
Там в мутных солнечных лучах
Увидишь храм, услышишь пенье...
Там чёрный молится монах

За тех, кто радости не знает
Среди томительных пустот.
За тех, кто Бога проклинает
И отирает смертный пот.

Я знаю чудного монаха
И храм у бездны на краю.
И я смотрю уже без страха
В жизнь неизбежную свою.


Рецензии
Для меня - это сгусток поэзии! А ещё поэзии и мира, в котором я узнаю черты и картины Лагорио (даже в имени художника присутствуют горы) "Утро", которая много лет была частью одной из наших с мамой комнат, и это:
*И, глубоко внизу чернея,
Как трещина, жилище змея,
Вился излучистый Дарьял,
И Терек, прыгая, как львица
С косматой гривой на хребте,
Ревел,- и горный зверь и птица,
Кружась в лазурной высоте,
Глаголу вод его внимали;
И золотые облака
Из южных стран, издалека
Его на север провожали;
И скалы тесною толпой,
Таинственной дремоты полны,
Над ним склонялись головой,
Следя мелькающие волны* - тут ничего не поделаешь, приходится умещать в себе и это, потому что декламировала когда-то мама, т.к. знала любимую поэму наизусть со школы. И черты места вошли в жизнь.
Такие тени за спиной встали во время чтения Вашего изумительного стихотворения, Олечка! На свету же встал - сам свет. И мутных солнечных лучей, завораживающий, потому что и физический - такой, и тот, что вошёл в чёрного монаха, сделал его неустанным спасателем наших душ в храме у бездны на краю, свет духовный. В этом глубочайший смысл, огромная надежда на спасение детского ума, который, кажется, один на всех бывает, и как поделён на всех ленивых, на всех, ещё слепых духовных. А чёрный монах - это уже концентрация чуда, духовного труда! И вот Вы, такая не-детская, чистая, устойчивая, обладаете столь ясным поэтическим зрением, что достигнуты им и картина этого необыкновенного ущелья и фигура этого чудного монаха. И не случится, не вот-вот уйдёт пелена, благодаря ему, со всех глаз, а всё равно мерещится это.
Поглощена Вашим стихотворением. Думаю, что Вам понятно, почему я пишу *не-детская*. Тут только два случая может быть - неизбежного роста и неизбежного не-роста. Вы, Олечка, человек неизбежного роста - такая и в этом прекрасном стихотворении.

Ирина Безрукова 2   27.11.2016 01:46     Заявить о нарушении
Да, Ирочка, и для меня это совершенно так: и Терек, и Дарьяльское ущелье, и где-то рядом, рукой подать - горный монастырь... Это очень важно, вот эти картины у нас дома на стенах, что именно видит ребёнок... Особенно интересно об этом писала Марина Цветаева. Кажется, она говорила, что в детстве перед её глазами - в гостиной и в детской - постоянно находились "две романтических любви и одно убийство" ( картина "Дуэль А.С. Пушкина", где Пушкин лежит на снегу и зажимает перчаткой рану в боку. А рядом - отброшенный пистолет, и красная кровь поэта на белом). Очень трудно в такой обстановке вырасти не-поэтом... И я вот, Ирочка, иногда расту, иногда - останавливаюсь в росте... Бывает, что и навещает меня чёрный монах - благодаря чудесному рассказу А.П.Чехова! А на самом деле в этом стихотворении я хотела передать свои впечатления от Рима... Там между узких улочек и башен - как будто ущелье... Горит вечерняя звезда, и вот на самом "дне" ущелья, в этом многоярусном фантастическом пейзаже, среди веерообразной зелени пальм и пиний, в островерхой старинной церкви вдруг загорается огонёк, как будто кто-то ходит со свечой... И как будто слышен лязг засова, и монах, одетый по старинному, в капюшоне и со свечой, словно встречает таинственного гостя, опускает и поднимает подъёмный мост... И внезапно наступившая полная темнота (как это всегда бывает на юге) очень мешает рассмотреть подробности... Конечно, со временем мой замысел изменился и сделался более общим и традиционным, обратился к "божественному"... Спасибо, Ирочка, огромное удовольствие Вас читать и слышать!

Ольга Галицкая   27.11.2016 20:13   Заявить о нарушении
Оля! Ваше описание - уже литература! *Там между узких улочек и башен - как будто ущелье... Горит вечерняя звезда, и вот на самом "дне" ущелья, в этом многоярусном фантастическом пейзаже, среди веерообразной зелени пальм и пиний, в островерхой старинной церкви вдруг загорается огонёк, как будто кто-то ходит со свечой...*
Вы потрясающая рассказчица. Действительно, фантастический пейзаж Вы описали, радость момента в том, что и я увидела городскую улицу глубоким ущельем. Моё путешествие с Вами в Рим только что состоялось! Это ж какой силы литературный дар Вам достался, если внушение, сделанное собеседнице, столь велико.
*И как будто слышен лязг засова, и монах, одетый по старинному, в капюшоне и со свечой, словно встречает таинственного гостя, опускает и поднимает подъёмный мост... И внезапно наступившая полная темнота (как это всегда бывает на юге) очень мешает рассмотреть подробности...* Слово *всегда* провело свою границу - прямо передо мной:). Я понимаю, что моя нога не переступит, нигде я не бывала:). Но как же сладко чувствовать имена южанок в моём сердце:) - Ваше имя, путешественница по Риму, необыкновенная Олечка, имя другой необыкновенной женщины - Лейлы Имм, её вести приходили ко мне из Испании! Италия, Испания - в эту минуту у них и другие женские имена:).

Ирина Безрукова 2   27.11.2016 23:26   Заявить о нарушении
Спасибо огромное!Обязательно приду ещё Вас навестить - и насладиться беседой...

Ольга Галицкая   30.11.2016 17:25   Заявить о нарушении
На это произведение написано 5 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.