Экспертный обзор. Олег Бабинов. Июнь-2015

По здешней традиции (какой она мне представляется), несколько общих слов, предваряющих конкретные отзывы.  Современная русская поэзия вращается вокруг оси с двумя полюсами. На одном полюсе «поэзия – это езда в незнаемое», на другом – всё новое уже придумано до нас, незнаемое закончилось, есть только несколько привычных тем и, применительно к рифмованной поэзии, скоро все неиспользованные рифмы закончатся. При том «езда в незнаемое» часто оказывается открытием заново троп, протоптанных русским авангардом и русским андеграундом, то есть около ста и 40-50 лет назад. А традиционализм оказывается, в худшем случае, повторением прозаической и  бытописательной зрело-советской поэзии, где поэт, как турок на диванной подушке, восседает на объективной и познаваемой реальности, данной нам в ощущениях. В лучшем (хотя, в лучшем ли?) случае, традиционалист завязывает на шее стихотворения декадентский галстук (увы, галстук часто оказывается сделан из советского кремплена).
Как вы, скорее всего, уже поняли, мне ближе «езда в незнаемое», хотя, цитируя того же Маяковского, «отца обливать керосином» мне представляется несправедливым и обречённым занятием. После распада СССР и неизбежного вслед за ним распада андеграунда мы выходим из 25-летия безвременья разрозненным, атомизированным караван-сараем, где каждый тащит свой тюк. Чирикают воробьи, кричат ослы и верблюды, лают собаки, купцы договариваются о пока ещё жалких барышах за нехитрый товар. И где-то в углу (хех, ассоциация!) плачет ребёнок (хех, следующая!).
Интернет, социальные сети и такие форумы, как стихира, превратили мир поэзии в мир хаоса, в котором многим пишущим стихи по силам найти себе, по словам молодого Бродского (цитирую по памяти), полсотни верных читателей. И в этом хаосе особенно ценны для меня такие стихи, где видна индивидуальность автора – свой, не похожий на другие взгляд на себя и на мир. Мне по душе неожиданные повороты сюжетной линии, мощные концовки, яркие образы и метафоры. Это может встречаться в стихах как модернистских, так и реалистических. И ещё – я очень люблю в стихах иронию как способ связи между разными, часто удалёнными или кажимо несовместимыми составными частями реальности. Пожалуй, главный критерий для меня – это изменение моей реальности после прочтения чужого стиха, открытие новых связей между предметами, явлениями и впечатлениями.
Заключительное общее замечание. Практически треть представленных в лонге стихотворений – либо явно ностальгического характера (часто это ностальгические воспоминания о советском детстве, советской юности, просто о детстве или юности), либо в них присутствуют ностальгические образы, относящиеся к детству («Танин мячик», «игрушка-пёс») или молодости («Анечка невозможная»).  То ли у многих нынешних поэтов зрелый поэтический возраст, то ли взгляду, обращённому назад, открываются виды более приятные, чем взглядам, обращённым вокруг и вперёд. В большинстве случаев ностальгические стихи симпатичны мне своей искренностью и правдивостью, но судить я их буду по тем же принципам, что и прочие стихи.
Итак...


1. ВИКТОРИЯ ТОКАРЕВА «В твоей комнате»
http://www.stihi.ru/2015/04/14/870 номинатор Зиновий Антонов

В касаньях этих нервных, осторожных
К шершавым, скользким, в рубчик, ворсяным
поверхностям
ищу то чувство кожи
Твоей прозрачной, ластившейся к ним.
Абсурдный тезис, знаю -
что нет мягче, светлей покровов
Пленных для души.
О, пелена дурмана!
Танин мячик -
Сердечко в речке
под названьем "жизнь".
Вода темна и сердце цепенеет,
И лёд
волны - его холодный пот.
Нелепо думать, будто я сумею
Стать чище, завернув в водоворот.
Нет, никакие, право, ароматы
С меня не смоют зыбкого огня
Прикосновенья к этим отпечаткам
Тебя - такой отличной от меня.

Подушки пальцев чутки и упруги,
И влажны в ожиданье новых встреч.
Я никогда тебе не буду другом.
Но не о дружбе между нами речь.

Возможно, моему восприятию этого стихотворения помешала авторская неритмическая разбивка на строчки и произвольный подход к пунктуации и использованию заглавных букв. «Стать чище, завернув в водоворот»,  «ароматы с меня не смоют зыбкого огня» - интересные, но, на мой вгляд, неудачные, неуклюжие подходы к снаряду метафоры. Думал сказать то же самое о влажных подушках пальцев «в ожиданье новых встреч» (влажнеют-то «в ожиданье» ладони от волнения), но вдруг подумал, что в поэтической традиции Сапфо, наверно, можно представить себе эротическую ситуацию, когда в ожиданьи (эх, я бы всё-таки исправил падежное окончание!) встреч в результате определенных манипуляций влажны подушки пальцев («стихотворение обращено к женщине, но тут, похоже, не лирический герой, а лирическая героиня!» - догадался Штирлиц). Ну да, и тогда понятно, почему «не о дружбе между нами речь».
Впрочем, есть и очень удачная метафора:
Танин мячик -
Сердечко в речке
под названьем "жизнь".
Однако, в целом, сочетание нарочито оригинальных образов с «пеленой дурмана» и «покровами, пленными для души» (я изменил орфографию... или всё же «покровами Пленных для души»?) действует на меня отталкивающе.


2. ОЛЬГА СУХАНОВА «Цыганская песенка»
http://www.stihi.ru/2015/03/09/1021 отборочный тур

Мне шестнадцать, я с гитарой распеваю в электричке.
Пальцы ловки, голос звонок, мне неплохо подают.
Лето, жарко, настежь окна. Стук колес в дорогу кличет.
Паренек с тремя щенками собирает на приют.
Струны всхлипывают горько, люди замерли – ни звука.
Что ты, девочка, затихла? Спой да сердце растрави.
И пою романс надрывный про любовь и про разлуку,
Ничего еще не зная о разлуке и любви.

Мне за сорок, я украдкой распиваю в электричке.
Лето, жарко, настежь окна. Банка спрятана в пакет.
…не в грохочущем вагоне, а в цыганской вольной бричке, -
Платье драное в оборках, степь, свобода да рассвет.
Про любовь давно все знаю. Шрам на сердце, шов под грудью.
Говорят, едва успели. Так и ноет – не унять.
Про разлуку знаю тоже. Снова камень на распутье,
Снова разные дороги. Расставаться, провожать.
Расстояние да время, километры и недели,
Плакать, ждать, бродить ночами у обрыва на краю.
Вдруг забыл и не вернется? Думать: "Зря тогда успели".
Все я знаю про разлуку. Песен больше не пою.

Кажимо простое, построенное на глаголах стихотворение (каюсь, что при первом прочтении оно показалось мне слишком простым: «ну вот, опять стихи о растраченных годах, да ещё и с цыганщиной...»). Короткие предложения. Глагольные рифмы. Чёткий ритм – гитара или стук вагонных колёс? И вдруг – неожиданный сюжетный поворот. И что это – видение задремавшей пассажирки (жара, тёплое пиво), внезапно объяснившее её жизнь, или выход в параллельную реальность? Прекрасное стихотворение – и один из моих личных фаворитов в этом лонг-листе.


3. ВИКТОР КАЛЬСИН «Встретимся под березами»
http://www.stihi.ru/2014/10/22/6644 отборочный тур

Встретились под берёзами:  роща в просветах солнечных
полна щебетанья, шелеста, жучков, муравьиных радостей,
жизней больших и маленьких, лёгкая и воздушная, 
шумит в осиянном мареве июньского равновесия.
   Вслух говорю: "Здравствуйте!", - думаю сам,- "Надо ли?" –
ведь если и есть там слышимость, вряд ли акустика скромная
соперничать в силах в звонкости с чистым сердечным импульсом,
чтоб одолеть беспамятство.
   Да, землячки, здравствуйте:
милые проживатели, - пыли, щедрот, щей,  самогона хлебатели, -
той же землёй мы кормимся, вы родники лелеяли – не истекла вода,
и тропами вами торёными ходим еще по ягоды.
   Жизнь только словом новая, скрипом скрипит давешним, мелет свою муку.
Не говорю "до скорого" – мера не вышла времени.
Вечером будет хариус гнать по струе звезду.
Без обещанья праздника, будничны наши таинства, всё-то надеждой тешимся –
встретимся, под берёзами.

Задумка интересная, и есть удачные образы – «пыли, щедрот, щей,  самогона хлебатели», «жизнь только словом новая, скрипом скрипит давешним, мелет свою муку», «вечером будет хариус гнать по струе звезду». Но, в отличие от предыдущего стиха, здесь слишком много тёмной речи и неоправданных длиннот, в которых части слабо связаны друг с другом: «Без обещанья праздника, будничны наши таинства, всё-то надеждой тешимся» (праздника-то не обещали, а чё это мы тешимся? А нужна ли в этой строке первая запятая?). Или вот такая строфа:
Вслух говорю: "Здравствуйте!", - думаю сам,- "Надо ли?" –
ведь если и есть там слышимость, вряд ли акустика скромная
соперничать в силах в звонкости с чистым сердечным импульсом,
чтоб одолеть беспамятство.
И «слышимость», и «звонкость», и «беспамятство», и тем более «акустика» с «импульсом» выпирают из размера, ритма и замысла, как диплом об окончании партийных курсов из кармана председателя колхоза. А вот мысль в этой строфе-предложении потерялась, увы. И очень хочется спросить автора: а что это такое – «муравьиные радости»?


4. АРТЁМ КОНЯХИН «я провожаю снег...»
http://www.stihi.ru/2014/01/05/12045 отборочный тур

я провожаю снег в серое небо,
тихо читаю снежинкам слова молебна.
сколько, сколько, сколько – не сосчитать,
я загибаю пальцы – потом опять.

я вышел во двор – маленький, мне 5 лет -
смотреть на слезящийся с неба балет.
очередная узорница падает на рукав пальто,
я гляжу на переплетенья – но всё не то:

правильность белых линий не повторяется,
я удивлён, не согласен, мне это не нравится,
а белые балеринки, словно смеясь,
тонкими ножками затвердевают в новую вязь.

в руку беру карандаш – небоскрёб лилипутов -
есть у меня одна или две минуты,
пока осторожным дыханием неторопливым
я не сотру до капли снега мотивы.

рисую на желтоватых страницах блокнота
то ли пьяную мельницу Дон Кихота,
то ли изрезанную страхом звезду Давида -
я ещё маленький – мне это не видно.

блокнот мне достался от старшего брата,
наше детство уже не вернуть обратно,
и даже чёрное бабушкино пальто,
сколько ни лови на него узорниц – уже не то.

Первая строка очень интригует – «Я провожаю снег в серое небо». Но не оправдывает ожиданий. Снег во всех остальных строчках идёт, как и полагается, сверху вниз. Так что не понятно, к чему такой задел.
Опять-таки, есть удачные образы – «слезящийся с неба балет», «узорницы». Но трудно представить себе пятилетнего мальчика, который знает и «слова молебна» (этому вообще-то в духовных семинариях обучают; может быть, речь идет о молитве, а не молебне?), и про лилипутов, Дон Кихота и звезду Давида. А почему карандаш – небоскрёб лилипутов? Почему мельница Дон Кихота пьяная? Почему звезда Давида изрезана страхом?
Эти образы могли бы быть новыми, интересными и преображающими реальность читателя, если бы оказались во взаимосвязи с другими частями стихотворения, но связи представляются мне слишком слабыми.
И, наконец, заключительная строфа! Ладно, блокнот (не игрушка, не одежда, не велосипед), наверно, может остаться от старшего брата (старший брат мог уехать, вырасти из блокнота, утратить интерес к рисованию и т.д.). Вторая строчка просто банальна («наше детство уже не вернуть обратно»). Кстати, «вернуть обратно» - не масло масляное ли? Но вот «пальто» - «не то» в двустишии, это уже слишком – «хорошо быть девушкой в розовом пальто! Можно и не в розовом, но уже не то».


5. МАРГАРИТА КРЫМСКАЯ «И вдруг всему становишься чужим...»
http://www.stihi.ru/2014/09/18/6887 отборочный тур

…И вдруг всему становишься чужим,
Как будто жил доселе понарошку…
Косятся недоверчиво чижи,
Ещё вчера клевавшие с ладошки;

Дворовый кот испуганно шипит,
Как будто привидением поглажен;
На клумбе выбираются шипы
Из розово-зелёных камуфляжей;

А ветер потрясает пиджаком,
Как будто только тень в него одета…
И ты идёшь продрогшим чужаком
На встречу с ней, чужой по всем приметам.

Они не лгут: скамья пуста, в пыли;
Не плача о судьбе своей тряпичной,
Игрушка-пёс валяется вдали;
И близко небо… Ближе, чем обычно…

А вот это стихотворение несмотря на яркие, оригинальные образы («косятся недоверчиво чижи», «пёс... привидением поглажен», «на клумбе выбираются шипы из розово-зелёных камуфляжей», «ветер потрясает пиджаком») представляется недоделанным, черновым. Такое бывает, когда пишешь нечто для тебя важное на одном дыхании и выкладываешь, не дав стиху отлежаться, не отредактировав его, как следует. Сам грешен. В итоге в четырех катренах три раза попадается «как-будто» (только в последнем оно отсутствует), и непонятно к кому («к ней, чужой по всем приметам») идёт лирический герой – к тени, упоминаемой в предыдущем предложении, или к любимой (некогда, ещё совсем недавно?) женщине. Если верно последнее, то, возможно, стоило бы попробовать – «и ты идёшь продрогшим чужаком на встречу с той, чужой по всем приметам»?
Кандидат в мой шорт, но по причине шероховатостей недоделанности и шероховатостей может в него не попасть.


6. ВАЛЕРИЙ ПОЛАНД «Гаммы» 
http://www.stihi.ru/2013/04/09/2147 отборочный тур для резидентов

Присядем на дорожку вместе,
Ждет лифт, закончились слова,
Старушки на своем насесте
Уже включили жернова.
Давно на старте чемоданы,
Горит зелёный из страны...

Как хочется дослушать гаммы,
Звучащие из-за стены.

Ещё одно ностальгическое стихотворение. Ясно, что речь идёт не об отъезде современной российской семьи на испанский или турецкий курорт, а об эмиграции в те далёкие уже годы, когда отъезд подразумевал полный и окончательный разрыв с родиной («горит зелёный из страны», «старушки на своём насесте уже включили жернова»). И вот это – «присядем на дорожку вместе» - к кому оно обращено, это «вместе»? Только ли к другим отъезжающим или к провожающим дорогим людям тоже? Щемящая и схлопывающая тему, мастерская концовка.
Это стихотворение должно быть в шорте.


7. АЛЁНА РЫЧКОВА «Птица сорока зим»
http://www.stihi.ru/2015/05/17/1897 отборочный тур для резидентов

Птицу сорока; зим как мне узнать в лицо?
Птица сорока зим носит чужих птенцов.
Мимо гранитных скал,
Мимо сухих осин.
Птица сорока зим, где мой пернатый сын?
«В царстве безликих снов
Чахнет неспелый хлеб.
Там, посреди лесов
В дом, что окошком слеп,
Бьюсь я крылом в ночи.
Здесь кукушонку зреть –
Пёрышки у печи
Чистить, в окно смотреть.
Помнить тебя едва…»
Дом порождает дым,
В меленке жернова
Воспроизводят хруст –
Песни сорока уст
Птицы сороказим.

When forty winters shall besiege thy brow… «Когда минует сорок зим» (мне перевод Гандельсмана шекспировского сонета № 2 нравится больше маршаковского). Но там, где у Шекспира и Гандельсмана утвердительное «Моё дитя перед тобой прекрасное – и я оправдан им», у автора этого стиха вопрос – «Где мой пернатый сын?». Грустное, волшебное, прекрасное и, простите меня, автор, за каламбур, улётное стихотворение.


8. ЕЛЕНА СЛОБОДСКАЯ «Горизонт»
http://www.stihi.ru/2015/06/02/8228 отборочный тур для резидентов

Не зажигай в вечерней бане свет, -
окно глядит на запад - по канонам.
На небе, по невидимому склону,
одноколесный мчит велосипед.

Слегка ворчит покладистая печь, -
многоголовый огненный детёныш
пригрет в груди. Он сыт. Его всего лишь
тебе придётся тщательно стеречь.

Плесни воды из медного ковша,
и зашипят встревоженно каменья.
Белёсый пар рубахою нательной
опустится на плечи не спеша.

И в воздухе, который не вдохнуть,
а выдохнуть, тем более не в силах,
заговорят древесные распилы,
вода, смола и каменная суть.

Попробуй разглядеть, что там, в углу,
застыв на слабых нитях паутины,
висит комар. Его сухую спину
продело время в вечную иглу.

А за окошком шает горизонт.
В одно мгновенье черная заслонка
закроет свет. На выгоревшей кромке
погаснет ослепительный узор.

Не различить знакомые места.
Превозмогая небо, тьму и время,
побеленные старые деревья
несут пролёт вселенского моста.

И ещё один мой персональный фаворит. Хотя бы за эту строфу:
Попробуй разглядеть, что там, в углу,
застыв на слабых нитях паутины,
висит комар. Его сухую спину
продело время в вечную иглу.
Или за эти строчки:
побеленные старые деревья
несут пролёт вселенского моста.


9. АНДРЕЙ ПШЕНКО «Сестричка»
http://www.stihi.ru/2013/05/18/1268 отборочный тур для резидентов

А белее - ну разве зима...
Вновь в халате сестричка из новых
Пациентов лишает ума
Бестолковых

Всех делов-то - колёса раздать
Со второго - попасть-таки в вену
Отчитаться в журнале и ждать
Пересменок

Всех делов - в чехарде её смен
Откликаться на имя Наташа
Говорить, что не страшно совсем
Если страшно

*****

Как тошнит от больничных гостей...
Забери... не люблю апельсины
И смотреть на меня так не смей -
Я ведь сильный

Положи мне ладони на грудь
Дай разряд чтобы выгнулось тело

Просто рядом, сестра моя, будь
В самом белом

Тот самый случай, когда бытописание (в данном случае, описание больничного быта) оборачивается совершеннейшей метафизикой, а неопытная «сестричка», про которую мы и не знаем ничего, обращается ангелом-хранителем. Ещё один кандидат в мой шорт.


10. ЕВГЕНИЙ ПЛАТОНОВ «Две монеты»
http://www.stihi.ru/2013/02/21/5794 отборочный тур для резидентов

Где звёзды коснулись земли,
цветы на воде расцвели,
и ночь не боится рассвета;
где млечная речка чиста,
в дрожащее небо, с моста,
упали две наши монеты.

Идёшь по земле не спеша,
но что-то подскажет душа,
и выведет к речке кривая.
И бросишь монету во тьму,
и скажешь себе самому:
ведь всякое в жизни бывает...

Бывает, поднимешь глаза –
как прежде, мигает пульсар.
Монеты блестят среди прочих...
В созвездиях Пса и Кота.
А правда их жизни проста –
они меж собою – не очень...

Ну, да, «всякое в жизни бывает». А всё остальное, как две монеты «меж собою» - «не очень».


11. МНЕВИС «FM радио-стансы»
http://www.stihi.ru/2013/10/21/9265 отборочный тур для резидентов (квота Петры Калугиной)

боюсь  на-найцев  ещё  скулящих
порой  в  эфире  странноприимном
пунктиром  фоном  байдой  но  чаще
пережитому  ностальго-гимном

вжимаясь  в  кресло  таксомотора
боюсь  услышать  упала  шляпа
боюсь  вернуться  тем  паче  скоро
нет  не  к  Фаине  к  былому  в  лапы

да  были  песни  ещё  какие
о  птица-юность  сладкоголоса
не  обольщаясь  зелёным  змием
клюёт  где  может  чужое  просо

не  пробуждай  ни  воспоминаний
ни  остального  что  миновало
не  возвратиться  ни  в  Портленд  славный
ни  к  тем  кто  смог  бы  начать  с  начала

в  года  весёлые  и  глухие
совсем  пропащий  средь  волн  и  в  гуще
частот  приветствуй  их  как  Марии
или  троянцам  свой  дар  несущих

сентиментальной  ответь  слезою
смущённым  всхлипом  насмешкой  быстрой
и  мастодонтом  из  мезозоя
прими  Кобзона  контрольный  выстрел

Любопытное и ироничное стихотворение. Ироничное и потому уже симпатичное мне. Остроумное сравнение волн и частот с волхвами и ахейцами. Но... Но, пожалуй, и всё. Увы, не испытываю симпатий ни к группе На-На, ни к Кобзону.


12. ОЛЬГА ХВОРОСТ «Стих про Мэри и её таксу»
http://www.stihi.ru/2015/03/09/3219 отборочный тур для резидентов (квота Ирины Грановской)

Долговязая Мэри в резиновах ботах
не любила часами сидеть у окна,
а напротив, любила в любую погоду
из Вест-Энда в Гайд Парк совершать променад.

С ней гуляла собака по имени Лакки,
длиннотелая, словно Вестминстерский мост;
там где зубы, там морда была у собаки,
а с другой стороны, соответственно, хвост.

Морда шла за хозяйкой дорогой знакомой
мимо пабов, кофеен и ярких витрин,
в это время и хвост выдвигался из дома,
чтобы тоже развеять прогулкою сплин. 

Если морда по парку круги нарезала
и гоняла котов от угла до угла,
то, чем хвост занимался в районе вокзала,
даже Мэри представить себе не могла.

Погуляв, возвращалась домой вместе с мордой,
звонким лаем пугавшей окрестных собак,
и всегда им навстречу, любуясь природой,
чинно шествовал хвост, направлявшийся в парк.

Так, сквозь смог отмотав три английские  мили
по брусчатке дорог и по мокрым кустам,
боты сняв наконец, Мэри морду кормила
и ждала возвращенья с прогулки хвоста.

Только хвост не давал ей забыться в релаксе -
в приключения попой влипал каждый раз...
так и жили хозяйка с породистой таксой,
что была самой длинной из лондонских такс.

Прочитал этот стих своему семилетнему сыну. Ему понравилось. Он только не понял, что такое «релакс» (пришлось объяснить) и какие приключения могут быть у попы (пришлось применить смекалку и объяснить). Показалось, что без «приключений попой» у автора получился бы замечательный детский стих, но также показалось, что ради «приключений попой» он весь и задумывался.


13. АЛЁНА ЛЁШИНА «Её закон»
http://www.stihi.ru/2015/04/08/1909 отборочный тур для резидентов (квота Полины Орынянской)

вот девочка,
пришедшая звучать,
её слова пронзительны и кратки,
её закон - загадывать загадки
себе самой и всем,
на ком печать
всевышнего,
черны её глаза,
а голос -  выше трелей человечьих,
она на звук приманивает вечность,
и вечности всегда есть что сказать
через неё...

пришедшая любить,
вот девушка, её опасны руки,
её закон – смятенье и разлуки,
ей – горевать,
и через это – быть,

вот женщина,
решившая молчать
о девочке, о вечности, звучащей
внутри нее - все чаще, чаще, чаще,
её закон – молчания печаль

но вечность прорастает, как трава, -
бесстыжая,
бессмысленная даже...   

она еще надеется, что скажет,
и, может быть, поэтому - жива

Видимо, нет на мне печати Всевышнего. «Голос выше трелей человечьих», «опасные руки» девушки, бесстыжая и бессмысленная трава мне активно не нравятся.


14. МАРИНА ВИКТОРОВА "Старое кино"
http://www.stihi.ru/2015/03/17/6630 номинатор Инга Сташевска

Я в память залезаю, словно вор,
украдкою пошарить по кармашкам,
и нахожу в ней утро, старый двор,
вот папа в накрахмаленной рубашке,

вот в классики играю (это - класс!),
туфлёю, перепачканною глиной,
подпрыгивая (ррраз!, ещё раз - ррраз!),
подталкиваю банку с вазелином. 

Вот паруса постельного белья,
вздымаясь, ловят солнечные блики
под зорким оком няни - от жулья!- ,               
вот рядом спят два пупса луноликих.

Пшеном старушка кормит голубей,
сосед с сынишкой мастерят скворечню, 
и "треск" из общих кухонь, хоть убей,
о чём угодно, только не о вечном.

В окне на первом - сипнет патефон,
на третьем  - в ржавых гаммах стонет скрипка,
и рыжий парень, солнцем ослеплён,         
пускает дым колечками с улыбкой.

Вот старая песочница под снос,
где маленькой в куличики играла, 
а вот соседский беспородный пёс
с весёлым лаем мчится за "Уралом",
 
и, кажется, сорвусь за ними вслед,
обратно, в майский день шестидесятых...
Но в детство, на повтор, билетов нет.               
И только эхо от хлопушки вторит: "Снято."

К сожалению, и этот симпатичный ностальгический стих не открывает для меня ничего нового. Да, «в детство, на повтор, билетов нет» (а у другого автора нашего лонга было «детство уже не вернуть обратно»). Это глубокая и неожиданная мысль. К сожалению, в отличие от, например, самойловского «Выезда» стихотворение перегружено деталями, чтобы вызвать вневременное, смыкающее десятилетия и эпохи сопереживание. Моё детство прошло в семидесятых и начале восьмидесятых, в другой местности и, очевидно, в иной социальной среде. В нём были и мне запомнились другие детали.


15. АГРАФЕНА БРУСНИКИНА "Неделя прошла"
http://www.stihi.ru/2014/11/24/3767 номинатор Инга Сташевска

Мальчик дошкольник серьезно :"Мам, я не женюсь!"
Мальчику школьнику мама:"ступай осторожно
- ой, гололед".

Гололед - это новой зимы
платье с того короля - но зато как свободо!
 
Я забываю холодные окна помыть.
Лень....
а ведь дома практически нет небосвода.
Дома не скользко, не шумно, не детско и не
хочется  рваться подобно рябиновым бусам,
падая в мокрый, бесчувственно-пагубный снег.

Старший споткнулся, а младший на ком-то женился
в детском саду и на ярусе верхнем проснулся -
так мне сказала соседская дочка вчера.
Я не видала мальчишек и маму их вроде
с прошлой недели.

Неделя тихонько прошла
мимо меня и озябших коряжек-уродин.

В одном из стихотворений уже была бессмысленная трава, в этом – «бесчувственно-пагубный снег». И вновь, стих для «тех, на ком всевышнего печать». «Гололед - это новой зимы платье с того короля - но зато как свободо!» (видимо, опечатка в последнем слове и должно быть «свободно»). Не уверен, что подобные метафоры работают на мне (да, лёд «голый» и король голый), но слишком витиевато. «Неделя тихонько прошла мимо меня и озябших коряжек-уродин» - это желание быть японцем, как мне показалось.


16. ПАВЕЛ ШИВЕРОВ "Антара"
http://www.stihi.ru/2015/07/29/2677 номинатор Александр Фральцов

если кровь моя стоит того,
чтоб идти по осколкам империй.
если ветер творит чудеса,
раздувая огонь и сдувая.
если камень до блеска отточен волнами сухих океанов...
значит время пришло разувайся и слушай, что было,
что будет, что есть.
у трёх братьев был только кувшин,
у царя есть одна лишь корона,
завтра алым цветком разойдётся захваченный дом.
если мы помолчим,
мы увидим, что было, что будет,
если мы говорим, значит, время пришло говорить.
значит видели мы, значит слышали холод пустыни.
значит солнце зашло, а луна уже не вознеслась.
значит город во мрак погрузился и спит беспокойно.
а на том берегу голоса... голоса... голоса...
так открыто смотри. в ночь, в пустыню, в зеркальные тучи.
не пугайся, будь бодр. всё будет, всё было, всё есть.
бесконечное время и то обязательно сгинет.
так напишем себе эпитафии, чтобы проснуться.
так сломаем хребет пожелтевшему строю песков.
там в далёких пустынях мы тоже встаём и ложимся,
будто солнце ложится и будто восходит луна.

«Антара» – это Антара ибн Шаддад? Судя по частому упоминанию песков, пустыни, «сухих океанов», видимо, это так.
И снова стихотворение для тех, «на ком печать всевышнего». То есть не для меня.


17. АЛЕКСАНДРА ГЕРАСИМОВА "всё сущее случится невпопад"
http://www.stihi.ru/2015/06/02/3631  номинатор Александр Фральцов

всё сущее случится невпопад
меж сот булыжных пробежит тропа
ручейный плеск падёт в морские руки
сыновний в них рассеивая пыл

за ветхой зазевавшейся калиткой
распустят ветви белый свет на нитки
и завязи сощурят близоруко
на кортик-парус что едва отплыл

и тем нежданней звук коснётся звука
рука руки – две нежности друг друга
тем нерушимей воплотится слово
в немыслимую слуху новь и явь

и отболит несказанное прежде
и терпкий сок сладчающей черешни
прольётся младовинно и пунцово
под весом несладимостей и клятв

И ещё одно «кино не для всех», а для «опечатанных всевышним», но более тонкой работы, узорной чеканки, в которой чувствуется рука мастера. «и терпкий сок сладчающей черешни прольётся младовинно и пунцово под весом несладимостей и клятв» - это даже очень красиво, особенно «сладчающая черешня». Но, во-первых, «сладчающая», «младовинно» и «несладимости» в трёх соседних строчках – явный перебор в количестве завитушек, на мой вкус. А, во-вторых, тут, видимо, что-то личное зашифровано (и «несладимость» - она от несладкого или нескладываемого?), но зашифровано настолько крепко, что расшифровать месседж мне не удалось.


18. ZHAРПТЁНОК "будут стоять и смотреть"
http://www.stihi.ru/2015/01/20/10203 номинатор Алексей Исхаков

Они будут стоять и смотреть.
Ждать, пока упадёшь.
Вот их радость - увидеть,
Что ближний в грязи и в дерьме.

Они будут скучать и курить,
И плевать, и зевать, и рычать,
Пить твой пот, как вино.
Они станут дышать твоим ртом,
Мерять платье, трусы и носки,
Ты споткнёшься - не только руки,
Даже палки не жди -
Им противен твой вид, их тошнит
От твоих трепыханий,
Им хочется горя и слёз -
И дождутся они.

Когда солнце погаснет,
Когда твои свечи сгорят,
Медный таз станет крышей твоей -
Вот тогда они скажут -
Мы знали! Всё к этому шло!
Что дорожка кривая - она привела к тупику.
Эти крылья, короткие, слабые -
Как они сподоблялись лететь?
Это сердце - пропащее, чёрное -
Как оно умудрялось любить?
И глаза - как бесстыжие эти глаза
Ухитрялись сиять?...

Вот тогда - улыбнись.
Вот тогда - затанцуй и воспой.
Из дерьма - подари им свой свет.
И тепло. Подари свой неправедный жар -
Пусть горят. Пусть живут.
За тебя, за себя,
За Того,
Кто ещё не упал.

Вот тот самый декаданс через постсоветскую призму, о котором я писал во вступлении. Я бы сформулировал тему как «Проклятый Поэт и тупое быдло». «Они будут... пить твой пот, как вино»... Мне ближе гребенщиковское – «они съедят твою плоть, как хлеб, и выпьют кровь, как вино, и, взяв три рубля на такси, они отправятся к новым победам». И, конечно, «из дерьма – подари им свой свет». Увы, мой житейский опыт убеждает меня, что из дерьма происходит только дерьмо, а вот свет – вряд ли.


19. БЕРТА ЛУЧЕВА «она живёт в деревне, где трава...»
http://www.stihi.ru/2015/06/01/6827 номинатор Зиновий Антонов

по случаю a.

она живёт в деревне, где трава
скорее суть, чем фон существованья,
где ласточки на сквозняке вайфая
щебечут англосакские слова.
ей двадцать два
и тень отца лишь тень,
и цвет её волос так нежно розов,
как небо по рождественским прогнозам,
когда под небом бледная нева.
рукав всегда длиннее чем рука,
а пальцы рук породисты и тонки
у дочери, у первого ребенка
рисунок век, прожилка у виска...
когда в деревне ходишь по мосткам,
засмотришься на водоросли. там
увидишь лиц и птиц, и отражений
слияние с чужим напополам.
в деревне бог... еси на небеси,
расправь над ними ангельские крылья,
чтоб снег зимой, а летом комары,
чтоб никаких особенных волнений,
и тень была легка и тень от тени

Как и в случае с «Всё сущее случится невпопад», это стихотворение представляется мне весьма мастерски зашифрованным посланием (мне кажется, сам автор намекает на это, обращая внимание читателя на то, что стих написан «по случаю а»). Конечно, к Бродскому оно никакого отношения не имеет – разве что богом, деревней и пятистопным ямбом.
Тут я заметил, что добрая половина текстов в этом лонге написано пятистопным ямбом. Эдакий модный размерчик.
К сожалению, ключом от такого шифра я не владею:
она живёт в деревне, где трава
скорее суть, чем фон существованья,
где ласточки на сквозняке вайфая
щебечут англосакские слова.


20. ШИНХИС « *** »
http://www.stihi.ru/2015/06/03/8990 номинатор Алексей Исхаков

                Ридре, Фобо, Мюэлзу.    
                (К роману С. Дилэни «Вавилон-17»)

Увидеть – и сказать, облечь в слова
То, что дрожит в чужой, немой гортани.
Молчание вдруг яркой фразой станет,
Осмысленной – нет лучше волшебства.
Слова сплетая в образы легко,
Швыряя горсти в сумасшедший город,
В огромный мир, что надвое расколот,
А за спиной – да ладно, ничего.
А за спиной – сожженные мосты,
Рассыпанные в космосе планеты,
И рифмы, что струятся пестрой лентой
Сквозь пустоту, сквозь море пустоты,
Где лижет берега седой прибой,
Смывая в тишину следы крушений,
Слова плывут меж Этими и Теми,
Плывут, даря надежду и покой
И возводя сгоревшие мосты,
Латая раны прошлых эпидемий.
Хранить в словах не сбывшееся время –
О, не сложней, чем в стазисе цветы. 
Привычней тверди – рубка корабля,
Понятных знаков горсть – любые шифры.
Те, кто с тобой... Вы безнадежно живы,
Друг другу настоящее даря,
Даря тепло, касанье рук и слов,
Защиту,  смех, свои секреты, слезы...
Я, Я и Я в итоге – Мы. Все просто,
И дом плывет среди других домов,
И за обшивкой тает пустота,
Миры на луч нанизаны, как четки,
Дороги – чуть намечены, нечетки,
Как гладь пока что белого листа.

Главная героиня романа «Вавилон-17» Ридра Вонг является одновременно красавицей, капитаном звездолёта, поэтом и телепатом. Шестидесятые, когда был написан роман, были очень молодой по духу времени, молодёжной эпохой, рождавшей именно такие яркие, блестящие, молодёжные образы. Мы, конечно, говорим о произведениях, но здесь мне хочется сказать и об авторе, который видится мне человеком молодым (как минимум, в душе). Способным на полном серьёзе выдавать такие образы, как «сумасшедший город», «огромный мир, что надвое расколот», «сквозь пустоту, сквозь море пустоты», «седой прибой»,  «возводя сгоревшие мосты», и, наконец, «смывая в тишину следы крушений» (sic!). Молодости свойственна патетичность вследствие ощущения уникальной значимости собственного существования. Я же человек немолодой и мне сложно уже воспринимать всерьёз такое:
Хранить в словах не сбывшееся (sic!) время –
О, не сложней, чем в стазисе цветы. 


21. ДМИТРИЙ МУРЗИН «Мама, мне снилось поле»
http://www.stihi.ru/2015/06/02/7562 номинатор «Термитник поэзии»

***
Мама, мне снилось поле,
В поле гуляла пуля.
Было ей там раздолье
Было ей там июлье.

Было ей там раздолье,
Было чем поживиться.
Птицы ушли в подполье.
Люди стали как птицы.

Мама, мне снилось лето,
Пчёлы, солнце в зените,
Первая сигарета,
Прожжённый свитер.

Старая радиола,
Бал выпускной и танцы…
Мама, мне снилась школа…
К чему покойники снятся?

Странное ощущение от прочтения стихотворения. Как будто у первых двух строф должно быть другое продолжение, а третья и четвёртая представляют собой самостоятельное произведение, причём классное:
Мама, мне снилось лето,
Пчёлы, солнце в зените,
Первая сигарета,
Прожжённый свитер.

Старая радиола,
Бал выпускной и танцы…
Мама, мне снилась школа…
К чему покойники снятся?

В этом виде стих попал бы в мой шорт, а так, увы, нет.


22. ИЗ БУРГОСА «Бруно Шульц»
http://www.stihi.ru/2015/04/20/1638 номинатор «Термитник поэзии»

Вне прошлого и зелени обоев,
вне клавесина летних вечеров
услышишь звук старинного гобоя
и руки целовать себе готов

от нежности к чему-то неотсюда,
что вписана как дремлющий мотив
в кустарную керамику посуды
и всякий домотканый примитив.

Ты - весь внутри, а смерть стоит снаружи,
и этим обеспечивая фон,
роняет молоточки зимней стужи
на самых точных буквиц ксилофон.

Ни слова зря, ни слова больше мимо,
печально всё, всего на свете жаль -
горчит под слоем сахарного грима
ветхозаветной мудрости миндаль.

Сложнейшая тема, в основе которой трагическая судьба замечательного польско-еврейского писателя и художника, убитого нацистами в дрогобычском гетто в 1942 году. Но стихотворение больше, чем о судьбе конкретного художника. Оно о стыке творчества, жизни и смерти. Обречённости, но и вечности творчества. И тема раскрыта нелобово, личностно, экзистенциально («Ты – весь внутри, а смерть стоит снаружи»). И как же это правильно – «ни слова зря, ни слова больше мимо»!
Стихотворение всё и целиком прекрасно и один из моих фаворитов в шорте, но вот эти строчки, вот эти две строчки – какой блеск! –
Ни слова зря, ни слова больше мимо,
печально всё, всего на свете жаль.


23. ВАДИМ ВАДИМОВИЧ СЕДОВ «Закрывая тему на веки вечные...»
http://www.stihi.ru/2013/09/25/200 номинатор Наталья Крофтс

Закрывая тему на веки вечные,
опуская веки на темень млечную,
ускользая в которую шельмой меченой,
мне сказать уже совершенно нечего

сверх того, что тысячу раз говорено
о пути единого в поле воина
к потемневшим окнам, дверям затворенным
там, где девушка пела в церковном хоре нам.

Развернулись листья. Весна под окнами
отметалась лисьим щенком подопытным.
Заполняем жизни себе подобными -
до чего по-доброму все подобраны.

Да не в цели дело, а дело в способе.
У Господня Сына звезда на посохе.
Он ступает по морю, аки посуху,
на пяти гвоздях повисая в воздухе.

Одно из самых красивых стихотворений в лонге. Такие мне нравятся – написанные, как утверждал Заратустра, «кровью и афоризмами». В шорт.


24. ГЕОРГИЙ ЯРОПОЛЬСКИЙ «Прогулка»
http://www.stihi.ru/2013/12/25/3016 номинатор Наталья Крофтс

Сегодня — не то чтобы стужа,
но зябко. Ещё не до дна
промёрзшая ржавая лужа
под снегом почти не видна.

Всё в белом. Всё гладко и мило.
Но что там, под хрустнувшим льдом?
Ступили — вода проступила
чернильным бесстыжим пятном.

Опять эта лужа зияла!
Пятно разрасталось, и ты:
«Что мы натворили! — сказала. —
Лишились такой чистоты...»

Не трогай подмёрзшую лужу.
Глубин её не береди.
Пойдём. Провожу тебя к мужу.
Он, бедный, заждался, поди.

Стихотворение, пролегшее от Фета («Какая холодная осень! Надень свою шаль и капот») до Пастернака («Не плачь, не морщь опухших губ, Не собирай их в складки. Разбередишь присохший струп Весенней лихорадки»). И убийственно-ироничная концовка. В шорт.


25. МОНАДА «Потому что с работы приходишь...»
http://www.stihi.ru/2015/06/06/5760 номинатор «Решетория»

Потому что с работы приходишь,
пережеван столичным метро,
и бессмысленным взглядом поводишь,
собирая статистику про
все, что жизнь ненароком дала нам,
безразлично рассыпав с горсти.
Накрывается город туманом.
Ты же мудрый - пойми и прости.
И всю ночь эту бледную напасть
распускай, будто шарф шерстяной,
чтобы с нею сцепился анапест
редкозубой своей шестерней
и пошел набирать обороты,
и мотал бы, покуда темно,
эту пряжу халтурной работы
на ананкено веретено,
расставлял ударенья, вращаясь,
чтоб сминалась в потешный центон
вся вот эта реальность, прощаясь.
И грибок над песочницей - он
здесь торчит со времен миоцена.
Помнишь - не было слышно под ним,
как, скрипя, эта хлипкая сцена
поворачивалась то одним,
то другим неустойчивым боком.
Из партера, спасаясь, беги,
увлекаем безликим потоком.
Но билет навсегда сбереги.

Хорошее стихотворение, которое не попало в мой шорт только потому, что в нём всего десять мест, а в стихе этом есть слово «нАпасть». С ударением на первую «А». Вот такая вот напАсть.

А ведь «пережёван столичным метро», «ананкено веретено», реальность, сминающаяся в «потешный центон» - всё это очень здорово.
И отмечу для себя чудесную концовку:
Помнишь - не было слышно под ним,
как, скрипя, эта хлипкая сцена
поворачивалась то одним,
то другим неустойчивым боком.
Из партера, спасаясь, беги,
увлекаем безликим потоком.
Но билет навсегда сбереги.


26. РЕГИНА МАРИЦ «водяная собака»
http://www.stihi.ru/2013/08/31/7268  номинатор Александр Крупинин

я говорю тебе обо всём.

например, о том,
что внутри дождя тепло,
там живёт водяная собака
с тонкими длинными лапами,
базиликовыми глазами
и плавниками.

её имя начинается на «о»
и поётся,
примерно, как joe dassin
или mon chagrin.
/тут важно хорошо утопить назальное «эн»./

когда кончится дождь,
собака закроет собачий рот,
скажет себе: охохо, -
и уснёт.

её сон совсем не похож на человечий,
потому что идёт наоборот.
спящую водяную собаку не видно,
а она видит

тебя, неусыпную /мама, ещё!/,
меня, говорящую обо всём.

например, о том,
что внутри дождя тепло,
там живут водяные овечки.

Вот стихотворение, которое мне очень жаль оставить за пределами шорта. В нём есть нечто, отзывающееся в душе сопереживанием. Но боюсь, что опять сталкиваюсь с личным шифром, отгадать который не умею. Всё-таки поэзия не должна быть столь солипсична, в ней должна быть интерсубъектность. Иначе она превращается, в лучшем случае, в некую субкультурную игру. По молодости мне самому нравилось быть частью субкультуры, которую не понимает внешний мир. Сейчас же я чувствую солидарность со всем несчастным и замшелым человечеством. Повторюсь. Я обожаю новое, но не то новое, что изначально шифруется для узкого круга.


27. ЛИНДА АНГЕЛИНА «Связь»
http://www.stihi.ru/2014/12/11/4100  номинатор Александр Крупинин

Посидим на веранде, мой белый светящийся ангел,
День сегодня волшебно красивый осенний в офлайне;
Связи нет в www, не хватает какого-то кванта –
Видно, важного кванта, раз дело настолько неладно;

А без этого кванта разомкнута связи цепочка,
А без этого кванта особенно грустно сегодня,
Днём нет связи, ну ладно, но даже в безмолвии ночи
Нет контакта с контактом в глобальной сети всепогодной;

Cвязи нет, милый ангел, нет межгалактической связи,
Да и много чего ещё нет, ангел мой, очень много,
Но отсутствие связи - из самых больших безобразий,
Даже больше, чем водка у нас, дураки и дороги;

Есть о чём поболтать, белоснежный печальный мой ангел -
О мечтах, например - я в мечтах безнадёжно увязла,
О физической связи, о связи экзистенциальной
И о тайной мистической метафизической связи -

А сегодня тепло и светло, ветер юго-восточный
Слабо-сильный, и я по опавшим растоптанным листьям,
И по лужам вчерашним и грязи отправлюсь на почту,
Узнавать, нет ли там для меня затерявшихся писем;

А на почте висит возле входа плакат грандиозный:
"Я в России рождён" - гордо реет печатное слово -
И под ним на столе одинокий стоит гладиолус
Из пластмассы в бутылке обрезанной от кока-колы -

"Я в России рождён, родила меня мать" - что тут скажешь?
Ну конечно же мать, не заезжий какой-нибудь дядька -
И конечно, мы крупно попали, пропали мы даже -
Однозначно в стране дураков дураками родятся;

А в стране дураков ни дорог нет, ни связи надёжной,
И как месяца два нет ни устриц здесь, ни пармезана,
Дни урезаны напрочь, бензин и овёс тут недёшев,
Даже лето закончилось непостижимо внезапно;

Дураки, между тем, не считают себя дураками,
Раз они одолели и Маркса, и Ленина с Кантом,
Кое-кто прочитал даже Поттера и Мураками,
Но не знают, что в них не хватает какого-то кванта;

Этот квант не купить и не вшить дуракам в организмы -
Исторический сбой, изоляция, мрак, несвобода –
И откуда нам знать, дуракам, о простом гуманизме,
Если в генах у нас страх и нравы вороньей слободки?..

И не вздумай, подруга, сюда прилетать из Нью-Йорка -
Испарилась страна детских сказок пока мы моргали -
Здесь остался безгубый и мёртвый слепой Бедный Йорик,
Заменивший куда-то уплывшую фата-моргану;

Из окошка глядит на меня белоглазая тётя,
Долго вертит мой паспорт, сверяя прописку и фото -
"Пишут вам" - говорит, и сочувствует, мол, недотёпа,
Ждёт как дура, что может, напишет ей что-нибудь кто-то -

"Так что смело идите домой и, возможно, что скоро -
Через день или два, или год, не скажу, через сколько -
Вам напишут" - и смотрит с такой невозможной тоскою,
Даже, можно сказать, со вселенской всей болью и скорбью;

По дороге домой покупаю себе шоколадку
За пятнадцать рублей в магазинчике старом на горке -
Пусть хоть сладко мне будет, коль всё так выходит нескладно,
Пусть хоть сладко мне будет, раз всё так мучительно горько...
:(

Слишком длинно. Предлагаю так:

А сегодня тепло и светло, ветер юго-восточный
Слабо-сильный, и я по опавшим растоптанным листьям,
И по лужам вчерашним и грязи отправлюсь на почту,
Узнавать, нет ли там для меня затерявшихся писем;

А на почте висит возле входа плакат грандиозный:
"Я в России рождён" - гордо реет печатное слово -
И под ним на столе одинокий стоит гладиолус
Из пластмассы в бутылке обрезанной от кока-колы

Из окошка глядит на меня белоглазая тётя,
Долго вертит мой паспорт, сверяя прописку и фото -
"Пишут вам" - говорит, и сочувствует, мол, недотёпа,
Ждёт как дура, что может, напишет ей что-нибудь кто-то -

"Так что смело идите домой и, возможно, что скоро -
Через день или два, или год, не скажу, через сколько -
Вам напишут" - и смотрит с такой невозможной тоскою,
Даже, можно сказать, со вселенской всей болью и скорбью;

По дороге домой покупаю себе шоколадку
За пятнадцать рублей в магазинчике старом на горке -
Пусть хоть сладко мне будет, коль всё так выходит нескладно,
Пусть хоть сладко мне будет, раз всё так мучительно горько...

Этот стих уверенно вошёл бы в мой шорт. Все же ангелы, вайфаи, www, дураки, дороги, подруги из Нью-Йорка – всё это лишнее и необязательное.

Единственное, что бы я сохранил из всего остального – это «и откуда нам знать дуракам о простом гуманизме». Только про гены и Воронью Слободку надо забыть, очевидно: дешёвая публицистика не спутница поэзии. Пусть будет еще строфа вокруг этой фразы, но другая – не та, что сейчас.


28. МАРИЯ ХАМЗИНА «Прощание»
http://www.stihi.ru/2015/03/02/5488 номинатор международный поэтический клуб «Рифма»

Да, извини, я сегодня сижу без света. Кончился как-то разом, и все, гуд бай. Бог позвонил – мы встречаемся этим летом. Хочешь застать меня – в августе приезжай. Ладно, мы оба в будущее не верим. Как утверждают – творческий взгляд на мир. Все отнимает поиск зеленой двери, смысла, абсента, безумия и взаймы. Свет не включают. Это конец, пожалуй. Грустная сказка, затянутая петля…
Ты не узнаешь, как я к тебе бежала.
Как я просила, господи, унижалась,
Как я…Прости. Я все-таки не сдержалась. Трудно держаться в границах небытия. Ты принимай меня – только не слишком часто, капель по восемь, вечером, натощак. И навести меня. Двадцать седьмой участок, за поворотом…Впрочем, не навещай.

Формат А4 – резервация интеллигентных дев, пишущих о сложной любви. Гордых интеллигентных дев («Как я просила, господи, унижалась»). В формате легче спрятать те самые нелюбимые мной банальности («Грустная сказка, затянутая петля...», «Трудно держаться в границах небытия»). По поводу последнего: милая, небытие – безгранично, увы; в нём легко утонуть, забыться, растерять свой талант; Вы же пытаетесь удержаться в границах душевного равновесия. Вы не понимаете пока, насколько душевное равновесие и здоровье необходимы для ощущения полноты бытия. Бытие – это борьба за здравомыслие с превосходящими по силе безумными силами небытия. Безумие – это смерть. Умие – вот, где жизнь. Вы очень талантливы, автор. О кладбищенской землянике в русской поэзии уже было написано горько и гениально. Ищите другие ягоды!
По таланту – кандидат в шорт. По исполнению – мимо.


29. ГЕВОРК (ЮРИЙ БЕРИДЗЕ)«На двоих»
http://www.stihi.ru/2015/04/28/5145 номинатор международный поэтический клуб «Рифма»

Нас с тобой не обманули –
все как обещали:
вот тебе хватило пули,
мне кусочка стали…
Оба мы легли, где вышло,
оба – небезгрешны,
над тобою плачет вишня,
надо мной – черешня…
Над тобой заплачет мати,
мама - надо мною…
Горе в доме, горе в хате –
черной полосою…

Стих с добрыми намерениями... Но украинцы тоже говорят «мама», а на всей российской Слобожанщине, и далее, на Дону, Кубани и Ставрополье дом называют «хатой». И на самом-то деле, смерть никто не обещал, а обещали скорую победу. Так что обманули.


30. СЕРГЕЙ ТИМШИН «Хара-Лахт»
http://www.stihi.ru/2015/05/28/4356 квота ГР за редактирование отб.тура мая-2015

 (После телесюжета на Первом канале)

Вдруг на экране - и выдох с губ:
«Ах!» - до тоски знакомы
В телесюжете: матросский клуб,
Стенка* и волноломы.
Весь к телевизору, рябь в глазах,
Кровь всколыхнулась в венах:
Сосны Эстонии, Хара-Лахт,
Дивизион военный,
Бывший военный… Теперь на нём
(Облюбовали ж место!)
Вольно рыбачат погожим днём
Два долговязых эста.

Пьёт операторский объектив
Мощным стеклянным оком
Синь акватории… Шлёт залив
Мне из страны далёкой
Фоновым гулом живой привет
Ветра по микрофону...
И проступают из глуби лет
Кранцы, концы, понтоны...

Как же пронзительно там кричат
Чайки над бухтой нашей!
И поднимают завесой чад
Двигатели «эРКашек».*
И разливающийся восход
Финский - не ал, а кремов…

Там погружается в сумрак вод
Юность моя с «ВМа»!*
Там двадцать первый отмечен март,
И светлокрылы ночи!
Там «дээмбовской»* «Славянки» марш
Всех рок-н-роллов громче!..

…Катятся волны на объектив,
Память мне омывая.
Тот незабвенный в судьбе залив
Нынче - страна чужая…
Светел по-прежнему небосклон,
Смотрят на море сосны.
Лишь водолазный дивизион,
Будто бы ржавый остов
Срок отслужившего корабля…
И по привычке чайки
Белят помётом и серебрят
Брошенные причалы,
Да перемешивает прибой
С брызгами песнь норд-веста…

И не поймут, чтО сейчас со мной
Два заэкранных эста!

И затмевает мои глаза,
Словно опять под воду
Я погружаюсь - тому назад
Тридцать четыре года…

*Хара-Лахт – залив (бухта) на Балтике у п. Локса в Эстонии
*Стенка – причальная стенка и место для построений л/с
*…«эРКашек» - «РК» - рейдовый катер
*… с «ВМа»* - «ВМ» - водолазный морской бот
*«дээмбовской» - «дембельской» по-сухопутному

Ещё один хорошо сложенный ностальгический стих, лишённый интерсубъектности. Кроме как для тех, кто служил в Хара-Лахт, в советской Эстонии или в ВМФ. Я же не служил ни на этой базе, ни в этой республике, ни в подводном флоте (хотя с последним семейная связь очень крепкая). Снова стих для своих, пусть и маскирующийся под «вот стихи, а всё понятно, всё на русском языке». И по мне, так пусть лучше эсты рыбачат.


31. АДЕЛА ВАСИЛОЙ «Карточный домик»
http://www.stihi.ru/2008/03/14/1267 квота ГР за редактирование отб.тура мая-2015

Штопором – в белесую пастилу неба,
вывинчиваясь из чернозёма,
материализуется стебель,
а к центру Земли - ризома...
На пик диалектической спирали,
как новорождённый цветок
из клубка генома,
карабкаюсь, за витком – виток,
пуская ростки надежд вдогонку неуловимой цели,
сопротивляясь воздушному потоку
как спортивное авто на ралли...
Так надоели все эти стрессы,
бесплодные поиски,
маски печали...
Найдутся ль карты радужной масти,
для райского шалаша-дома,
чтоб вольно растить ребенка
на волнах мечты о счастье?
Больно, разбитыми осколками фарфора,
бывшего белым слоником,
оседают на дно безучастья
почти материальные фауна и флора детских грёз.
Всплывают интриги и склоки...
Надоедливой поклонницей жизни,
буран событий уносит меня всё дальше...
Прощайте, не спасайте...
я спешу к тризне.
Ну где вы были раньше?
Иссякли истин пустых истоки,
напрасно всё - расчёты и планы...
Осенние ураганы унесут былые мечты,
как уносят красные листья кленовой печали,
как время унесёт эти строки в равнодушные дали.
Неизменяема программа.
Тебе, Бог марионеток, осанна...

Слишком высока концентрация ризомы, диалектической спирали, генома, осанны и «красных листьев кленовой печали».


32. РОМАН ЯПИШИН «Орфей»
http://www.stihi.ru/2014/05/20/207 номинатор Андрей Моисеев

Голос данный Орфею, Орфей подарил петухам,
Что б неслись лучше куры в его раскалённом Крыму.
И теперь только феню Орфей, как законченный хам,
Почитает искусством и, в целом, сидит на дому.

Неликвидные боги ему иногда говорят:
Прогуляйся, тряхни напоследок, давай, стариной.
Только слышит он вовсе не их, а другой звукоряд
И не внемлет шуршанью богов.
Как говаривал Ной:
Бегство - лучший ответ.
 
Да и много ли ставить на кон?
И Орфей различает знакомый безлюдный причал,
И Харон поправляет костистой рукой балахон,
Резюмируя: быстро доплыли, накинешь на чай?

После начальной строки «Голос данный Орфею, Орфей подарил петухам» стихотворение можно не читать. Пишу эту рецензию в прибрежной турецкой деревне Чиралы, где петухи, куры и цыплята снуют между людьми и домами в невероятном количестве. Уверяю, когда они орут в пять утра, ни о каком Орфее не думается, а думается о потревоженном Морфее. Но там дальше ещё «Орфей, как законченный хам», да и безлюдный причал Харона, на котором, вообще-то, в действительности давка.


33. КЕДРОВ-ЧЕЛИЩЕВ «Россия-родина слонов?»
http://www.stihi.ru/2015/04/28/6023 номинатор Юлия Долгановских

Сей архетип давно не нов-
Россия-родина слонов
Но я твержу упрямо:
Русь мамонтова мама!-
Мамонт тихо-
Мамонтиха
2000


Есть на свете страна мировой печали
Есть на свете страна мировой печали
там тоскливые мамонты качают гибкие ветви
там на гибких ветках печальные обезьяны
из стеблей лиан вяжут мамонтам гибкие петли

Я пришел из эпохи великой людской печали
я ходил со слонами по диким лесам разлуки.
И меня обезьяны как маленького качали
на ветвях тоски на ветвях мировой печали

Видишь милая у меня совсем прозрачная кожа
по губам моим стекает гранатовый сок
ты взяла мою голову эти слезы
слезы мамонта падают на песок

Обезьяньи морды усеяли гибкие ветки
Я сказал тебе – это просто глупые рожи
Ничего подобного милая
Это просто печальный ветер
Он пришел и ушел он придет опять ну и что же

Просто есть страна нездешней печали
Я молчу я любимая больше не буду
Это просто мамонты прокричали
но ведь их все равно никогда не услышат люди

Конкурс якобы анонимен, но трудно не признать шедевр Константина Кедрова 1962 года (пусть нас не обманывает его же эпиграф более позднего времени). В нём есть всё, что я люблю – и метафоры, связывающие фрагменты реальности, и мягкая ирония, и мудрость, и состояние грогги у внимательного читателя – стих нокаутирует.
Просто есть страна нездешней печали
Я молчу я любимая больше не буду
Это просто мамонты прокричали
но ведь их все равно никогда не услышат люди
Печальный и неуловимый крик первобытной жизни, к которому мы глухи.
Мой безусловный победитель в данном соревновании.


34. МИРОНОВА ЕЛЕНА «Когда лампада лета догорит...»
http://www.stihi.ru/2015/02/14/11768 номинатор Юлия Долгановских

Когда лампада лета догорит.
Когда трава износится до хруста,
и облетят с деревьев словари,
переполняя тишиною русло -
ты выведешь меня из темноты,
в которой звуку некуда причалить... -

Заговоришь. Слова твои просты.
Почти неотличимы от молчанья.
Почти прозрачны. Оттого легки -
их утром слижет первый луч с предметов.

...А мы с тобой - мы будем далеки.
От тьмы.
                И света.

И снова непонятая мной шифровка. Как будто заговор какой-то, в котором участники разъясняются на тайном наречии. Или участницы? Опять темнота, прозрачность, тишина, молчание, «звуку некуда причалить». И опять пятистопный ямб. Я чужой на этом празднике жизни.


35. ДАНИИЛ ТИХОНОВ "SOS"
http://www.stihi.ru/2015/02/23/10647 номинатор Андрей Моисеев

SOS! - до далеких гор и холодных льдов.
SOS! - к пустоте дорог, высоте мостов.
SOS! - городам и странам по всей земле.
SOS! - от секунды этой на сотни лет.
так не слепил февраль, не брала тоска.
так не палила сталь по моим вискам.
так улыбался в сто фонарей проспект.
так из твоих волос лился звездный свет.
вот пропадая так, выживая так,
я становился луч, становился танк.
я становился тем на земле любой,
кто бы с тобой оставался самим собой.

так посылали SOS до далеких гор,
всем городам и странам, для всех погод.
тихий такой сигнал в миллион полос:
я. её. так. люблю.
помогите. SOS.

Вот несчастливый кандидат в мой шорт. Ведь в любви никто не поможет. И я не помогу.


36. ЮЛИЯ ДОЛГАНОВСКИХ «Латынь, латунь и катехизис»
http://www.stihi.ru/2015/05/09/4936 квота ГР за редактирование отб.тура мая-2015

На ухо наступил медведь,
на горло — собственная песня.
Как страшно жить! Но умереть —
страшней. Ещё страшней — воскреснуть

и вдруг увидеть без прикрас
трёх обезьян в дорожных тогах —
пустыни ртов, ушей и глаз.
...Течёт сквозь пальцы время Бога,

латунный крест роняет след —
росток травы на бледном теле,
несётся прочь велосипед,
изобретённый на неделе;

в кармане прячется рецепт —
оmnia mea mecum porto,
и где-то там, за перевёртом,
день беспощаден и свиреп.

Пора сворачивать, держись —
здесь угол прям и так эвклидов,
что своевольная планида
кромсает на косынки жизнь

от точки ‹Я› до точки ‹Нет›.
Пути опять не изменились:
вопрос — ответ, вопрос — ответ,
латынь, латунь и катехизис.
  ____
   * Omnia mea mecum porto (лат.) — всё своё ношу с собой

«Как страшно жить». Лыко в строку к «детство не вернуть обратно». И главную тему можно продолжить. Например, так:
Сатурн, сотерн и трансвеститы.
Или:
Паркур, партер и рододендрон.
Или:
Булгар, булгур и младотурки.
Вогул, мангал и астероид.
Багет, брегет и метастазис.
Впрочем, это уже напоминает «цветы в стазисе» из одного из предыдущих текстов.
Цитата к месту: «О друг мой, Аркадий, не говори красиво!»


37. АЛЕКСАНДР КОКОВИХИН "Семейный праздник"
http://www.stihi.ru/2015/02/24/8212 квота ГР по итогам "народного выбора" мая-2015

Инженеру по технике безопасности
Роману Олеговичу и его жене
в честь серебряной свадьбы желают приятностей
родственники, близкие и не вполне…

Роман Олегович отпивает водочки
по чуть-чуть, чтоб не кончиться раньше, чем юбилей.
Квартира, машина, жена, две дочери,
простатит – у него всё как надо, как у людей.

Он выходит на застеклённую лоджию.
Мимо баночки пепел стряхивает наугад…
Вспоминает, что Анечку свою невозможную
мог догнать и вернуть тридцать лет назад.

Был же шанс не с любящей прожить, а с любимою.
Другую – может, короткую и беспокойную жизнь…
Но вот уже музыку кто-то включил дебильную,
которая бу-бу-бухает на все этажи.

Сейчас вернётся к гостям и станцует он,
локтями взмахивая, будто смешной пингвин.
Только супруга заметит, как горько и суетно
Роману Олеговичу, лучшему из мужчин.

За блестящую концовку и оригинальный сюжет – добро бы пожаловать в шорт. Но приходится выбирать между «Романом Олеговичем» и «Прогулкой». И я выбираю «Прогулку» как более поэтичное, менее рэповое стихотворение.


38. ДМИТРИЙ БЛИЗНЮК "не грусти, златоуст"
http://www.stihi.ru/2015/01/06/4104 квота ГР по итогам "народного выбора" мая-2015

***
Сельская тишина - толстый бутерброд с маслом,
щедро присыпанный сахаром луговых стрекоз.
В ближайшие сто лет здесь ничего не произойдет,
в future simple тебя никто не ждет.
Только внезапно нахлынет красноватая синева вечеров
с повышенным гемоглобином,
и зашевелятся хищные звезды, задвигают клешнями -
настоящие, страшные звезды,
а не мелкое городское зверье в намордниках смога.
И луна привинчена ржавыми болтами к небесам на века;,
как баскетбольное кольцо,
и филин летит слишком низко - не достать трёхочковым броском.
Парочка поедает друг дружку под темным окном;
кожа плотной девицы с толстой косой
покрыта лунной пылью - со вкусом плохо смытого мыла;
поцелуи грубы и жадны, сладки и приторны, как рахат-лукум.
Вокруг разлито такое опьяняющее постоянство,
что ты не отличаешь дня от ночи.
И днем весь ландшафт, куда ни глянь,
голубой газовый шарф с запутавшимся воробьем;
коза улеглась на старой будке,
петух важно бродит по двору с хлястиком мозга наружу.
А по ночам упрямый мотылек
бьется головой об освещенное стекло,
как буйнопомешанный ангел в мотоциклетном шлеме
о стену.
-
Здесь революционеры впадают в спячку, как лягушки.
Здесь не имеет смысла откладывать с получки
на путевку в Египет.
Здесь все живет согласно теореме Еремы,
здесь все поддернуто дремой.
И пьянят по вечерам крепкие, как спирт, рулады сверчков;
хочешь - грильяж созвездий погрызи,
а на рассвете грубые домики примеряют дожди,
как самки гоблинов - ожерелья...
Мечты не сбылись? Ну и что?!
Ангелы на мотоциклах умчались без вас,
бросили с рюкзаками на проселочной дороге?
Жар-птицы разменялись на зажигалки?
-
Так не грусти, златоуст.
Ты - нарисованный человечек на школьной доске,
и тебя медленно стирают снизу вверх,
сейчас виден один бюст,
и уже растворяется локоть под губкой во влаге.
Жизнь не идет, а прыгает, как Царевна-лягушка,
со стрелой в толстых губах,
по-песьи тащит апорт, и вершины не взяты.
И тишина все так же неприступна, и приступ взросления длится,
спущенные колеса велосипеда шамкают
по теплой пыли, и звезда со звездой все больше молчит.
Жизнь проходит, оттесняя тебя к шумящему краю.
Господь давал помечтать,
посидеть за рулем лимузина-мира,
а затем, как щенка, бросал назад
и вставлял ключ-рассвет в зажигание...

Феерия, разбирать которую подробно не хватит сил. Сплошные ананасы в шампанском (да, да, я бы этого автора скорее признал наследником Игоря Северянина, чем того, у кого «младовинность» и «несладимости»). Если вы хотите знать, что такое фонтанирующий талант, почитайте этот верлибр. В шорт.


39. ЮРИЙ ОКТЯБРЁВ "Моё королевство"
http://www.stihi.ru/2015/03/29/10867 квота ГP - использование ред.квоты отб.тура мая-2015

В моём королевстве кроме меня никого нет,
последний подданный ушёл в Настиграм
и не вернулся,
они не возвращаются, просто обновляют след,
чтобы я, если бы за ними пошёл, не споткнулся.
Но я не пойду
ни туда, ни в Титтвер за озером, ни в Кейсбуф за горой,
кем я там буду, если ветки Глуга стащат с плеч мантию?
Пусть в обезлюдевшем королевстве, но все-таки я король,
и это уже не иллюзия, а обоснованная гарантия,
что меня не растащат на сотни смайлов и лайков те,
ставшие там синими ВэКами и оранжевыми ОКами.

Я влезаю на самое высокое дерево в приграничной черте
и пытаюсь прочесть то, что написано кем-то
огромными строками,
видимыми внизу, на земле, только с большой высоты,
исчертившими всё королевство от Лэйма до Княдеса.
Может быть, это просто дороги, что стали внезапно пусты
без идущих по ним,
и загадочны, как таблицы Брадиса?
Я когда-то помнил смысл этих таинственных строк,
но сейчас мне из него доступна лишь малость – 
в моём королевстве оказалось так много дорог,
которых моя нога никогда еще не касалась.

Очень остроумно. Зашёлся восторгом от Настиграма и Княдеса! Но... не более того. Дазел на бурль, тезульрат на покейку, ыву.


ИТАК, мой шорт лист:

На неоспоримом первом месте

КЕДРОВ-ЧЕЛИЩЕВ «Россия-родина слонов?»
http://www.stihi.ru/2015/04/28/6023 номинатор Юлия Долгановских

Второе, третье, четвёртое, пятое и шестое места разделили – дыша в спину классику! (то есть по сути это первое место):

ИЗ БУРГОСА «Бруно Шульц»
http://www.stihi.ru/2015/04/20/1638 номинатор «Термитник поэзии»

ОЛЬГА СУХАНОВА «Цыганская песенка»
http://www.stihi.ru/2015/03/09/1021 отборочный тур

АЛЁНА РЫЧКОВА «Птица сорока зим»
http://www.stihi.ru/2015/05/17/1897 отборочный тур для резидентов

ДМИТРИЙ БЛИЗНЮК "не грусти, златоуст"
http://www.stihi.ru/2015/01/06/4104 квота ГР по итогам "народного выбора" мая-2015

ЕЛЕНА СЛОБОДСКАЯ «Горизонт»
http://www.stihi.ru/2015/06/02/8228 отборочный тур для резидентов

Седьмое-десятое, ни в коем случае не преуменьшая восторженный лай(к) моих лаек в адрес этих стихов и их авторов:

ВАЛЕРИЙ ПОЛАНД «Гаммы» 
http://www.stihi.ru/2013/04/09/2147 отборочный тур для резидентов

АНДРЕЙ ПШЕНКО «Сестричка»
http://www.stihi.ru/2013/05/18/1268 отборочный тур для резидентов

ВАДИМ ВАДИМОВИЧ СЕДОВ «Закрывая тему на веки вечные...»
http://www.stihi.ru/2013/09/25/200 номинатор Наталья Крофтс

ГЕОРГИЙ ЯРОПОЛЬСКИЙ «Прогулка»
http://www.stihi.ru/2013/12/25/3016 номинатор Наталья Крофтс

Чуть-чуть не хватило для моего шорта:

АЛЕКСАНДР КОКОВИХИН "Семейный праздник"
http://www.stihi.ru/2015/02/24/8212 квота ГР по итогам "народного выбора" мая-2015

МОНАДА «Потому что с работы приходишь...»
http://www.stihi.ru/2015/06/06/5760 номинатор «Решетория»

Такая напАсть.



-----------------------------------------
Стихотворения рассматривались экспертом в обезличенном виде, полные ссылки на авторов восстановлены при публикации обзора. – ГР БЛК


Рецензии
Спасибо за обзор, Олег. Рад новой встрече, удач!

Дмитрий Галь   17.07.2015 05:09     Заявить о нарушении
На это произведение написано 13 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.