Мир встает огромной птицей

Эдуард Багрицкий знал: «Трудно дело птицелова: Заучи повадки птичьи, Помни время перелетов, Разным посвистом свисти». Речь здесь идет о трудном деле – поэта.
Птицелов обманывал стихию – в ее наивный, откровенный час; в пору ее поэтической непосредственности. Не стремление ли человека выжить среди стихии выражается в этом обмане – в поэзии? Не об этом ли еще Пушкин писал вроде бы и по другому поводу: «Ах, обмануть меня не трудно!.. Я сам обманываться рад!»?
Бесконечна игра стихии и человека; природы и поэта. Человек постиг язык стихии – это большое достижение человека, угодное и самой стихии. Умение птицелова из стихотворения Багрицкого – высочайшее поэтическое мастерство: «Но, шатаясь по дорогам, Под заборами ночуя, Дидель весел, Дидель может Песни петь и птиц ловить». Поэты – тоже, как и птицелов Дидель, скитальцы в мире, в истории, во времени. Это о поэте свидетельствует Багрицкий: «И вытаскивает Дидель Из котомки заповедной Три манка – и каждой птице Посвящает он манок. Дунет он в манок бузинный, И звенит манок бузинный, – Из бузинного прикрытья Отвечает соловей. Дунет он в манок сосновый, И свистит манок сосновый, – На сосне в ответ синицы Рассыпают бубенцы. И вытаскивает Дидель Из котомки заповедной Самый легкий, самый звонкий Свой березовый манок».
И в этом обмане птицелова – сущность поэзии. Стихи – такое же мастерство уподобления гармонии. И гармония, как птица, откликается на стихи. И тем стихи совершеннее, чем доверчивее к ним гармония, чем она отзывчивее. Выразив в птицелове свою сущность, Багрицкий выразил сущность поэта в размеренной стихии. Чтобы войти человеку в доверие к стихии-гармонии, необходимы созвучные слова – стихи.
Поэт являет собой настоящего птицелова. Искусными «птицеловами» были – и Пушкин, и Есенин, и Блок, и Баратынский. Зная о таинственной власти гармонии, Баратынский обращался к женщине: «Приманкой ласковых речей Вам не лишить меня рассудка». Но поэты своими стихотворными речами будто лишают стихию рассудка. И Тютчев, когда писал – «Не верь, не верь поэту, дева», обращался к деве-истине, к стихии.
А стихи – язык стихии, открытый поэтам Богом. Феномен поэтического таланта, «дара Божьего» в том, что творящий абсолют открыл поэтам язык природы. И она откликается на стихи. Буря и шелест трав – откликаются. И стихия оказывается в плену стихотворного размера, как птица в клетке искусного птицелова. «Он лады проверит нежно, Щель певучую продует, – Громким голосом береза Под дыханьем запоет». Вот оно – братское взаимодействие стихии как поэта и поэта как стихии. «И, заслышав этот голос, Голос дерева и птицы, На березе придорожной Зяблик загремит в ответ. За проселочной дорогой, Где затих тележный грохот, Над прудом, покрытым ряской, Дидель сети разложил».
 Голос дерева и птицы – есть голос поэта. Лишают ли поэты свободы стихию? Что они могут сделать с прирученной стихией? И буйство природы – не есть ли стремление природы вырваться из неволи стихов и поэм, размера и метафор? «И пред ним, зеленый снизу, Голубой и синий сверху, Мир встает огромной птицей, Свищет, щелкает, звенит». Поэт есть птицелов в отношении этого мира-птицы. И стихи – не просто звучат, а свищут, щелкают, звенят.
Птицелов ищет живую стихию. Мастерство птицелова – полное уподобление стихии. Только это – поэзия; только это – красота. Поэзия – ответ птицы птицелову – как ответ другой птице; ответ дерева человеку – как ответ другому дереву. А мастерство птицелова (или – поэта) есть совершенствование уподобления природе. Но до этого необходимо услышать птицу, услышать дерево. «Божественный глагол до слуха чуткого» касается – песней птицы, шелестом дерева. Чуткий слух – мастерство птицелова.
Дело поэта заключается и в том, чтобы заучить повадки природы. Дар поэта – «ласкать и карябать» стихию. И впрямь – «роковая на нем печать».
Если Творец в стихии, то стихи – подражание его вещему языку. Это и есть самое совершенное подражание «божественному глаголу», который «до слуха чуткого коснется». И «душа поэта встрепенется», действительно, как птица – «как пробудившийся орел».
А может, стихами и сама природа – как птицелов из стихотворения Багрицкого – играет с человечеством, уподобляется его языку – как дару Божьему? Стихи – глагол стихии. Глагол стихии – только стихи, могучее созвучие слов и смыслов. И поэт, сочиняя великие стихи, разговаривает со стихией, располагает ее к себе. Доброту из нее выуживает, расположение к себе, пощаду, любовь стихии к человеку. И поэту удается это сделать.
Стихи – как щебет и свист птицелова. Революционные стихи – как звуки птицелова, обращенные к птице-революции, к птице-буре.
Революционная поэзия, которую представлял Багрицкий, делала язык птицелова-человечества еще совершеннее – для разговора со стихией; делала язык человечества более решительным. Вот что писал автор «Птицелова»: «Октябрь! Ночные гаснут звуки. Но Смольный пламенем одет, Оттуда в мир скорбей и скуки Шарахнет пушкою декрет. А в небе над толпой военной, С высокой крыши, В дождь и мрак, Простой и необыкновенный, Летит и вьется красный флаг».
Революционная поэзия, востребованная стихией в эпоху ее буйства, на соответствующем языке говорила с ней. Революционная поэзия от имени человека говорила с буйством стихии, чтобы она и в таком своем состоянии оставалась к человеку доброй. И при этом революционная поэзия оставалась с Пушкиным: «И мне ли, выученному, как надо Писать стихи и из винтовки бить, Певца убийцам не найти награду, За кровь пролитую не отомстить? Я мстил за Пушкина под Перекопом, Я Пушкина через Урал пронес, Я с Пушкиным шатался по окопам, Покрытый вшами, голоден и бос. И сердце колотилось безотчетно, И вольный пламень в сердце закипал И в свисте пуль за песней пулеметной Я вдохновенно Пушкина читал!».
Происходит обретение Бога поэтом – научившимся его всевышней речи, как птицелов научился речи птиц. Происходит обретение Бога поэтом, который договаривается с природой. Стихи – общий язык природы и человека.   
А поэт-птицелов идет по миру: «Так идет веселый Дидель С палкой, птицей и котомкой Через Гарц, поросший лесом, Вдоль по рейнским берегам. По Тюрингии дубовой, По Саксонии сосновой, По Вестфалии бузинной, По Баварии хмельной. Марта, Марта, надо ль плакать, Если Дидель ходит в поле, Если Дидель свищет птицам И смеется невзначай?».
Это и есть бытие поэта, всемирного поэта, поскольку в стихии поэт может быть только всемирным. Это – сущность сочинения стихов; это – сущность породнения природы и человека, стихии и поэта. «Смеется невзначай» – явление поэзии, все-таки доброго дела, нужного Богу, у которого много птиц. Творец жертвует своими птицами – птицелову за возможность услышать его свист, за мастерство. Творец – всемогущий мастер – боготворит только мастерство. Совершенство являет Богу птицелов, умеющий говорить на языке деревьев и птиц.
Явить Творцу совершенство, феномен мастерства – и к этому призвана поэзия. Потому благословенны поэты-птицеловы. Пойманная птицеловом птица – дар Божий за совершенство мастерства…
И не надо плакать миру. Можно ничего не бояться, «если Дидель ходит в поле, Если Дидель свищет птицам И смеется невзначай». Значит, птицелов-поэт не перестает договариваться со стихией на ее языке о пощаде для человечества. Гармония слышит птицелова, умеющего искусно говорить на языке птиц и деревьев, любит его и по-доброму смеется ему в ответ…


Рецензии
Это стихотворение Багрицкого встретилось мне много-много лет назад в журнале "Пионер" (кстати, замечательный был журнал). Правда, целое стихотворение, в котором упомянуты Тюрингия и Саксония, а также Марта и непонятный весёлый Дидель, в детской советской прессе появиться не могло, поэтому из коротенького орубликованного отрывка меня - тогда десятилетнюю - поразили и навсегда врезались в память строки "И пред ним, зелёный снизу, Голубой и синий сверху...".

Всё это предисловие к тому, что я хочу вас поблагодарить за чуткий и эмоциональный анализ поэзии Багрицкого. Мне кажется, сегодня его почти никто не знает или не воспринимает всерьёз. "Смерть пионерки" тут, что ли, напортила? :)

Насчёт того, что Тютчев обращается к деве-истине... это вряд ли. Собирательный образ вполне земной девы служит контрастом для образа обуреваемого страстями поэта. Однако стихотворение оказалось пороческим - тот самый случай, когда жизнь имитирует искусство. Много лет спустя Тютчев мог бы прямо адресовать своё предостережение многострадальной Елене Денисьевой, его "последней любви".

Ещё одно замечание, если позволите. Вы говорите, что поэт лишает стихию рассудка. Разве стихия обладает рассудком? Это у вас получился оксюморон, но оксюморон любопытный, не спорю. Было бы интересно его развить дальше.

И последнее: фраза "Богу, у которого много птиц" мне кажется неудачной. Идея ясна, но на ум невольно приходит птичий двор.

Спасибо! Читать было интересно!

Алёна Мокрая   04.02.2017 23:30     Заявить о нарушении