Читательский обзор. Апрель 2015. БЛК

   В прошлогодних читательских обзорах старался в преамбуле прояснить свою художественно-эстетическую позицию. Подозреваю), что она осталась неизменной и желающие что-то о ней узнать - могут заглянуть, например, сюда - http://www.stihi.ru/2014/06/30/7370 , а могут и не заглядывать...
   Специфика апрельского лонга БЛК - в этически насыщенном контексте обсуждения некоторых стихов и авторов. Свою лепту вносить в  состоявшиеся дебаты не собираюсь, по поводу ситуации с номинацией стихотворения А.Ширяева уже высказался, принял к сведению позицию ГР и  посчитал её этически приемлемой, но вот информация о том, что данный стих уже был победителем октябрьского (2013г.) тура прежнего БЛК вынудила отказаться от рассмотрения этого стиха в качестве кандидата в свой шорт-лист. В общем, прошу простить меня за "профессиональный идиотизм" (пара десятилетий увлечения теоретической и профессиональной этикой даром не проходят)), не удержался всё-таки от не совсем обязательных сентенций...
   Всё, что написано ниже о стихах - есть только плод моего читательского восприятия с лёгкими порой играми воображения. Не все стихи попали в пространство моего обзора. Некоторые стихи никак на моё восприятие не подействовали, точнее, не увидел я в них художественно-эстетического события, другие, наоборот, зацепили настолько, что молча выбрал их из лонга как нечто выдающееся(выдающееся не вообще, но, по крайней мере, в составе данной подборки текстов))... 


Чёрная Лиса   "Вдоволь"
http://www.stihi.ru/2014/02/23/1643 номинатор Тейт Эш

Беги нас вдоволь, всяческая муть,
Бери нас вдоль за ветви поперечин,
Тяни, покуда голос не увечен,
Покуда не услышит кто-нибудь!

Убойся нас, вонзающих в цветы
Пчелиные зазубренные жала!
Я и сама бы вдоволь нас бежала.
И ты, мой друг, и ты, мой брут, и ты...

Не вечен, не увечен, не брюнет.
Кому оставишь прядь свою на память?
Нас невозможно вдоволь не изранить,
Не разделив на "не было" и "нет".

Бегущий нас, привет тебе, привет!

Когда на сотах времени примет
Лежат бразды густеющего мёда,
Беги нас, недовольная свобода,
Беги нас вдоль, и вдоволь, и вослед.

Беги меня, как яблоки в меду
Ленивых губ недремлющего Спаса.
Иди меня. Как я в тебе иду
Вдоль просветленных лиц иконостаса.


При прочтении вспоминается и сказка про репку, и неувядающее "morituri te salutant", и Эрих Фромм, а строки "Нас невозможно вдоволь не изранить, не разделив на "не было" и "нет" вызвали трепетное чувство ностальгии по лекциям по математической логике проф. Лобовикова (да простят меня за эту ностальгию однокашники по alma mater))...Завершающие два 4-стишия вполне самодостаточны. "Беги нас", "бери нас", "тяни, покуда...покуда", "убойся нас", "мой брут...не брюнет" остаются лишь "шумовыми" эффектами на фоне "сот времени" и "недовольной свободы". Понятие "недовольной свободы" говорит нам о её (свободы) субстанциальности - и в сотах времени она сама выбирает месторасположение и варианты "обольщения"), и намекает, что она не ждёт, пока кто-то созреет для неё...Самое время для умной мысли:"Если исходить из подобных предположений, свобода никогда не наступит, ибо для нее нельзя созреть, если предварительно не ввести людей в условия свободы..."(И.Кант)...Возникновение в финале образа Спаса и православной традиции как таковой вполне в духе и бегства, и свободы. И даже образ "яблок в меду" может намекать читателям на третий Спас - хлебный)...Ибо свобода - это "хлеб" современного культурного устройства. Правда, не всегда пропечённый, а порой и пригорелый. А в самый раз "он" бывает только в чужих "сотах времени"...


Петра Калугина "Успеть почувствовать что жил"
http://www.stihi.ru/2014/12/15/5614 номинатор Александр Фральцов


 Успеть почувствовать, что жил –
вот миссия, достойная провала.
Слоится небо:  этажи
его,
подсвеченные алым,

Как фешенебельный отель –
набиты взглядами, но никому не тесно.
У красоты единственная цель...
Мне ничего об этом не известно.

У музыки, смотрящей мне в глаза;
у времени, что сквозь течёт и между…
И кажется, что эта полоса –
последняя на небе опустевшем.

Что – миг один – и скроются стрижи,
и полозом в траве притихнет ветер.
Непостижима, неоглядна жизнь,
до той поры,
пока не станет смертью.

" Успеть почувствовать, что жил –
вот миссия, достойная провала."  - высокий зачин готовит почву для мощного философско-эстетического откровения. Хотя миссий, достойных провала, великое множество - начиная от полуночного похода к холодильнику до написания данного читательского обзора)...Но читаем далее.
Алеющая многоэтажность неба впечатляет - задана некая вертикаль. И вдруг..."Фешенебельный отель", набитый взглядами...Вот когда я чувствую, что мне не хватает некоего социального и эмоционального опыта. И одновременно понимаю - вот оно:  классическое выражение "буржуазности". Героиня, вошедшая в иное измерение бытия, неизменна по своей сути - пусть на неё все смотрят, но она тоже достойна шикарных апартаментов в этом "отеле". И даже про красоту может нечто изречь. Или услышать? Ибо ей на самом деле ничего и не известно. "Проснувшийся" во мне неокантианец вспоминает из Учителя - красота есть переживание целесообразности предмета без представления о цели. К агностицизму героини отношусь с симпатией, но к тому, что она путает красоту и возвышенное - с большим сожалением. Потому что ни эстетического, ни художественного откровения не получилось. Жизнь обретает смысл постольку, поскольку конечна - об этом и древние постоянно твердили. Но поверим, что единичное не всегда постигает промысел общего) и потому такой текст тоже достоин внимания читателя. Но эстетическое, увы, сузилось только до узких рамок "интересного"...

В. Квитко "Один"
http://www.stihi.ru/2015/03/27/1611 отборочный тур


 В пустоте этажа
я не виден, не знаем, не слышен,
для меня он - межа
меж подвалом и призрачной крышей,

меж тобой и людьми,
звёздным небом и маленьким прудом...
только вижу огни,
и они меня видят оттуда.

Одиночество звёзд
ощущаю всей кожей как данность.
Мне одна подмигнёт
и строкой озарит в благодарность.


В отличие от предыдущего, в этом стихотворении речь об одном-единственном этаже - этаже, на который не поднимаются "социальные" лифты да и обычные лестницы не ведут. Герой постигает себя как единичное и никому не ведомое...
"Я" и "Вселенная", этакое романтическое декадентство...Огни звёзд то ли в небесах, то ли в маленьком пруду...Какая из них подмигнёт неизвестно, но хоть строку подарит. "Мелочь, но приятно"(с). Концепт в духе традиции Блейка-Державина понятен, но его артикуляция не выразительна, а если вспомнить классическое - от Кроче и Лосева - понимание эстетики как науки о выражении, то эстетическое в этом стихе выводит нас не в пределы  Вселенной, но маленького прудика)...


Ирина Камшицкая "Смена сезонов"
http://www.stihi.ru/2015/03/11/4345 отборочный тур

 Сердце посту-, посту-кивает. Кивает:
что ж, на посту у вечности дни студёны.
Не оскудела Богова кладовая,
снег прикрывает судьбу ладонью.

Будет май – веселись и балуй живое!
Мёртвым цветов не носят согласно Торе.
Камень бы снять с души, чтоб порос травою.
Только не выбрать пока, который.

Новый сезон растеплится, не обманет.
Лёгкие ветры он затаит едва ли.
Белым круженьем пуха взовьётся манна,
чтобы о снеге не забывали.


Первая строка задаёт планку "интересности" - игра-соотнесение сердца, поста, стука и кивания...Но "горизонт ожидания" не реализуется при дальнейшем чтении, а точнее, просто "затирается" образами некой кладовой Бога, откуда произрастает ладонь, рассыпающая снега, и банальными сентенциями второго 4-стишия...Вот концовка именно второго 4-стишия обещала нарастание эстезиса (Экклезиаст, раби Калонимус или даже Сад камней), но красивость поросшего травой камня так и осталась на уровне "чистой" красивости - не "растеплила" воображение...Кстати, последнее 4-стишие совсем не обязательно для стиха - читателю нет дела ни до "лёгких ветров", ни до банальной связки "пух-манна-снег"...


Ника Батхен "Баллада капель"
http://www.stihi.ru/2015/03/20/10969 номинатор Алексей Исхаков


Кто под дождем домой спешит,
К стеклу трамвайному пришит,
Раздутым зонтиком влеком,
Тараня лужи каблуком -
Тот прав, как лев. Попав в струю
Грешно завидовать. В раю
Чужих окон - чужая мгла,
Чужие глупые дела,
Чужие женщины чужих
Мужчин уводят. Это жизнь.
Смотри с шестого этажа
Письмо срывается, дрожа.
А на восьмом опять содом,
А на девятом долотом
Скребется в скважину сосед,
Когда-то бес, а нынче сед,
А на двенадцатом беда.
А с неба сыплется вода
И замывает все грехи
До состояния трухи.
Домой вернешься чистотел,
Под крышей - все, как ты хотел.
Мурлычет кот, маячит брак,
По гороскопу дева - рак,
По коридору на балкон -
Курить, зевая на закон
И слушать стук навеселе,
Потом прилечь и спать в тепле,
И кот в ногах, и мягкий бок...
И над тобой смется бог.
Попутал дождь. Ты выбрал сам -
Ходить по старым адресам.

С первых же строк ощущение семантической "неряшливости": то ли герой на самом деле спешит под дождем, влекомый зонтиком, и "таранит лужи каблуком", т.е. идёт задом наперёд, то ли он "распластан" на трамвайном стекле и всю эту картинку воображает - можно только гадать...Тем более, пытаясь за игрой "лева" и "права" обнаружить что-то ещё)...Каюсь, "в струю" не попал, но не завидую попавшим)...Далее игра с понятием "чужого" (с режущим слух сбоем на слове "Окон"). Соглашусь, "своё" - "чужое" - вечная бинарная оппозиция жизни и культуры как таковой. Но хотелось бы более глубокого и интересного "прочтения" сей оппозиции. Упрямое выстраивание некой числовой последовательности тоже к художественным открытиям не привело. Кстати, опять "этаж" как одно из ключевых понятий). От "желания" (по Делёзу и Гваттари) некой высокой бытийности к утверждению самоценности быта...Кстати, как маленький знак этой самой "неряшливости" - так до конца не прописанное слово "смется". Плюс один от стиха для меня как читателя - вывел на памятный для меня фильм 1972 г. "И дождь смывает все следы"...И в том, и в этом случае идея простая, но бесценная - не трогай чужого...


Наталья Черкас "впечатление от птицы"
http://stihi.ru/2004/06/06-314 номинатор Юлия Данилова

 Впечатление от птицы лучше этой самой птицы,
потому что впечатленье – раз и замерло в груди.
Птице вечно не сидится, не поется и не спится,
и она бросает сверху пропитания плоды.

Впечатление от жизни хуже этой самой жизни,
потому что впечатленью можно многое придать.
Чтобы Гамлет получился всем известным третьим лишним,
нужно было взять обычных датских  гамлетов штук пять.


Стихотворение 2004 года...Одиннадцать лет шло оно в лонг БЛК. Но впечатленЬя от "впечатления" не получилось...Вот что сразу бросается в глаза - впечатление и впечатленье...Противопоставление впечатления от птицы впечатлению от жизни понятно, но не убедительно...И птица птице рознь), и жизнь, тем более, дарит разнообразные впечатления...А Гамлет третий лишний в этой диспозиции героев - и птицей ему не стать, и впечатление от жизни оказалось для него больше самой жизни, так что и не успел принц понять, что же такое жизнь на самом деле. Вот и получается, что пять датских гамлетов тут не "пляшут", ну если только Розенкранц с Гильденстерном размышляют где-то в сторонке о жизни-птице и прочем импрессионизме...

Татьяна Карелова "крестик"
http://www.stihi.ru/2014/10/07/6589  номинатор Андрей Моисеев



 и вот он сидит, считает, а хватит ли у него на эту девочку сил,
думает: господи, да я у тебя такую даже и не просил,
в чем тут подвох, а если подарок, то чем я его заслужил?
и что теперь делать со всем этим счастьем, ты мне скажи?

нет, я конечно рад, такое бывает не с каждым, да и не часто,
но может быть можно как-то обратно вернуть это счастье?
Бог вздыхает, ставит в журнале крестик, слезает с перил,
обнимает тихонько ее за плечи: видишь, а я говорил.


Вроде бы стих на тему "все мужики сво...", но феминистки точно бы "разделали" концепт стиха "под орех")...Слишком уж безропотен и безынициативен в стихотворении объект мужского желания (хотя образ "тюфяка", не знающего что со "счастьем" делать,  явно пронизан антимаскулинными интенциями, что - не будем лукавить - говорит нам со всей определённостью об авторской позиции)) и эта безропотность феминистками не была бы одобрена. Вспомнился бум гендерных исследований в 90-е(в этой сфере тогда самые роскошные гранты были)) и название одной из работ - "Женщина не существует"...Вот есть это ощущение в стихе, что женщины там и нет. Да и Бога тоже)...Этакий коллежский регистратор на перилах махонького, но зачем-то огороженного участка авторского сознания.

Саша Лурье "Игра в алтер-эго"
http://www.stihi.ru/2015/04/02/500 квота Главной редакции

Зима. Надо мной темнота темнот.
Проведу праздники в аэропорту,
наблюдая за взлетом взлет.
Гарцуют самолетики огоньками,
отрываются в темноту,
прилетают из темноты.
Стараюсь представить, что я туземец,
что я не понимаю содержания всего вокруг.
Я даже стараюсь забыть кто ты.
И кто здесь я средь ветров и снега.
Хотя без тебя, без осознания, что мы вдвоем,
теряется смысл новогодней игры в алтер-эго,
в аэродром.


Игры в алтер-эго не получилось...Или скажу по-иному: автор думает, что он отыграл своё, но мало кто это заметил)...Аэропорт и гарцующие самолётики, темнота и огоньки - это хорошо. "Стараюсь представить, что я туземец..." - вот здесь надо было ставить точку, а то все последующие фразы - "не понимаю содержания всего вокруг", "стараюсь забыть кто ты", "без осознания, что мы вдвоём" - напоминают выдержки из статей в журнале "Космополитен. Психология". Хотя понимаю, у каждого своё любимое алтер-эго)...И чужое "Я", и, тем более, чужое "алтер-эго" совсем ему не товарищ и брат. Но, если уж играешь прилюдно, то  сделай это увлекательным хотя бы для читателя)...


Сергей Черсков "Оранжевый солдатик"
http://www.stihi.ru/2015/04/11/7941 отборочный тур для резидентов


Опять она считает поезда –
Оранжевый солдатик в старой будке,
А с ней дежурит сутки через сутки
Железная дорожная звезда.

Опять она с темна и до темна
Внимательно следит, забыв про чайник,
Как мчится вдаль, её не замечая,
Огромная товарная страна.

Опять она сигналит на сигнал...
Опять она передвигает рельсы...
«Ах, боже мой... да что же я... а если
Уйти по ним отсюда навсегда?»

...Опять она садится у окна
И греет чай на линиях ладоней,
Пока звезда, сорвавшись, не утонет
В холодной чаше, выпитой до дна.


Это стихотворение запомнил еще по 3-му туру Межпортального конкурса, поставил тогда 6 баллов, что в тамошней моей системе оценок - очень даже хорошо), и вот теперь есть ощущение, что даже слегка недооценил в тот раз...Ибо сейчас услышал в "огромной товарной стране" перекличку с "Москва-товарная" Евтушенко и ощутил стыки времени и жизни...И рефрен "опять она..." обрёл дополнительные смыслы, не просто цикличность индивидуальной судьбы, но эпичность жизнеустройства огромной - и мчащейся в неведомое -  страны..


Татьяна Комиссарова "В поезде"
http://www.stihi.ru/2013/03/14/4973 отборочный тур для резидентов


                Люди медленных пространств, мы только сейчас            
                по-настоящему начинаем различать сорта времени.
               
                Марика Гонта, из письма А.Фадееву, ноябрь 1942



Как будто бы родились в поезде
Под перестуки  бесконечные -
Читатели вагонных повестей,
Где каждая строка отмечена.

Прикрыты снегом, как рогожею,
Промелькивают мимо сосенки.               
Какие дни стоят хорошие,
Жаль только уходящей осени.

Жаль до безумия, до колики
Непрожитого и прошедшего,
Мальца на старом мотороллере,
И на пустом перроне женщину.               

Всё мимо, мимо дни короткие               
С мелодией, когда-то слышанной, -
Виолончели звуки кроткие
Над левитановскими крышами.


"Есть места, где время гниёт и пахнет, как застоявшаяся вода," - пишет Марика Гонта далее в этом же письме...И пишет она это письмо, кстати, из Елабуги. И время тогда было иного сорта, чем сейчас. Но было ли этих сортов времени тогда столько же, сколько сегодня - это, конечно, проблема миропонимания. Не первый раз в обзорах вспоминаю про "неодновременность настоящего"(Э.Блох). Вот идея, в которой философское переплетено с поэтическим, а тема поезда как раз очень удачна для воплощения этой идеи - через сопряжение расписаний движения поезда и самой жизни (а они не всегда совпадают), через встречу-неузнавание и того, что мимо, и того, что в самом человеке. А для меня в контексте конкретного обзора - это еще и перекличка этого стиха с "Оранжевым солдатиком". Прочитайте их рядышком и что-то новое приоткроется - в тексте ли, в читателе ли)...И природный контекст чудесно представлен - из осени через зиму к новой весне. А весна здесь - это "левитановские крыши", те самые, со сползающими к краю тяжелыми и порозовевшими пластами снега...Прислушайтесь к их нарастающему шороху...И посмотрите вслед уходящему поезду. Следующий придёт по расписанию. А пока пройдите по перрону и загляните в здание станции. Там Вас ждут...


Рецензии
Стихи совершенно не о чём, разве что последние два несколько лучше. Ни проблемы, ни темы, так - общее поэтическое томление. Заглянул с некоторым интересом - а так ли всё по-прежнему обстоит на БЛК? Всё так, всё по-прежнему.
Для чего, с какой целью люди пишут стихи не то, что с их повседневными заботами, с жизнью связанные мало?
И как-то невнятно всё это объясняется. Взять хотя бы этот пассаж: "Понятие "недовольной свободы" говорит нам о её (свободы) субстанциальности - и в сотах времени она сама выбирает месторасположение и варианты "обольщения"), и намекает, что она не ждёт, пока кто-то созреет для неё". Разумеется такую жидкую философию следует подпереть цитатой из Канта (вспоминается стих Саши Чёрного).
Желательно, чтобы критик имел обоснованную концепцию собственного вкуса, выраженную в номинативной форме, а не "в соответствии с методом Сиорана".

Михаил, разумеется, выражаю своё личное читательское мнение.
Я с интересом присматриваюсь ко всякой критической деятельности, и ценю её. Сам же, хоть и написал достаточное количество эссе по части стихосложения, критиком быть не могу - очень нервная работа, обижаются авторы, если что не так выскажешь, и чаще всего возражают по принципу "а ты кто такой?". Потому Вы - молодец.
С уважением, Дмитрий.

Маштаков   04.07.2015 21:46     Заявить о нарушении
Спасибо, Дмитрий, за интерес к данному тексту...Читательские обзоры долго не живут) - "схватили" некую поэтическую реальность и легли в архив. А именно два последних стиха я и выделил как наиболее удачные в апрельском лонге БЛК, так что рад близости наших позиций)...Насчёт "жидкой" философии скромно промолчу). Субстанциальность свободы означает лишь то, что она выстраивается самой реальностью как способы и средства её самореализации, то бишь и в политике, и в экономике да и в культуре в целом должны присутствовать механизмы, без которых свобода остаётся набором пустых лозунгов и деклараций. Как это чаще всего и происходит. И сей пассаж касался только того стиха, о котором там и шла речь. А в поэзии более всего ценю концептуальные глубины и то, насколько они энергийно(пардон за термин) выражены в образно-смысловой структуре стиха.
С уважением, Михаил...

Михаил Фокс   06.07.2015 22:05   Заявить о нарушении
Согласен, Михаил. Поэзия очень разнообразна, и то, что кажется важным в стихах одним, другим видится как недостаток. Но когда авторы тусуются на конкурсах, то мне кажется, что скорее воспроизводятся недостатки, а не достоинства, поскольку создаётся некий эталон, как критерий оценки. И отбираются стихи, демонстрирующие унылое однообразие. Хотя, с другой стороны, интересно посмотреть друг на друга. Где же, как не на конкурсе можно это сделать?
Дмитрий

Маштаков   06.07.2015 22:28   Заявить о нарушении