Обзор ВС 1 апреля 2015
У Елены Лапшиной очень понравилось стихотворение «Кукареки-кукареки-курике…», сочетающее вольность ритма с ладностью и звучностью словесного ряда. О новизне в стиле ретро здесь говорить не приходится, поскольку фольклор, в отличие от дагерротипов, не имеет выраженной временнОй принадлежности. Удачны также стихотворения «Тупая усталость, предсмертная дрожь…» и «Как речная рыба по стуже мрёт…»: в нём привлекает и сюжет, и ритм, основанный на логаэде апанест-амфибрахий-ябм-ямб (ту же самую метрическую схему можно прочесть и как анапест-ямб-анапест-ямб), встречающемся довольно редко и не навязшем в зубах. Не могу одобрить перенос ударения в слове «плотскОй» (по-русски давно ведь привыкли говорить «плотский») и окказионализм «землеройствует». Субстантивированное прилагательное «плотяное» (то есть всё то же «плотское») до сих пор обитало лишь в книге пророка Иезикиля. А вот окказионализм «выструпленный» (то есть покрытый струпьями), по-моему, образован правильно и применён вполне уместно.
Сергей Тимшин работает в области почти хрестоматийной: некоторые стихи у него написаны «под Есенина» («Кудри»), в других сочинениях чувствуется оглядка на Маяковского («После ливня», где строки сшиваются тремя и четырьмя рифменными стежками, правда, и такими, как «рассвета»-«света»), но впечатления всамделишного поэтического мира они не создают — возможно, именно в силу «дерзости второго ряда». Всякий новатор, наверное, мечтает о том, чтобы его манеру письма усвоили многие и многие стихотворцы, но эта манера порой оказывается настолько индивидуальна, что при её воспроизведении поневоле возникает ощущение пародийности. Там, где автор излагает то, что видел своими глазами, его подводит языковое чутьё: как может память пробираться в край войны «вприсядку»? Вприсядку танцуют, вприсядку можно пуститься от радости. А короткие перебежки под обстрелом совершают пригнувшись (хотя и пригнувшаяся память представляется с трудом). А как расшифровать фразу «И ты мне прости за свои улики»? Зачем у кого-то просить прощения за его (того, у кого просишь прощения) улики? Непостижимо, хотя заумь данным автором и не заявлялась.
Свидетельство о публикации №115040810343