Не царское это дело

 
До чего дошло - Президент Великой страны вынужден оправдываться перед одним из своих, скажем так, не вполне лояльных сограждан.
Не знаю с чего и начать. Меня, прожившего уже 76 лет, побывавшего за рубежом, правда с краткими визитами и посетившего тридцать стран мира, повидавшего западную жизнь не понаслышке, удивляет стремление вполне успешных и обласканных вниманием и отмеченных государством и властью граждан, бросать тень на свою страну. Поистине верна пословица: "везде хорошо, где нас нет".
В истории государства Российского был, и наверняка навсегда останется в памяти, известный общественный деятель и великолепный русский поэт Фёдор Иванович Тютчев. Воспитанный в «лучших» традициях того времени, когда русское дворянство и знать предпочитали дать своим отпрыскам достойное образование. С малых лет приучая их чураться всего русского и общаться по-французски.
Он с 18 лет целых 22 года почти безвылазно находился за границей, работая в разных зарубежных миссиях России. Окружённый соблазнами высшего иностранного общества, он не поддался тщеславию и непомерной внутренней гордости, остался верен традициям русского света с его прелестями и недостатками. Для него быть «человеком европейским» не означало оторваться от своих русских корней. По возвращении домой, Тютчев с головой окунулся в жизнь и быт «немытой» России.
Его любовь к Родине, которую он всосал с молоком матери, нашла самые наилучшие отражения в его стихах. Отрезанный на долгое время от Родины, впитавший в себя все прелести западной жизни, он, тем не менее, с большим рвением отстаивал политическое существование России. В то время как тогдашним «либералам» был чужд русский патриотизм, они, не выдерживая натиска Западной Европы, пасовали перед ней, поступаясь своей принадлежностью к России и всему русскому, Тютчев отстаивал существование русского государства. Он примкнул к «славянофилам» в противовес «западникам». В своём послании к Ганке, написанном в 1841 году, он призывает, словно заглядывая в сегодняшний день:

Вековать ли нам в разлуке?
Не пора ль очнуться нам?
И простерть друг другу руки —
К нашим кровным и друзьям?..
Веки мы слепцами были —
И, как жалкие слепцы,
Мы блуждали, мы бродили,
Разбрелись во все концы...

«Западникам» будущее Европы представлялось в розовом цвете. Тютчев же считал начало «революционной» эры в Европе началом её падения. Он заявлял во всеуслышание, что за Россией будущее и призывал Запад «преклониться перед Россией с её высшим политическим и духовным призванием».
Вот что он говорит о русском народе:
Эти бедные селенья,
Эта скудная природа —
Край родной долготерпенья,
Край ты русского народа!
Не поймет и не заметит
Гордый взор иноплеменный
Что сквозит и тайно светит
В наготе твоей смиренной.
Удрученный ношей крестной,
Всю тебя, земля родная,
В рабском виде царь небесный
Исходил, благословляя.

В своих стихах Тютчев не гнушался иронии и сарказма по отношению к нашим «неолибералам»:
Напрасный труд — нет, их не вразумишь, —
Чем либеральней, тем они пошлее,
Цивилизация — для них фетиш,
Но недоступна им ее идея.
Как перед ней ни гнитесь, господа,
Вам не снискать признанья от Европы:
В ее глазах вы будете всегда
Не слуги просвещенья, а холопы…
A закончить я бы хотел следующими строками Тютчева:
Умом Россию не понять,
Аршином общим не измерить:
У ней особенная стать —
В Россию можно только верить.


Рецензии
Здравия Вам уважаемый Валентин. Сердечная благодарность за историческое отступление, многим бы о нём нужно знать. 5+++

"Как перед ней ни гнитесь, господа,
Вам не снискать признанья от Европы:
В ее глазах вы будете всегда
Не слуги просвещенья, а холопы…"

Всех благ.

Олег Смирнов 3   11.11.2018 02:16     Заявить о нарушении
Спасибо Вам, Олег, за прочтение и высокую оценку.

Валентин Савин   11.11.2018 19:15   Заявить о нарушении
На это произведение написано 6 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.