Но мат в стихах я не терплю!!!

или
ЗАЧЕМ МАТ ВЕЛИКИМ ЛЮДЯМ?
*****
   
   ВМЕСТО ПРЕДИСЛОВИЯ

   ...И, хоть я Пушкина люблю,
   Но МАТ в стихах я НЕ ТЕРПЛЮ!!!

   МАТ (или обсценную лексику) СЕГОДНЯ мы можем встретить ВЕЗДЕ: на улицах, на стенах подъездов и лифтов, на ТВ и в кино (н-р, в новом фильме А.Звягинцева «Левиафан», и без того полном «чернухи»!)...
   И в литературе тоже! И даже... у всемирно известных классиков!
   
***

   Но ЗАЧЕМ он, этот МАТ, и КАК к нему относиться?
   Конечно, ОТРИЦАТЕЛЬНО (ИМХО)!!!

   Но... Отношение к нецензурной лексике в стихах всегда было неоднозначное.
   
   Одни литераторы его воспринимают как неотъемлемую часть произведений, а большинство не принимают мат, считая, что это – моветон, пошлость, не совместимые с ВЫСОКОЙ поэзией.
   Знаю, что и на многих лит.сайтах сегодня использование мата в творчестве запрещено.
   
   И слава Богу!
   
***

   Но нельзя не признать тот факт, что и некоторые наши великие русские поэты-классики, Мастера поэтического слова употребляли... крепкие слова в стихах, мат, причём, очень остро и даже... изощрённо.
   
   Многие поэты, особенно современные, считают, что ничего в этом страшного нет: мат призван подчеркнуть силу чувств или добавить перчинки-иронии в смешные стихи, пародии. И это, дескать, – личное дело автора.
   
   Но что если автору НЕ хватает чувства меры, вкуса, и весь текст написан ради того, чтобы продемонстрировать свой «высший пилотаж» во владении матерной лексикой?!   
   И такое – часто!
   
   А вообще, матерные стихи (как и всякая «клубничка»-порнушка)... – «на любителя»: они обычно имеют узкий круг слушателей, а не пишутся для такого лит.сайта, как НАШ, где многие произведения читаются не только взрослыми дядями и тётями, но и детьми, подростками.
   
   Пожалуйста, НЕ ЗАБЫВАЙТЕ ОБ ЭТОМ, господа!!!

***
   
   А вот интересно: вы можете себе представить... матерщинника Пушкина!?!

   Невообразимое сочетание слов, правда?
   Потому что «Солнце русской поэзии», «Пушкин – это наше всё» – слышим с детства, потому что все читали десятки его прекраснейших поэм и сотни стихотворений и восхищались языком и гением Пушкина.

   Но... Мало кто уже СЕГОДНЯ (в век всё знающего Интернета!) не знает, что у великого русского поэта есть и множество других: пошлых и даже... матерных стишков! И эротика там присутствует тоже!
   
   Да, предвижу: «Пушкин же тоже человек, мужчина! – скажут некоторые. – И ему были свойственны все земные наслаждения и человеческие слабости!»

   Но...
   Об этом как-то не принято говорить вслух, чтобы не осквернить идеализированный (НАМИ же!) облик великого русского поэта. Тем не менее, многие исследователи жизни и творчества поэта уверяют, что А.С. был ещё тот... ловелас!..
   Читала как-то ещё раньше (без Инета) его т.н. «донжуанский список», где Пушкин вспомнил связь примерно... со ста тридцатью (!!!) женщинами.
   И я... верю! Это же... – Пушкин!!! 
   
***
   
   А если серьёзно...

   Женщины всегда являлись для Пушкина Музами, дающими вдохновение. Недаром же он написал столько гениальных произведений, посвящённых «прекрасной половине» рода человеческого!
   И спасибо ему за это!!!

   Вообще же, масштаб любого гения трудно оценить и его современникам, и потомкам. Первым – потому что «большое видится на расстоянье»*, вторым – потому, что, кроме расстояния, восприятию мешает множество чужих суждений и оценок.
   
   Так и с творчеством Пушкина: все знают, что он – гений, а адекватного восприятия нет.
   С одной стороны – высокие строки его «Избранного», тысячи раз перепечатанные, спетые на разный мотив в романсах и с детства заученные наизусть.
   С другой – сборники матерных стихов всё того же... Александра Сергеевича Пушкина.
   
   Полноте, один ли это поэт?!
   
   Да, один, один!
   Единственный и неповторимый, НАШ Пушкин А.С.! И гений его прежде всего и состоял в глубоком владении русским языком: не надуманным рафинированным языком аристократии, но и не примитивным просторечием. Из сказок няни, из разговоров дворовых мужиков, из самых разных книг, из вольных бесед лицеистов, из общения с самыми образованными людьми своего времени вырастал и выкристаллизовывался Поэт, который впервые заставит «изъясняться по-русски» не только женскую любовь, но и русскую поэзию как таковую.
   
   Это в песнях про райские кущи площадная брань неуместна. А когда спокойно пишешь «про дождь, про лён, про скотный двор», мат оказывается всего лишь частью выразительных средств языка.
   
   Так и вышло у Пушкина.
   
   Читала, что с юношеских лет лицейские друзья Александра (Дельвиг, Кюхля, Ваня Пущин и др.) отмечали его умение вставить в свою речь... крепкое словцо! (И где он этому только научился? Уж не от няни ли?! ;)
   
   И в некоторых стихах Пушкина мат тоже присутствует, как бы ни старалась цензура последовавших веков прикрыть его... многочисленными многоточиями. Причём речь идет не про сказки или любовные стихи, а про дружеские эпиграммы, или стихи о вольных похождениях в младые годы, или про сатирические произведения, где мат «точечно» используется в описаниях бытовых сцен и привычек.
   Пушкин владеет матерщиной так же умело и органично, как и всеми прочими средствами русского языка.
   Впору восхититься им!?! И ставить ли это ему в вину?
   
   Поэзия гения упряма и не поддается «причёсыванию» так же, как и его буйные и непокорные африканские кудри!
   
   Сегодня трудно сказать, насколько сам поэт был готов к широкому, публичному распространению своих матерных стихов. Думается, в большинстве случаев эти строки адресовались им в письмах и шаржах-эпиграммах конкретным людям или предназначались для узко ограниченного круга и дружеских бесед, а вовсе не для эпатирования почтенной светской публики.
   
   И потому уж совсем неестественно выглядят сегодня попытки собрать и опубликовать отдельно только похабные строки Пушкина.
   Но тогда это – бизнес, а не литература!

***
   
   Да, Пушкину были свойственны (как и многим людям!) все земные грехи. Он же ЖИВОЙ человек был, не памятник!
   
   Разъезжая по пушкинским местам и будучи на экскурсии в Питере, в Пушкинском Доме, я читала работу одного исследователя, который доказывал, что всё это, мягко говоря, «эротическое» творчество принадлежит... вовсе не Пушкину.
   Придумали даже какого-то И.Баркова, якобы автора похождений пошляка и матерщинника Луки Мудищева (ну и имечко!)
   Но многие-то считают их пушкинскими!..

   А вы?

***

   Да, ещё выяснилось, что матом увлекался не только Пушкин.
   
   Так, врач и писатель А.П.Чехов в своих письмах с Сахалина рассуждает о том... как ведут себя в постели... местные женщины, тунгуски! И там есть очень откровенные их описания!
   Ай да Чехов! «Ай да сукин сын!» – как сказал бы Александр Сергеевич.
   
   Нашим пролетарием, «Буревестником революции» М.Горьким описаны откровенные похождения... графа Л.Н.Толстого! – интересно, откуда он мог про них знать?!?
   
   И даже у аристократичного и вальяжного дворянина (!!!) И.А.Бунина в дневниковых записях и письмах встречаются нелестные и похабные отзывы... о дамах!..
   
   Ну дают жару господа литераторы, классики наши русские, гордость наша национальная!!!

***

   Ну, а если серьёзно, вот вы как считаете: присутствие мата в стихах меняет или не меняет роли и значения наших великих, например, Пушкина в истории русской литературы?

***

   А это – МОЙ короткий, но ёмкий ответ – и моему любимому поэту, и всем любителям мата:

   Похабщина и матерщина
   Всегда претили мне в мужчинах!
   (И в женщинах, конечно, тоже –
   Особо вкупе с пьяной рожей!)

   И, хоть я Пушкина люблю,
   Но МАТ в стихах я НЕ ТЕРПЛЮ!!!
   
***

   ВМЕСТО ПОСЛЕСЛОВИЯ

   Ну вот ЗАЧЕМ МАТ в СТИХАХ?!? Ведь это уже НЕ ПОЭЗИЯ, а ГРУБАЯ ПРОЗА ЖИЗНИ!..

   А скабрезные «стихи» (даже пушкинские!) я НЕ СЧИТАЮ «шедевральными»! – кому бы они ни принадлежали! Вот «Я помню чудное мгновенье...», «Я вас любил» – ДА!!!
(Это – из моего ответа А.Бешенцеву в споре с ним)

   И ещё: есть простой способ сохранить свою художественную нравственность и эстетические чувства в девственной чистоте: НЕ читать и НЕ писать заведомую пошлость!

   Как сказал Э.Асадов, «Злого в мире и так довольно».
   Да, всякой грязи в жизни и так полно, так зачем же ещё и читать про всё это в СТИХАХ?!?

P.S.

   Именно по ЭТОЙ причине (как вы, наверное, заметили!?) я нигде в своём эссе не привожу выдержки, цитаты с МАТОМ! Такого «добра» и так хватает в Интернете!



© Ольга Благодарёва, 2014


   Примечание

*
«Лицом к лицу
Лица не увидать.
Большое видится на расстоянье...»
(«Письмо к женщине». С.А. Есенин)


               
  Фотокартина (графика) взята из Интернета.
               
  Спасибо автору!
   



   


Рецензии
Пушкин был противником мата, об этом говорят его произведения. Даже больше, он исключил мат из своих русских сказок, в то время как сказки народа блистали перлами отборного мата. Он экспериментировал, но не удачно. Его матерные стихи не прижились, зато все остальное понравилось публике продолжает нравиться.

Елена Маркушева   29.07.2021 09:47     Заявить о нарушении
Спасибо, Елена!
А я вот ни разу не видела русских народных сказок с матом!

Ольга Благодарёва   29.07.2021 11:35   Заявить о нарушении
Это потому, что издавались они в советский период, когда был запрещен мат в печати. Но если бы вы послушали народные сказки в их изначальном изложении народом, которые привозили экспедиции по собиранию фольклора с глубоких деревень России, особенно северных, то услышали, что там мат на перемате стоит. Там как начинают про Гвидона или про золотую рыбку, так матерщина отменная, причем женщины рассказывают.

Елена Маркушева   29.07.2021 12:07   Заявить о нарушении
Ну так это же не РУССКИЕ НАРОДНЫЕ СКАЗКИ как таковые, а ВОЛЬНЫЙ их пересказ дебилами из народа! -- такие есть во все времена!
И это вовсе не значит, что всё наше У.Н.Т. с матом!!!

Ольга Благодарёва   29.07.2021 12:14   Заявить о нарушении
Именно народные сказки в пересказе сказителей. И Пушкин очистил их от мата, и дал уже свой пересказ в стиха. То есть он показал, что стихи не созданы для мата. Особенно сказки, которые читают детям.

Елена Маркушева   29.07.2021 20:32   Заявить о нарушении
Вот здесь я с Вами согласна! :)

Ольга Благодарёва   30.07.2021 09:00   Заявить о нарушении
На это произведение написано 13 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.