139. Учитель

Молоденький умок старым умом крепится.
Русская пословица.

139.1. – 139.15: До сих пор живёт сожаление. – Только из уст в уста. – Ввёл в круг мастеров. – Встань под эгиду учителя. – Посещай дом мудрого. – Великий учитель вдохновляет. – Связь-цепочка. – Мастер обязан оставить ученика. – Обучая, учусь. – Оковы чужого влияния. – Будешь шествовать в одиночку. – Не забывать трудов учителя. – Надо уметь благоговеть. – Можно попасть и к плохому. – Должен быть крупным человеком.


139.1. До сих пор живёт сожаление…

Прекрасная вещь – общение с мудрецом. Аристофан. // В старинных книгах часто упоминалось: счастлив тот, кто на жизненном пути встретит мудрого старца, который направит на правильный, кратчайший путь. Может быть, устранит трудности, которые выставит перед тобою жизнь. Я встретил его в лице отца. Он был для меня не только учителем, но и наставником жизни. Святослав Рерих. // Во всяком искусстве крайне важно иметь правильную основу. Неправильно усвоенная техника является едва ли не главным препятствием на пути к истинному мастерству. Вот почему так важно с самого начала встретить хорошего учителя. // Ученик, не знавший учителя, под любую музыку пляшет. Узбекская пословица. // Жаль, что мне пришлось уехать, не успев передать тебе кое-что из своего опыта и наблюдений. Представь! Во мне до сих пор живёт сожаление, что в ранней юности я не встретил старшего друга, который зорко следил бы за моим становлением молодого писателя. Александр Куприн. // …человека, который бы помогал думать. Михаил Ромм. // Наставь юношу при начале пути его: он не уклонится от него, когда и состарится. Из Библии. // Блажен, кто, начиная мыслить, охранён наставником. У меня наставника не было. Юрий Олеша. // Жалею, что некому было меня учить. Руководитель сберёг бы мне массу времени, избавил от многих неверно нацеленных усилий и ошибок. Объяснил бы, что моё дарование, какое ни есть, следует развивать в определённую сторону. Делать то, к чему я не склонен, бесполезно. Сомерсет Моэм. // Тот, кто предупреждает нас о бесплодных путях, оказывает не меньшую услугу, чем тот, кто указывает правильный путь. Генрих Гейне. // Три пути ведут к знанию: путь размышления – это путь самый благородный, путь подражания – это путь самый лёгкий и путь опыта – это путь самый горький. Конфуций. // Жизнь – наихудший из возможных учителей. Альфред Адлер. // Возжелай истины более чем развлечений, и найди дорогу к Учителю. Основа суфийских знаний. // Пускай старая мудрость направляет юную бодрость и силу, пускай юная бодрость и сила поддерживают старую мудрость. Константин Станиславский. // Кто молод, кто способен полюбить идею, кто ищет возможность развернуть силы своего свежего ума, тот, сблизившись с умною и развитою личностью, может быть, начнёт новую жизнь, полную обстоятельного труда и неистощимого наслаждения. Дмитрий Писарев.


139.2. Только из уст в уста…

Ну а если кто пожелает стать хорошим врачом, к кому он должен обратиться, чтобы этого достичь? Ясно, что он пойдёт к хорошим врачам. Платон. // Молодой человек, несомненно, талантлив. Но за то, что он самоучка, его следует не хвалить, а бранить. Талантливый человек обязан обратиться к достойным мастерам, а те уж сумеют сделать из него художника. Иоганн Гёте. // Один разговор через стол с мудрым человеком полезнее, чем десять лет изучения вопроса по книгам. Генри Лонгфелло. // Если я положу все приобретённые мною книжные сведения на чашу весов, а на другую – усовершенствования и успехи, сделанные мной, слушая умные и поучительные разговоры Бёрка, последняя перевесит. Генри Фокс. // Одни книги ещё никого не сделали врачом. Разве можно стать великим полководцем, прочитав труды Ливия? Теофраст Парацельс. // Мне в прошлом оказывали большую помощь советы от собратьев по перу. Скотт Фицджеральд. // Короленко первый сказал мне веские человечьи слова о значении формы, о красоте фразы. Максим Горький. // Учиться только по учебникам, монографиям и статьям равносильно овладевать любой игрой по самоучителю. Без хорошей школы не познать в науке тайны исследовательского мастерства. В эксперименте присутствует большая доля искусства, а ему ещё никто по учебникам не научился. Иногда можно услышать, как про способного человека говорят: «Да,  способен, но у него нет школы». Герш Будкер. // Самоучка редко знает что-нибудь как следует и обычно в десять раз меньше, чем узнал бы с учителем. Марк Твен. // Без опытного наставника, без школы невозможны высшие мировые достижения. Подлинные культурные ценности скрыты под завалами информационной чепухи. Чтобы учиться на великих образцах, надо знать о них, уметь различать. Есть такая тайная писательская теория литературы, которая передаётся только из уст в уста, малому числу людей. Поколениями накоплен ценнейший опыт в сущностных цеховых вопросах, передающийся не только через книги и лекции, посредством трактатов или зафиксированных в руководствах правил и традиций, но и непосредственно через личные контакты, от одного великого таланта к другому, ещё потенциальному дарованию. // В учении нет более удобного способа, чем личные встречи с учителем. Сюнь-Цзы. // Когда меня не станет, слушай Ивана Тургенева. Гюстав Флобер – Ги Мопассану. // Принять хороший совет – значит обогатить свои способности. Иоганн Гете.


139.3. Ввёл в круг мастеров…

Английский химик Прайс составил своеобразную таблицу нобелевских лауреатов: каждый последующий лауреат этой премии был учеником предыдущего. Парадокс? Нет, закономерность. Первое условие для получения Нобелевской премии – наличие хорошего учителя. Талант заразителен. Пока якшаешься с дилетантами, ты и мыслишь как дилетант. // Около хорошего человека потрёшься, как медная копейка о серебро, и сам потом за двугривенный сойдёшь. Максим Горький. // Кто ищет общества образованных знатоков, живёт с людьми, превосходящими его по уму, тот становится от этого просвещённее. Клод Гельвеций. // Общающийся с мудрыми будет мудр, а кто дружит с глупыми, развратится. Из Библии. // Мы не получаем никакой пользы от общения с такими же, как мы сами. Только поощряем друг друга в посредственности. Я всегда стремлюсь быть с теми, кто меня превосходит. Чарльз Лэм. // Фиговое дерево, глядя на другое, становится плодоносным, говорят арабы. // Мопассана учил литературному мастерству Флобер, ускоривший формирование писателя. Флобер ввёл его в круг крупнейших мастеров слова того времени: Золя, братьев Гонкур, Доде. Тогда же Мопассан подружился с Тургеневым, познакомившим его с русской литературой. Дружи с тем, кто понуждает тебя тянуться за ним. Такое общение серьёзный стимул к чтению, самообразованию и развитию. Известность пришла к Мопассану с появлением его новеллы «Пышка». Флобер мучил юношу переделками шесть лет, прежде чем позволил эту публикацию. // Среди малых действуя, мельчаешь, а среди больших и сам растёшь. Иоганн Гёте. // Сознание того, что я находился в компании наиболее прославленных людей в моей профессии, придавало сил и укрепляло веру в себя. Ги Мопассан. // Решающую роль в становлении Поля Гогена как художника сыграла знаковая встреча с Камилем Писсарро, который помог ему овладеть профессиональными навыками, привлёк к участию в выставках импрессионистов. // Водись с хорошими людьми, и ты будешь в числе их. Джордж Герберт. // Ищи мастера! Всегда мастера! Именно – мастера! // Три года упорных занятий не стоят одной встречи с настоящим учителем. Афоризмы и поговорки мастеров ушу. // Именно мэтр французской словесности Сидони Колетт приметила начинающего писателя Жоржа Сименона, долго опекала и обучала его. На рассказ молодого судебного репортёра Леонида Андреева обратил внимание Максим Горький и пригласил его в компанию своих талантливых друзей – Бунина, Скитальца, Телешова, Шаляпина. По словам самого Николая Гоголя, всё им написанное до 1837 года сделано под влиянием Пушкина и по его подсказке. // Мне кажется, всякий, кто в здравом уме, всегда стремится быть подле того, кто лучше его самого. Платон. // Проводи время только с теми, кто сделает тебя лучше. Допускай к себе только тех, кого ты сам можешь сделать лучше. И то и другое совершается взаимно; люди учатся, обучая. Сенека.


139.4. Встань под эгиду учителя…

Молодых дают в помощь старшим, а я бы сделал наоборот – старших давал в помощь молодым. Древний мудрец. // Быть может, мои советы помогут тебе скорее выбраться из периода, уже не отвечающего твоему нынешнему самосознанию. Нечего блуждать в потёмках. Что толку было бы от наших поисков, захоти молодёжь пойти теми же путями? Так с места не сдвинешься. Им заново искать и блуждать не положено. Надо прислушиваться к советам старших и идти по верному пути. Каждый шаг должен стать движением вперёд. Иоганн Гёте. // Глупость собственного изобретения никогда не предпочитай дельному совету. Сократ. // Встретить мудрого, но не прибегнуть к его советам есть беззаботность. Мо-Цзы. // Бывай в собрании старцев, и кто мудр, прилепись к тому; притчи разумные да не ускользают от тебя. Иисус Сирах. // Пока молод, сердцем ты чистым слова впивай и вверяйся мудрейшим. Запах, который впитал ещё новый сосуд, сохранится надолго. Гораций. // Ты, кого изящество духа заставляет посвятить себя искусству, начинай с облачения в одежды послушания и настойчивости. Сколь можно скорее встань под эгиду учителя и учись и покинь его как можно позднее. Ченнино Ченнини. // Полезное разумно брать себе с чужого опыта. Теренций. // Пётр Первый приказал выгравировать на своей печати надпись: «Аз бо есть в чину учимых и учащих мя требую» – «Я ученик и еду искать учителей». // Долог путь поучений, короток и успешен путь примеров. Сенека. // Достоинство Репина как преподавателя заключалось в том, что он брал кисть и палитру и на деле показывал, как нужно работать. Эти минуты были особенно значительными: все смотрели, что делает мастер. Исаак Бродский. // Всё становится легко, после того как кто-то вам покажет, как делать. Христофор Колумб. // Репин был плохим педагогом, но великим учителем. Игорь Грабарь. // Чем талантливее и способнее человек, тем с большей раздражительностью и мучением он учит. Цицерон. // В ту пору я сомневался в своих писательских способностях. Помог счастливый случай. Я подружился с человеком беспредельной мудрости и несгибаемой воли, который не позволил мне отступить. Томас Вулф. // Единственная школа человечества – чужой пример, в другую школу человек никогда не ходил и ходить не будет. Эдмунд Бёрк. // Следуй за сведущим. Вергилий. // Посмотри биографии великих. Все они ходили в подмастерьях, и даже у нескольких учителей. Если хочешь стать величиной, найди себе мастера. Роберт Аллен. // Я не хочу ничего такого, что осложнило бы мне жизнь. Если мне кто и нужен, так это, по старому обычаю художников, юный подмастерье. Я бы его учил, а он бы на меня работал. Микеланджело. // Хотя, строго говоря, учителей в литературе не бывает. То есть поэт учится сам, читая книги других. Но поддержка необходима. Евгений Винокуров. // Учитель, укрой меня своей чугунной шинелью. Михаил Булгаков.


139.5. Посещай дом мудрого…

Счастлив мыслитель, который в начале деятельности соберёт вокруг себя хотя малое стадо учеников; счастлив поэт, который встретит хотя одного разумного и сочувственного разъяснителя. Дмитрий Аверкиев. // В один прекрасный день юный Валентин Серов рисовал стареющего Илью Репина, который синхронно рисовал его. Родились два портрета – учителя и ученика. // Посещай дом мудрого, будет ли он дома, или нет, ты выйдешь из него лучшим. Пифагор. // Архип Иванович Куинджи стал мне учителем не только живописи, но и всей жизни. Николай Рерих. // Чтобы иметь в науке учеников, надо иметь власть, то есть способность устроить их и накормить. Александр Зиновьев. // Ученики должны бы, как в старину, работать со своим учителем. Это единственный способ воспринять и проникнуть в его знания. Вначале работать в духе своего учителя, чтобы совершенно овладеть техникой его искусства. Почувствовав возможность и силу выражать свою индивидуальность с авторитетом законченного мастера, стать самостоятельным. Джеймс Уистлер. // Флобер семь лет наблюдал, поддерживал и направлял литературные попытки Мопассана. «Пойди, прогуляйся, мой мальчик, понаблюдай вокруг и расскажи мне в ста строках то, что увидишь». Особенно предостерегал юношу от беспечности и лени. // Помни, моя задача – учить тебя тяжёлому труду. Константин Станиславский. // Я учу: губам полезно раскалённое железо. Бархатных ковров полезней гвозди – молодым ступням. А ещё в ночи беззвездной под ногой полезны бездны. Марина Цветаева. // Великая тайна воспитания – направлять честолюбие на подходящие предметы. Адам Смит. // «Хочу создать большую скульптурную группу». – «Вылепите руку!» – молвил Роден и ушёл. Я справился быстро, за два часа. Но, увы! Роден высмеял мою работу. Пришлось взяться заново. На этот раз возился два месяца. Иван Шадр. // Новичкам всегда полезен одёргивающий урок. Павел Таранов. // Мудрый учитель сообщит свою опытность по частям тем ученикам, которые могут воспринять лучшие заветы. Николай Рерих. // Для ученика, жаждущего знаний, не грех возразить учителю, чтобы тот полнее излагал и доказывал истину. Бальтасар Грасиан. // Учитель, образ его мыслей – вот что самое главное во всяком обучении и воспитании. Адольф Дистервег. // Научить можно лишь тому, что любишь. Иоганн Гёте. // Сапожник и мальчик при нём: самое удобное положение и отношение для настоящей выучки. Клянусь, нет лучшей школы, как быть «мальчиком на посылках» у Менделеева или Бутлерова, у настоящего учёного. Василий Розанов. // Пока душа не повзрослеет, надо уметь и подчиняться, иначе лучшие силы будут понапрасну растрачены. Это мудрая традиция каждого народа. Алексей Пичков. // Искусству можно научиться лишь у тех, кто зарабатывает им себе на жизнь. Самуэль Батлер. // Моя первая заповедь такова: слушай, слушай тех, кто делает работу. Росс Перо. // Воспитатель сам должен быть тем, чем он хочет сделать воспитанника. Владимир Даль. // Когда хочешь посоветоваться с кем-нибудь о своём деле, то обрати прежде всего внимание на то, как он устраивает свои собственные дела. Исократ.


139.6. Великий учитель вдохновляет…

Чтобы твои наставления были благотворны, предостерегай учеников от бесполезных знаний и ложных правил. Потому что отделываться от бесполезного столь же трудно, как и менять неправильно взятое направление. Иоганн Гёте. // Ян многим обязан старшему брату. Юлий ему с ранних лет указывал, что действительно хорошо, а что от лукавого. Вера Муромцева-Бунина. // Может показаться, что подбор книг, что Ферми брал у Амидея, отличался особой системой самообразования. Нет, это были обычные университетские учебники по классической математике и физике. Подобные есть в любой вузовской библиотеке. Заслуга Амидея состояла в том, что он вовремя дал их тринадцатилетнему подростку. Быть может, благодаря инженеру Амидею одарённый мальчик и стал гением. Перед ним простиралось множество кружных дорог, и только одна могла привести туда, куда он впоследствии пришёл. Этот прямой путь был ему направником указан. Бруно Понтекорво. // Учитель, который может пробудить чувство хотя бы к одному хорошему поступку или одному хорошему стихотворению, достигает большего, чем тот, кто только пичкает нас информацией. Иоганн Гёте. // Неизмерима польза от встречи с настоящим мастером. Какое это счастье! Как обогащает меня общение с Гёте, делая на несколько лет старше и умнее. Он сам, его близость формируют мой дух, даже когда он не произносит ни слова. Иоганн Эккерман. // Как приятно общаться с творческими людьми. Как приятно слушать голос творческого человека, как легко отвечать ему. Такой человек вдохновляет, после общения с ним хочется творить. Фёдор Конюхов. // Хвали своих учеников, этим ты увеличишь их дарования. Овидий. // Французский композитор Шарль Лекок неустанно повторял: «Только трое или четверо из всех вас добьются славы». Но преподносил эту фразу так, что каждый ученик ощущал себя избранником. // Учеников много, «выучеников» мало. Максим Горький. // Нельзя сказать человеку: «Ты можешь творить, так давай твори». Гораздо вернее подождать, пока он сам заявит: «Я могу творить, и я буду творить!» Более разумен сельскохозяйственный подход: создай хороший климат, обеспечь надлежащую подкормку и предоставь людям расти самим. Вот тогда они тебя удивят. // Ум – это не сосуд, который нужно наполнить, а пламя, которое необходимо разжечь. Плутарх. // Плохой учитель преподносит истину, хороший – учит её находить. Адольф Дистервег. // Истина должна быть пережита, а не преподана. Герман Гессе. // Наводить на мысль – это более тонко, чем приводить на память. Бальтасар Грасиан. // Самое главное – научить людей мыслить. Бертольд Брехт. // Посредственный учитель излагает, хороший учитель объясняет, выдающийся учитель показывает. Великий учитель вдохновляет. Уильям Уорд. // Мастер не учит, а создаёт ситуации; и научает даже тому, чего сам не умеет. Древняя мудрость. // Не мыслям надобно учить, а мыслить. Иммануил Кант. // Учитель – это человек, который выращивает две мысли там, где раньше росла одна. Элберт Хаббард.


139.7. Связь-цепочка…

Почти у каждого из писателей есть свой вдохновитель, свой добрый гений, обыкновенно тоже писатель. Константин Паустовский. // Писатели всегда учились у писателей, как всякого рода мастера учатся у мастеров. Способы этого обучения разнообразны. Критический разбор и живая беседа об искусстве, своевременная похвала и указание на более сильные места в рукописи, а главное – воспитание мировоззрения и вкуса. И даже просто дружеское объятие и поцелуй. Самуил Маршак. // Преемственность поколений: Николай Гоголь – ученик Пушкина; Александр Пушкин – ученик Жуковского; Василий Жуковский – ученик Карамзина; Николай Карамзин – ученик… // …я у Глазунова учился, Глазунов учился у Иогансона, а Иогансон – у Коровина, а Коровин у Чистякова. Вот такая связь-цепочка «учитель-ученик». Дмитрий Слепушкин. // Когда ученик готов – появляется учитель. Даосское высказывание. // Полный сосуд легко переливается в порожний. Клеменс Меттерних. // …учитель Михаила Усова нам известен – Владимир Обручев. Его обучал и помог достичь таких высот в науке профессор Петербургского горного института Иван Мушкетов, один из отцов отечественной геологии. Того вдохновил к пониманию косной природы Геннадий Романовский, также профессор горного института, один из основателей Геологического комитета и член его присутствия. Назову и наставника Романовского – российского естествоиспытателя Эдуарда Эйхвальда, члена-корреспондента Петербургской Академии наук, преподававшего в горном институте, автора учебников по геологии и минералогии. Глубже пойдут имена людей, которые знали и учились у Михаила Ломоносова, у Василия Севергина, положивших начало развитию геологии в России. // Мы живём в мире, где один дурак создаёт много дураков, а один мудрый – очень мало мудрых. Георг Лихтенберг. // Через века мы с Леонардо да Винчи протягиваем друг другу руки. Суть в том, что я, Сальвадор Дали, люблю живое дыхание мёртвых гениев, и питаюсь им. Они продолжаются во мне. Я – солнце, горящее среди погасших, погребённых временем светил. // Если есть ученик, учитель найдётся. Восточная поговорка. // У всех гениев были хорошие учителя, прямые и опосредованные. Сократ был учителем Платона, Платон был учителем Аристотеля. Пракситель и Микеланджело своими творениями учат скульпторов и поныне. // Учитель – профессия дальнего действия,  главная на земле. Роберт Рождественский. // Учитель прикасается к вечности: никто не может сказать, когда кончается его влияние. Генри Адамс. // Пушкин называл своим учителем Дениса Давыдова. Достоевский был для Леонида Андреева как Вергилий для Данте. Гумилёв и Ахматова признавали  своим учителем Иннокентия Анненского. // Я помню дни: я робкий, торопливый, входил в высокий кабинет, где ждал меня спокойный и учтивый, слегка седеющий поэт. Николай Гумилёв. // Тимирязев считал себя учеником Дарвина, Иван Павлов – Сеченова, Достоевский – Гоголя. Томас Гексли даже получил прозвище «бульдог Дарвина». Карл Маркс был учителем Лафарга, Меринга, Каутского, Плеханова. Один из его учеников – Ленин стал вровень с учителем. // Настоящие предки великого человека – его великие наставники, а настоящие потомки – ученики, его достойные. Жан Кондорсе.


139.8. Мастер обязан оставить ученика…

Роль прямого учителя у гениального поэта не так важна, как у гениального учёного. Сергея Есенина никто особенно не учил. Стендаль полагал, что учитель не столь уж необходим. «Наоборот, отсутствие учителя никогда не остановит того, кому суждено стать великим. Взгляни на Шекспира и Сервантеса, то же можно сказать и про нашего Гайдна». // У меня не было других учителей кроме собственных наблюдений в мастерских художников и знаменитых картин Рима и Испании, откуда я извлёк наибольшую пользу. Франсиско Гойя. // Три учителя – разум, интеллигентные друзья и книги – доступны каждому, кто желает воспользоваться их услугами. Генри Бичер. // Лучшие учителя стоят на книжных полках. Любимый писатель Александра Грина – Эдгар По. Марсель Пруст почитал своим учителем Шатобриана. Флобер зачитывался Виктором Гюго и считал его своим первым и влиятельнейшим учителем. // Первая же страница Шекспира, которую я прочёл, покорила меня на всю жизнь, а одолев первую его вещь, я стоял как слепорожденный, которому чудотворная рука вдруг даровала прозрение. Иоганн Гёте. // Когда читаю Шекспира, я становлюсь больше, разумнее, чище. Гюстав Флобер. // Мой учитель – Шекспир. Но думаю, что во многом обязан я и Флоберу, Стендалю и Кеведо, которого считаю великим знатоком жизни. Эрнест Хемингуэй. // Я в большом долгу перед Тургеневым. У него и у Мопассана я проходил духовное ученичество, которое проходит каждый молодой писатель у старого мастера, влекомый к нему внутренним сродством. Джон Голсуорси. // Крупный авторитет всякой отрасли имеет последователей, принимает на себя обязанности преподавания. В традициях любой школы передать знания тем, кто следует за тобой. Конфуций имел 3000 учеников, 72 из них – особенно близкие, 12 – были при нём безотлучно. Иметь учеников так же необходимо, как иметь учителей. // Что может быть честнее и благороднее, как научить других тому, что сам наилучшим образом знаешь? Квинтилиан. // При сотворении мира Бог – един, но засим создаёт богоравного сына. Великие художники первейшим своим долгом почитали вырастить достойных учеников, убеждённых продолжателей своего дела. Иоганн Эккерман. // Мне страшно подумать, что искусство такого замечательного мастера исчезнет с его смертью. Надо, чтобы он воспитал ученика. Мастер обязан лично воспитывать подмастерьев, которые должны помогать ему, жить с ним, есть с ним, как ученики у мастеров эпохи Возрождения или у актёров японского театра. Каждый большой мастер обязан оставить ученика, даже если и не занимается специально педагогикой. Всеволод Мейерхольд. // Если у тебя есть знания, позволь другим зажечь от них свои свечи. Маргарет Фуллер. // Огонь не гаснет от того, что от него зажгли другой. Лукиан. // Нелепо и стыдно уйти из жизни и бесплодно унести с собой всё лучшее, что выработалось в тебе за долгие годы писательского труда. Константин Паустовский. // Воин света делится с другими тем, что ему известно о пути. Тот, кого научили, должен учить других. Пауло Коэльо. // Сейчас, когда я отошёл от литературы, никто и не подозревает, каким ценным советчиком я остался для других авторов. Эдмон Гонкур. // Пролетает мой день в тишине или в звоне, мне писать нелегко и дышать тяжело. На кого возложить мне пустые ладони, позабывшие гвоздь, молоток и кайло? Ярослав Смеляков. // Как я тоскую о поэтическом сыне. Андрей Вознесенский.    


139.9. Обучая, учусь…

Учитель, если он честен, всегда должен быть внимательным учеником. Максим Горький. // Как же ты, уча другого, не учишь себя самого? Апостол Павел. // Даже отчаянно тупое существо приносит огромное благо юному учителю. Константин Ушинский. // Учи других – и сам поймёшь. Русская пословица. // У неопытных девушек можно многому научиться. Джакомо Казанова. // Уча других, мы учимся сами. Латинская пословица. // Обучать – значит учиться вдвойне. Жозеф Жубер. // Кто учит других, тот повторением укрепляет свои знания и получает возможность глубже проникнуть в предмет. Ян Коменский. // Обучая, учусь. Сенека. // Никогда человек хорошо не знает своего предмета, если он ему никого не обучает. Кто учит своего учителя, как не его ученики. Хороший учёный, когда преподаёт, всегда учится сам. Во-первых, он проверяет свои знания. Только ясно объяснив другому, ты уверен, что сам понимаешь вопрос. Во-вторых, когда ищешь форму ясного описания предмета, часто приходят новые идеи. В-третьих, те, часто нелепые вопросы студентов после лекций заставляют взглянуть на явление нестандартно. Это тоже помогает творчески мыслить. Пётр Капица. // Единственный способ учиться – это обучать. Габриель Маркес. // Поэзия – это то искусство, где старые учатся у молодых. Художник, воспитай ученика, чтоб было у кого потом учиться! Евгений Винокуров. // Многому я научился у своих наставников, ещё более – у своих товарищей, но более всего – у своих учеников. Талмуд. // Писатели лучше всего овладевают знаниями, когда одновременно сообщают их другим. Бертольд Брехт. // Крупный учёный подбирает себе достойных учеников и сам учится у них. Плох тот научный работник, который ничему не учит своего учителя, лишая его радости гордиться им. Исаак Кикоин. // Ученик никогда не превзойдёт учителя, если видит в нём образец, а не соперника. Виссарион Белинский. // Обучаясь живописи у Верроккио, юный Леонардо да Винчи написал однажды ангела на картине своего учителя «Крещение Христа» столь искусно, что тот с отчаяния бросил живопись, увидев, насколько он ниже своего ученика. // Человеку свойственно не только преклоняться перед великим, но и стремиться превзойти его. Вера Мухина. // Василий Жуковский подарил Пушкину свой портрет с надписью «Победителю ученику от побеждённого учителя в тот высокоторжественный день, в который он окончил свою поэму «Руслан и Людмила». // Жалок тот ученик, который не превосходит своего учителя. Леонардо да Винчи. // Достойный ученик мастера превзойдёт. Узбекская пословица.


139.10. Оковы чужого влияния…

Человек перенимает характер, привычки и силу мышления того, с кем он общается. Благодаря учителю избегнешь крупных ошибок, но будешь менее оригинален. Чем авторитетнее мастер, тем сложнее преодолевать его притяжение. Великие учителя создают школу или традицию, которая довлеет над их непосредственными преемниками, им трудно освободиться от неё. // Тем, кто хочет учиться, часто мешает авторитет учителя. Цицерон. // Малые умы не раз смущались, не будут ли они подавлены личностью Учителя. Особенно часто беспокоятся те, кому мало чего терять. Николай Рерих. // Кто жизнь прожив не научится уму, того никакой наставник в мире не научит ничему. Рудаки. // Оправдывает своё невежество неискусством учителей только тот, кто сам из себя ничего не умеет сделать. Всё ждёт, чтобы его повели туда, куда он сам должен идти. Николай Добролюбов. // Можно дать совет, но нельзя дать разума им пользоваться. Франсуа Ларошфуко. // Повторять слова учителя – не значит быть его продолжателем. Дмитрий Писарев. // Настоящий ученик учится развивать неизвестное с помощью известного и тем самым приближается к учителю. Иоганн Гете. // Всё приемлю! Но вот – признанье: там, где ваша прошлась рука, есть законное ослушанье – ослушанье ученика. Татьяна Веселова. // Кто не сумел быть учеником, тот никогда не станет мастером. Но и тот не станет мастером, кто смотрит только в рот учителю. Константин Гамсахурдиа. // Сильный талант быстро сбрасывает с себя оковы чужого влияния. Клавдия Рождественская. // Принято говорить, что Джулио Романо был учеником Рафаэля. Но с тем же успехом его можно назвать учеником своего века. У одного лишь Гвидо Рени был ученик, до такой степени вобравший в себя дух, нрав и мастерство учителя, что он чуть ли не перевоплотился в него и работал точь-в-точь как он. Но это особый случай, который вряд ли может повториться. Иоганн Гёте. // Ученики, опасайтесь превратиться в тени своих учителей! Вольдемар Пансо. // Плохо отплачивает тот учителю, кто остаётся навсегда учеником. Фридрих Ницше.


139.11. Будешь шествовать в одиночку…

Учитель вводит во врата школы, успех же в обучении зависит от самого ученика. Афоризмы и поговорки мастеров ушу. // Ты пришёл учиться? Так возьми у меня всё, что я могу дать. Объём информации, которую можно передать ученику, ограничен тем, что можно выразить словами или показать. Ничто не заменит времени, проведённого за мольбертом или рисовальной доской. Борис Валеджо. // Ни один учитель не может научить тебя тому, чему учит нас наша собственная природа. Иппократ. // Мы не поможем людям, делая за них то, что они могли бы сделать сами. Авраам Линкольн. // Мастерство – вещь сугубо практическая. Чаньский наставник на вопрос в чём смысл чань-буддизма, ответил: «Извините, я должен сейчас выйти по малой нужде. Даже такое незначительное дело я должен сделать сам». // Постарайся понять, малыш. Теперь тебе всё придётся делать самому. Так уж получилось. Джеймс Олдридж. // Высшая похвала учителю – стать ненужным ученику. Анатолий Кашпировский. // Сейчас я буду много говорить, а ты будешь очень внимательно слушать. Потом я буду говорить меньше, а ты будешь слушать и думать. Наконец я умолкну, а ты будешь думать и работать самостоятельно. Моя задача как учителя – стать ненужным тебе. Николай Римский-Корсаков. // Вот и всё: учить мне тебя больше нечему. Не обольщайся, это азбука, хрестоматийные прописи. Я всего лишь преподал тебе сумму технических приёмов, кое на что раскрыл глаза, сберёг твоё время. Решать свою творческую задачу каждый должен сам. Михаил Веллер. // Приготовься, ибо ты должен будешь шествовать в одиночку. Учитель может лишь указать Путь. Даосское изречение. // Если молодой исследователь, проработав в моей лаборатории два года, приходит ко мне и спрашивает, что ему делать дальше, я советую ему оставить науку. Ясно, что учёный из него не получится. Эрнест Резерфорд. // Всему, что необходимо знать, научить нельзя – учитель может только указать возможные пути. Ричард Олдингтон. // Можно подвести лошадь к воде, но нельзя заставить её пить. Английская пословица. // Главный признак таланта – это когда человек знает, чего он хочет. Пётр Капица. // Немного великих дел можно совершить по совету, чужой подсказке. Люк Вовенарг. // Трудно указать дорогу близорукому. Людвиг Витгенштейн. // Учись у лучших, пока они живы, а затем двигайся дальше. Роберт Уотерман. // Открытия рождаются там, где кончается знание учителя и начинается новое знание ученика. Константин Федин. // Как часто человек губил своих учеников тем, что постоянно оставался с ними! Свами Вивекананда.


139.12. Не забывать трудов учителя…

Однажды в Финляндии я сидел с крестьянским мальчиком на берегу Ладоги. Человек средних лет прошёл мимо нас. Мальчик вскочил, с искренним почтением снял свою шапочку. «Кто это?» – полюбопытствовал я. – «Это учитель». – «Ваш учитель?» – «Нет, из соседней деревни». – «Ты знаешь его лично?.. Отчего же тогда приветствовал так почтительно?» Необычайно серьёзно мальчик ответил мне: «Потому, что он – Учитель». Николай Рерих. // Учительство – не утраченное ремесло, но уважение к нему – утраченная традиция. Мастер Кирилл строил в Пскове Троицкий собор и, когда он шёл по улице, народ расступался. В восточных культурах значимость учителя сопоставима со значимостью императора. Попасть на приём к учителю – это милость. По буддистскому этикету ученик не должен возвышаться над учителем или стоять, когда тот сидит. Ученик должен быть беззаветно предан ему. // Учителя чти вечно, как течёт без конца река. Ученика люби так, как птица кормит птенца. Даже если мастерство ученика выше, он не должен забывать трудов учителя. Афоризмы и поговорки мастеров ушу. // Учителя, которым дети обязаны воспитанием, почтеннее, чем родители, которым дети обязаны лишь рождением. Аристотель. // Я чту Аристотеля наравне со своим отцом. Если отцу я обязан жизнью, то Аристотелю обязан всем, что даёт ей цену. Александр Македонский. // Клятва Гиппократа, которая определяет принцип врача, начинается именно с этого: «…считать научившего меня врачебному искусству наравне с моими родителями». // Как сказал один мудрец, нет ничего труднее, чем действительно учить. Благодарю вас за то, что вы сделали в меня такой весомый вклад. Джон Максвелл. // Состояние почтения ученик должен сохранять всю жизнь, и намного превзойдя учителя. Не исключено, что выросший ученик может испытывать неприязнь к нему (учителя бывают разные). Но по издавна сложившейся морали он не вправе выступать против учителя. Высшая форма протеста – уйти от него. Ученик не раб учителя и не слуга, он – сын его, с вытекающей отсюда проблемой отцов и детей. Герш Будкер. // Для меня будет достаточным вознаграждением, если, пожелав сообщить людям о том, чему ты у меня выучился, ты не станешь приписывать этого открытия себе, но заявишь во всеуслышание, что оно сделано мною, и никем иным. Фалес.


139.13. Надо уметь благоговеть...

Глупого человека никакая сила не сделает умным, – учи или бей его, смейся или сокрушайся. Николай Помяловский. // Желающий учить того, кто высокого мнения о своём уме, попусту тратит время. Тот, кто склонен противоречить и много болтать, неспособен изучить то, что нужно. Демокрит. // Давай наставления только тому, кто ищет знаний, обнаружив своё невежество. Обучай только тех, кто способен, узнав один угол квадрата, додуматься до трёх остальных. Конфуций. // Ведь это вздор, что учить скучно. Любя ничего не скучно делать. Павел Чистяков. // Ученик!.. Он приходит к тебе, полный доверия и надежды. Затаив дыхание, внимает каждому слову, весь смирение и послушание. Ты вкладываешь в него свою душу и разум. Алексей Арбузов. // Чтобы быть хорошим преподавателем, нужно любить то, что преподаёшь, и любить тех, кому преподаёшь. Василий Ключевский. // Короче говоря, он – мой ученик, и я люблю его как сына. Гюстав Флобер. // Желаю быть учеником только того, кого бы я не прочь иметь родителем. Агасикл. // Парнасский мой отец! Александр Пушкин – о своём дяде Василии Львовиче Пушкине. // Желал бы называться вашим сыном по духу. Виктор Васнецов – Павлу Чистякову. // Нет более быстрого пути к овладению знаниями, чем искренняя любовь к мудрому учителю. Сюнь-Цзы. // Надо уметь благоговеть. Крайне продуктивное чувство! Даже минуты естественной и необходимой гордыни, когда вдруг посмотришь свысока на бывшего кумира, не сравнятся с подымающим душу восторгом перед учителем. Евгений Винокуров. // Юноша! Храни молчание перед вещающим старцем. Пифагор. // Важно, чтобы тот, у кого ты хочешь учиться, соответствовал твоей натуре. Везде и всюду учатся у тех, кого любят. Иоганн Гёте. // Белинский был особенно любим. Молясь твоей многострадальной тени, Учитель, перед именем твоим позволь смиренно преклонить колени! Николай Некрасов. // Белинский с добродушным снисхождением, с сочувственным жаром поощрял начинавших писателей, в которых признавал талант, поддерживал их первые шаги. Но был строг в дальнейшем, без жалости указывал недостатки, порицал и хвалил с одинаковым беспристрастием. Иван Тургенев. // Учитель должен обладать максимальным авторитетом и минимальной властью. Томас Сас. // Разумность уважения к учёным в том, что это лишь видоизменение уважения к науке, любви к знанию, истине; лишь перенесение этих чувств на достойного человека. Николай Чернышевский. // Глупый ненавидит своего наставника. Абхазская пословица. // Самое печальное и опасное – это ученик, из которого ни черта не вышло! Алексей Арбузов.


139.14. Можно попасть и к плохому…

Те, у которых мы учимся, правильно называются нашими учителями. Но не всякий, кто учит нас, заслуживает это имя. Иоганн Гёте. // Многим крупным учёным, создателям целых направлений вообще свойственно почти не иметь учеников. Не было их у Эйнштейна, Менделеева, Лобачевского. Ученики, научная школа – это бывает не так часто. Даниил Гранин. // У меня нет учеников, у меня есть беседующие со мной. Сократ. // Тициан обычно выбирал учеников с ограниченным талантом, не способных выработать собственный индивидуальный стиль. // Есть хорошие учителя, а можно попасть и к плохому. Арсений Тарковский. // Глупость и мудрость с такой же лёгкостью передаются, как и заразные болезни. Поэтому выбирай себе товарищей. Уильям Шекспир. // От умного научишься, от глупого разучишься. Русская пословица. // Если ты получил хорошее воспитание, не братайся с дурно воспитанными людьми: неотёсанные поверхности царапают глянец. Пьер Буаст. // Живи среди мужей разумных и свободных, страшись, беги лжецов и душ неблагородных, и лучше яд испей из чаши мудреца, чем жизненный бальзам из рук людей негодных. Омар Хайям. // Учить предрассудкам как истине – самая ужасная вещь. Гипатия. // Учителя бывают разные, остерегайся близости недалёких людей. Не становись жертвой привычки оставлять разум открытым любому влиянию. Ничто так не опустошает, как общение с беспечными, пустыми и развращёнными людьми. Наполеон Хилл. // Никогда не советуйся с теми, у кого лоб гладок, – они никогда не размышляют. Пифагор. // Тот, кто мало знает, малому может и научить. Ян Коменский. // Пойдёшь с хорошим – доведёт до цели; пойдёшь со скверным – дойдёшь до позора. Турецкая пословица.


139.15. Должен быть крупным человеком…

Воспитателем, как и художником, нужно родиться. Карл Вебер. // Насколько у воспитателей души больше заслуг перед нами, чем у воспитателей тела, поймёт всякий, признающий тому и другому справедливую цену: первое – бессмертный, второе – шаткий и временный дар. Франческо Петрарка. // История науки показывает, что крупный учёный не всегда большой человек, но учёный-учитель всегда должен быть крупным человеком. Пётр Капица. // В воспитании всё дело в том, кто воспитатель. Дмитрий Писарев. // Больше всего в ученике Павел Петрович Чистяков любил талант. За него прощал даже вкусовые расхождения, хотя и терзал даровитого ученика труднейшими задачами. Педагог в нём перевешивал художника. Был необычайно чуток ко всяким индивидуальным проявлением настоящего дарования. Многие любовно и благодарно произносили его имя. Велика роль Чистякова в истории преподавания. По выражению Стасова – всеобщий педагог русских художников. Взрастил таких выдающихся мастеров, как Суриков, Репин, Поленов, Врубель, Серов, братья Васнецовы. // Это наш общий и единственный учитель. Илья Репин. // Учить других – потребен гений, потребна сильная душа. Николай Некрасов. // Главным свойством учителя должна быть щедрость. Пётр Капица. // Я бесконечно многим обязан Максиму Горькому. Да разве только я один?! Подлинный учитель писателей. Почти все, начиная от Леонида Андреева и кончая Константином Фединым, признательны ему. Горький научил меня быть беспощадно требовательным к себе, бережно относиться к слову, не терпеть стилистических неряшливостей. Алексей Новиков-Прибой. // Сформировать специалиста – что вырастить дерево с могучей кроной. Константин Георгиевич Паустовский – учитель Юрия Казакова, Владимира Тендрякова, Юрия Бондарева, Инны Гофф, Юрия Трифонова – двадцать лет преподавал в Литературном институте. Двадцать лет! «У меня есть одна слабость – мне хочется возможно большее число людей приохотить к писательству». // Вся гордость учителя в учениках, в росте посеянных им семян. Дмитрий Менделеев. // Учить себя самого – благородное дело, но ещё более благородное – учить других; кстати, последнее куда легче. Марк Твен. // Каждый выдающийся исследователь вносит своё имя в историю науки не только собственными открытиями, но и теми, к которым он побуждает других. Макс Планк. // Одни учёные велики сами по себе. Другие знамениты тем, что создали свои научные школы, воспитали учеников. Итальянский физик Энрико Ферми сочетал оба эти признака величия. // Мне по-прежнему верится (если останется жить Земля) – высшим достоинством человечества станут учителя! Роберт Рождественский. ///


Рецензии
"Мудрость имеет свои истоки, глупость же выпадает, как дождь".
Э. Дзы.

Дмитрий Ковригин -Афоризмы -Рем   21.12.2014 05:36     Заявить о нарушении
Благодарю.

Анатолий Шуклецов   22.12.2014 00:37   Заявить о нарушении