Хозяин реальности. Black Sabbath - Master of Reali

Александр Булынко
ХОЗЯИН РЕАЛЬНОСТИ
Альбом группы Black Sabbath "Master of Reality" (1971)


           "Master of Reality" – третий студийный альбом британской рок-группы Black Sabbath, записанный вместе  с продюсером Роджером Бэйном в студии Record Plant (Лос-Анджелес, Калифорния). Был выпущен 21 июля 1971 года на лейбле Vertigo в Великобритании и на Warner Bros. Records в США и в Канаде.
           Альбом поднялся до 5-го места в списках UK Album Charts в Великобританеии и до 8-го места по спискам Billboard 200 в Америке, где получил статус "золотого" на одних лишь предзаказах и, в конце концов, стал дважды платиновым (2 млн. экз.).
           Музыкальные критики приняли пластинку не так радушно, как публика. Лестер Бэнгз из Rolling Stone обозвал альбом "монотонным". Спустя тридцать два года тот же самый журнал поместил Master Of Reality в свой список 500 лучших альбомов всех времён под номером 298, а журнал Q в 2001 году поместил Master Of Reality в список 50 самых тяжёлых альбомов всех времён.
           В музыкальном отношении эту пластинку сейчас называют основополагающей для многих разновидностей тяжёлого рока и в первую очередь хэви-металла. О влиянии "Master Of Reality" на многие поколения рок-музыкантов можно говорить очень долго, перечисляя множество групп и имён. Достаточно сказать, что несколько групп взяли себе имена по названиям песен или самого альбома: Masters of Reality, After Forever, Orchid и другие, а бесчисленные кавер-версии на все песни альбома трудно перечислить...
           Основные темы альбома –  религия, война, наркотики, отчужденность и одиночество. Но если в тексте композиции "Hand Of Doom" с альбома "Paranoid" наркотики осуждались как социальное зло, то присутствующая здесь "Sweet Leaf" – чуть ли не восторженный гимн марихуане.
           Две песни –  "After Forever"  и "Lord of This World", имеют отношение к Богу, к религии, к теме Добра и Зла,  "Children Of The Grave" продолжает антивоенную тему, начатую в "War Pigs", а "Into The Void" (о переживших ядерную катастрофу людях, уносящихся на космических кораблях в космическую бездну прочь от опустошенной Земли) можно причислить к своеобразному продолжению "Electric Funeral".

           Приступая к записи третьего альбома, Black Sabbath были уже признанными мастерами жанра тяжёлого рока, в послужном списке которых были два успешных альбома, выпущенных в течение одного года. Дебютник Black Sabbath не вылезал из американских чартов 65 недель, "Paranoid" – 70 недель. Оба альбома стали золотыми в течение года. Группа много гастролировала, в том числе не пропускала ни одного рок-фестиваля, в результате чего сильно повысила своё исполнительское мастерство и пришла в студию записывать "Master of Reality" гораздо более зрелой в профессиональном смысле.
           Руководство Vertigo такие успехи музыкантов оценило и выделило группе гораздо больше времени для записи материала, а со слов самих музыкантов еще и "полный портфель налички", которая обеспечивала им беспрерывное снабжение наркотиками.
           "В то время мы подсели на кокаин," – рассказывал барабанщик Билл Уорд. "Всякие психостимуляторы, депрессанты, метакваллон – у нас было всё, что угодно. Дошло до того, что нам часто приходили в голову какие-то идеи, но мы тут же забывали их в этом обдолбанном состоянии."
           "Master of Reality" стал третьим и последним альбомом Black Sabbath, который продюссировал Роджер Бейн, заслуги которого в создании уникального саунда этой группы трудно не заметить.
          
           Хотя…
           Известно, что гитарист Black Sabbath Тони Айомми, в 17-летнем возрасте получил производственную травму, работая на заводе по обработке листового металла. В результате он лишился кончиков среднего и безымянного пальцев на правой руке. Такая потеря была очень существенной, если учесть, что Тони с детства был гитаристом-левшой, и правая рука предназначалась для "работы" с гитарным грифом. 
           Тони хотел было забросить гитарные увлечения, но один из его друзей, чтобы его подбодрить, дал ему послушать знаменитого гитариста-виртуоза с покалеченными пальцами – Джанго Рейнхардта.
           Вот что рассказывает Тони Айомми по этому поводу:
           "Друг сказал мне: "Послушай, как играет этот чувак."
           А я ему: "Бесполезно! Вот уж чего я не хочу сейчас, так это слушать, как кто-то играет на гитаре!"
           Но он настаивал и включил мне запись. Говорю ему, что звучит, конечно, здорово, а он мне и отвечает: "А ты в курсе, что этот парень бегает по грифу рукой, на которой осталось всего два пальца после страшного ожога в пожаре!"
           Я был в таком шоке от этого открытия, это так впечатлило, что я решил начать играть по-новой."
           Проще всего в такой ситуации было просто поменять руку, взяв гриф в общепринятое положение, то есть левой рукой, но Айомми не сделал этого. На вопрос - "Почему? ", он отвечал впоследствии: "К тому времени я играл уже два или три года, и на переучивание, мне казалось, уйдёт целая вечность. Мне просто не хватило терпения. Если б я знал тогда, какому объёму ещё предстоит выучиться за всю жизнь, то конечно переключился бы на правую."
           Продолжив играть на гитаре в удобной для себя манере, Тони приспособил к повреждённым пальцам самодельные напёрстки-протезы. Но это создавало две проблемы. Во-первых, пальцы в напёрстке не чувствовали струну и нажим бывал неуклюжим, часто больше чем надо. Во-вторых, струны в то время были довольно жёсткими, и прижимать их напёрстками требовалось изрядное усилие. Поэтому Айомми стал использовал на гитаре струны от банджо, которые были мягче, пока в начале семидесятых не появились более мягкие струны фирмы Picato.
           И всё равно прижимать струны к грифу оставалось для Тони болезненным занятием, поэтому перед началом записи "Master Of Reality" он решил немного ослабить их, настроив гитару на три полутона ниже стандартного строя. Гизер Батлер соответственно понизил строй своей бас-гитары. Айомми позже уверял всех, что сделал это, дабы добиться "более сильного и тяжёлого звучания".
            И это звучание с уникальными риффами, которые извлекала покалеченная рука Тони Айомми, теперь можно отнести к разряду классических саббатовских шедевров литого металла, в которых риффы Айомми густо покрывают цементную основу басовой партии Батлера.

           Но помимо этих общепризнаных громких железных хитов, альбом "Master Of Reality" радует необычной балладой, фактически молитвой –  "Solitude" (Одиночество).
           "Возможно, это первая песня про любовь, какую мы записали," – прокомментировал её Айомми. Тони сыграл в ней трогательную партию на флейте, вероятно вспомнив своё кратковременное пребывание в лоне группы Jethro Tull.
           "Одиночество" – честная баллада, можно сказать, "скупая мужская слеза", не в пример приторным до тошноты power-балладам хэви-металлургов последующих восьмидесятых-девяностых годов. Оззи поёт здесь настолько другим, спокойным, непривычным для всех голосом, что в музыкальных кругах пошли слухи, будто "Solitude" спел Билл Уорд. Этот вопрос вероятно так достал Блэк Саббат, что у них на сайте в комментариях к альбому так и написано: YES, it’s Ozzy singing on Solitude.

           Первый американский тираж альбома, выпущенный на Warner Bros. Records, был напечатан  с ошибочным названием –  "Masters Of Reality". Но главное отличие первого заокеанского тиража было не в этом: в списке песен вместо восьми значилось 11 наименований. Правда песен от этого не прибавилось. Просто Warner Bros. Records по каким-то непонятным, видимо конъюктурным соображениям, "разбили" песни Black Sabbath на несуществующие части. Неотъемлемому вступлению к "After Forever" дали название "The Elegy" (Элегия), мрачную концовку "Children of the Grave" назвали "The Haunting" (Преследование), вступление к "Lord of This World" – "Step Up" (Расширение), а вступление к "Into the Void" – "Deathmask" (Посмертная маска). В последующих изданиях это "отсебятину" устранили и список стал соответствовать британскому оригиналу.
           По материалам Интернет публикаций.


           СПИСОК КОМПОЗИЦИЙ АЛЬБОМА "MASTER OF REALITY"
           (с указанием перевода и гиперссылок публикаций)

Sweet Leaf. Милый лист http://www.stihi.ru/2014/08/18/9903
After Forever. А далее – Вечность http://www.stihi.ru/2014/08/24/8958
Embryo. Эмбрион http://www.stihi.ru/2014/07/11/4490
Children of the Grave. Дети преисподней http://www.stihi.ru/2012/09/10/15
Orchid. Орхидея  http://www.stihi.ru/2014/07/17/10179
Lord Of This World. Князь мира сего http://www.stihi.ru/2014/09/02/5751
Solitude. Одиночество http://www.stihi.ru/2014/07/08/9
Into The Void В пустоту http://www.stihi.ru/2014/09/12/8366 

Альбом "Master of Reality" (1971)
Цикл «Антология классического рока».
Black Sabbath "Master of Reality"
============================


Рецензии
Привет, Саша!
Прекрасный альбом выбрал ты для перевода, кое-что я уже прочёл, но завтра вернусь опять - дочитаю.
С Днём Рождения тебя, Брат. Вдохновения и новых переводов желаю от всей души. И, конечно, крепкого здоровья для их воплощения.

Жму крепчайше!!!

Скаредов Алексей   01.11.2014 21:04     Заявить о нарушении
Здравствуй, Лёша!
Спасибо, Брат, за твои поздравления и пожелания. Буду стараться, чтобы они реализовались )).

Ты прав, ныне альбом "Master of Reality" - это как учебник, первооснова для ценителей истинного "heavy", один из его истоков. Я его часто слушаю. В особенности - "Solitude". Но это - отдельный разговор.

Спасибо.
Жму очень крепко!
До связи. Саша.

Антология Классического Рока   02.11.2014 12:12   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 3 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.