Экспертный обзор. Виталий Асовский. Март-2014

Авторы почти всех текстов мне неизвестны.


EIRONEIA "Pavasaris"
http://stihi.ru/2010/03/10/1972  номинатор Сергей Богомолов

передают по всем радиоточкам: земля земля я капелька росы
по папоротникам по позвоночникам акупунктура музыки и зыбь

так ящерка щекотным корнишоном среди умытых камешков скользит
как животом легко и отрешенно всевидящая лапочка узи

вот солнце вдоль велосипедной спицы бежит бежит сверкая и долой
еще в засаде дерево томится уже любовь как танк идет тобой


Pavasaris в переводе с литовского – весна.
Но весенний авитаминоз - не оправдание «щекотному корнишону»  (убийственно!),  рифме «росы-зыбь»  и проч.



АНДРЕЙ МАРТЫНОВ СЛОВО "надев пижаму растворился в ней..."
http://www.stihi.ru/2014/02/28/10389 номинатор Регина Мариц

надев пижаму растворился в ней
лёг на кровать и затонул мгновенно
как помазок зависнув в тёплой пено-
образной коме мыльных пузырей

пусть засыхает на окне герань
не дышит чайник тих и обезвожен
стилетом хладным не ползу из ножен
чтоб напитать кровавым соком грань

но истончаясь сердцем и рукой
совместно с дымом покидаю угли
так исчезает слившись со стеной
приговорённый не дождавшись пули


Относительно удачные строчки смертельно поражены «стилетом хладным», способным «напитать кровавым соком грань», а тут еще -«истончаясь сердцем и рукой» …



ЛЁША ИСХАКОВ "Хаски Того"
http://www.stihi.ru/2014/01/25/7359 отборочный тур для резидентов БЛК

Человек может взять акварель, закусить губу
И практически только белым, чуть-чуть голубым
Разнести по окну холста этот снежный дым
Заподозрив за ним утопающую тропу
Он подносит к глазам подозрительную трубу


По искрящему руслу Юкона, сминая снег
Продвигается тёмной нитью собачий лай
Разбивая стекло Безмолвия, рвётся край
Белизны, на санях безмолвствует человек
Седина запечатала кожу закрытых век

Только Того ведёт упряжку, срывая хрип
С одуревшей стаи, собачьим своим чутьём
Проникает в пространство, пульсирует на подъём
И на спуске, сжимаясь в пружину, в постромок скрип
Невзирая на голод, на ветра слепящий шип

Только Того знает как надо смотреть в луну
И обнюхивать небо, вдруг звёздная чешуя
Чем-то пахнет, когда арктическая струя
Задувает земные запахи, в Белизну
Превращая мир, в стерильную тишину


Буду признателен тому, кто объяснит мне, что значит «седина запечатала кожу закрытых век», а также расскажет о Того. В стихе есть энергия, яркие метафоры. Не хватает чувства меры.



ВЛАДИМИР МАРКИН "Пейзаж с зимородком"
 http://www.stihi.ru/2010/01/11/1835 отборочный тур для резидентов БЛК

Текучка дней – равнинная река,
где одеснУю – купы ивняка,
за ивняком сезонные картины:
весною, летом, осенью – луга,
зимою – бесконечные снега;
ошУюю – обрыв для Катерины.

Рутину намотало на весло,
поскольку лодку в заводь отнесло;
клюют подряд серебряные рыбы,
река впадает в небо вдалеке,
сверкает зимородок в ивняке;
и визы нет, и не нужны Карибы.

Серебряные рыбы – несть числа;
всё золото ушло на купола,
молчание, денёчки, середину.
На поплавке застыла стрекоза
и солнце, раньше бившее в глаза,
прошло зенит и припекает спину.

За три минуты шапкой на ворЕ
сгорает тучка, ёмкое тире
вместило реку, заводи и лодку,
приезд–отъезд, уху на серебре;
мой младший сын родился в январе –
привет от зимородка зимородку.

Пью посошок за здравие воды,
читаю водомерочьи следы,
считаю отбиваемые склянки.
В текучке дней, законопатив течь,
мне удаётся снова камень с плеч
использовать для якорной стоянки.


Есть стиль, слух, словесная игра, беззлобная интеллектуальная ирония. Очень хорошо!



СЕРГЕЙ БОГОМОЛОВ "Даль"
http://www.stihi.ru/2012/06/10/8079 отборочный тур для резидентов БЛК,  квота Черной Лисы

судьба у него такая 
со взглядом поверх и вдаль,
поэтому не играет,
сгорает на сцене даль.

жалеет меня и лира,
ведёт посидеть на луг,
где нет ни войны, ни мира,
а есть погруженье в звук

его перелётной речи,
в подвижный его кадык.
и крыть это будет нечем,
и я, вслед за ним, на миг

замру от любви и скорби
по всем на земле шутам,
по их королям и лордам,
по ним, по себе, по нам.


Снова мне не хватает эрудиции, чтобы без проблем понять название, и нет желания сесть с кем-то на одном лугу.



ЛЕНА РЫШКОВА "Дыра в груди"
http://www.stihi.ru/2014/02/10/99 отборочный тур для резидентов БЛК,  квота Черной Лисы

Это не форточка, это дыра в груди
Виновата в хронических сквозняках,
Сквозь неё протекает крутой Гольфстрим,
Согревая  погоду в мире и чай в руках,
Эта метеосвора глухих часов
Перед самым рассветом может свести с ума
И тогда поднимается ветер и жизнь течёт
Через дыры в сердце темней вина,
Заливает подушки рассвета потоком слов
И пульсирует в венах чумной волной,
Кто стрелял мне в грудь, тот знает – сметёт с основ
Её яростной силой.
Её войной.


Уважаемый автор. Пожалуйста, оставьте две первые строчки , может, еще пригодятся.



РОМАН КРУЧИНИН "Господи, рассветом путь разметь..."
http://www.stihi.ru/2013/06/08/7977 отборочный тур для резидентов БЛК,  квота Анны Арканиной

Господи, 
рассветом  путь  разметь,
если  можешь  - 
рядышком  держись, -
я  не  видел, 
как  приходит  смерть,
но  я  вижу, 
как  уходит  жизнь.

Родина  была  тебе  верна
не совсем... 
но  всё  же  обними,  -
я  не  в  курсе  - 
будет  ли  война,
только  знаю  - 
и  сейчас  не  мир...


Хорошие стихи, несмотря на простоту - или благодаря ей. Это уже признак удачи.



АСЛАНН "кот и город"
http://www.stihi.ru/2009/10/25/6888 отборочный тур для резидентов БЛК,  квота Анны Арканиной

– Мэдам, мэсьё, – за окнами город шумит, –
подайте бывшему художнику прошлых обид
и поэту-расстриге
хотя бы по фиге,
даже мелочью слов
(нет давно за душой)
на глоточек солнца, стаканчик, другой.


– Слово, брат, дорогого стоит,
в основном у всех медяки.
Экономят себя, мусолят,
и живут от строки до строки.

Чем не солнце тебе – неон?
По сачкaм абажуров маются
чудеса гламурных времен,
рампы свет светилом  считается.


– Ну, тогда не могли бы вы,
если вы настоящий кот,
мне наплакать чуть-чуть синевы? –
без нее ведь какой полет?
Не смотрите...
тяжелый сон –
зарастает бетоном спина,
вот открытки: я здесь гарсон,
здесь хоть выцветшая, но весна.


– Я, конечно же, кот.
Кот! Кот! Кот!
Кот-баюн, вне всяких сомнениев!
А  вы в курсе, в какой переплет
нужно влезть, чтоб добыть слёзы гениев?
Ну, чего? наскребли?
Увы...
На чекушку стиха гнусавили...
А когда-то именно вы
по соборам своим души плавили.


– Мне немного, буквально чуть,
подлечусь и тогда – держись!
Я же мог... Я смогу шагнуть
за пределы небесных кулис.
Полстакана ветрOв – торги
прекращаю по всем фронтам.
Я еще напишу стихи
о любви – и прохожим раздам.


Кот мурлычет, Париж ей-ей...
Потирая глаза витрин,
время крошит тени церквей
голубям на Сент-Августин,
полногрудая всходит луна,
возбужденьем горит ЭйфЕль,
звезды с тучами сатана
добавляет по вкусу в лё сьель.

________________
гарсон - le garсon (фр.) - мальчик
лё сьель - le ciel (фр.) - небо


Здравствуйте, Маяковский! Искренне рад встрече, но, пардон, вы в этом стихотворении в таком неожиданном обществе…



ТАЛИ-1 "Евангелие от Евы - часть вторая"
http://www.stihi.ru/2013/02/19/10974 отборочный тур для резидентов БЛК,  квота Степа

ИЗГНАНИЕ

И было их двое, на той горе,
с которой просматривалась судьба.
И он говорил ей – жене, сестре? –
«Ты мне не мольба и не похвальба,
не сторож ты мне и не совесть мне,
не скипетр мой и не прозелит,
всего-то – зигота в кромешной тьме.
Где было ребро – там едва теснит.

Иди и блуди. А меня не тронь.
Мой путь – не с такими, как ты. Как ты
посмела  срамить и порочить трон
моей незапятнанной чистоты?
Колени твои (запах трав и пчёл),
и кудри твои (цвет мятежной ржи) –
при чём здесь всё это, при чём, при чём?
Я свят, трусоват, потому и жив.

А ты собирай свой дурманный мак:
глянь, полон подол, лепестки ли, кровь.
Что, дрянь, не глядится? Идёшь впотьмах?
А как же священных моих коров
пасла ты? Доплаты не жди. Иди.
Плоди под чужой родовой тамгой.
Не царское дело с тобой, такой.

Но что ж это, чёрт, так болит в груди? »


 Интересно по методу, местами сильно, но, увы,– вкус, вкус...



ПЕТРА КАЛУГИНА "Одуванчиковый чай"
http://www.stihi.ru/2013/12/03/9451 отборочный тур для резидентов БЛК,  квота Степа

Это как сдуть одуванчик во тьму:
Краткая зримость печали.
Это как сердце поведать уму
В тихой беседе за чаем.

Темная комната, маленький свет,
Ночи бессонная арка.
Бедная химия трех компонент –
Сахар, вода и заварка.

Вечная магия трех компонент…
Сердце, ты веришь ли в Душу?
Ум разливает по чашкам ответ,
Первым вопрос обнаружив.

Ум объясняет, даёт имена,
Рамки толкает всё шире...
Это дрожит, затухая, струна –
Всё, чем ты был в этом мире.

Всё, что ты помнил, забыл, не успел
Сделать, сказать на прощанье...
Белые души срываются с тел,
Тонкие стебли качая.

Кто-то навстречу. Знаком силуэт.
Ветром влечет к силуэту.
Это как сдуть одуванчик во свет –
Облаком встречного света...


Ну зачем в этих стихах «краткая зримость печали», «магия трех компонент», Душа с прописной буквы, рифма «душу-обнаружив»? Всякий раз бывает обидно за стихотворение и его автора. И все же достоинства перевешивают.



ВОЙНЕР ГРИГОРИЙ "Благодарственная"
http://www.stihi.ru/2014/03/14/736 отборочный тур БЛК

Мне нравится моя работа,
Мне нравится моя жена.
И - пусть меня осудит кто-то -
Мне нравится моя страна.

Спасибо, Господи, за это:
За воздух, воду, и за хлеб.
За горечь тьмы и сладость света,
За всё, что сделал на земле.

Мне не поверить, что из ила,
Из грязи, без руки творца
Всё это самозародилось
И самоуничтожится.

Я знаю: что ни попросил бы -
Ты дашь и пищу и совет.
Но я лишь говорю спасибо.
Заказов на сегодня нет.


Это случайно сюда попало?



НАСТАСЬЯ БАРАШКОВА "рыбари"
http://www.stihi.ru/2011/10/18/5177 номинатор Татьяна Комиссарова

                "ещё не сезон
                море ещё принадлежит рыбакам
                звёзды не принадлежат никому
                поэтому тают медленно"
                /Дмитрий Лазуткин/

ракушки - белые дома.
охотничьи собаки - сети.
"сюда приходит ли зима?" -
никто из местных не ответит.
весной рождённые, они
ещё не прожили и года,
не зная: заплетутся дни
тугим венком круговорота.

они не верят в холода
и в неминучий огнь метельный:
ступает пёстрая вода,
уютна, мягкогуба, стельна,
агрономических надсад
над регулярными рядами
не оценив, безлистый сад
морскими полнится плодами.

вот-вот защёлкнется кольцо -
и разомкнётся жизнь иная:
морское милое лицо
оденет маска ледяная,
и снисходительный борей,
грозя ничейным пёсьим звёздам,
не рыбаков, а рыбарей
посадит, подтолкнув, на вёсла.


Стихотворение сделано крепко.  Жаль, что  «неминучий огнь метельный»  пожирает слишком многое.



ИГОРЬ ГОНОХОВ "Там"
http://www.stihi.ru/2013/03/23/4897 номинатор Татьяна Комиссарова

Там у Зинки зарезал младшего старший брат,
а потом на гроб собирал по крохам весь дом.
Там акация в парке, в сумерках аромат...
Там и Китеж-город, Гоморра там и Содом.

Там стоит аптека из красного кирпича,
там дорога, что снилась с детства мне раз пятьсот,
там под осень рубили сечкой тугой кочан,
там ходил я копать червей со своим отцом.

Там земля прекрасна, что б на неё ни лилось,
кровь ли, слёзы, помои, ливни, вино, моча,
там когда-то за парком в роще встречался лось,
там украли у Витьки спиннинг из «Москвича».

А теперь в стенах долгостроя дремлют бомжи,
парк зарос, в заброшенном тире пахнет говном.
Было время, я здесь грустил, мастерил, блажил,
вон покойный мой дед с другом пошёл в гастроном...

Мне найти бы в берёзе ржавый загнутый штырь,
мне так нужен давно сгоревший дедов сарай
или камень за баней белый, как Алатырь –
будто эти вехи укажут дорогу в Рай.


Можно придираться к шероховатостям, к тематике, но стоит ли? Мужская ностальгия по детству, такая знакомая. И стихи кажутся тоже знакомыми. И это – минус.



ЮЛИЯ РЕЗИНА "Франт февраль"
http://www.stihi.ru/2014/03/17/1138 номинатор Международный поэтический клуб Рифма.ру

Франт февраль в белом фраке – фантомы фонтанов,
Филигранная роспись на окнах ослепших,
До костей пробирает и трезвых, и пьяных,
И сбивает с дороги и конных, и пеших,
Да февральской фривольности флёром – за ворот
Снежной горстью – ожогом гортани картавой...
Звёздный купол рассветною бритвой распорот,
И метель по углам заметает кварталы.
Перламутровый дым над искрой аметиста
По сапфировой россыпи снежной пороши.
Темой стужи – крещендо, небесным альтистом
Заворожен, встревожен до дрожи прохожий.
На губах только – Боже!
О, Боже Всесильный!
Как прожить эту зиму земной круговерти? –
Приложить сердце к сердцу, oставить светильник?
Ненадолго, до y’тра... до марта... до смерти...


Как это у Блока: «парфюмерный блуд Бальмонта»?



ТАТЬЯНА КАДЕСНИКОВА «полёт»
http://www.stihi.ru/2014/01/15/4884 номинатор Юлия Вольт

они собрались и полетели,
 а люди снизу на них глядели.
 ну как? - без страха, без чемоданов..
 и без билетов в пустых карманах,
 подняли руки - и полетели!
 и было это среди недели.
 в какой-то вторник - а может, в среду.
 лил дождь с рассвета и до обеда.
 они летели легко, как птицы -

 а кто-то спешно звонил в милицию,
 пил валидол, глотал спиртное -
 всё как обычно - земным - земное.
 потела шея в высоком кресле -
 летели двое - и хоть ты тресни!
 и местный бомжик, всегда поддатый,
 на миг трезвея, кричал:
 - Ребята!
 пока не пущен в ход истребитель,
 а растуды их - етить!
                - летите!!!


Симпатично, но по  мышлению и интонации, к сожалению, тоже  не оригинально.



АЛЕКСАНДР ГАБРИЭЛЬ "Дыши"
http://www.stihi.ru/2014/03/16/5548 номинатор Международный поэтический клуб Рифма.ру

Если тлеет свеча, всё равно говори: «Горит!»,
ты себе не палач, чтоб фатально рубить сплеча,
даже ежели твой реал - не «Реал» (Мадрид)
и команде твоей нет ни зрителей, ни мяча.

То ли хмарь в небесах, то ли пешки нейдут в ферзи,
то ли кони устали - что взять-то от старых кляч?
Коль чего-то тебе не досталось - вообрази
и внуши самому, что свободен от недостач.

Уничтожь, заземли свой рассудочный окрик: «Стой!»,
заведи свой мотор безнадежным простым «Люблю...»
Этот тёмный зазор меж реальностью и мечтой
залатай невесомою нитью, сведи к нулю.

Спрячь в горячей ладони последний свой медный грош,
не останься навек в заповедной своей глуши.
Даже если незримою пропастью пахнет рожь -
чище воздуха нет. Напоследок - дыши.
Дыши.


Это сродни предыдущему, хотя написано в другой системе.



АННА ЛИПШТЕЙН  "Ступени"
http://stihi.ru/2013/11/09/1631 номинатор Сергей Богомолов

Сказать "люблю" — что прыгнуть со скалы
и ожидать не смерти, а паренья —
возможно, шансы есть, хотя малы
они со всех возможных точек зренья.
И сердце — примитивный механизм,
готово разорваться — "либо-либо",
но всё равно утягивает вниз,
поскольку участь чувственного — гибель.

Смолчать "люблю" — что пить болиголов
и жить в галлюцинациях безумья,
от страха веря в разности углов,
но вожделеть саму возможность суммы.
На роршаховских картах отмечать
тот-самый-профиль в каждой третьей кляксе,
и выжимать из муки благодать
в строку пустой поэзии прекрасной.

Понять "люблю" — что не сорвать цветок
на многоцветном чистом разнополье,
чтоб он раскрыться и увянуть мог
предназначеньем по господней воле.
Да, мотыльки — инстинктом — к фонарю
ударами пространственных просодий,
и потому я с радостью смотрю
во тьму, где ничего не происходит.


Автору надо быть требовательнее к себе. Что я имею в виду? Собственно строй стиха,  тяжеловесные конструкции, словосочетания вроде «ударами пространственных просодий». Та же проблема с чувством меры.



ВАДИМ СМОЛЯК "Лир"
http://www.stihi.ru/2013/12/21/9773 номинатор Елена Ширимова

У бакалеи на желтой скамеечке,
Кутаясь в клетчатый плед,
Млеет на солнце и лузгает семечки
Меченый вечностью дед.

Кто-то одарит початой бутылочкой,
Кто поднесет бутерброд,
Благо, что славится взаимовыручкой
Щедрый на жалость народ.

Как-то спросил старика на неделе я,
Есть ли на свете родня?
«Три - Гонерилья, Регана, Корделия -
Дочери есть у меня.

Выйдет минутка, отыщут и явятся,
Вытрут слезинки с лица.
Милого сердцу, бродягу и пьяницу,
Тихо схоронят отца».

Выпили вместе, прониклись симпатией,
Проще взглянулось на мир.
Передо мною был в царственной мантии
Всеми отвергнутый Лир.

Пряди седые по ветру полощутся,
В прошлое впились зрачки.
Там на закате зеленая рощица,
Дочки, панамки, сачки…

Ахи и вздохи, ошибки девичества,
Внуки – подарки небес.
Что же осталось вам, Ваше Величество?
Пенсия, хвори, собес.

Годы покрыли чело, будто рабица,
Выкрали прежнюю стать.
«Старче, как жизнь?», а он щурится: «Нравится!»
Что еще можно сказать…


Это я уже читал на Кубке мира по русской поэзии. Хорошо его помню. Если бы встретил впервые, возможно, сейчас оценил бы выше, но и здесь – среди лидеров, безусловно.
Ничего нового к комментариям с Кубка добавить не могу.



ГАЛИНА БУЛАТОВА "Дедушка мой Булатов"
http://www.stihi.ru/2012/10/01/6655 номинатор Елена Ширимова

Память ценнее клада, если добро в судьбе...
Дедушка мой Булатов, вспомнилось о тебе.
Вглядываюсь в начало: кто-то скромней едва ль –
Долго в шкафу молчала страшной войны медаль.

Это и мой осколок – жизнью неизлечим.
...Сельский директор школы слову детей учил.
Светлой души, нестрогий – с лёгкостью я пойму
Тех, кто с других уроков тайно сбегал к нему.

Письма писал – от Бога, всяк ему бил челом:
Было не так уж много грамотных на село.
Добрая слава греет щедрого на Руси:
Что отдавал на время, то забывал спросить.

Ну же, баян, играй-ка вальсы амурских волн!
Старая балалайка, вспомни байкальский чёлн!
Дедушка мой Булатов, в камне – овал простой...
Правнук уже в солдатах, правнучка – под фатой...


Трудно оценивать такие стихи. Хочется написать что-то вроде: вызывает добрые чувства. Воздействует на безотказные болевые точки. Когда совпадает с твоими внутренними колебаниями - хорошо. Не совпадает  - без особых поэтических достоинств.



ОЛЬГА ЗАБИРОВА-НОВОЕ "Двери открываются"
http://www.stihi.ru/2012/10/19/2859 номинатор Геннадий Руднев

Она открывала шкаф - и прятала там любовника,
А он попадал из шкафа - в сиреневые леса!
И шёл перепад давления, как между салоном Боинга -
И серым сырым пространством с названием "небеса".

И буйная птица Сирин к нему лицо оборачивала,
И крупные колокольчики посверкивали росой,
И мама звала по имени - но как-то звала иначе его,
И были у мамы крылья, и венчик увит лозой.

И шли к нему горделиво коричневые кентавры,
С лесистой вершины нёсся весёлый единорог...
Она открывала шкаф - а в нём бушевала Таврия
И, пенясь, волна кружила, и море сбивало с ног.

Во двор открывались двери - и город срывался с места,
Сбивались домА в караваны, и мир взмывал в небеса -
И было в крылатом небе улыбчиво и уместно
Кричать журавлиным криком и криками чибиса!

Она открывала двери - и падала прямо в море.
Плыла, и дружила с рыбой, смеялась и шла на дно...
А он - он учил дышать её, спасал её, вёл домой, и
Наверно, он был дельфином, но им было всё равно.


Это удача, но к финалу автор стал позволять себе недоработки. Что делать с ударение  в слове «чибиса»?  Разбить на слоги? Тоже не выход.
И еще – приходит мысль о вторичности.



ИВАН ЗЕЛЕНЦОВ "Депрессия"
http://www.stihi.ru/2014/03/06/1023  номинатор Геннадий Руднев

Устав по кругу обходить цифирь,
стояла стрелка на отметке "десять".
Крепчала тьма - заваренный чифирь.
Я поднимался окна занавесить,
как зеркала в преддверьи похорон.
Осенний ветер выл по водостокам.
Луна над парком, словно Саурон,
в меня смотрела красным злобным оком -
и освещала царство Казад-дум:
умерших близких и ушедших женщин.
Лежал пластом я, полн великих дум,
учил систему потолочных трещин,
ни бодрствовать не в силах, ни уснуть.
И в этой меланхолии диванной
я думал вены бритвой полоснуть,
но было просто лень идти до ванной.
Я ничего на свете не хотел,
но и в кромешной тьме не видел прока,
а, может, слаб я был и мягкотел,
чтоб свет гасить, не дожидаясь срока.
Хрипел приемник на пустой волне
(мне белый шум был как-то фиолетов),
и кошка резво прыгала по мне,
не отличая от других предметов.

Интересно, это только мне так надоели размножившиеся Сауроны? И что за Кызыл-дум? Предпоследнюю строфу, по-моему, лучше убрать.
Если бы не это, с радостью приветствовал бы автора!



ЕЛЕНА ИГНАТОВА "Перебранка с изящной словесностью в районе киевского Подола"
http://www.stihi.ru/2014/03/07/1151 номинатор Александр Крупинин

Зачем из нашей жизни безобразной
 рождаются прекрасные стихи?
Мы ходим – сор стрекочет под ногами,
мы бродим – сор лепечет под ногами,
лоснится мака жирный стебелек,
то мыльною водой, то пивом
 из желобков, проложенных красиво,
и палисадник мальвами набит.

Сидят старухи, привалясь к ограде,
«Чура меня!» - орут шальные дети,
прохожий кренделя ногами кротко
 выписывает, огибая грязь.
Но перламутр Владимирского спуска
 сияет ярко: здесь алтарь искусства,
литературы – низкими кругами –
летает здесь незримый скарабей.

- Ты помнишь, мне показывал Подол?
Сопя печально, к нам спускалась Муза,
«Булгаков» - повторяла, но булыжник
 мешал цвести посеянным цветам.
Ты говорил: «Брандмауэр, окошко,
здесь револьвер спускали, помнишь? Помнишь?»
О, воздух вспыхнул порохом! Чьи судьбы
 припали к окнам половодьем глаз?

Брандмауэр… Высокого полета
 зимовье лебединой юной стаи.
Так падали прозрачно наземь слезы,
в ороговевшем камне растворяясь.
«Петлюра, - голос был, - литература…»
Я плача говорила: «Дура, дура,
зачем из нашей жизни злого сора
 цветет до солнца лестница, виясь?».


Очень хорошо,  вот бы автору еще разок пройтись с увеличилкой!..



СВЕТЛАНА МАРКОВСКАЯ "про Николая"
http://www.stihi.ru/2013/05/28/5295 номинатор Александр Крупинин

У соседа Николая две собаки, обе лают,
у него семья большая – внуки, дочери, зятья. 
У него хозяйство ладно, у него жена нарядна,
У него пирог на свадьбу, а на поминки кутья.
Во хлеву стоит корова, во сарае трактор новый,
Во саду ли, в огороде все топорщится наверх,
Николай рукой пудовой гнет баранки и подковы,
Ходит по избе тесовой широко как землемер.
И такое благолепье, и такое время летне,
И такое тут столетье на дворе – не передать,
Николай гоняет слепня, а под лавкой брага крепнет,
И издалека заметна эта божья благодать.
…Но однажды – мы-то знаем – день застанет Николая
То ли в поле, то ль в сарае, но случится этот день.
Кинет рукавицу оземь, плюнет нервно в стойло козам,
Без дорог пойдет по росам в восьмиклинке набекрень.
И в пределах этих дальних сгинет просто и печально,
Станет без вести пропавший для соседей и родни.
А жена, устав в разлуке, как-нибудь расскажет внукам,
Что их дед, такая сука, жил и помер ради них.

(придется здесь сохранить два варианта пропажи Николая, а то затрутся:

1. и в пределах этих дальних сгинет просто и печально
перепутав в перепутьях правду-кривду, дух и плоть,
а жена, устав в разлуке, как-нибудь расскажет внукам
что их дед, такая сука, был полярник и пилот.

2. и в пределах этих дальних сгинет просто и печально
и его первоначальный путь забудется как сон
а жена, устав в разлуке, как-нибудь расскажет внукам
что их дед, такая сука, был разведчик и шпион. )


Таких авторов - ярких, упорных и сомневающихся - я люблю! Спасибо!
Из трех финалов мне больше по душе тот, который в тексте. Только я - (слово рифмуется с «разлука»), предложил бы поискать четвертый (или какой в действительности?) вариант, а заодно еще пройтись по тексту.



НАТАЛЬЯ ЧЕКОВА "Что видят двое"
http://www.stihi.ru/2011/09/27/8238   номинатор Регина Мариц

                М.З.

Что видят двое? Павшую листву
В боях с дождем за призрак небосвода.
Земли новорожденную породу,
Сосущую осеннюю тоску.

Он произносит – стало быть – гранит
Смещает нарисованные грани…
Она о темном саде говорит,
Где скулы яблок млеют в увяданьи.

Но в нем бело – и дух и тишина.
Зашедшие - стремятся приключиться
Друг в друге, так звенит ночная птица,
Напившись одиночества сполна.

Поделенные надвое слова
Спешат соединиться в темных кронах.
Еще не зная большего урона
Для сердца, чем единая молва.


Оценка без подробностей: проходной текст.



ДЕНИС ЗИЛЬБЕР 13 "Чёрно-белое"
http://www.stihi.ru/2012/06/22/8352 номинатор Алексей Ефипов

И чёрный цвет, и белые халаты
Как форма многоярусности снов.
Во мне ты вызываешь лишь нехватку
Течения реки, где я - весло.

Мне утро перманентно безразлично,
Ведь день длиннее совести на час,
Который ни прибавить и ни вычесть
И принято к обеду назначать.

Двустволка как лекарство от двух зайцев
Что лифт, которым правят этажи.
Предложено ли было отказаться?
Отказ - всего лишь право предложить,

Как право подавиться потрохами
Бессонных и бессмысленных ночей
И прерывать неспешное дыхание,
Которое неясно мне зачем.

Я сам вреднее всех дурных привычек,
Выкуриваю вечность из любви
Под хохот проходящих электричек
И шелест нот, опавших на пюпитр.

У молодости вычурный оттенок.
В больной невозмутимо голове
С тобою я чуть больше, чем растение.
С тобою я почти что человек.

Я мог в который раз немного грима
У Бога попросить, да нет уж сил.
А ты всё ходишь около да мимо,
Кругами и вокруг земной оси...


Увы, разбирать долго и надо ли?



КАТЕРИНА КЮНЕ  ***
http://www.stihi.ru/2014/03/05/5503 номинатор Алексей Ефипов

«Баю-баю, - бает заметь,
Подоконник убелив, -
Спи, живое: сердце, память,
Вышедшие из земли».

Спи, заспи свою причину
В пышной песне снеговой.
Растолки в ладонях зиму,
В ночь улягся с головой.

У тебя в ногах позёмка
Увивается-скулит,
Выметает из подземки
Жизни тёмные кули.

Мимо них в мешке из драпа
Сердце тёплое идёт,
Дышит белым острым крапом,
Молча падает на лёд.

Не вставай, куда уютней
В сны уткнуться головой,
Я надую свет попутный,
Намету к утру сувой*.

Веют снежные качели
От вершин и до земли,
Что во льду, что в старом теле,
Дом по горло замели.

Потечет вода за пояс,
Вешний ветер снег поест.
Драп порожний сядет в поезд,
Где не платят за проезд...

*Сувой - (устар.) сугроб.


Драпорожний  - это фамилия? Автор, пожалуйста, внимательнее. Вы ведь можете.



ЛАЙДА "немного гоголя"
http://www.stihi.ru/2009/10/12/7680 квота Главной редакции

Время, труженик вечный, под вечер готовит рассвет -
как телегу зимой и, как летом положено, сани.
Только солнце мое закатилось за лес, как в кювет,
до Москвы не доехав. Куда уж теперь до Казани?

Остается ходить - гордым гоголем, белым конем
или маленькой пешкой  по мостикам узким и шатким,
и нести, как умею, любовь с прохудившимся дном,
чемодан свой без ручки, что выбросить - больно и жалко.

Облака создают в этом мире домашний уют.
Чем завиднее участь, тем больше достойна участья.
Мне сказали, что - осень...  что листья, сгорая, поют.
А я думаю  просто - гранат разломили на части.


Взвешенный метафорический и ассоциативный ряд, располагающая интонация.  Запомнилось «что листья, сгорая, поют». Хорошо.



ЗЕФИР ГВАДАЛКВИВИРА «Когда наступит март..»
http://www.stihi.ru/2014/03/01/702 номинатор Владислав Сергеев

осмелюсь доложить тебе, мой свет
сегодня мне опять не до закатов
я первой не хотела – вышла пятой
не вышло только счастьем поболеть

осмелюсь разуверить вас, мой друг
ничто на ходе дня не отразилось
я милостыни выпила за милость
нечаянно доверившись ведру

осмелюсь не перечить вам, мон шер
перчины, поперечины, причины
меня нигде, никак не научили
представьте, счастья хочется душе

осмелюсь удивить тебя, мой брат
поскольку мне всегда давались тропки
тропинки, стёжки, просеки и топи
так было тридцать тысяч лет подряд

осмелюсь удивиться и сама
доверчивость живёт в моих владеньях
проверить можешь в этот понедельник
или в четверг, когда наступит март..


Не хочется ни ругать, ни тем более хвалить.



ОЛЕГ ТУПИЦКИЙ «Родная, так и быть - я не Орфей...»
http://www.stihi.ru/2009/11/23/33  номинатор Юлия Вольт

Родная, так и быть – я не Орфей
пока что, но и ты не Эвридика.
Мне было бы мучительно и дико
с тобой блуждать по области теней.

Я – не поющий розе соловей.
Обычно разговариваю тихо
или пугаю треском, как шутиха.

По сути, я домовый воробей:
люблю в окно чирикать на рассвете,
люблю дурачить жирных голубей
и на убой раскормленных свиней,
люблю смотреть, когда творенья эти
не замечают сослепу и сдуру
мою провинциальную фигуру.


Попытка сонета не удалась ни по форме, ни по содержанию. Хорошо, что автор сразу сознается, что он – не Орфей. Впрочем, это и так понятно.



ЕВДОКИМОВ АЛЕКСАНДР "Точка бледная"
http://www.stihi.ru/2014/01/30/5434  номинатор Галина Смирнова

Надоест виртуальное общество
и останется над головой
точка бледная одиночества
тет-а-тет с чёрно-бурой Москвой.

Где гуляют "пельменные", "чайные",
где любой, стопроцентно, чужой,
под звездой стынут люди случайные,
каждый с правдой и каждый с душой.

Сквозь безмолвие многоэтажное,
люди входят в ночной магазин -
мы с тобой здесь возьмём распродажное
каберне, килограмм апельсин.

И опять, подмигнув атмосферою,
повторяя изгибы пути,
до подъезда, неспешная, верная,
вновь летит позади, впереди.


Не раз перечитывал это стихотворение. Сначала показалось проходным, с заимствованной интонацией, но потом зацепило. Так бывает, если читать подряд много разных стихов – взгляд замыливается. Возможно, сбило слово «виртуальное» в первой строке, но оно оправдано.



ИЕРОНИМ БОСХ  "Воскресное зло"
http://www.stihi.ru/2010/03/21/1548 номинатор Галина Смирнова   

я вынул себя
из-под тёплого одеяла
рано
потому что воскресенье
и торопиться не надо
я просто вытряхнул
из-под тёплого одеяла
рано
младшую дочь
вернувшуюся под утро
с дискотеки
я вежливо извлёк
из-под тёплого одеяла
рано
среднюю дочь
предложением
от которого она
не смогла отказаться
сгонять мне за пивом
вчера был банно-стаканный день
я очень вежливо вытащил
из-под тёплого одеяла
старшую дочь
рано
отругав её за то
что она ещё спит
я выманил жену
из-под тёплого одеяла
рано
обещанием напоить
свежесваренным кофе
с сигаретой
и сказали они хором
что я есть
неизбежное воскресное зло


Мне периодически приходится читать (не только по-русски) тексты, авторы которых увенчаны и восславлены, вплоть до высшей меры. У всех та же беда - они считают свои записки стихами, принимая написанное за верлибры. А это стихотворение – нечастый в русской поэзии пример удачного верлибра!
Использованные приемы известны многим людям, пишущим то, что они доверчиво или самоуверенно считают стихами. Но мастерством и талантом, явленными в этом стихотворении, обладают немногие.
Закончу обзор и поищу автора в интернете. Хочу узнать о нем побольше.

===================================================

ШОРТ-ЛИСТ

Воспользуюсь возможностью не распределять места, хотя стихи неравноценны. Только выделю  двух моих лидеров: «Пейзаж с зимородком» и «Воскресное зло».

Вся десятка:

ВЛАДИМИР МАРКИН "Пейзаж с зимородком"
 http://www.stihi.ru/2010/01/11/1835 отборочный тур для резидентов БЛК

РОМАН КРУЧИНИН "Господи, рассветом путь разметь..."
http://www.stihi.ru/2013/06/08/7977 отборочный тур для резидентов БЛК,  квота Анны Арканиной

ПЕТРА КАЛУГИНА "Одуванчиковый чай"
http://www.stihi.ru/2013/12/03/9451 отборочный тур для резидентов БЛК,  квота Степа

НАСТАСЬЯ БАРАШКОВА "рыбари"
http://www.stihi.ru/2011/10/18/5177 номинатор Татьяна Комиссарова

ВАДИМ СМОЛЯК "Лир"
http://www.stihi.ru/2013/12/21/9773 номинатор Елена Ширимова

ГАЛИНА БУЛАТОВА "Дедушка мой Булатов"
http://www.stihi.ru/2012/10/01/6655 номинатор Елена Ширимова

ЕЛЕНА ИГНАТОВА "Перебранка с изящной словесностью в районе киевского Подола"
http://www.stihi.ru/2014/03/07/1151 номинатор Александр Крупинин

СВЕТЛАНА МАРКОВСКАЯ "про Николая"
http://www.stihi.ru/2013/05/28/5295 номинатор Александр Крупинин

ЛАЙДА "немного гоголя"
http://www.stihi.ru/2009/10/12/7680 квота Главной редакции

ИЕРОНИМ БОСХ  "Воскресное зло"
http://www.stihi.ru/2010/03/21/1548 номинатор Галина Смирнова   


Рецензии
С какими-то замечаниями согласен, с какими-то нет.

Не по душе мне, кстати, такой маневр:
взять строку из стихотворения (принадлежащую лирическому герою) и обратить ее на автора -
"Хорошо, что автор сразу сознается, что он – не Орфей. Впрочем, это и так понятно."
К такому ходу прибегают, как ни странно, многие хорошие литераторы и критики. А я, встречаясь с подобным "перехватом", всегда думаю: поверхностная реакция.

Но главное - обзор не равнодушный, внимательный.
Поэтому тоже скажу спасибо Виталию.

Арабский Алфавит   16.04.2014 10:32     Заявить о нарушении
А я, сказав "Спасибо" Виталию и воспользовавшись его же маневром, позволю себе процитировать финальные строки того же сонета, обратив их на критиков:

люблю смотреть, когда творенья эти
не замечают сослепу и сдуру
мою провинциальную фигуру.

Юлия Вольт   17.04.2014 09:43   Заявить о нарушении
:)

Сонет - вообще дело "особое". Если требовать от всякого сонета точного следования определенному канону (скажем, канону французского сонета) и отвергать текст из-за того, что канон-таки не соблюден, то можно "слона не приметить". Зачастую автор иронически обыгрывает ожидания читателя, ёрничает. Или иронически противопоставляет используемые им "жанровые клише" сонета - НЕиспользуемому "жанровому коду". Как Шостакович в 15-й симфонии использовал стереотипы ожидания от симфонии, какие-то "типично симфонические детали", а суть намеренно "выхолостил". Получилась "антисимфония".
Реципиенту лучше быть готовым к "обманке" и радоваться иронической игре, чем высокомерно поджав губы, говорить "а это - симфония неудачная".

(Это у меня реплика вообще, не про данный случай с сонетом и экспертом. ))

На последнем ревью Пси, кстати, был довольно интересный разговор о сонете в наши дни: http://www.stihi.ru/rec.html?2014/04/03/8238

Арабский Алфавит   17.04.2014 10:29   Заявить о нарушении
На это произведение написано 17 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.