Тучи надменно сгущаются над Петербургом

Тучи надменно сгущаются над Петербургом.
Улицы прячут в улыбке рассвета печаль.
Еду на первом трамвае по старым проулкам,
Пересекая в пути не одну магистраль.               

Спят Петербуржцы за окнами  старого города,
Тот, кто не спит - это те, кто ещё не заснул.
Вижу,  как  в  жмурки играют  время  и  молодость.
Каждый из них, не боясь результата, рискнул.

Старый трамвай пересёк магистрали  прямые,
Грустные улицы смотрят с боков впереди.
Дождь начался на рассвете серым по синему.
Скоро приеду, - придётся под дождь выходить.               
               7.11.2013


Рецензии
Стихотворение в целом понравилось. Спасибо.
Есть одна, на мой взгляд, сомнительная, необязательная строка: "Тот, кто не спит - это те, кто ещё не заснул". А ранее было: "Еду на первом трамвае...".
Значит, описываемое время - раннее утро. Соответственно не спать могут не только те, "кто ещё не заснул", но и те, кто поедут на втором, третьем и т.д. трамваях.

А в следующей строке: "в жмурки играет время и молодость". Правильнее будет "в жмурки играЮт". Но это легко исправить.

Наилучшего.

Алексей Алейников   18.05.2019 11:47     Заявить о нарушении
Здравствуйте!
Благодарю за внимание к работе!
Выделенную Вами строку сомнительной не считаю:
это образ мучающихся бессонницей, - они не "поедут
на втором, третьем трамваях", а что станут делать - вопрос.
С замечанием по глаголу согласен: безусловно, множественное число, - благодарю.
Сам подобные замечания делаю через "личку": человечнее, - хотелось бы иметь
профессионального корректора, но ни средств оплатить труд, ни грамотных корректоров.
С уважением к Вам, Виктор Пашков.

Виктор Пашков   18.05.2019 19:08   Заявить о нарушении
Уважаемый Виктор,
кто такие, "мучающиеся бессонницей", я знаю не понаслышке. Но поэтический текст он тем качественней, чем более исключает необязательные и необоснованные обобщения.
"Тот, кто не спит - это те, кто ещё не заснул" - это как раз и есть необоснованное обобщение, так как не спать в это время могут и по другим причинам.
Впредь, если случится впредь, буду о подобном писать вам в личку.

С наилучшими пожеланиями.

Алексей Алейников   18.05.2019 23:23   Заявить о нарушении
Доброго утра!
Здравствуйте, Алексей!
Этот разговор начат здесь,
что считаю не совсем правильным,
но коли начали, то и вести его придётся здесь.
Можно было бы возразить Вашему рассуждению коротко:
в строке «Тот, кто не спит – это те, кто ещё не заснул» нет
обобщающего слова «все», строка не начинается со слов «Все те, кто не спит», - поэтому считать созданный образ обобщением – частное мнение. Ну а утверждение о необязательности и необоснованности – производные, - говорить о них нет смысла.
Но, есть резон ответить более пространно. По Н. Кондакову, «Логический словарь-справочник», «обобщение – мысленное выделение каких-нибудь свойств,…: переход от единичного к общему». Из этого же словаря, «Образ – результат отражения объекта в сознании человека.
Дальше привожу выдержки, в сокращении, из труда «Введение в литературоведение» (Н.Л. Вершинина, Е.В. Волкова, А.А. Илюшин и др.) / Под ред. Л.М. Крупчанова. — М, 2005 г.
«На формирование образа влияют субъект, его знания и опыт. Идеалистическое понимание образа, как результата деятельности особой силы, не имеет никаких оснований.
Поэтическое искусство — это мышление в образах.
В современном литературоведении под художественным образом понимают воспроизведение явлений жизни в конкретно- индивидуальной форме.
Цель и назначение образа — передать общее через единичное, не подражая действительности, а воспроизводя ее. Вместе с тем образ является знаком неповторимой творческой индивидуальности. Литературный образ соотносится с жизненными явлениями, и обобщение, в нем заключенное, становится своеобразной моделью читательского понимания собственных проблем и коллизий реальности.
Убедительность литературного произведения не сводится и не исчерпывается верностью воспроизведения реальности и так называемой «правдой жизни». Она определяется своеобразием творческой интерпретации, моделированием мира в формах, восприятие которых создает иллюзию постижения.
Художественные образы, созданные Д. Джойсом и И. Кафкой, не тождественны жизненному опыту читателя, их сложно прочитать как полное совпадение с действительностью. Эта «нетождественность» не означает отсутствия соответствия между содержанием и структурой произведений писателей и позволяет говорить, что художественный образ не является живым оригиналом действительности, но представляет собой философско-эстетическую модель мира и человека».
Думаю этого достаточно, чтобы понять почему автор не согласен с Вашим утверждением.
Алексей, благодарю за разговор, благодарю за интерес к образу, который Вы поместили в свой сборник, благодарю за то, что подтолкнули вспомнить некоторые профессиональные понятия, а то, что в чём-то расходятся взгляды и понятия, не беда, а скорее благо. С уважением к Вам, Виктор Пашков.


Виктор Пашков   19.05.2019 08:54   Заявить о нарушении
Виктор,
в вашем ответе вы убедительно продемонстрировали не только широкую эрудицию, что было совсем не обязательно при обсуждении столь незначительного нашего несогласия, но и незнание основ формальной логики. Логика и поэзия не всегда дружат, но любой поэтический текст всё же должен быть логически непротиворечив.

"Можно было бы возразить Вашему рассуждению коротко:
в строке «Тот, кто не спит – это те, кто ещё не заснул» нет
обобщающего слова «все» - вот именно, Виктор. "Обобщающего слова" нет потому, что оно и не вправе здесь появиться.

В своё время меня развеселил пример из университетского курса логики. Пример неправильного обобщающего заключения. Заключение выводится из двух посылок.
1. Дикари любят украшать себя перьями.
2. Женщины любят украшать себя перьями.
Неверное обобщающее заключение: Женщины - дикари.
Заключение было бы правильным, если бы первая посылка была: Дикари, и только они, любят украшать себя перьями, что не соответствует реальности.
Неверная посылка - неверное обобщающее заключение.

Ваша строка: "Тот, кто не спит - это те, кто ещё не заснул" - как раз и есть пример неверного логического заключения, поскольку не спать можно и по другим причинам.
А верный вариант мог бы выглядеть, например, так:
Среди тех, кто не спит, есть и те, кто ещё не заснул.

Виктор, всё это мелочи. Иногда они проскальзывают в тексты. На этом не стоит зацикливаться и излишне огорчаться. Вы написали хорошее стихотворение.
Но нет пределов совершенству. Иногда поправить какую-то мелочь совсем нелишне.

С уважением и несомненным интересом к Вашему творчеству.

Алексей Алейников   19.05.2019 10:05   Заявить о нарушении
Хорошо, ещё немного поговорим.
Безусловно, не спать можно и по другим причинам,
но это не исключает, в том числе, тех «кто ещё не заснул» и лишний раз подтверждает, что обобщения нет. Тогда, где же нелогичность? А если учесть, что это художественный образ, то, тем более, в чём нарушена логика. Предлагаемая фраза «Среди тех, кто не спит, есть и те, кто ещё не заснул» верна с точки зрения «воспроизведения реальности», но это уже не художественный образ в стихотворении. Ничего страшного, что мнения разошлись, - так бывает: логика одного не всегда совпадает с логикой другого человека, что нормально, - это действительно "мелочи", о которых здесь на сайте редко кто задумывается. Огорчения нет, во всяком случае у меня, надеюсь и у Вас; "совершенству предела нет"; "зацикливаться не стоит", - это то, с чем наши взгляды совпадают - оказывается, много в чём.
С признательностью за разговор, Виктор Пашков.
P.s. Читателей прошу простить нас за затянувшийся разговор: так получилось.

Виктор Пашков   19.05.2019 10:44   Заявить о нарушении
Да, ещё раз убеждаюсь, что два человека не прочтут текст одинаково, если это не прогноз погоды.

Присоединяюсь к вашим извинениям перед читателями.

Алексей Алейников   19.05.2019 11:03   Заявить о нарушении
"Железная логика",
как говорил один из героев в фильме "Ирония судьбы...".
До встречи. Вы - приятный собеседник, что тоже редкость на этом сайте.

Виктор Пашков   19.05.2019 11:15   Заявить о нарушении
Спасибо, Виктор.
Надеюсь мы друг друга не разочаруем.

Алексей Алейников   19.05.2019 15:18   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 23 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.