1886г. Русский флаг над Новой Гвинеей. Могло быть

(Созданный для рассмотрения проекта Миклухо-Маклая  комитет,с  участием  императора  Александра ІІІ,
9 декабря 1886 отклонил проект Миклухо-Маклая – установить российский протекторат над Берегом Миклухо-Маклая  на  острове  Новая  Гвинея, мотивируя свой отказ тем, что «поднятие русского флага неминуемо вовлекло бы правительство в целый ряд дорогостоящих мероприятий без существенной пользы для государства»).
***
…найти  в  себе  Честь  и  признаться…

Приплыли !  Приплыли !  Приплыли...
Огромнейший  Остров...
А  там – папуасы !
Они  незаконно – его  захватили !
А  русских – там  мало...
Один   Николай  Николаич –
Миклуха  Маклаев.
Свой, русский  товарищ...
Сожрут  Миклуху  каннибалы !

И  с  “Витязя”-корвета  шёл  десант –
спасать  Маклая !
И  бил  по  берегу  “бризант” –
сметая  подлых  каннибалов !

По  Острову  пошёл  дивизион !
И  каннибалы – гибнут,гибнут !
Русскоязычный – был  спасён !
И  флаг  Российский – был  воздвигнут !

Миклуха, правда, был  шотландцем...
Но, раз  по-русски  говорил –
российским  гражданином  мог  считаться,
спасённым  от – Ново-Гвинеевских  “горилл”.
*+*
9 марта 2014 г.
***”бризант” - бризантные снаряды — артиллерийские снаряды, способные при разрыве давать большое количество разлетающихся во все стороны осколков.

**Историческая  справка для Несведущих в  Истории Государства  Российского.

*  В 1870-1871 годах винтовой корвет "Витязь" (под командой П.Н. Назимова) перешел из Кронштадта вокруг Южной Америки в залив Астролябия на северо-восточном берегу Новой Гвинеи.  20 сентября 1871 года Николай Миклухо-Маклай, 25 лет от роду, сошел на берег Кораллового моря. Больше года прожил ученый в хижине на берегу океана.
С предложением установить российский протекторат над Берегом Миклухо-Маклая ученый впервые обратился к правительству Российской империи в 1875, но предложение было отклонено по причине «отдаленности этой страны и отсутствия там русских интересов».
Активизация колониальной деятельности Великобритании и Германии в регионе заставила ученого в 1883—1884 годах вновь обратиться с подобным предложением к императору Александру III . Предполагался и запасной вариант — признание самостоятельности территории.
Российский историк А. Ю. Плотников отмечает, что на этот момент у Российской империи был целый ряд оснований, самым весомым из которых был, в соответствии с действующими нормами международного права, факт приобретения ученым, российским подданным, значительных участков земли, заявить свои права на эту территорию. Возможность установления протектората облегчалась тем фактом, что в октябре 1884 Великобритания установила протекторат только над южной частью Новой Гвинеи.
Обращение Миклухо-Маклая было рассмотрено на специальном обсуждении, при участии министра иностранных дел Гирса, директора департамента внутренних сношений МИДа Ф. Р. Остен-Сакена и управляющего морским министерством адмирала И. А. Шестакова, в октябре-декабре 1884. Обращение было отклонено в связи с опасениями, что Россия не сможет удержать за собой эту отдаленную территорию, хотя особо подчеркивалась важность не допустить установления в Тихоокеанском регионе порядков, несогласных с российскими интересами, а к ученому обращались с просьбой информировать правительство о текущей ситуации.
Однако уже 5 декабря 1884 Германия объявила об установлении своего протектората над северной частью Новой Гвинеи и близлежащими островами.
Подготовка этой операции началась в августе 1884 года, когда в Сидней в качестве представителя торговой миссии и руководителя экспедиции прибыл немецкий путешественник О. Финш, имевший специальные полномочия канцлера Бисмарка.
29 сентября 1884 он высадился на Берег Миклухо-Маклая, где в районе деревни Бонгу, выдавая себя за брата Миклухо-Маклая, приобрел участок земли. На этом основании 5 октября 1884 он поднял там флаг Германии. В дальнейшем подобную операцию Финш проделал на островах Били-Били и Грагед. Через месяц северо-восточное побережье и близлежащие острова обошел германский военный корабль, провозгласив германский протекторат над территорией.
Как отмечает А. Ю. Плотников, даже в этой ситуации оставалась возможность претендовать на часть территории северо-восточного побережья Новой Гвинеи, но правительство России ограничилось обращением к правительству Германии с предупреждением о недопущении ущемлений частных прав Миклухо-Маклая, приобретенных им на основании ранее заключенных соглашений с жителями острова.
Очередную попытку сохранить хотя бы часть территории за Российской империей ученый предпринял в 1886, обратившись к Александру III с просьбой разрешить ему основать в Порту Алексей или на одном из незанятых островов российскую колонию. Миклухо-Маклаю удалось даже собрать 1200 заявок от добровольцев (их число увеличится по словам учёного до «более 2000» в феврале 1887), готовых переселиться в новую колонию.
Созданный для рассмотрения проекта Миклухо-Маклая комитет в заседаниях которого ученый принял личное участие, 9 декабря 1886 отклонил проект Миклухо-Маклая, мотивируя свой отказ тем, что «поднятие русского флага неминуемо вовлекло бы правительство в целый ряд дорогостоящих мероприятий без существенной пользы для государства».


Рецензии