Итоги ноября. Павел Самсонов

Этот обзор посвящается Свете Чернышовой.



Последний раз я читал лонг-лист БЛК в полном объёме ровно два года назад, вместо необязательного Даниила Файзова (так-то я не злопамятный, но Даниила  помянуть добрым словом никогда не помешает).
Впечатление выдалось пасмурным, и стихов в шорт-лист было отобрано лишь два. Допустим, месяц оказался скупым на открытия, не повезло - поэты разъехались на зимние квартиры, а хорошие стихи - отпустили в тёплые края. Но каждый раз не может не везти, тем более, когда в бой вступают новые номинаторы, уж они-то, уж они-то...

Те, кто меня хоть немного знают, должны быть в курсе, что к плохой поэзии я отношусь гораздо хуже, чем к плохим дорогам и дуракам, но ощутимо лучше, чем к своим сыновьям, когда они выпьют лишнего.
Лишнего наверняка наговорю здесь и я, поскольку обладаю уникальным умением наживать недругов в среде амбициозных людей, коими не могут не быть творчески одарённые личности. Или наоборот...

И, кроме того, мы договорились с Игорем Паниным провести невинный эксперимент, должный определить кто из нас двоих более свирепый критик (Сергей Слепухин был не в курсе и теперь курит в сторонке, весь белый, пушистый и обожаемый графо... поэтами Стихи.ру). С удовольствием уступлю Игорю первенство, но для этого ему придётся изрядно попотеть, потому что я начинаю…
,,,,,,,,,,,,,,,

Управдом из знаменитой комедии Гайдая утверждала, что людям надо верить только в самых крайних случаях. Так поступают многие поэты. Но вдруг, дамы и господа, наступил именно тот случай.
Я попытаюсь донести до читателей своё видение, но прошу учесть, что никогда, слышите, никогда, читая стихи, не ставлю непременной задачи найти в них каких-то блох. Наоборот, всегда открываю новый текст с надеждой прочитать нечто необыкновенное и поражающее воображение. А блохи, если они есть, лезут в глаза сами, кыш... кыш, кому сказал!
 
Понимаю, что обнаружить шедевр неизвестного автора нынче – задача малореальная. Все более-менее интересные поэты, благодаря интернету, давно на виду, причём пишут гениально далеко не всегда, а как раз редко. Поэтому программой-минимум выглядит обнаружение чего-то внятного, стройного, неглупого, способного увлечь, если это ещё окажется и не совсем ординарным – вообще замечательно. Чего точно не потерплю и скажу об этом прямо и жёстко – косноязычия, третичности (вторичность – явление повседневное, меня оно не обрадует, но и не расстроит) и  дремучей забубенности. Что это такое, объяснить непросто, я её носом чую, и у меня от неё там цверенькает. Как только зацверенькает, я вам тотчас, но без удовольствия, сообщу. Ну, а если вам не нравится мой прекрасный но-ос...

Не раз, кстати, говорил в прошлом и без обиняков повторю сегодня, что одним из главных изъянов современных авторов (и не только стихирских) является неспособность относиться к себе и своему творчеству с самоиронией. И самим текстам ой как часто не хватает остроумия – не юмора, нет – но острого ума. Появляется ощущение, что пишущие господа, отправляясь на ежедневный поэтический подвиг, настойчиво внушают себе: я - серьёзный автор, я - большой поэт, я – мыслитель дум... 
А мне хотелось бы познакомиться с новыми нескучными, ироничными поэтами (да что там -ми, если "наскребётся" один такой – опять же - откровенная удача!!!).

Предвидя весьма распространённый упрёк, что прежде, чем раздать всем сестрам по серьгам, тексты, как следует, я не читал, заранее предупреждаю: прочитал не единожды, а многие – десятки раз.



ИНГА СТАШЕВСКА "Ревность (библейский сюжет)"
http://www.stihi.ru/2013/10/29/5969  отборочный тур для резидентов БЛК

Абсентная лирика. "Цветаевщина", причём не в лучшем смысле. Небрежный синтаксис, скрывающий достаточную для того, чтобы быть замеченной "малую выпуклость" мысли.
 Использовать библейские сюжеты поэты будут всегда. Вопрос: какой в этом заложен смысл? Рассказать историю своими словами? Если, к примеру, собственным детям – похвально, обратить внимание безграмотной общественности на существование древней легенды – допустим, что это их, так сказать, вклад в просветительство.
А на деле: ещё одна версия и ничего более.

Не могу пройти мимо нескольких фрагментов:

Ты не знаешь, дитя - о тоске племён
По земле, о связи времён и вер..

И читатель, предположим,  не знает. А даже если читал что-то на эту тему, то не уверен, что понимает автора. Сказано глубокомысленно, не отрицаю, а зачем? Чтобы вскользь намекнуть на некую связь героев повести с другой историей? Это имеет значение для конкретного сюжета? То есть, возникает ощущение необязательности отдельных слов и даже мыслей, они попросту уходят в песок.

Ты не знаешь, нет - прорастает боль,
Застывая в теле - так плоть ножа !...

Про нож туманно-то как – ТАК? Что выражает "ТАК"? Степень чего? Признак чего?
Как может прорастать боль, ЗАСТЫВАЯ?
Если она сначала прорастает, а потом застывает, то так и писать следует:
Прорастая, боль застывает в теле…
"Плоть ножа" – явный кич, а если эту плоть всунуть в тело… о-о – зацверенькало! А проблема-то почти вся – в безграмотном синтаксисе.

ГАЛИНА ИЗЗЬЕР "Ныряльщик"
http://www.stihi.ru/2013/08/02/1627 отборочный тур для резидентов БЛК

Если бы я выбрал особенно брутальный стиль критики, чтобы и Игорю Панину до него ни в жисть не дотянуться, то осталось бы лишь назвать сей вирш "Г…о не тонет".
Но подобным образом поступать не стоит. Серьёзней, господин эксперт, подтянутей… вот так.

Стих про  ныряльщика - история, когда слова могут означать многое и могут не означать ни-че-го. Я выбираю второе, так как в пользу первого никаких аргументов не вижу.
Порадовали перлы "тонет, как чугунная свая" (сваи обычно стоят), "человек в шляпе и пальто… солдатиком опускается под воду" (получился образ, но совершенно случайно, и автор даже этого не заметил), "галстук завязан наверняка под твердым воротничком" (завязан наверняка? наверняка галстук? наверняка под твёрдым? наверняка под воротничком?... а что, мог и над?). Концовка вызывает массу побочных вопросов, мешающих вникнуть в авторский замысел… Соврал я, ни фига не вызывает. Намёки на что-то глубоко сакральное выдают автора с головой. По-моему, он сам не знает, на что намекает. Анемона, дескать, всё покроет.
Кстати, что это за личный водоём был у лиргероини? Ох, видно, не проста тётка! Про неё бы побольше узнать.

АЛЕКСЕЙ ЕФИПОВ "Небраска" 
http://www.stihi.ru/2013/07/29/8474 отборочный тур для резидентов БЛК

Текст построен на игре слов "Небраска – неброско", "с нитки – по миру", "по миру – к мирре", которые сами по себе ничего тексту не дают. Поэтому и на остроумие они не претендуют.
По миру – к мирре – это что? Что мирра конкретно здесь значит? И девчонка смотрит в Сибирь (именно так, с заглавной буквы), потому что кто-то из них двоих (автора или девчонки) настолько безграмотен? Скорее автор, выбравший Небраску альтернативой "неброско". Прежде проверил бы, что ли, сколько там всего небоскрёбов, в этой загадочной Небраске…
И что, в Сибири до такой степени неброско, да? Кто бы рассказал…
Можно возразить, дескать, поэт – не учёный, не географ, не статистик, он мыслит образами, а не энциклопедическими данными. Ну, да, только откровенную туфту (простите за бессовестныую развязность) гнать не надо, слишком уж она иногда мешает воспринимать язык высокого поэтического штиля.


ВИНОГРАДОВА ЕВЛЕНЬЯ "зыбкое"
http://www.stihi.ru/2013/07/03/7191 отборочный тур для резидентов БЛК

Романтика запустения. Вряд ли найдётся поэт, который к этой теме не обращался. Замысел предсказуем: старый дом с мухами и пылью, бурьян, тропинка, уводящая за горизонт (здесь к кладбищу) и вечное небо (здесь солнце). Всё, казалось бы, обычно. Название опять же "зыбкое" - понимай его как хочешь. Но автор, чувствуя, что задыхается в объятиях банального сюжета, пытается его оживить. И тут же падает, сражённый "огнём" врагов банальной эрудиции:

"Колесо Сансары" – за каким лядом? Куда оно покатилось в тексте?
 
" на печке ты Емеля
но щуки под рукой в помине нет" – психоделическое видение… и что? Куда это потом делось? Корова языком слизала?

" и ты шагаешь по хребту забора
поваленного ветром и дождём"

Так на поваленном заборе и написано – ХРЕБЕТ?

" человечий окаянный рост"

в аршинах и вершках, автор, пожалуйста, выразитесь, чтоб читатели были в курсе, а вдруг у них самый что ни на есть тот рост? И рецензент беспокоится, рулетку теребит.



МИХАИЛ ЗАМЯТИН "холщовые поля"
http://www.stihi.ru/2013/09/06/5793  отборочный тур для резидентов БЛК (квота - Серёжка Попов)

В авторе сразу угадывается не только художник, но и Михаил Шерб. Особенно хороши две последних строфы, если бы не откровенно заимствованные фразы о льющихся с неба сливках и сомнениях по поводу заката и рассвета. Автоматически заработавший редактор также не даёт мне беспрепятственно включить перед этим текстом зелёный свет.

Внезапно кислород тебя щадит:
Наматывает сон, как чистый бинт

Рифма – так себе, да и не в ней дело – на что кислород сон наматывает, как бинт? Пощаду ли се готовит или чудовищное злодеяние? И гастрономии с льющимся из окна желатиновым уютом и сливками в канал на один небольшой текст для большого художника – многовато.
Миша, ты не обижайся, все равно, по части метафор ты впереди Стихиры всей!


АЛЕКСЕЙ МИРОНОВ УРАЛ "Скользящий жолудь"
http://www.stihi.ru/2013/10/23/10415  отборочный тур для резидентов БЛК (квота - Катерина Канаки)

и вновь редактору неуютно, хотя понятно, что автор заведомо решил пойти туда, не зная куда, где эксклюзивно скользят жолуди и никаких тривиальных желудей там нет:

холодного атома спит гороскоп
и звезды стекают зеленкой на лоб

всё здесь плохо: какого рода  гороскоп может быть у атома? Спит  он с атомом в обнимку или порознь? И то, что звёзды стекают именно зелёнкой, а не водкой с хреном, также никуда не "вставляет".

Но далее автора понесло и часто игра увлекает. Эта игра со словами не чета "Небраске – неброско". Кое-что я даже умудрился расшифровать. На запасном пути я бы этот текст, с некими оговорками, разместил. Всё-таки остаётся ощущение присутствия черновых случайностей.


ВАЛЕНТИН ЕМЕЛИН "История любви"
http://www.stihi.ru/2013/10/13/5411  отборочный тур для резидентов БЛК (квота - Дом Астрели)

Не стану судить сурово. Видимо, это пересказ телешоу. От того, что он записан в стихотворной форме, ничего не изменилось. Мыло осталось мылом. Вопросик остался к автору, единственный .
Госпел – это к чему?


МИХАИЛ ФОКС "И жить тебе на станции Кыкшор..."
http://www.stihi.ru/2013/11/12/4214 отборочный тур БЛК

Кыкшор – тот самый, что в Коми? Ну, как же, слышал, читал. От Сети ничего не скроешь. А автор, видимо, думал, что не найду. Ещё как нашёл! Впрочем, более ничего удивительного в этом стихотворении не обнаружил. Хотя как не обнаружил?

Уйдёшь подальше в тундру. В мир теней,
швы разрывая, крикнешь тихо слово...
И тут же приоткроется тоннель
из мира мёртвых в царствие живого.

Вот так, да? В тундре? Крикнув тихо слово? И какое слово? Неужто КЫКШОР? Или сим-сим!


ВАСИЛИЙ КЛИМЕНКО СУМЫ «Меланхоличный немец аллегоричен...»
http://www.stihi.ru/2013/11/05/4862 отборочный тур БЛК

Это неглупый текст, респект Сумам, но мне он больше напоминает изложение искусствоведческой статьи. То есть, вовсе не уверен, что передо мной именно стихи. А это, согласитесь, серьёзный аргумент против.

P.S. Гораздо позже прочёл у автора, что данное стихотворение и есть поэтический конспект лекции. Смешно получилось.


БРАЗЕРВИЛЛЬ «Варя не хочет иметь детей»
http://www.stihi.ru/2013/05/07/3238 отборочный тур БЛК


Языковые изыски "антинастраивают" читателя-дилетанта уже с первой строки:

 "Варя боится представить плод"

"Ей ненавистен мужчина тот,
 Кто ей внушает диагноз «мать».

Или это:

"Нет, ей не жаль для ребёнка тить
Да и приятен бывает секс"

Мне, может, тоже не жалко "тить", и с сексом я на короткой ноге… но как-то это того… малохудожественно сказано,  для дворового конкурса шансона сойдёт, и то, ещё смотря какой двор!

Да тут что ни возьми, то хочется впечатать автору в его же паспортину:

"Видеть как, в корчах рождённый Бог,
Вырастет и, разливая йод,
Сгинет в войне за страстей клубок,
Или себя по частям убьёт"

мама родная, роди его обратно!


ИВА ЧЕ «Домой»
http://stihi.ru/2012/09/20/8354 отборочный тур БЛК

Текст из разряда необязательных. Есть процесс, но нет события. Язык и чувство гармонии и вкуса пока хромают.


РИНА ЧЕРСКАЯ «коровьев»
http://www.stihi.ru/2013/02/21/11136 отборочный тур БЛК

Претензия на претензию, замешанная на дурновкусии. И вновь всем своим нежным телом натыкаюсь на жуткое владение словом, отсутствие элементарного чувства языка.

Показательные моменты:

экстрим с походом на голгофу
и плащик бел /кровав подбой/
и шоу - радость лимитрофу

Автор, вы в курсе, что такое лимитроф? Типа для рифмы? А эти игривые "плащик бел, кровав подбой", хи-хи-кс…  " экстрим с походом на голгофу", хм…

"кепка нимбом в изголовье"

Куда ни кинься – пример пошлейшей кислятины, написанной человеком, который, пока заслуживает только крепкого виртуального пинка под зад за подобные подвиги, типа "вон из искусства":

"ногами двигать облака
непросто, если путь заказан"


Вот-вот, двигай! Шевелите бёдрами и учитесь, милый друг.


ДЖИДА «Dare il gambetto»
http://www.stihi.ru/2013/01/10/9606 отборочный тур БЛК

Автор в погоне за иностранно звучащими прэлестями, потерял не только чувство меры, но и реальности. Начав с "изысканно-байронического" слога, немедленно съехал на /трын-траву/, /целковый/ и /двуколку/, не говоря уж о /трынди/. Но более всего потрясло, видимо, латинское слово /вах/. Торжественный ынос мозга состоялся, с чем вас и поздравляю.

Прости. За что? Так тяжело грести...
В моих садах ткёт осень гобелены.
Ты выпил всё из маленькой горсти,
Dare il gambetto, избежав дилеммы.

На одной из моих малых родин о таких "поэтах" говорили: не бери на понт!




БЕРТА ЛУЧЕВА «Теплый, незнакомый еще…»
http://www.stihi.ru/2013/11/12/5885 отборочный тур БЛК

А что, на фоне предыдущего шедевра совсем не дурно. По крайней мере, в этом стихе нет затасканной лжи. Хотя и своей интонации скорее нет. Стиль, известный знатокам как мур-мур.


КИРА ЛЕОНИДОВА  "городская легенда"
http://www.stihi.ru/2012/08/15/6525 квота Главной редакции

Так я и думал. Песенка о дешёвом голливудском диком западе. Даже не улыбнуло.


НИКОЛАЙ ЛОБАНОВ "Провинциальные сны"
http://www.stihi.ru/2013/11/15/3574 номинатор Международный поэтический клуб Рифма.ру

Чем дальше в чащу слов, тем меньше в этом смысла.
Видимо, автору кажется, что провинциальным снам можно приписать всё, что угодно.
Причин существования подобного рода стихосложения несколько: проблемы с чувством языка и меры, со вкусом и пониманием того, что состоявшееся стихотворение не состоит из случайных слов. Наконец – нет замысла, есть только тема. Это не произведение, а  какой-то бесконечный нахапетовский (я не о режиссёре и актёре  Нахапетове, Боже упаси, деревня есть такая нарицательная, Нахапетовка, слыхали?) джем. Недавно мне довелось слушать одну любительскую группу, пока ребята играли по нотам – ещё туда-сюда, но вдруг решили сымпровизировать. .. и всё с ними стало понятно, грустно и неуютно…

Глубинка: рытвины, столбы;
К полям - лоскут небес пришпилен

Вот прямо такая глубинка, что неба в ней – всего на один лоскут? Запомнил и прослежу, как эта метафора развивается.

Тосклив героев здешних быт
И местный Бог – любвеобилен

Не проиллюстрированы ни тоскливость быта, ни любвеобильность здешнего бога. На веру принимать?

Вальяжен и неприхотлив..............
Отходит день, сутуля плечи,

Сказано красиво, а что за выдумкой спрятано? Вальяжен и неприхотлив вместе плохо вяжутся, как и вальяжность с сутулостью. Каковы плечи у "дня" принять сложно, поскольку автор не успел познакомить нас ни с общей рахитичностью его внешности, ни с плоскоглазием его зрения. Туманная картинка.

И сад - горошинами слив
Крапит задумавшийся вечер.

Не чувствует автор, что "крапит" слишком близко по звучанию к "крепит", не говоря об ударении, которое никак в размер не вкондибоберить.

Въезжает небо на коне
Во двор дряхлеющей соседки,
И солнце тянет к тишине
Свои обугленные ветки.

С небом на коне (интересно, это тот самый лоскут из дебюта? тогда он был не только пешим, но ещё куцым и пришпиленным!) и их связью с дряхлеющей соседкой всё не ясно, как и не ясно в образе чего автору представилось солнце…

И облепиховая грусть -
На здешний климат аллергия.

Сплошная загадка, которую нет никакого желания разгадать.

Закроешь сердце - города,
А в них - дрейфующий кораблик.....
И зримо слышимы: вода
Да шёпот выгоревших яблок...........

Кораблик – яблок  не такая уж выдающаяся рифма, чтобы под неё выстраивать бестолковую фразу о дрейфующем в городах судне… и города-то не города, ёлы-палы, это ж метафора!!! О-ё!!!


ФОМИН АЛЕКСЕЙ "Признак молчания"
http://www.stihi.ru/2006/12/15-1676 номинатор Ё.Ё. (Татьяна Ладошкина)

Стихотворение от лукавого. Оно более умело состряпано, нежели многие другие, но читателя-дилетанта на мякине не проведёшь.

"он смотрел на тебя, так как смотрит на пламя собака"

Сравнение, на мой взгляд (если б только на мой), должно быть достаточно ярким, узнаваемым. Как смотрит на пламя собака, даже мне, собачнику, невдомёк. Может, хотя бы автору понятно? Судя по тому, что

"так в камине пустом на золе теперь пыль и рассветы"

ничего не в состоянии объяснить и он сам

" на холодном окне от варенья клубничного банка"

Инверсия того рода, когда надо просто заполнить строку и не выпасть из размера. Потому что банка обычно бывает ИЗ-ПОД варенья. Это ОТ мёртвого осла уши были бы здесь как раз в пору.

Вот ещё пример бездумного заполнения строк:

на вопросы?.. - (да нет) - на молчанье, обретшее форму
инструментов для книг переплёта, фарфоровых масок,
позабытой песочницы* и потемневших офортов
и мольберта с печальною силою выцветших красок

Молчание приняло форму инструментов для переплёта книг. Это я перевёл на нормальный язык инверсию. Не в дикий ли переплёт отправил нас автор? А этот набор вещей, намекающий на то, что мы попали в мастерскую художника, причём, судя по песочнице и инструментам для переплёта – даже не предпоследнего века. Зачем же предлагать слушать метель вместо старых пластинок? Пускай просто слушает метель. Пластинок в этом интерьере быть не может. Придрался? Ничего подобного. Этот пример только подчёркивает, что выбранный автором набор слов – СЛУЧАЕН.

Хотите другой пример?

под иконкой - в углу - тонет годы в безмолвье шарманка..
птичья клетка, ведёрко, коньки, деревянная бака**
это признак молчанья, которое вряд ли обманет..
он смотрел на тебя, так как смотрит на пламя собака
 
Бака здесь исключительно для рифмы. Никакая логика повествования не подразумевает появление этой злополучной баки.
И как, простите, верить автору, не единожды соврамши?


ТАТЬЯНА ОРБАТОВА "На два голоса"
http://stihi.ru/2012/09/07/4513 номинатор Сергей Македон

Мне сложно поверить и в этот словесный по…ток. Извините, но когда в тексте имя Бога употреблено неприличное количество раз, и тут же автор просит Его избавить от пафоса, как к этому относиться всерьёз? Текст чересчур длинный, чтобы в формате обзора с ним начинать разбираться, а небольшие цитаты с комментариями не отразят всей слабости этой практически поэмы.

Но дабы меня не упрекнули в том, что я не читал и не в теме, даю одну выдержку:

Но бессонница зла, вместо стен и кроватей – ножи,
Надо мной адский сброд – дети бесов и бесов зятья.
И куда ни пойду – всюду тщетны попытки взлететь,
Здесь такие как я – обречённость жуют или тлен,
Здесь такие как мы – бессловесные твари и снедь.
Мне бы в помощь – любовь, но вокруг каждый глух или нем…

Вам не смешно это читать? Где в списке невестки бесов, которые всем бесам бесы? Что за набор блюд эксклюзивный – обречённость и тлен? На счёт бессловесных тварей спора как раз нет, но снедь здесь точно – только для рифмы…

Ребята, ну, правда, это даже не тема для спора, беспомощно подростково, до колик.


ОЛЬГА ВЕДЁХИНА  «Безвременье»
http://stihi.ru/2011/10/25/3076 номинатор Нэйл

Яркий образец того, как автору не хватает дыхания на целое стихотворение. Примерно до "Halloween" всё было более-менее прилично. Недаром мне так подозрительно это слово и так сложно понять, почему в русских селеньях вдруг стали отмечать совсем не русский праздник, но дело не в нём… Просто дальше пошла сплошная лабуда.

Манна – это не дым, а крупа.

Нокдаун жизни – пожалуй, ноябрьский "лонг" не сумел одарить нас перлом  более безумным!

"за щекой в печах" – тогда уж за щеками.

пока чернильный шарик темноты
всё белое замазывать стремится

кривая метафора, хотя ясно, что автор представила этакий нарастающий снежный ком темноты, только выразить удачно свой замысел не сумела. Поэтому и "ночь растёт, толстеет, злится, длится" довольно потешно.

Концовка, как и следует, апофеозна своей глуповатой бесхитростностью:

мы к снежному становимся готовы,
мы белого равно спасенья ждём,
и мрачные бессветные оковы
взорвать пушистой миной – декабрём
вполне созрели. Так падений ад
скрывает возрожденья снегопад.

Прямо

" Оковы тяжкие падут,
Темницы рухнут — и свобода…"

Отчего падут бессветные (!!!) оковы? От "пушистой мины"!

А "падений ад" – какой-то детский сад… И-эх, номинаторы…


ЛИБОЛЕВ 2 "ШЛАК"
http://www.stihi.ru/2013/06/11/2307 номинатор Геннадий Руднев

В этом стихотворении хотя бы угадывается цельный замысел. Слова, в основном, употреблены правильно, образы не столь уязвимы… уже спасибо. Ну, с пунктуацией не всё в порядке, синтаксис хромает, мысли слегонца путаются… ерунда, да? В принципе, иногда и правда ерунда. Вопрос в другом. Достаточно ли всего этого, чтобы зваться поэзией? Можете мне снова не поверить, но это не поэзия, а подражание ей. К сожалению, даже не тонкое.


МАКСИМ КОРСАКОВ "спящие"
http://www.stihi.ru/2011/04/05/3568 квота Главной редакции

Респект автору за рекордно короткий стих. Он понимает, что труд читателя, даже если тот дилетант, тяжёл. Зачем его, право, нагружать? А стих… что стих? Благополучно прошёл мимо.


ЛАРКИ "Она. Про лошадь"
http://www.stihi.ru/2011/09/06/2309 номинатор Татьяна Комиссарова

Когда сразу за перламутром предсказуемо следует утро, очень непросто читать текст дальше (а тут ещё и " серый рассвет тяжелее вола"), но я прочёл. И кое-что в этом стихе понравилось. Например, "серпантинно-кудрява". Не так просто применить этот эпитет к лошади, но именно к этой лошади – вполне. То есть, и саму лошадь я тоже принял. Сложнее со вторым персонажем. И из-за проблем с синтаксисом, и из-за перебора в средствах при описании старушки. Простодушное, конечно, стихотворение, но не без магии.


САРА БЕТ БЕРНАР "Жива. A near death experience"
http://www.stihi.ru/2011/11/03/3839 номинатор Сергей Богомолов


Одно из немногих стихотворение, которое, на первый взгляд, может претендовать на безупречность. Я увидел немало придумок, узнал кое-что новое для себя, понял, что автор считает красивым и что думает о смерти. Но ничему не удивился. На мой вкус, слишком рассудочный и вторичный стих, в том смысле, что автор пересказывает своими словами то, о чём пытливому читателю, зрителю, слушателю уже сообщили другие художники. Даже если это очень свои слова и очень свои образы (в чём я не уверен), они ложатся на душу призрачной тенью и бесследно испаряются.

ПЕТРА КАЛУГИНА "бабочки на снегу"
http://www.stihi.ru/2012/10/31/8993 номинатор Галина Смирнова

Ещё один стих "под Цветаеву" (допускаю, что не сознательно). И это дико меня раздражает. Потому что подражать ей бесполезно, заимствовать синтаксис ли, интонацию, лексику – непродуктивно. Без цветаевского бешенного темперамента, интеллектуально-сексуальной (а нередко и антисексуальной) энергии любое приближение к её поэтике, даже формальное, обречено на провал.
Вторую причину для раздражения опишу более доступными словами: совершенно "задолбали" бездумные поэтические полёты! Какие угодно привлекайте образы для этого действа. Не катит!  Пошло, дурной вкус, особенно, когда во всём этом нет ни капли живой иронии. Идиотско-катастрофический серьёз, который можно уже давно выделить в качестве главного симптома графоманского психоза.
Если оценивать текст, абстрагируясь от темы, то некоторые признаки жизни  обнаружены и позволяют мне сказать, что автор как раз небезнадёжен. Ему просто надобно многое переоценить и на многое посмотреть другими глазами. Скажем, эти строки совсем не дурны:

сделай «бабочку»,
это тебе
ничего не стоит –
не тату, не фреска, что на века…
может, идущий мимо, кто-то на миг усвоит
анатомию зимнего мотылька.

Иногда автор делает шаг, приближаясь к незаурядной фразе:

ты смеешься, падая
строго навзничь,
девяносто градусов северной широты

Но высказывает её неловко, не договаривая её так неубедительно, что поневоле возникает досада – какого чёрта ты вообще за эту ниточку потянул?!

ВАСИЛЕНКО КСАНА "Дурочка и цыплята"
http://www.stihi.ru/2013/01/09/11232 номинатор Регина Мариц

Пытался взвесить, сколько здесь процентов жирно-капающей на пол  графомании. Получилось 78%. Не спрашивайте меня, как я это вычислил, потому что мне подобные расчёты никакого наслаждения не доставляют. А что с 22%? Диетическая графомания.

ТАТЬЯНА ЮРЬЕВСКАЯ "Она читает его стихи..."
http://www.stihi.ru/2013/01/10/9641 номинатор Вадим Лиандрес

Безграмотно-безнадёжно, нет повода для разговора. Разве что, для коллекционеров перлов здесь наберётся несколько в меру смачных:
"Рассвет наварит из звезд бульона, довольный долей своей вполне"
"А там - спихнут ли, как бабу с воза, добычей новой внесут в реестр"
"Чужая искренность боль врачует получше блефа нелепых схизм"
"Опять задержится до уборщиц, чтоб завтра утром на новый старт."

САРА ЗЕЛЬЦЕР "И только там, где сбили мальчика..."
http://www.stihi.ru/2012/12/16/7262 номинатор Елена Ширимова

Сложно оценивать текст, который хорошо знаком и который не приглянулся сразу. Со стихами Сары Зельцер впервые я столкнулся, когда выступал в роли эксперта на передаче "Вечерние стихи". Сара (Наталья) наверняка помнит, как я бесцеремонно "прошёл мимо" её поэзии...
Поэзии ли? Прежде, чем вернуться к конкурсному стихотворению, я прочитал ещё десяток стихотворений Сары.
На мой взгляд, "Мальчик" – лучшее из них. В нём есть событие, чего часто не хватает другим стихотворениям ноябрьского лонг-листа. Достаточно ли для того, чтобы отправить "Мальчика" в мой шорт? Увы, увы, увы!
Я не верю в пятницу-иголку, не люблю рифму пятница – пятится, как не люблю почти все рифмы, которые уже сам использовал,  и с солнечными зайчиками, как читатель, уже до такой "затёртости" вась-вась, что её не в силах реставрировать ни одна самая распрекрасная поэтесса. Это я не о Саре Зельцер, если что…

ВЛАДИМИР БЕЗЛАДНОВ "Имам"
http://www.stihi.ru/2013/06/01/9406 номинатор Сергей Смирнов-Ямбург   

Пересказ энциклопедической статьи в рифму. Ничего такой, чистенький пересказ. Заглянул в Википедию - всё точно. Молодец. Теперь осталось лишь научиться писать стихи (это я шучу, не без издевки, конечно... а что вы хотели, сволочная репутация обязывает)

 *   *   *   *   *

Четыре стихотворения выделил. Это и есть мой шорт-лист.

ЧЕПУРНЫХ ЕВГЕНИЙ ПЕТРОВИЧ «А в этом окне - девятнадцатый век»
http://www.stihi.ru/2013/07/08/468 номинатор Евгений Платонов

А в  этом окне  -  девятнадцатый век,
А в этом  -  девятый.
А в этом идёт серебрящийся  снег,
А в этом  -  лохматый.
А туча крадётся по дальним кустам,
Как кошка  -  сторонкой.
-  Не хочешь согреться?
-  А что у нас там?
-  Да чай с самогонкой.

А ежели пламя плеснёт из окна
Да в нашу берлогу,
Скажи мне, какая нам  песня нужна
И так ли мы молимся Богу?
Поклонимся ль чучелу в зимнем саду
С дырявым ведром на затылке
И странному чёрту, который в чаду
Является нам из бутылки?

Не бойся, издёрганный в кровь человек.
И будь ты хоть трижды распятый,
Из нашей любви  -  серебрящийся снег,
Из нашего детства  -  лохматый.

Ложись на подушку поближе к стене,
Под утро теплее укройся.
И если себя назовёшь ты во сне,
То я не услышу.
Не бойся.
-----------------------

А в  этом окне  -  девятнадцатый век,
А в этом  -  девятый.
А в этом идёт серебрящийся  снег,
А в этом  -  лохматый.


Объём и мощь!
Когда в текст врывается поэзия, то не нужно много слов для объяснений. Не всё здесь тонко, но и не рвётся (как же я красиво-иррационально выразился, ужасный молодец!).


ИРИНА ЛОМОВЦЕВА СПБ «неужели из робкой нежности»
http://www.stihi.ru/2013/06/10/3624 отборочный тур БЛК

Неужели из робкой нежности,
                из малька,
из икринки, приклеившейся ко дну,
вышло ЭТО? Уж слишком, господи, велика
пучеглазая рыбина! Всё. Тону!

По воде плывут щепки, веточки, стебельки,
задевают мою короткую тень.
Странно думать "Тону!", когда под ногой мостки,
а по берегу дым лиловый –
                сирень...

Солнце растеклось, как раздавленное яйцо,
Небо – в перьях из ангельского крыла.
В шевелюру сиреневую уткнёшь лицо,
а оттуда – разгневанная пчела.

Как басовая потревоженная струна,
прогудит, затихая... Смотри не смажь
непросохшую краску!
                ещё она
жарким мёдом течет из цветочных чаш,
золотыми нитями тянется по траве –
но разваливается узор цветной!
Небо съёживается. Волны,
                огромных две,
две ладони смыкаются надо мной.

Створки раковины. Холодные лепестки.
Нежность, слишком кроткая, чтобы помочь –
светлячок, которого выпустить из руки
было жалко, а стало
                совсем невмочь.

Он теперь меня держит сам  – и светится так,
что укрыться мне негде от чьих-то глаз!
Мягкотелый предатель,
                вросший мне в душу враг –
я, спасая тебя,  сама не спаслась...
----------------------------------------


Странно, куда больше одного штампа в этом тексте, но расставлены они, тактично намекая на то, что эти штампы – у кого надо штампы, и меня они не коробит, даже неинтересно их замечать, что-то встаёт между ними и мной. И это что-то гораздо значимей. В стихотворении Ирины есть художественная правда. Оно не идеально скроено, но подлинная и наконец-то некосноязычная искренность интонации многое компенсирует
На общем безрыбьи я его отметил без колебания.

ВАЛЕРИЙ ИСАЯНЦ   "К слову"
http://www.stihi.ru/2013/07/29/804  номинатор  Кира  Леонидова

Когда износится лицо,
костяк и шкура человечьи,
печаль осолится больцой,
любови канут в разноречьи,
прольются мутные стихи
в родник мучительных признаний -

ты в прошлом вынырнешь сухим
с чужим беспамятством в кармане.

Там не страшись уж, как привык,
потери разума и крова,
но пресмыкайся напрямик
к престолу подлинного слова.
-------------------------------

Стихотворение сразу показалось необычным, а его автор – достойным внимания. Случай, когда не стоит сопротивляться философии текста. Ты можешь быть другого мнения, но почему не поверить поэту, если его средства убеждения состоятельны?
Последней каплей, перевесившей весы сомнений в сторону "за", был глагол "пресмыкайся". Не сразу я к нему подладился, но когда понял, насколько он здесь точен и определяет массу нюансов, остался собой, как читателем, очень доволен.



МИХАИЛ СВИЩЁВ "Покуда у сельского клуба..."
http://www.stihi.ru/2013/10/21/9200 отборочный тур для резидентов БЛК

Покуда у сельского клуба
(помещичий Спас-на-крови)
краснеет гвоздиками клумба
и пыльный стоит грузовик,

флагшток на притворе не сломан,
и бывший культурный отдел
(поскольку о танцах ни слова)
за стог не ведут на расстрел,

пока канареечью клетку
скворец обживает и вьюн,
пока довоенному лету
виски выбривает июнь,

а жимолость свежие корни
сквозь каски пускает во рву,
пока на двуперстной иконе,
с двадцатых висящей в хлеву,

младенец лежит на раменах,
песок утекает пока,
большие Твои перемены
заметней всего в пустяках.
---------------------------


На мой взгляд, самое интересное стихотворение ноября, но и очень поучительное.
 
Первое, что обратило на себя внимание: много деталей, рассчитанных на то, что их заметят. Именно такое ощущение – во-о как! ишь ты!
Детали эти придуманы хорошо, иногда изобретательно, но живут подчас  какой-то своей, очень отдельной жизнью. Пытаясь соединить их вместе, натыкаюсь на вздорнейшие вопросы.

Совершенно не нравится вставка, вроде внутритекстового глоссария:

Покуда у сельского клуба
(помещичий Спас-на-крови)

Возможно, моё бурчание будет не к месту, но несоответствие падежей как раз здесь выглядит неловко. Понятно, что автору нужно было втиснуться в размер, но хотелось бы видеть гармонию во всём.
Сбил сначала с толку "Спас": подумал, что речь идёт о храме (частая история, когда в бывших церквях размещали дома культуры) и даже стал размышлять, где, в каком селе может быть такой храм – Спас-на-крови. Потом дошло, что автор употребил метафору, и Спас-на-крови здесь – бывший помещичий дом, в котором, можно предположить, погиб сам помещик, а то и вся его семья (в переносном смысле – и весь "старорежимный" уклад).
Важно это уточнение для автора, он проводит связь между старой Россией и новой, которая вот-вот может снова рухнуть, как едва не рухнула она уже в наше время. Никак нельзя было отказаться от этой метафоры, вот и вошла она в текст в не доведенном до ума виде.

Танцы меня тоже порядочно напрягли, вставка лишняя, неуклюжая (или я ничего не понял), не менее, чем "бывший культурный отдел", который вот-вот поведут на расстрел. Это что ж за культурный отдел? Чего? Клуба? Села? Вроде не было таких. Райисполкома? Местного комитета партии или комсомола? Залезла в голову противная мысль и покоя не даёт, от замечательного стиха отвлекает. Прямо сжирает стих со всеми потрохами…

По поводу скворца и вьюна, обживающих канареечью клетку, спорить сложно. Хотя с чего скворцу по собственному желанию  обживать клетку? Сам туда залетел, добровольно? Или его туда новая власть упекла, за неимением аристократичных канареек? Это что, символ нового порядка – скворец, добровольно заточивший себя в клетку? Мне эта метафора показалась жеманной.
А что, скажите на милость, чудо-рыбе вьюн делать в птичьей клетке?!!! Ну, ладно, не рыбе, так растению. Что вьюн-то символизирует? Или он тут только для того, чтобы выдающаяся рифма вьюн – июнь не пропала. А вы что думали? Наши поэты и не на такое способны.

пока довоенному лету
виски выбривает июнь,

Очень красивое, стриженое под модный полубокс лето. И июнь, в образе парикмахера, тоже хорош. И всё это выглядит как вставной номер, с темой-то связано, но куда более подошло бы к другой истории.

жимолость свежие корни
сквозь каски пускает во рву

Это, видимо, своего рода параллельный довоенному повествованию анимационный флэшбек – видение страшного будущего, вводящий вначале в заблуждение. Какая жимолость могла успеть пустить корни сквозь каски, да ещё свежие – корни, разумеется, а не каски, как будто корни могут прорасти, будучи в нетрезвом… пардон, несвежем состоянии… или это село находится где-то в Западной Украине или Белоруссии, а каски лежат там, где лежат, с 39-го года?
Потом начинаю соображать, что это уже вовсе современность… Ну, что ты будешь делать, отвлекают детали, хоть стреляй! В целый культурный отдел! Залпом!

О младенце, лежащем на раменах, уже разговор  где-то в кулуарах вёлся.  Ударение автора не смущает, как не смущает и поза лежащего на плечах младенца… Да разве после рыбы в птичьей клетке его что-то смутит? (Шутка) Не стану добавлять свои пять копеек, достаточно одной – в виде вопроса: это точно тот самый младенец?
Немало я написал о тексте, судя по моим многочисленным придиркам, неоднозначном,  но и немудрено, потому что уже после массы замечаний на полях узнал, что его автор – Михаил Свищёв.
Миша, я узнал тебя в гриме!  Не будешь ты богатым. Хотя в шорт-лист стремительно вполз.


Рецензии
Замечательно написано! Чётко и конкретно высказал своё мнение, невзирая на лица, - большая редкость на этом сайте, да и на любом другом. Все замечания, в основном, по делу - не в бровь, а в глаз и, на мой взгляд, авторы должны быть только благодарны за такое умное и откровенное "избиение".) А если, кто-то остался недоволен или, даже, обижен, то давайте организуйте такой М(аленький)ЛК и любите там друг друга и в прозе и в стихах, - маленькие гиганты крохотной поэзии.) И никаких самсоновых, пусть пускают кровь в БЛК.))

Борис Керен   19.01.2016 23:26     Заявить о нарушении
На это произведение написана 41 рецензия, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.