Предвосхищения новейшей физики 20-21 вв у Гегеля

19.12.13.


Это часть моей большой статьи о гегелевской диалектике, которую я пишу для профессиональных журналов по философии. В настоящее время я собираю накопленные материалы для защиты ученой степени —   на соискание степени кандидата философских наук.

 ПЛАН СТАТЬИ:

1.ПРОСТРАНСТВЕННО-ВРЕМЕННОЙ КОНТИНУУМ.ПРОБЛЕМА.

2.КОСМИЧЕСКИЕ ЧАСЫ БОГА ИЛИ ТЕОРИЯ БОЛЬШОГО ВЗРЫВА.ОТРИЦАНИЕ ГЕГЕЛЕМ.

3.О ПРИРОДЕ СВЕТА У ГЕГЕЛЯ  РАНЬШЕ ЭЙНШТЕЙНА

4. ПРЕДВОСХИЩЕНИЕ ЭЛЕКТРОМАГНИТНОЙЯ ТЕОРИИ  У ГЕГЕЛЯ ВМЕСТО ОБЩЕПРИНЯТОЙ КОНЦЕПЦИИ  МИРОВОГО ЭФИРА

5.КОНЦЕПЦИЯ ИСКРИВЛЕННОГО ПРОСТРАНСТВА ФРИДМАНА-ЭЙНШТЕЙНА И ГЕГЕЛЬ.


 В этой статье попробуем осветить такой интересный вопрос, как гениальные предвосхищения Гегелем  в первой четверти 19 столетия-достижений наук 20 и 21 вв в таких сферах,как кибернетика, методология научного познания и даже новейшая постньютонова физика. При этом в методологии научного познания метод Гегеля и воплощение этого метода восхождения от абстрактного к конкретному в трудах Маркса оставило далеко позади «новейший»системный подход: общая теория систем, системно-структурный анализ, каковые считаются последним и высшим достижением на Западе и, увы, и у нас, ибо Гегель и Маркс это в расхожем представлении что-то «устаревшее». Но в специальной работе мы покажем, как предшественники могут оказываться намного значительнее тех, кто заново открыл для себя уже давно открытое и блестяще разработанное.
 Здесь же, дабы  не пытаться охватить в одной статье слишком много аспектов, остановимся на физике.
 Диалектический взгляд на мироздание-основа  предвосхищений Гегелем выводов физики Эйнштейна. Это убедительно показано в небольшой работе известного советского философа акад.Ю.А. Жданова Эйнштейн и Гегель. Ростов-на-Дону Актуальные проблемы науки, 1967.
Несмотря на давность работы,  многие наблюдения в ней поражают и сегодня.

Что такое пространство и время? Имеем ли точные и внятные  ответы мы и сегодня, а не только во времена Гегеля   или хотя бы в середине 20 ст, когда акад. Жданов анализировал гегелевское понимание этих вопросов с позиций тогдашней теоретической физики? Вопрос риторический. Хотя Ю.А.Жданов и полагал «гениальными предвосхищениями» выводы Гегеля-автор этой статьи не склонна столь категорично полагать, что Гегель равно и современная физика,  нашли окончательные ответы найти вопросы. Ниже это будет показано.
Вместе с тем, конечно, удивительно, как мысль Гегеля шла в фарватере будущей научной революции 20 века.

 Пространство.

Так, вслед за Лейбницем, Декартом, Спинозой Гегель ОТВЕРГАЕТ СУЩЕСТВОВАНИЕ АБСОЛЮТНОГО ПРОСТРАНСТВА. ТАКОГО ПРОСТРАНСТВА, КОТОРОЕ ПОСТУЛИРОВАЛ НЬЮТОН И КОТОРОЕ ПРЕДСТАВЛЯЕТ СОБОЙ ВМЕСТИЛИЩЕ ВЕЩЕЙ.
Вот что пишет Гегель:»Мы не можем обнаружить никакого пространства, которое было бы самостоятельным пространством; оно есть всегда наполненное пространство и нигде оно не отлично от своего наполнения» Гегель.Философия природы.-Соч.,т.2, с.44.
 
Время.

Гегель критикует и ньютоновское понимание категории времени:
«Время не есть как бы ящик, в котором все помещено, как в потоке увлекающем с собою в своем течении и поглощающем все, попадающее в него.Время есть лишь абстракция поглощения...Процесс самих действительных вещей составляет, следовательно, время».

Там же, с.50.

Такое понимание пространства и времени приводит к мысли об их единстве:чем отличается точка пространства внутри себя от самой себя? Она отличается временем; так время становится истиной пространства (или, иначе говоря, его сущностью), а пространство обнаруживает себя как время.

Единство пространства и времени представлено как движение перехода одного в
другое. Истиной  же пространства и времени является материя.

По  мнению Ю.А.Жданова, Гегель тем самым приближается к представлению  о ЧЕТЫРЕХМЕРНОМ КОНТИНУУМЕ, ИМЕЮЩЕМ  СТОЛЬ ПРИНЦИПИАЛЬНОЕ ЗНАЧЕНИЕ В СПЕЦИАЛЬНОЙ ТЕОРИИ ОТНОСИТЕЛЬНОСТИ.

Нет пространства вне времени и нет «времени-пространства» вне материи, но их единство и есть материя.
ЗДЕСЬ МЫ И ПОГРУЖАЕМСЯ В ГЛУБОКУЮ ЗАДУМЧИВОСТЬ...

Ибо современная наука и философия, а также научная фантастика(как часть вольной научно-философской мысли) полны представлений о «ПРОСТРАНСТВЕННО-ВРЕМЕННОМ КОНТИНУУМЕ»-КАК ОПРЕДЕЛЕННОМ ВИДЕ МАТЕРИИ!

«Сгустить время» как особое вещество-термин из научной фантастики.
Уже обычны представления о «пространственно-временном континууме» что взаимодействует с материей, оказывая влияние на нее.
Вольно или невольно, эти идеи  о пространстве-времени ведут к  представлению о «пространственно-временном континууме» как самостоятельной сущности наряду с материей.

Так кто же прав:Ньютон или Гегель? Гегель или современные теории и самостоятельной сущности «энергии времени и пространства»?

 Задумавшись, мы вспоминаем восточные учения о мироздании, космогонические теории древних цивилизаций и современных  реликтовых народов, сохранивших что-то от мудрости исчезнувших миров предков.

СУЩЕСТВУЕТ ЛИ ПРОСТРАНСТВО-ВРЕМЯ КАК ОСОБАЯ «ЭНЕРГИЯ» ИЛИ «ПОЛЕ»? ИЛИ ЭТО ЛИШЬ НЕОТЛИЧИМОЕ ОТ СВОЕГО НАПОЛНЕНИЯ ПРЕДМЕТНОГО МИРА ВМЕСТИЛИЩЕ (ПРОСТРАНСТВО)И АБСТРАКЦИЯ ПОГЛОЩЕНИЯ (ВРЕМЯ)-ПО ГЕГЕЛЮ?).

КОСМИЧЕСКИЕ ЧАСЫ БОГА

  В следующей части статьи изложим воззрения Гегеля на концепцию «первотолчка», идею Бога, приведшего в движение «космические часы». Эти идеи трансформировались, как известно, в теорию Большого Взрыва. Гегель отвергал концепцию первотолчка, а место Бога у него занимает, как известно, знаменитый гегелевский Абсолют-Логос, самодвижение понятий.

О ПРИРОДЕ СВЕТА У ГЕГЕЛЯ   РАНЬШЕ ЭЙНШТЕЙНА

Далее. Понимание Гегелем природы света, отношение к мировому эфиру.
Гегель иронично относится к построениям  натуралистов своего времени, пытавшихся представить свет как особый флюид или некие упругие шарики.Свет, по мнению Гегеля, есть колебание внутри себя, абсолютная экспансия в пространстве, «бесконечное пространственное рассеяние или, вернее, бесконечное  п о р о ж д е н и е   п р о с т р а н с т в а» Гегель. Соч., т2, с.124. По современной терминологии:здесь о вездесущем характере электромагнитного поля во вселенной.

И совершенно изумительное предвосхищение того известнейшего ныне положения теории относительности Эйнштейна о том, что никакой процесс в природе  не может быть быстрее скорости света. Вот цитата из Гегеля:

«Бытие света является абсолютной скоростью».
Гегель. Соч., т.2, с. 124.

 Представления  об  истинной бесконечности как «обратно в себя загибающейся» что также близко к концепции искривленного пространства во вселенной Фридмана-Эйнштейна. 

О понимании Гегелем конечного-бесконечного поговорим в следующей статье.

 820 слов.




 
 


Рецензии
Многофункционально уважаемая ЗЕРА!!!
Меня поразила Ваша статья и почерк, которым Вы пишете. Сопоставлять или определять правоту того или иного философа, физика или математика 19, 20 веков, не желание осознавать современный дискурс философии, как дискурса ЯЗЫКА и ИГРЫ. Мы знаем, к чему привели Трансцендентальный Дух Гегеля и "классовый коммунизм" Маркса. Напомнить...?!Современная физика - метафизична, математика- мифологична ,философия - дискурсивна внутри себя... Современный философ, который, хочет в своём дискурсе затронуть ранних коллег, должен, лишь в русле дискурса излагать свои симпатии или антипатии -вот и всё.Определить кто прав или не прав - пахнет "революционизмом"

Бабаз Бабазрин   22.12.2013 00:40     Заявить о нарушении
Спасибо.Я поняла вашу мысль.Вы сторонник дискурс-анализа, дискурсивных теорий.Для читателей, не посвященных в стль специальные дефиниции, поясню:Дискурс-анализ — это-чтобы не углубляться, в широком смысле-примат речи, само слово дискурс означает речь(фр. discours) в общем смысле — речь, процесс языковой деятельности.
Основная идея дискурс-подходов:Наши знания о мире и самих себе — не есть отражение реальности, но есть результат её категоризации, или, иначе — продукт дискурсов.
Это то о чем и вы пишете в рецензии.Но хотя существуют и постмарксисткие концепции теорий дискурса, я позволю себе критически отнестись к этой модной философии.

Зера Черкесова 2   22.12.2013 12:34   Заявить о нарушении
Мы знаем, к чему привели Трансцендентальный Дух Гегеля и "классовый коммунизм" Маркса. -пишите Вы. Если перевести "то, к чему привели..."теории Гегеля и Маркса в терминологию дискурс-теорий,то:Дискурсивное поле – смесь интеллектуального и социального полей, где социальное взаимодействие переходит в определенный тип практики.

В качестве основателей дискурсивности можно назвать К.Маркса, З.Фрейда.

Да, К.Марксу принадлежит это изречение: Философы лишь различным образом объясняли мир; но дело...
Философы лишь различным образом объясняли мир; но дело заключается в том, чтобы изменить его. С немецкого: Die Philosophen haben die Welt nur verschieden interpretiert, es kommt aber darauf an, sie zu verandern. Из работы «Тезисы о Фейербахе» .

Зера Черкесова 2   22.12.2013 12:39   Заявить о нарушении
Обратите внимание на оригинальный текст: Die Philosophen haben die Welt nur verschieden interpretiert...Перевод неточен, здесь нюансы существенны:не просто объясняли,но-interpretiert-интерпретировали!
В современном дискурс-анализе:По представлениям, развиваемым в данной теории, под дискурсом следует понимать определённый способ общения и понимания социального мира. Дискурсы не являются завершёнными и замкнутыми — они постоянно изменяются, и борются между собой за превосходство, стараясь в этой борьбе зафиксировать определённые ими значения в языке

Зера Черкесова 2   22.12.2013 12:42   Заявить о нарушении
Мы знаем, к чему привели Трансцендентальный Дух Гегеля и "классовый коммунизм" Маркса. Напомнить...?!-пишите Вы и вольно или невольно:вовлекаетесь в борьбу за ...
- фиксацию определённыхе их значений я в языке.
То есть ИНТЕРПРЕТИРУЕТЕ.А что вы хотели мне напомнить? У меня свои интерпретации.
Я не наделяю революционизм тем негативным смыслом,который -явствует из вашего текста.Потому что не считаю философию, математику, физику, логику и тд-лишь легкомысленной игрой слов-дискурсов, не считаю в синонимом пустых порождений сугубой ментальности, с уважением отношусь к метафизическим штудиям древних философов, хотя пока и не погружаюсь в них ...Хотя с интересом читала Историю античной эстетики Лосева и еще кое- что.Но...

Зера Черкесова 2   22.12.2013 12:52   Заявить о нарушении
Современный философ, который, хочет в своём дискурсе затронуть ранних коллег, должен, лишь в русле дискурса излагать свои симпатии или антипатии - вот и всё.Определить кто прав или не прав - пахнет "революционизмом"-пишете Вы.

В русле дискурса...В контексте своей субъективной ангажированности...Ваш дискурсивный подход и "метафизичность" физики, "мифологичность"дискурсивность-внутри себя философии-отдает в свою очередь отрицанием объективности познаний, реальности взаимодействий материальной объективности и познающего ее субъекта(человечества), социальной пассивностью(все лишь слова, слова,слова...), выражением стремления фиксации статус-кво через отрицание объективности наших знаний о мире, через отрицание истинности философий истории, в частности, марксистской, через попытки уравнять истинное и ложное(все это только дискурсы, не суетитесь), прогрессивное и реакционное(страх запала"революционизма" в мощных теориях в от "игр слов").

Зера Черкесова 2   22.12.2013 13:05   Заявить о нарушении
в отличие от игр слов(опеч.) На днях Президент В.В.Путина в послании ФС РФ красноречиво и более чем смело говорил об этом: о том что на Западе выражена все более четкая тенденция сравнять границы добра и зла,смешать понятия, мол,нет никакого социального зла, стерты все рамки. Но мы у себя не допустим этого-цитаты найду."Стереть границы добра и зла" как философия современного Запада-вот это помню.

Зера Черкесова 2   22.12.2013 13:09   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 4 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.