Пропоэтов. Попытка классификации

Эпиграф
           «…Почему-то выкуклилась мысль, что поэзию нельзя воспринимать серьёзно.
           Что это гимнастика для ума или моментальный выброс эндорфина. И ещё, что с
           поэзией нужно уметь вовремя завязать, иначе, это больше похоже на мастурбацию
           и вызывает жалость.  Я специально зашла подальше от чужих глаз. Мне чрезвычайно
           интересно узнать, что думаете вы по этому поводу.
           Вы мне интересны, и я, уважаю Ваше мнение».
                ( цитата из рецензии )

(Откашлялся, отпил кофейку)
 – Кхм, кхм... – пощёлкал пальцем по микрофону. – Уважаемая Алиса! Я хотел бы искренне и горячо поддержать вас и даже чуть дополнить ваши замечания своими наблюдениями. Если кратко, весь процесс поэтического творчества можно свести к термину СУБЛИМАЦИЯ – т. е. вербализация неких интеракций с окружающим  миром и людьми. (Это неклассическое определение сублимации, используется здесь в узком прикладном значении).

    При отсутствии реального собеседника можно, конечно, поразговаривать и с предметами или с самим собой. Процесс стихосложения в таком случае придает этому занятию некое алиби, легенду об осмысленности и даже важности данного процесса.
- - - - - - - - -
Вспомните цитату из "Формулы любви":
– Слово лечит, разговор мысль отгоняет. Хотите беседовать, сударь?
– О чём?
– О чём прикажете. О войне с турками, о превратностях климата или, к примеру, о графе Калиостро.
___________
    Вот здесь разговор представлен как лечебно-развлекательное мероприятие. Ежели же человек просто сам с собой беседует, за неимением слушателя или собеседника – то это может вызывать подозрения. А вот если в рифму, закатывая глаза и отставляя руку – то это уже не фигня какая-нибудь на постном масле, а творческий процесс. Отвлекаться на мытьё посуды и прочую бытовуху при таких процессах по меньшей мере кощунственно.
    По крайней мере, я, когда мне намекают, что неплохо бы помыть пару сковородок – могу важно сказать, что срочно сочиняю экспромт Стерве и никак не могу бросить «прям щас» это занятие, т. к. вошел в нужный ритм.

(отпивает кофейку)

 – Да-с! Это гимнастика для ума (если ум есть) и отчасти получение удовольствия от того, что игра по определённым правилам (с рифмой и ритмом) вроде бы удалась + излагаемая мысль не слишком пострадала в процессе фрезеровки и дошлифовки.

    Версия с мастурбацией мне тоже нравится, т.к. вместо занятия реальным «секасом» некоторые авторы красочно и с анатомическими подробностями описывают этот процесс в стихоплетении. Попутно – удобный случай упомянуть свою востребованность, умелость, изобретательность, неутомимость, мощь, упругость и прыгучесть... Ничего не забыл? А! Бархатистость кожи, приятный запах и блеск в глазах.
    Ярким представителем и стахановцем этого дела является незабываемый
Пётр Давыдов http://stihi.ru/avtor/eshahava
Количество читателей только на этой страничке приближается к 912 тыс. (а если добавить остальные – то легко перепрыгнуло за миллион.) Учитывая оргазм широких масс (а цифры не врут!) – вуайеризм, эксгибиционизм  и фетишизм в рифму – является самым нужным и самым востребованным жанром в стихосложении.

= Уистен Хью Оден, английский поэт, умер 29 сентября 1973 года в возрасте 66 лет в Вене, Австрия:
    "В ТРИДЦАТЫХ НИКТО НЕ СОМНЕВАЛСЯ в том, что писать вообще нужно. А сейчас все дело в удовольствии, поэтому дилемма одна: что приятнее — писать стихи или трахаться?"
http://esquire.ru/wil/wystan-hugh-auden =
===========================
    Но, если касаться классификации и никчёмных мелких подробностей, то полезно поинтересоваться, чем же автор(-ша) творит свои произведения. А версии очень разнообразные:

 – «Я пишу Душой» (сокращ. "душеписы")
(все встают, снимают шляпы и аплодируют) – тут любые вопросы отсекаются с расплющиванием (это как обухом по пальцам), потому как только черствый, дрянной, гадкий и никчемный паразит и критикан может лезть к автору-душепису с целью наплевать в эту самую Душу и всячески надругаться над автором и его детьми-стихами, задавая всякие неприятные вопросы про всякую фигню.

 – «Я пишу Сердцем (Кровью)» (сокращ. "сердцеписы") –
тут все ясно – автор в состоянии измененного сознания, разговаривает с органами тела и прислушивается к ним же. Сердце вещует, что есть она, земля Санникова. Сердечные недуги приводят к очень сердечным, иногда даже милым стихам. Разделённая любовь, неразделенная любовь, утраченно-ушедшая, заглянувшая на прощание, – ну и ёкает, отдаётся в сердцах... Любовная лирика – самый толстый раздел на сайте, потому как – с кем не бывало? Хоть раз в жизни да обжигались мы все.

 – «Пишу как Дышу...» (респираторное).
    А без писания – как и без дыхания – ну не могу совсем. Это – всегда обильно, потому как физиологическая нужда – хлебом не корми – дай срифмовать чего-нибудь. А то и несколько раз на дню...
    При этом о чем писать – не вопрос. Одну и ту же тему можно обсасывать, как чупа-чупс – с разных сторон, лёжа, сидя, стоя... Произведений столько много, что фиг кто заметит, что три дня назад этот же автор чуть другими словами прорабатывал эту же тему.

 – Авторы-Ретрансляторы...
    Кто-то шепчет или внятно диктует прямо в голову или в оба уха – только успевай записывать. Тут не до шуточек. Космические эманации перманентно и трансцендентально гармонизируют альфа-волны энцефалограммы и попутно немного щекотят проснувшуюся Кундалини. Там еще задействованы полнолуния, обострения весной, осенью, зимой и летом, вспышки на солнце, ураганы, цунами и периодические визиты Нострадамуса (на кухню, попить чайку с автором).
    Очень обидно бывает, когда голос свыше диктует стишки с грамматическими ошибками – но ничего с этим поделать нельзя, т. к. совершенно глупо кому-то свыше пенять на ошибки – это может кончиться плохо.

 – Авторы-Тошнотворцы (как вариант – "эскаписты").
    Их тошнит, а иногда и рвёт. Всё кругом отвратительно и погано. Жратва невкусная, половой партнёр – страшнее атомной войны или куда-то сбежал(-а), зарплата (пенсия) мизерная и по телевизеру их постоянно стараются зомбировать. Они злятся, ненавидят зомбирование, всё понимают и продолжают упорно жрать кактус (зачёркнуто) смотреть адский ящик. Кругом дерьмо. И люди – дерьмо. Если где-то хорошо – то это явно не здесь. И авторы вокруг –  тоже оно. Потому очень сильно тошнит. Часто с матом и физиологическими выделениями.
    Пишут очень зло, потому что злы.
Да, сюда же надо отнести глубоких пессимистов, пишущих антиутопии, жесть...

– Страдальцы (Страдалицы).
    По цензурным соображениям точный термин (о каком месте идет страдание) тщательно замаскирован. Иногда их бывает сложно отличить от Сердцеписов и Душеписов. Критерий – межполовые сложности, стратегия, тактика, аксессуары. Охота на жертву, убегание от охотников, мазохизм и садизм, Боль и  Причинение Боли, кино и немцы, мексиканский сериал на 8-10 лет. Если истерика так растягивается во времени, лучше это называть «стиль». По данным психологов, разрыв серьёзных отношений мужчины переживают около 2-х лет, а женщины справляются за 1,5 года. Если боль удаётся выплеснуть в стихи и закрыть тему, то всё не так и плохо. «Сказал и облегчил душу» (с) Этот вид самолечения достаточно неплохой. А вот если процесс затягивается, продлевается... – создаётся впечатление, что «пони бегает по кругу».

                «А вот поэты – те не так стыдливы, как ты. Они прекрасно знают, что о любви
                писать выгодно, на нее большой спрос. В наше время  разбитое  сердце
                выдерживает множество изданий».
                Портрет Дориана Грея – Оскар Уайльд

 – Примитивисты и
Любители Опиума для Народа  (разновидность спекулянтов – см. ниже).
    Этих без фотографии на авторской страничке бывает иногда даже трудно отличить, приходится ориентироваться на названия произведений. Одни пишут заезженные банальности, другие тщательно следят за календарём и отмечают каждый Праздник благодарственным стихосложением. (Аллилуйя!).
    В той же колонне стройными рядами с баянами, гитарами и балалайками маршируют бардо-поэты ("можно послушать") и бля-барды. Они точно знают, как здорово, что все мы здесь сегодня собрались, на любую тему у них уже есть песня, иногда несколько. На тусовки таскаются со своими инструментами.

 – Театралы.
    Тут важен процесс игры на сцене, хорошая режиссура, обязательно зрители-слушатели. Играть роль, прикидывать на себя разные образы и ситуации, следить за откликом зала, управлять эмоциями других людей. Тщеславие от умеренного до немеряного с периодами экзальтации и творческих срывов.
    (Иным дай сахарницу с кокаином – вынюхают всю, за уши не оттащить, потому как скорость мыслительных процессов утраивается и прёт как по маслу.) Зато творчество – разнообразно, часто с фонтаном идей и метафор, занимательные ракурсы и сюжеты. Куртуазно и манерно.
(шепотом: вот этих мне почему-то бывает почитать очень интересно.)

 – Конструкторы-Технари.
    Что-то изучали в правилах и тщательно стараются их соблюдать, чисто по СНиПу и ГОСТУ. И получается у них часто достаточно ровненько. Фейерверков обычно не выдают, прёт их редко, потому как про драйв в правилах очень мало информации. Читать их можно, но весьма дозировано.

 – Тщеславные Позёры (ТП).
    Тут дело плохо, т. к. страдают от своей недооцененности, остро нуждаются быть на виду, предпринимают мощные усилия для мелькания, самовосхваления и самопродвижения. Особо изобретательные – устраивают конкурсы – бег в мешках с призовым фондом и громкими рекламными агитками.
    Если на них не обращают внимание – мельтешение усиливается, они гадят под чужими рецензиями, телепортируют, могут даже матом прокрыть. У меня есть подозрение, что люди эти – крайне неуверенные в себе, нуждающиеся в постоянном подтверждении их значимости, крутости, козырности, талантливости, народности, душевности и чего-то там еще. Чужой, пусть и незначительный успех хоть в чём-то – это кипящий яд на печёнку Прометея, отравляющий и весь остальной ливер.
    Яд откладывается в филейных частях и даже людоеды таких писак – просто убивают и выбрасывают, потому как они ядовиты даже мёртвые.

 – Энцефалопаты (общий термин из разряда "что-то с головой").
    Эти начинают писать внезапно и много, сразу после выхода из комы (наркоза, черепно-мозговой травмы) или после инсульта, контузии, ранения на Колчаковских фронтах.
                "А голова — предмет тёмный, исследованию не подлежит" (с).
    И тут, однозначно, пусть лучше пишут, чем с топором бегают по дворам и улицам.
    Тут отговаривать нельзя. Все справки у них есть. Некоторые даже эти справки публикуют.
    Энцефалопатов не стоит путать с олигофренами, дебилами и "косящими под дурака военными". Это отдельная группа, в классификации пока упущена.

 – Игроки.
    Кредо – «Ну, а почему нет? Давайте попробуем» – и они пробуют. Любая игра – убивание свободного времени. А если интересно – это же интересно!
    Тут последствия  непредсказуемы. Может получиться и очень круто, а могут и проиграть. Быстро учатся, если занятие не надоедает – со временем пишут здорово и довольно легко. Это не "страдальцы", им вымучивать текст не приходится. В азарте могут натолкать е-бухов и кого-нибудь порубить шашкой, можно на дуэли. Отличают увертюру от эскапады и бордюра, а Канта от окантовки.

 – Филолухи с Горжетками и прочей бижутерией.
В этом случае все крайне усложнено.
    Они уверены, что филолог автоматически приравнивается к поэту и даже на 20-25 килограммов лучше любого из них, потому что пишут без грамматических ошибок.
    Образность усложнена, с переподвывертами и незнакомыми словами, которые сами они знают, в отличие от плебеев и дилетантов. Читали Лотмана и еще ряд имён.
    Их когда-то заставляли читать и, наконец, пригодилось.
    Хороший словарный запас и запас цитат, но это всё равно помогает плохо. Читать их скучно, как доить козу – результат известен заранее, на выходе всё то же козье молоко. Ни какао, ни вискарика из козы добыть невозможно, даже если кормить её шоколадом и поить брагой.

 – Глухари.
    Так сильно заняты своими великолепными песнями, что контакт с ними невозможен. Только формальный. Они могут с вами разговаривать. Не поддавайтесь иллюзиям, в этих мнимых диалогах ваши реплики не имеют никакого значения и никакого смысла. Это улица с односторонним движением. Что там с талантом? А разные варианты встречаются, но по-человечески это смотрится как коммуникативные расстройства. (хотя мне нравится термин – коммуникаторные ))

 – Спекулянты.
    Характерная особенность – "стрижка купонов" на беспроигрышных темах, эксплуатация вполне понятных и значимых человеческих чувств (сострадание, любовь к родителям, к детям,  бездомным животным и прочие т. н. "Святые Темы" – Бог, Родина, Любовь, Мать и её Ребёнок, Война). Любая триггерная точка (вызывающая сильный отклик) – превращается в цель и активно обрабатывается с разной степенью умелости. Считают, что беспроигрышная тема может подаваться как угодно – коряво, с нелепицами и откровенными ляпами, примитивно или строго в лоб. Тексты банальны, мусолят прописные истины, читать скучно до нытья зубов...

 – Именинники-Стервятники (ИС) (по подходу очень похожи на спекулянтов).
    Поводом для творчества считают день рождения знакомых или незнакомых, но известных людей. Отдельно – на смерть или годовщину смерти известной личности – Владимир Высоцкий или Майкл Джексон, Людмила Гурченко или кто-то ещё – без разницы. Важно, чтобы вовремя.

 – Датчане
(и соответственно – "датские" стихи, к определённой дате). Тут тем побольше, чем у именинников-стервятников: 8-е марта, 23-е февраля, Новый год, День космонавтики и Пасха, все религиозные и светские праздники + все темы стервятников.

 – Такелажники, Монтажники-Высотники или же Прилипалы
    (важная особенность – упоминание очень известных имён в своём тексте – будь то Шопен или Маяковский... Разновидность – по мотивам картины Шишкина, Девятого вала Айвазовского и т. п. Важно создать плотную сцепку, крепёж, и известное имя автоматически поднимает текст вверх. Т. е. это спекулянты с узкой специализацией.
    В сети можно найти такое понятие – Неймдроппинг (англ. name dropping, буквально «бросание имен») – практика постоянного использования имён важных людей, названий организаций, товарных марок, специальных терминов и т. д. в разговоре с целью показаться слушателям более значительным. Неймдроппинг обычно считается плохой, порой – даже оскорбительной чертой. При использовании в споре может являться частным случаем логической уловки «отсылки к авторитету»

Эээ... наверняка я что-то забыл... ))

    Про "вовремя завязать" – просятся аналогии с алкоголем. Кто-то редко, для удовольствия и по поводу, а кто-то – как "прорва ушастая" и бездонная дыра. Т. е., даже попытки завязать непременно приводят к рецидивам.

Ну, если что вспомню – допишу ))
----------------

UPD 1:

– "Лизун", "человек, приятный во всех отношениях". (Термин "Расчётливый Льстец" – не использован сознательно).
    Эти авторы всеядны, всем приятны, от них почти невозможно услышать что-то плохое, т. к. они хотят быть приятны всем. Если лесть, то очень, очень искренняя и "стиплом". Хорошее отношение по всем законам манипуляции даёт неплохую отдачу и дивиденды.

– "Пересмешник" и "Хохмач"
    Совершенно несерьёзные авторы. Им вечно что-то смешно. Они пишут пародии, эпиграммы. Не слишком стараются оставить неизгладимый след в поэзии. Безобразие!
----------------

UPD 2: Дополнения от рецензентов

Питон22:
Ясен перец, что забыл! За точность названий не поручусь, но пару типоразмеров нужно упомянуть:
– Трудяги. Призыв «ни дня без строчки» восприняли как приказ, взяли под козырёк и стараются соответствовать. Результат неплановой вязки энцефалопата с именинником-спекулянтом.
 – Тематические трудяги (ТТ) возможно вскоре будут классифицированы в отдельную породу. ТТ мучают какую-либо одну Тему (именно так, с большой буквы), которой может быть объявлено всё, что угодно.
– Форменные стиляги. Кредо: смысл – ничто, форма – всё. Самые продвинутые пишут венки корон акросонетов в стиле японского рубаи. Утрата смысла, конечно, не декларируется, но… Начинающие довольствуются акростихами, рифмованными «афоризмами» и прочей подобной ерундой.
-----------------
Евгений Туганов:
Можно добавить ещё одну разновидность
 – Пенсионер-Долгожитель. Заслуженный труженик, обалдевший от скуки и безделья и решивший заняться стихописанием, поскольку не видит принципиальной разницы между этим занятием и производительным трудом на арбузолитейном/заборостроительном заводе. Пишет преимущественно произведения следующих жанров:
1) "Раньше всё было хорошо, а теперь всё стало плохо",
2) "Любовь – не вздохи на скамейке и не прогулки при луне",
3) "А если бы он вёз патроны?",
4) "Нынешняя молодёжь ни к чёрту не годится",
5) "Расцветает смородина – я люблю тебя, Родина".
    Иногда агрессивен и зол, иногда добродушен и покладист – в зависимости от степени тяжести проявлений прогрессирующего ССГМ. В целом маргинален, опасности не представляет, поэтической ценности тоже.
-----------------
Валя Кальм:
 – Отдельно плавающая "группа в полосатых купальниках", которые что видят, то и поют.
-----------------
Шрайбикус:
 – "Бичующие борцуны" – их хлебом не корми, дай против чего-то (реже за что-то) побороться. Плод творчества – плохосрифмованные невнятные агитки в разделе гражданская лирика.
------------------
Юрий Семецкий:
 – Гении – каждым текстом делают большую литературу (!)
 – "Поэты в законе", чей авторитет сильно опережает способности к стихосложению.
 – Есть тусовщики, пишущие за компанию...
-------------------
Наталья Гавеман:
 – Наездники – авторы, отличающиеся полным отсутствием каких бы то не было способностей к стихосложению, поэтому прицепившись к хвосту раскрученного рейтингиста, ползут вслед за ним к вершинам рейтинга, оставляя под каждым стихом «коренного» восторженные отзывы, даже если первоисточник полный бред. Пишут, как правило, ремейки, используя не только чужие образы, ассоциации и рифмы, но и целые строфы, а для того чтобы не обвинили в плагиате берут эпиграфом несколько строк из оригинала, ссылку на стих и все это под заголовком – «Стих вдохновитель».
-------------------
Елена Бассалык:
Забыли:
 – Пейзажистов (любителей природы): особенно хорошо идет тема осени, тоски, и падающих листьев.
 – Пофигистов: стих должен непременно заканчиваться наступившим облегчением души, после принятия дозы алкоголя.
 – Героев-любовников (с суицидальными наклонностями): в конце стихотворения обязателен "выход" из окна, из дома, из себя.
 – Борцов с деньгами и монетарной политикой: стих должен заканчиваться чувством глубокого удовлетворения от отсутствия денег, и прочих материальных благ.
 – И конечно-же, пародистов – Вы их, видимо, намеренно не стали касаться, а то ещё зарифмуют статью, со всеми вытекающими из этого последствиями)))
-------------------
Дополнение от Бориса Гринберга, возмущённое:
 – "Многостаночники" – авторы, "работающие" во всех жанрах, пробующие разнообразные формы.
-------------------
Юлия Малыгина:
– Подвид технаря: #человекотнауки. Написать может что хочешь и как хочешь. Утомившись в изысканиях технических, бьёт по голове нерадивых гуманитариев. Часто начинает писать, потому что жена – лирик. Каждой строчкой доказывает жене/себе/окружению, что гуманитарии – дебилы и любой так сможет. Начинает пробовать писать о поэзии многотомными эссе. При этом не читает поэзию, а сразу дергает цитаты из чужих исследований и вставляет их в свои эссе. Собственное мнение отсутствует. При любой критике закрывается щитом научности.
– Литинститут. Отдельная категория граждан. Крайне негативно реагирует на попытки других чего-то писать. Ещё бы! Столько лет псу под хвост.
– Мастера слова. Ну... Их творчество зиждется на словах: "неологизм"; "анаколуф"; "амфиболия", "солицизм". Переведя на русский: "я так вижу", "слово могу менять под себя, как хочу, потому что хочу быть Мастером слова".
– Есть ещё фотографы. Отдельный от художников подвид. Пишут, что фотографируют. Мне они нравятся).
– клишезаторы (категорийщики). Любое столкновение с информацией стремятся уложить в схему. Рассматривая человека сходу приклеивают: интроверт + технарь = можно напасть. Ну или что-то вроде того. Часто критерии разрабатывает самостоятельно. Применительно к поэзии, увидев нового автора непременно приклеивает ярлык #какЦветаева; #какМаяковский; особо интеллектуальные и опытные клишезаторы способны на: #какВведенский; #какКаменский – редко, но бывает; #полозковщина.
-------------------
Лилия Слатвицкая:
– Авторы-философы. Это те, у которых все стихи про "мы", от лица всего человечества. Или про всё человечество. Бездонно глубокомысленные и непременно поучающие. Обычно осуждающие – ну вот не так это человечество живёт, не так всё понимает, не учится ничему, идиоты. И только ему, просветлённому автору, известно как надо. Об том и пишет. В зависимости от характера автора, темы стихов и источника философских познаний несут черты то тошнотворцев, то ретрансляторов, то спекулянтов... 

***-==-***-==-***

Примечание:

    На вопрос, куда я себя отношу – ответить достаточно легко. Скажем так, я замечал в себе "блуждание" в хаотично-неосознанном порядке от сердцеписов к страдальцам, потом вылавливал черты еще из нескольких групп.
    Да, я сознательно писал про отрезанное ухо Ван Гога, Гамлета и др. (см. "прилипалы"?); несколько текстов на тему психиатрии; достаточно много злых произведений ("см. "тошнотворцы")

    Приколоченная картинка (скриншот) имеет непосредственное отношение к теме поэзии...
Вот как пить дать!

С комментариями...
    С мая месяца накопилось столько задолженностей, неотвеченных рецензий... Практически всё прочитано. Отвечать одно время не было сил, накопившаяся усталость.  С началом осени возникла проблема: – отвечать иногда – не совсем вежливо по отношению к остальным гостям. Всем последовательно написать "Спасибо и простите"... – подход изрядно формальный. Но я думаю над этим.
- - - - - - - - -
P.S. 1:
    Когда человек заходит на "эссе", "включает дурака": "Где стихи?" – у меня создаётся подозрение, что вопрос ну очень риторический... Так надо развивать свои навыки. Заходите на сайт, – Произведения – Полный список произведений – и выбирайте стихи. Раза с десятого даже у "альтернативщиков" может всё получиться.

P.S. 2: Рецензию Софьи Сладенько я не удалял и не увидел в ней каких-то нарушений правил или оскорблений.
 


Рецензии
На это произведение написана 201 рецензия, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.