Пропоэтов. Попытка классификации

Эпиграф
           «…Почему-то выкуклилась мысль, что поэзию нельзя воспринимать серьёзно.
           Что это гимнастика для ума или моментальный выброс эндорфина. И ещё, что с
           поэзией нужно уметь вовремя завязать, иначе, это больше похоже на мастурбацию
           и вызывает жалость.  Я специально зашла подальше от чужих глаз. Мне чрезвычайно
           интересно узнать, что думаете вы по этому поводу.
           Вы мне интересны, и я, уважаю Ваше мнение».
                ( цитата из рецензии )

(Откашлялся, отпил кофейку)
 – Кхм, кхм... – пощёлкал пальцем по микрофону. – Уважаемая Алиса! Я хотел бы искренне и горячо поддержать вас и даже чуть дополнить ваши замечания своими наблюдениями. Если кратко, весь процесс поэтического творчества можно свести к термину СУБЛИМАЦИЯ – т. е. вербализация неких интеракций с окружающим  миром и людьми. (Это неклассическое определение сублимации, используется здесь в узком прикладном значении).

    При отсутствии реального собеседника можно, конечно, поразговаривать и с предметами или с самим собой. Процесс стихосложения в таком случае придает этому занятию некое алиби, легенду об осмысленности и даже важности данного процесса.
- - - - - - - - -
Вспомните цитату из "Формулы любви":
– Слово лечит, разговор мысль отгоняет. Хотите беседовать, сударь?
– О чём?
– О чём прикажете. О войне с турками, о превратностях климата или, к примеру, о графе Калиостро.
___________
    Вот здесь разговор представлен как лечебно-развлекательное мероприятие. Ежели же человек просто сам с собой беседует, за неимением слушателя или собеседника – то это может вызывать подозрения. А вот если в рифму, закатывая глаза и отставляя руку – то это уже не фигня какая-нибудь на постном масле, а творческий процесс. Отвлекаться на мытьё посуды и прочую бытовуху при таких процессах по меньшей мере кощунственно.
    По крайней мере, я, когда мне намекают, что неплохо бы помыть пару сковородок – могу важно сказать, что срочно сочиняю экспромт Стерве и никак не могу бросить «прям щас» это занятие, т. к. вошел в нужный ритм.

(отпивает кофейку)

 – Да-с! Это гимнастика для ума (если ум есть) и отчасти получение удовольствия от того, что игра по определённым правилам (с рифмой и ритмом) вроде бы удалась + излагаемая мысль не слишком пострадала в процессе фрезеровки и дошлифовки.

    Версия с мастурбацией мне тоже нравится, т.к. вместо занятия реальным «секасом» некоторые авторы красочно и с анатомическими подробностями описывают этот процесс в стихоплетении. Попутно – удобный случай упомянуть свою востребованность, умелость, изобретательность, неутомимость, мощь, упругость и прыгучесть... Ничего не забыл? А! Бархатистость кожи, приятный запах и блеск в глазах.
    Ярким представителем и стахановцем этого дела является незабываемый
Пётр Давыдов http://stihi.ru/avtor/eshahava
Количество читателей только на этой страничке приближается к 912 тыс. (а если добавить остальные – то легко перепрыгнуло за миллион.) Учитывая оргазм широких масс (а цифры не врут!) – вуайеризм, эксгибиционизм  и фетишизм в рифму – является самым нужным и самым востребованным жанром в стихосложении.

= Уистен Хью Оден, английский поэт, умер 29 сентября 1973 года в возрасте 66 лет в Вене, Австрия:
    "В ТРИДЦАТЫХ НИКТО НЕ СОМНЕВАЛСЯ в том, что писать вообще нужно. А сейчас все дело в удовольствии, поэтому дилемма одна: что приятнее — писать стихи или трахаться?"
http://esquire.ru/wil/wystan-hugh-auden =
===========================
    Но, если касаться классификации и никчёмных мелких подробностей, то полезно поинтересоваться, чем же автор(-ша) творит свои произведения. А версии очень разнообразные:

 – «Я пишу Душой» (сокращ. "душеписы")
(все встают, снимают шляпы и аплодируют) – тут любые вопросы отсекаются с расплющиванием (это как обухом по пальцам), потому как только черствый, дрянной, гадкий и никчемный паразит и критикан может лезть к автору-душепису с целью наплевать в эту самую Душу и всячески надругаться над автором и его детьми-стихами, задавая всякие неприятные вопросы про всякую фигню.

 – «Я пишу Сердцем (Кровью)» (сокращ. "сердцеписы") –
тут все ясно – автор в состоянии измененного сознания, разговаривает с органами тела и прислушивается к ним же. Сердце вещует, что есть она, земля Санникова. Сердечные недуги приводят к очень сердечным, иногда даже милым стихам. Разделённая любовь, неразделенная любовь, утраченно-ушедшая, заглянувшая на прощание, – ну и ёкает, отдаётся в сердцах... Любовная лирика – самый толстый раздел на сайте, потому как – с кем не бывало? Хоть раз в жизни да обжигались мы все.

 – «Пишу как Дышу...» (респираторное).
    А без писания – как и без дыхания – ну не могу совсем. Это – всегда обильно, потому как физиологическая нужда – хлебом не корми – дай срифмовать чего-нибудь. А то и несколько раз на дню...
    При этом о чем писать – не вопрос. Одну и ту же тему можно обсасывать, как чупа-чупс – с разных сторон, лёжа, сидя, стоя... Произведений столько много, что фиг кто заметит, что три дня назад этот же автор чуть другими словами прорабатывал эту же тему.

 – Авторы-Ретрансляторы...
    Кто-то шепчет или внятно диктует прямо в голову или в оба уха – только успевай записывать. Тут не до шуточек. Космические эманации перманентно и трансцендентально гармонизируют альфа-волны энцефалограммы и попутно немного щекотят проснувшуюся Кундалини. Там еще задействованы полнолуния, обострения весной, осенью, зимой и летом, вспышки на солнце, ураганы, цунами и периодические визиты Нострадамуса (на кухню, попить чайку с автором).
    Очень обидно бывает, когда голос свыше диктует стишки с грамматическими ошибками – но ничего с этим поделать нельзя, т. к. совершенно глупо кому-то свыше пенять на ошибки – это может кончиться плохо.

 – Авторы-Тошнотворцы (как вариант – "эскаписты").
    Их тошнит, а иногда и рвёт. Всё кругом отвратительно и погано. Жратва невкусная, половой партнёр – страшнее атомной войны или куда-то сбежал(-а), зарплата (пенсия) мизерная и по телевизеру их постоянно стараются зомбировать. Они злятся, ненавидят зомбирование, всё понимают и продолжают упорно жрать кактус (зачёркнуто) смотреть адский ящик. Кругом дерьмо. И люди – дерьмо. Если где-то хорошо – то это явно не здесь. И авторы вокруг –  тоже оно. Потому очень сильно тошнит. Часто с матом и физиологическими выделениями.
    Пишут очень зло, потому что злы.
Да, сюда же надо отнести глубоких пессимистов, пишущих антиутопии, жесть...

– Страдальцы (Страдалицы).
    По цензурным соображениям точный термин (о каком месте идет страдание) тщательно замаскирован. Иногда их бывает сложно отличить от Сердцеписов и Душеписов. Критерий – межполовые сложности, стратегия, тактика, аксессуары. Охота на жертву, убегание от охотников, мазохизм и садизм, Боль и  Причинение Боли, кино и немцы, мексиканский сериал на 8-10 лет. Если истерика так растягивается во времени, лучше это называть «стиль». По данным психологов, разрыв серьёзных отношений мужчины переживают около 2-х лет, а женщины справляются за 1,5 года. Если боль удаётся выплеснуть в стихи и закрыть тему, то всё не так и плохо. «Сказал и облегчил душу» (с) Этот вид самолечения достаточно неплохой. А вот если процесс затягивается, продлевается... – создаётся впечатление, что «пони бегает по кругу».

                «А вот поэты – те не так стыдливы, как ты. Они прекрасно знают, что о любви
                писать выгодно, на нее большой спрос. В наше время  разбитое  сердце
                выдерживает множество изданий».
                Портрет Дориана Грея – Оскар Уайльд

 – Примитивисты и
Любители Опиума для Народа  (разновидность спекулянтов – см. ниже).
    Этих без фотографии на авторской страничке бывает иногда даже трудно отличить, приходится ориентироваться на названия произведений. Одни пишут заезженные банальности, другие тщательно следят за календарём и отмечают каждый Праздник благодарственным стихосложением. (Аллилуйя!).
    В той же колонне стройными рядами с баянами, гитарами и балалайками маршируют бардо-поэты ("можно послушать") и бля-барды. Они точно знают, как здорово, что все мы здесь сегодня собрались, на любую тему у них уже есть песня, иногда несколько. На тусовки таскаются со своими инструментами.

 – Театралы.
    Тут важен процесс игры на сцене, хорошая режиссура, обязательно зрители-слушатели. Играть роль, прикидывать на себя разные образы и ситуации, следить за откликом зала, управлять эмоциями других людей. Тщеславие от умеренного до немеряного с периодами экзальтации и творческих срывов.
    (Иным дай сахарницу с кокаином – вынюхают всю, за уши не оттащить, потому как скорость мыслительных процессов утраивается и прёт как по маслу.) Зато творчество – разнообразно, часто с фонтаном идей и метафор, занимательные ракурсы и сюжеты. Куртуазно и манерно.
(шепотом: вот этих мне почему-то бывает почитать очень интересно.)

 – Конструкторы-Технари.
    Что-то изучали в правилах и тщательно стараются их соблюдать, чисто по СНиПу и ГОСТУ. И получается у них часто достаточно ровненько. Фейерверков обычно не выдают, прёт их редко, потому как про драйв в правилах очень мало информации. Читать их можно, но весьма дозировано.

 – Тщеславные Позёры (ТП).
    Тут дело плохо, т. к. страдают от своей недооцененности, остро нуждаются быть на виду, предпринимают мощные усилия для мелькания, самовосхваления и самопродвижения. Особо изобретательные – устраивают конкурсы – бег в мешках с призовым фондом и громкими рекламными агитками.
    Если на них не обращают внимание – мельтешение усиливается, они гадят под чужими рецензиями, телепортируют, могут даже матом прокрыть. У меня есть подозрение, что люди эти – крайне неуверенные в себе, нуждающиеся в постоянном подтверждении их значимости, крутости, козырности, талантливости, народности, душевности и чего-то там еще. Чужой, пусть и незначительный успех хоть в чём-то – это кипящий яд на печёнку Прометея, отравляющий и весь остальной ливер.
    Яд откладывается в филейных частях и даже людоеды таких писак – просто убивают и выбрасывают, потому как они ядовиты даже мёртвые.

 – Энцефалопаты (общий термин из разряда "что-то с головой").
    Эти начинают писать внезапно и много, сразу после выхода из комы (наркоза, черепно-мозговой травмы) или после инсульта, контузии, ранения на Колчаковских фронтах.
                "А голова — предмет тёмный, исследованию не подлежит" (с).
    И тут, однозначно, пусть лучше пишут, чем с топором бегают по дворам и улицам.
    Тут отговаривать нельзя. Все справки у них есть. Некоторые даже эти справки публикуют.
    Энцефалопатов не стоит путать с олигофренами, дебилами и "косящими под дурака военными". Это отдельная группа, в классификации пока упущена.

 – Игроки.
    Кредо – «Ну, а почему нет? Давайте попробуем» – и они пробуют. Любая игра – убивание свободного времени. А если интересно – это же интересно!
    Тут последствия  непредсказуемы. Может получиться и очень круто, а могут и проиграть. Быстро учатся, если занятие не надоедает – со временем пишут здорово и довольно легко. Это не "страдальцы", им вымучивать текст не приходится. В азарте могут натолкать е-бухов и кого-нибудь порубить шашкой, можно на дуэли. Отличают увертюру от эскапады и бордюра, а Канта от окантовки.

 – Филолухи с Горжетками и прочей бижутерией.
В этом случае все крайне усложнено.
    Они уверены, что филолог автоматически приравнивается к поэту и даже на 20-25 килограммов лучше любого из них, потому что пишут без грамматических ошибок.
    Образность усложнена, с переподвывертами и незнакомыми словами, которые сами они знают, в отличие от плебеев и дилетантов. Читали Лотмана и еще ряд имён.
    Их когда-то заставляли читать и, наконец, пригодилось.
    Хороший словарный запас и запас цитат, но это всё равно помогает плохо. Читать их скучно, как доить козу – результат известен заранее, на выходе всё то же козье молоко. Ни какао, ни вискарика из козы добыть невозможно, даже если кормить её шоколадом и поить брагой.

 – Глухари.
    Так сильно заняты своими великолепными песнями, что контакт с ними невозможен. Только формальный. Они могут с вами разговаривать. Не поддавайтесь иллюзиям, в этих мнимых диалогах ваши реплики не имеют никакого значения и никакого смысла. Это улица с односторонним движением. Что там с талантом? А разные варианты встречаются, но по-человечески это смотрится как коммуникативные расстройства. (хотя мне нравится термин – коммуникаторные ))

 – Спекулянты.
    Характерная особенность – "стрижка купонов" на беспроигрышных темах, эксплуатация вполне понятных и значимых человеческих чувств (сострадание, любовь к родителям, к детям,  бездомным животным и прочие т. н. "Святые Темы" – Бог, Родина, Любовь, Мать и её Ребёнок, Война). Любая триггерная точка (вызывающая сильный отклик) – превращается в цель и активно обрабатывается с разной степенью умелости. Считают, что беспроигрышная тема может подаваться как угодно – коряво, с нелепицами и откровенными ляпами, примитивно или строго в лоб. Тексты банальны, мусолят прописные истины, читать скучно до нытья зубов...

 – Именинники-Стервятники (ИС) (по подходу очень похожи на спекулянтов).
    Поводом для творчества считают день рождения знакомых или незнакомых, но известных людей. Отдельно – на смерть или годовщину смерти известной личности – Владимир Высоцкий или Майкл Джексон, Людмила Гурченко или кто-то ещё – без разницы. Важно, чтобы вовремя.

 – Датчане
(и соответственно – "датские" стихи, к определённой дате). Тут тем побольше, чем у именинников-стервятников: 8-е марта, 23-е февраля, Новый год, День космонавтики и Пасха, все религиозные и светские праздники + все темы стервятников.

 – Такелажники, Монтажники-Высотники или же Прилипалы
    (важная особенность – упоминание очень известных имён в своём тексте – будь то Шопен или Маяковский... Разновидность – по мотивам картины Шишкина, Девятого вала Айвазовского и т. п. Важно создать плотную сцепку, крепёж, и известное имя автоматически поднимает текст вверх. Т. е. это спекулянты с узкой специализацией.
    В сети можно найти такое понятие – Неймдроппинг (англ. name dropping, буквально «бросание имен») – практика постоянного использования имён важных людей, названий организаций, товарных марок, специальных терминов и т. д. в разговоре с целью показаться слушателям более значительным. Неймдроппинг обычно считается плохой, порой – даже оскорбительной чертой. При использовании в споре может являться частным случаем логической уловки «отсылки к авторитету»

Эээ... наверняка я что-то забыл... ))

    Про "вовремя завязать" – просятся аналогии с алкоголем. Кто-то редко, для удовольствия и по поводу, а кто-то – как "прорва ушастая" и бездонная дыра. Т. е., даже попытки завязать непременно приводят к рецидивам.

Ну, если что вспомню – допишу ))
----------------

UPD 1:

– "Лизун", "человек, приятный во всех отношениях". (Термин "Расчётливый Льстец" – не использован сознательно).
    Эти авторы всеядны, всем приятны, от них почти невозможно услышать что-то плохое, т. к. они хотят быть приятны всем. Если лесть, то очень, очень искренняя и "стиплом". Хорошее отношение по всем законам манипуляции даёт неплохую отдачу и дивиденды.

– "Пересмешник" и "Хохмач"
    Совершенно несерьёзные авторы. Им вечно что-то смешно. Они пишут пародии, эпиграммы. Не слишком стараются оставить неизгладимый след в поэзии. Безобразие!
----------------

UPD 2: Дополнения от рецензентов

Питон22:
Ясен перец, что забыл! За точность названий не поручусь, но пару типоразмеров нужно упомянуть:
– Трудяги. Призыв «ни дня без строчки» восприняли как приказ, взяли под козырёк и стараются соответствовать. Результат неплановой вязки энцефалопата с именинником-спекулянтом.
 – Тематические трудяги (ТТ) возможно вскоре будут классифицированы в отдельную породу. ТТ мучают какую-либо одну Тему (именно так, с большой буквы), которой может быть объявлено всё, что угодно.
– Форменные стиляги. Кредо: смысл – ничто, форма – всё. Самые продвинутые пишут венки корон акросонетов в стиле японского рубаи. Утрата смысла, конечно, не декларируется, но… Начинающие довольствуются акростихами, рифмованными «афоризмами» и прочей подобной ерундой.
-----------------
Евгений Туганов:
Можно добавить ещё одну разновидность
 – Пенсионер-Долгожитель. Заслуженный труженик, обалдевший от скуки и безделья и решивший заняться стихописанием, поскольку не видит принципиальной разницы между этим занятием и производительным трудом на арбузолитейном/заборостроительном заводе. Пишет преимущественно произведения следующих жанров:
1) "Раньше всё было хорошо, а теперь всё стало плохо",
2) "Любовь – не вздохи на скамейке и не прогулки при луне",
3) "А если бы он вёз патроны?",
4) "Нынешняя молодёжь ни к чёрту не годится",
5) "Расцветает смородина – я люблю тебя, Родина".
    Иногда агрессивен и зол, иногда добродушен и покладист – в зависимости от степени тяжести проявлений прогрессирующего ССГМ. В целом маргинален, опасности не представляет, поэтической ценности тоже.
-----------------
Валя Кальм:
 – Отдельно плавающая "группа в полосатых купальниках", которые что видят, то и поют.
-----------------
Шрайбикус:
 – "Бичующие борцуны" – их хлебом не корми, дай против чего-то (реже за что-то) побороться. Плод творчества – плохосрифмованные невнятные агитки в разделе гражданская лирика.
------------------
Юрий Семецкий:
 – Гении – каждым текстом делают большую литературу (!)
 – "Поэты в законе", чей авторитет сильно опережает способности к стихосложению.
 – Есть тусовщики, пишущие за компанию...
-------------------
Наталья Гавеман:
 – Наездники – авторы, отличающиеся полным отсутствием каких бы то не было способностей к стихосложению, поэтому прицепившись к хвосту раскрученного рейтингиста, ползут вслед за ним к вершинам рейтинга, оставляя под каждым стихом «коренного» восторженные отзывы, даже если первоисточник полный бред. Пишут, как правило, ремейки, используя не только чужие образы, ассоциации и рифмы, но и целые строфы, а для того чтобы не обвинили в плагиате берут эпиграфом несколько строк из оригинала, ссылку на стих и все это под заголовком – «Стих вдохновитель».
-------------------
Елена Бассалык:
Забыли:
 – Пейзажистов (любителей природы): особенно хорошо идет тема осени, тоски, и падающих листьев.
 – Пофигистов: стих должен непременно заканчиваться наступившим облегчением души, после принятия дозы алкоголя.
 – Героев-любовников (с суицидальными наклонностями): в конце стихотворения обязателен "выход" из окна, из дома, из себя.
 – Борцов с деньгами и монетарной политикой: стих должен заканчиваться чувством глубокого удовлетворения от отсутствия денег, и прочих материальных благ.
 – И конечно-же, пародистов – Вы их, видимо, намеренно не стали касаться, а то ещё зарифмуют статью, со всеми вытекающими из этого последствиями)))
-------------------
Дополнение от Бориса Гринберга, возмущённое:
 – "Многостаночники" – авторы, "работающие" во всех жанрах, пробующие разнообразные формы.
-------------------
Юлия Малыгина:
– Подвид технаря: #человекотнауки. Написать может что хочешь и как хочешь. Утомившись в изысканиях технических, бьёт по голове нерадивых гуманитариев. Часто начинает писать, потому что жена – лирик. Каждой строчкой доказывает жене/себе/окружению, что гуманитарии – дебилы и любой так сможет. Начинает пробовать писать о поэзии многотомными эссе. При этом не читает поэзию, а сразу дергает цитаты из чужих исследований и вставляет их в свои эссе. Собственное мнение отсутствует. При любой критике закрывается щитом научности.
– Литинститут. Отдельная категория граждан. Крайне негативно реагирует на попытки других чего-то писать. Ещё бы! Столько лет псу под хвост.
– Мастера слова. Ну... Их творчество зиждется на словах: "неологизм"; "анаколуф"; "амфиболия", "солицизм". Переведя на русский: "я так вижу", "слово могу менять под себя, как хочу, потому что хочу быть Мастером слова".
– Есть ещё фотографы. Отдельный от художников подвид. Пишут, что фотографируют. Мне они нравятся).
– клишезаторы (категорийщики). Любое столкновение с информацией стремятся уложить в схему. Рассматривая человека сходу приклеивают: интроверт + технарь = можно напасть. Ну или что-то вроде того. Часто критерии разрабатывает самостоятельно. Применительно к поэзии, увидев нового автора непременно приклеивает ярлык #какЦветаева; #какМаяковский; особо интеллектуальные и опытные клишезаторы способны на: #какВведенский; #какКаменский – редко, но бывает; #полозковщина.
-------------------
Лилия Слатвицкая:
– Авторы-философы. Это те, у которых все стихи про "мы", от лица всего человечества. Или про всё человечество. Бездонно глубокомысленные и непременно поучающие. Обычно осуждающие – ну вот не так это человечество живёт, не так всё понимает, не учится ничему, идиоты. И только ему, просветлённому автору, известно как надо. Об том и пишет. В зависимости от характера автора, темы стихов и источника философских познаний несут черты то тошнотворцев, то ретрансляторов, то спекулянтов... 

***-==-***-==-***

Примечание:

    На вопрос, куда я себя отношу – ответить достаточно легко. Скажем так, я замечал в себе "блуждание" в хаотично-неосознанном порядке от сердцеписов к страдальцам, потом вылавливал черты еще из нескольких групп.
    Да, я сознательно писал про отрезанное ухо Ван Гога, Гамлета и др. (см. "прилипалы"?); несколько текстов на тему психиатрии; достаточно много злых произведений ("см. "тошнотворцы")

    Приколоченная картинка (скриншот) имеет непосредственное отношение к теме поэзии...
Вот как пить дать!

С комментариями...
    С мая месяца накопилось столько задолженностей, неотвеченных рецензий... Практически всё прочитано. Отвечать одно время не было сил, накопившаяся усталость.  С началом осени возникла проблема: – отвечать иногда – не совсем вежливо по отношению к остальным гостям. Всем последовательно написать "Спасибо и простите"... – подход изрядно формальный. Но я думаю над этим.
- - - - - - - - -
P.S. 1:
    Когда человек заходит на "эссе", "включает дурака": "Где стихи?" – у меня создаётся подозрение, что вопрос ну очень риторический... Так надо развивать свои навыки. Заходите на сайт, – Произведения – Полный список произведений – и выбирайте стихи. Раза с десятого даже у "альтернативщиков" может всё получиться.

P.S. 2: Рецензию Софьи Сладенько я не удалял и не увидел в ней каких-то нарушений правил или оскорблений.
 


Рецензии
Коля, привет -
Хммм пожалуй добавлю тебе еще вид, очень часто встречающийся на стихи ру
Резюмисты.
Подвиды разные от членов СП до творцов вселенной. Когда дочитаешь резюме хочется повеситься или утопиться. Лауреаты всяческих конкурсов или люди с нелегкой жизнью. Три страницы достижений в жизни или на почве творчества с непередаваемой уверенностью, что это кому-то надо. Окончив резюме такого человека, ты уже и не читаешь его стихи. Так как твой читательский интерес умер по дороге к его творениям.
Хе.
Многобуквенный удар по голове, вызывает отторжение копчика у индивидуума. После резюме хочется выпить. Много.
-
Остаюсь игроком в слова. Считаю, что поэзии это игра слов.
Вот видишь вернулся поиграть в слова. Хотя десять лет даже и не хотелось.

Алексей Рудов 69   04.08.2025 17:45     Заявить о нарушении
А точно -"Резюмисты". Наверное, это
только отчасти типаж, но упустил из вида. )

Docking The Mad Dog   07.08.2025 13:26   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 202 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.