Святые места Пинежья
Из книги « Святые места в культурном ландшафте Пинежья» , где упоминается наша Выя.
Страница 300; № 414. Артемий Праведный на Ежемени жил. Родители в Ежемени были. Он был смала такой: родителями воспитывался, Бога признавал, всё тут. И молонья его убила. За что вот? Наборонил да убило. Вот и всё. Убило его в июле, верно, али в июне. Артемьев день 6 августа. Потом 5 августа увидели: на могилы-то свет горит. Вот ему и стали праздновать 5 августа. Вот тогды его мощи перенесли, вот эту-то гробницю, гробницю перенесли. Гробницю сделали. Ето всё тут в церковь перенесли. Было такое, как гробниця-то. Всё покрашено. Вот это ему, Артемию Праведному, и молились, ходили: у кого глаза болят, а тут глаза покупали и вешали тут ему. У кого нога болит, тоже ногу покупали. Тут всё в церкви продавалось, каждый предмет. И вот я смала ещё запомнила: бабушка Акулина мне сказывала.
С Выи, с деревни, оветились. Была девка, не видела глазами. Не знаю, скольких годов она была. Молода девка. Вот они оветились с матерью все сходить к Артемию Праведному, чтобы девка увидела глазами. Помолиться Артемию Праведному. Вот они эти глаза купили и повесили, и молились. И они тут у нас, бабушки-то, всё народ (сиротина и таки), кто пойдёт, все ноцевали. Они тоже ноцевать остались. И вот в Верколу пошли, помолились с этой… А обратно идё – девка глазами виде. Как открылись глаза. И глазами увидела. Приворотили и вот всё это поминали, что нароцно приходили порато далёко. И она увидала – с глазами идёт. Из монастыря. Артемий Праведный вылечил.
(Записано в 1998 году А. А. Ивановой от Подрезовой Татьяны Ивановны, 1907 г.р.)
Из книги «Святые места в культурном ландшафте Пинежья»
Село Сура.
Стр. 357, № 533. - В 1891 году в Суре был построен храм в честь Николая Чудотворца. Ну, а по Пинеге вверх есть деревушка маленькая – Выя. А Выя- речка впадает в Пинегу. И вот с Выи люди приехали сюда, значит – узнать, как … Ну, были люди…Сарафанная почта ведь здесь на Севере хорошо работает. Ну, приехали мужики (были в Суре здесь) туда. Пришли, там за стол сели, чай пьют из самовара. Ну, стали рассказывать.
- Ну, ну, - говорит, - чего там видели? Хороший Иван храм построил?» - «Хороший, весь золотой, весь блестит. Очень…Даже сказать невозможно. Нам нужно своего Николу увезти в храм к Ивану в Суру. Иван побогаче наш. Пусть он ему сапоги покупает, сам два раза в год. А где у нас деньги? У нас и так денег нет, мы бедные. Вот . Ну и, значит … «Надо нам Николу увезти в храм к Ивану. Повезём-ка мы, мужики, нашего Николушку на лодочке. Сегодня вечером мы его справим, а утречком поедут.». Вот. Наутро, значит, одели ему новые сапоги. Вот. Сели, посадили в лодку деревянное скульптурное изображение и на лодочке спустились с Выи в Пинегу и в Суру. Когда на лодочку посадили, вот мужики, значит, от берега хотят, а лодочка не идёт. Опять все силой, а лодочка не идёт. Потом вдруг вроде пошла, обрадовались, а лодочка сама в берег стукнулась и никуда не идёт. Погоревали, погоревали мужики и говорят: «Нет, не хочет туда наш Николаюшко ехать на лодочке. Ночуй уж сегодня у нас в храме, а завтра мы тебя на телеге повезём». Сказано – делано. Утром опять его постелили, положили его, мужики поехали. Вот только за вожжи взялись, а лошади на дыбы и не идут, на дыбы и не идут. Вот. Так и остался Николушка там, в выйском стареньком храмушке, в церквушке. До сих пор наверное там находится. И не могли его мужики привести сюда и водворить в храм золотой Ивана.
(Записано в 2000 г. Л.В. Фадеевой в д. Пахурово от Аникиной Марфы Евдокимовны, 1918 г.р.).
Из книги «Святые места в культурном ландшафте Пинежья
Часовня Параскевы Пятницы.
Стр.360.№ 538. - Это у нас мама рассказывала.А мамы уж больше пятидесяти годов нет. Там собор-от есть у школы-то. Тут раньше дом культуры был, и церковь была, колокольня. И была така часовенка. Я плохо ей помню. В школу ходили, дак стояла о собор маленька деревянна часовенка. Она така небольша была. Это часовенка Пятницы Параскевы была. Я плохо ей помню: она уже разрушена была. И вот идё один мужик в Кучкасе там. Там уж Кучкас, наверно. Идё старушка ему навстречу. Где? Какая старушка? Там волок такой, знашь ни деревни. Откуда идее старушка? Вот идее старушка и говорит. Он говорит: - Ты куда, бабушка, пошла так далеко? От деревни далеко и до Выи?
Она: - Вот, дитятко, пошла. У меня там часовенку разрушили. Я – Пятница Парасковея. Пошла на Выю Богу молиться». Эта Пятница Парасковея на Выю ушла.
(Записано в 2000г. А.А.Ивановой в с. Сура от Авериной Марии Кирилловны. 1926 г.р. урож. д.Городецк.)
№ 539. Стр. 361. - Часовня была в Суре, Пятницы. Уж где она стояла, я и не знаю. И вот эта Пятница ушла кверху по Пинеге. Икона ушла. И вот её встретили: «Куда, бабушка, пошла?» - «Я – Пятница, жила на погосте, да меня всю залили помоями. Вот и ушла».
(Записано в 1995г. от Рябовой Александры Филипповны, 1927 г.р.).
№ 540. Стр. 361.- А вы не слыхали, как из вашей часовни Пятница на Выю ушла?
- Слыхала, что ушла, а из-за чего ушла?- Божья Матерь приходила , где Иван Кронштадский раньше жил (изба-то ведь сломана), дак на том месте…Не на том месте, где избушка как раз была у его (у его по чёрному была, как баня, а потом он избу построил), а тут Иван Ларионович раньше. Там помойка устроена была. Дак кака-то жёнка стала жить в том дому. Дак жёнка вечером помои вылила, и вроде как Пятница та пришла и говорит: «Всю больше залили помоями, поганой водой». Она видела вроде женщину. «Больше некак в грязи жить мне здесь». И ушла. Тут же Кронштадский жил. Освящённое место. А она теперь уже всё запоганено – дом сгорел. Теперь всё уже кончилось. Теперь не считают святым.
(Записано в 2000 г. А.А.Ивановой в с. Сура от Когиной Антонины Михайловны,
1933 г.р.).
Свидетельство о публикации №113063002672
Ну и подумать об участии в Крестном ходе в будущем.
Татьяна Ильина Антуфьева 01.07.2013 22:45 Заявить о нарушении
Сергей Засухин Поздеев 05.07.2013 17:39 Заявить о нарушении