Уроки жизни. Верины родители. Часть 2

    Верин отец ,с простым сказочно-русским именем Иван, был родом из-под Воронежа.

    Сама его фамилия говорила , что предки его были из умельцев- оружейников. Но это далёкие предки, а уже его отец  Фёдор Поликарпович  был простым крестьянином. И когда в 1932г. молодое государство Страны Советов кинуло клич на освоение Дальнего Востока, отец многодетного семейства Оружейников с новыми мечтами о богатой земле, щедрой на  дары, с лёгкостью собрал нехитрые пожитки, и «…большим табором»(со слов матери Ивана – Марфы) двинулись на это самое освоение.

     Дальний Восток оправдал их надежды. Земля была здесь такой плодородной, что, казалось, воткни палку, она- зацветёт. Благодатный климат  Приуссурья, красивые сопки, ветер с которых доносил  дурманящий запах расцветшего в ту пору багульника, быстрые речки- притоки Уссури, горные озёра,- всё это наполняло душу такой неизъяснимой лёгкостью и верой в наступившее хорошее уже сегодня всем членам семьи переселенцев. Второй малой  родиной назовут Приморье впоследствии все без исключения Оружейниковы.

      Родители Ивана осели в Уссурийске, названия некоторых районов которого звучат  как сказка: район Семи Ветров, Доброполье, Хенина Сопка, Восход, Междуречье.   Удачное расположение  города в межсопочной котловине у слияния рек Раздольная, Раковка, Комаровка, делало жизнь ребятни беззаботной : купание с мая по сентябрь; и насыщенной: щедрая рыбалка с берега и с лодки, ловля раков руками, и, безусловные ночные костры любителей рыбной ловли, бесконечные (со слов Вериного папы )«…басни и побасёнки».

 - Не отсюда ли родом и всем известное папино умение  быть рассказчиком?, - не раз думала, став взрослой, Вера. 

   Город, где он вырос, был полон тайн и загадок. Его история включает в себя и историю города Суйпинь чжурчжэньской империи, в  память о  которой осталась большая каменная черепаха в городском саду, да немногочисленные китайцы, с наступлением революции оставшиеся в городе своих пра-пра-прадедов. Именно от китайцев перенимали пацаны Уссурийска не бояться змей, а уметь их использовать даже в кулинарии.
    Как хорош суп , сваренный из змеи, убедилась и мама Веры, прибывшая сюда из далёкой сибирской деревни.

    Папа Веры был прирождённый рыбак ,умел из ничего сделать удочку, ловил рыбу на всё, что было под рукой: катышек хлеба, опарыш, дождевой червь, овод, муха, бусинка, мотыль. А ещё он сам делал какие-то хитрые приспособления и снасти, которые ему позволяли всегда уходить с рыбой, оставляя с носом других рыбаков, которые в метре от него безуспешно пытались поймать хоть толику папиного улова.
   Этим своим хобби он заразил  и всю семью. Хотя папа ещё очень любил охоту, но как-то не принято хаживать за добычей вместе с маленькими детьми. Сидение  же с удочкой у быстро текущей воды доставляло истинное наслаждение всей семье. Как играет солнце восходное и закатное, как отражается месяц на глади воды, как играет ветер с прибрежной ивою, - Вере известно лет с пяти. Папа учил её  не рвать удочку при первой поклёвке, а подождать мгновение. Этого мгновения ей, в отличии от брата ,  вечно не хватало, но огорчаться по поводу сорвавшейся с крючка рыбы, по папиному мнению, не стоило:
- Если рыба твоя , она не уйдёт!, - твердил он начинающей терять терпение дочке,  и добавлял:
-Рыбака делает терпение.

    Вера была нетерпелива, в мать.
    От отца ей достались ясные голубые глаза, цвет волос (шатенка), пухлые губы. И хотя она не была его полной копией( а с годами больше стала походить на мать), она может назвать себя папиной любимицей. Нет, это не выказывалось отцом вслух, но это она чувствовала всегда: то вытащенная из кармана конфетка, пряник или печенюшка с обязательным прибавлением:
-Гостинец от зайчика нашей маленькой!, -а маленькой Вера была вплоть до 6 класса. Видно, зайчики очень любили папину дочку.

    Мамина работа учителем начальных классов не заканчивалась дома – вечные тетради и планы. Она, став семейной дамой, читала меньше, чем в юности. Редкий час свободного времени она больше проводила за вязанием или шитьём.

   А папа  никогда не переставал читать. В свободное время его всегда можно было увидеть с книгой, газетой или журналом. Заражал  любовью к чтению и Веру с братом: зачитывая понравившиеся кусочки взрослого приключенческого романа или детской книги. Сказка П.Ершова «Конёк-горбунок» была любимой книгой маленьких Веры и брата Алёши, которую они знали почти наизусть.   

     Папа очень хорошо разбирался в политике и международной обстановке. Бывало, послушает по радио новости, подумает и сделает далеко идущие прогнозы. А через несколько дней опять же из новостей узнавали их подтверждение.   Вера до сих пор не перестаёт удивляться – как он мог делать такие правильные выводы всего лишь основываясь на радиопередачи( о телевидении в каждом доме тогда ещё не мечталось).
   
      А ещё папа Веры был превосходным рассказчиком.  Если они шли с мамой впервые  в какую-то её компанию, то папа Ваня шёл туда просто её мужем, а уходил Иваном с женой Лилей, всеобщим любимцем. Мама часто пеняла ему за то, что он опять, в очередной раз взял на себя всё внимание компании , хотя это происходило само собой,  что мама  сама и понимала.  Он был общительным, но не той нахрапистой, разбитной манерой общения, а уважительной к каждому мнению, и умеющим чьё-либо ошибочное мнение изменить как-то незаметно. Вспомним и его сбывающиеся прогнозы в политике. Так же хорошо он разбирался и в людях. Никогда не станет спорить с неумным человеком, но никогда не выкажет к нему пренебрежения.
    Его  эрудиция , жизненный опыт, включающий и работу старшим опером( после окончания Омской школы милиции) и душа бродяги-путешественника по своей сути  искали выхода накопленным знаниям об увиденном или пережитом.

      Иван Оружейников обладал сильной волей( это качество передалось Вере, она так же , как и он, будет без страха пробовать себя в разных профессиях).
 
      При задержании особо опасного рецидивиста ещё в Комсомольске-на-Амуре был тяжело ранен его сослуживец Сергей, в последний момент оттолкнувший Ивана и высунувшийся, прицельно целясь, из- за угла навстречу пуле бандита.  Так ангел-хранитель папы спас его от опасности, но не от душевной муки: «Пуля была моя, а досталась другому». Работа в следственных органах требовала  всего человека без остатка, а в первый год они с мамой теряют первую дочь, на похороны которой он чуть не опоздал из-за своих дальних и бесконечных командировок. Смерть их первенца – малышки с столь ранним развитием, что удивлялась видавшая многое на своем веку старая фельдшерица- стала вторым  столь глубоким потрясением отца, что он решительно расстаётся с профессией, в которой уже делал успехи.

       Головные боли, появившиеся после этих событий, отец  лечил тайгой, рекой и  детьми.


      Наверное, главной его профессией и была профессия отца. 

      Папа очень любил жизнь, умел находить причину радости во всём. Его обожала вся детвора: подружки Веры и приятели брата. Он мог запросто, идя с работы, включиться в популярные  тогда игры «Штандер»,  лапту.  В таких общих забавах он не выделял своих детей, не давал им форы.

      Вера помнит свою ревность к отцу, когда он запросто подставлял свои плечи ребятне при купании в озере. С дяди Ваниных плеч( за неимением вышки) так весело нырялось подружкам и друзьям строго по очереди, которую должны соблюдать и собственные дети.  Нарезвившись с детьми, отец уплывал на середину озера и там, на глубине, перевернувшись на спину,  подолгу смотрел в небо.  Уже и вся детвора  звала его с берега, а он медлил, а потом, шумно перевернувшись, широкими гребками  плыл обратно.  О чём он думал в такие минуты своего одиночества, Вере не было ведомо.

      Если маму лишний раз не трогали из-за её занятости, то папа всегда был доступен. С упоением он играл в шахматы с сыном; в пешки ,  «уголки»,  «морской бой» с обоими из детей. Обожал игру в покер и «тысячу»( но это уже со своими друзьями), дома с детьми ему играть дозволялось мамой лишь в  карточную «акулину». Верина бабушка, папина тёща – Анна Петровна- была тоже любителем карточной игры и когда она гостила у них – папе было раздолье : ещё один игрок в доме. И  мама при бабушке не смела портить игру,  и детям тогда разрешалось даже играть в «дурака».  Сколько было смеха, сколько розыгрышей и обманных ходов предпринималось ими во имя победы! Как лихо цеплялись погоны из шестёрок друг другу!

      Конечно, не из-за этой их общей страсти бабушка Веры считала её папу любимым  -из трёх-зятем. Отец во всём облегчал мамин быт. Как прекрасно готовил он борщ и макароны по-флотски! А его жаренная картошка была почему-то с  хрустящей ( не перегоревшей) корочкой, аппетитно пахнувшей поджаренным лучком.  Ни у кого больше не едала Вера так вкусно приготовленную рыбу, как папину. Ещё он очень любил лес : собирать ягоды,  особенно грибы. В грибную  пору папа мог при каждом удобном случае: даже во время обеда успевал по-быстрому нахватать их на жарёху  на ближайшей  к селу полянке.

      Если в  семейной педагогике мама была чаще грозой, то папа почти всегда был  безоблачным небом. Но если уж кто-то из двоих детей провинился в чём-либо серьёзном, папа наказывал твердой и справедливой рукой, мама же больше морально.

       Почему они разошлись?  Этот вопрос терзает Веру до сих пор, когда и папы уже нет в живых, когда и  постаревшая, но не утратившая учительского пыла, мама доживает свой век с её семьёй - когда-то книжная девочка, так и не разглядевшая своего героя в собственном муже.

       Почему люди расходятся? При кажушейся всей лучезарности жизни, какая туча накрыла их семью? Почему мать Веры, рано лишившаяся сама отца, лишила  его своих детей? Нет ответа…

      А уже зять мамы Веры -Верин муж- предполагает:

 - Просто один любит, а другой позволяет себя любить.
_________________________________________________



 - Папа, глядя с небес на нас, живущих, прости , пожалуйста, маму!


Рецензии
Я там служил как раз, все знакомые названия - в одном из гарнизонов Пограничного (УР), замечательно, без излишеств, сказано о многом. Тот случай, когда не нужны сюжеты - они под ногами. Вот и у Вас вдруг сверкнул яркий камушек - прямо в пыли... И Вы, к счастью, не прошли мимо - подобрали. Крепкого здоровья.

Владимир Соколов 4   23.07.2013 10:57     Заявить о нарушении
Спасибо, Владимир, за такой сочный, яркий (и надеюсь не зряшний)комплимент. Для меня это не только память детства, а гораздо больше.
И Вам не болеть! И вам радовать нас своими находками! Даже отважусь обнять собрата по перу.

Светлана Казакова Саблина   23.07.2013 19:27   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 2 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.