Один день в Коломне

                «Шиповник так благоухал,
                Что даже превратился в слово…
                И встретить я была готова
                Моей судьбы девятый вал.»
                А. Ахматова. «По той дороге, где Донской…»

                V Коломенский поэтический марафон. Ахматовская тропа.
                И с благодарностью Родионовой Наталье.


Да, в сиреневую пенность… снова!
Солнцем мая – по Коломне… и дышать!
Там шиповником, что «превратился в слово»,
По Ахматовской тропе ступать.

Как «динамит» время, скоростью играя,
В смену перемен, не очень то вникая,
День единственный -  что напророчит
Поэтичностью и вдохновеньем строчек?

Здесь слились судьбой, перелились водой
И Москва-река с Окою, и Коломенка рекой.
Руслом по судьбе извилисто петляет,
Шепотом теченья поминает…

Именами…  Грозным и Донским,
Тем, что и в истории и с нами…
И не быть не безучастным, не глухим,
Где диктует незабвенность - память…

К Пятницким воротам, да к Арбатской
Сквозь судьбу Ахматовой и Пильняка
Перелистывать трагичностью солдатской,
Улетевшим прошлым времена.

Ветер воздухом речным напоен
Нас ласкает, приглашает вдаль,
Словно обволакивая, знает,
Что такое незабытого печаль.

Спуск к реке, дальше Бобренев,
Кремль и монастырь  мужской…
Сколько жизней прожила Коломна
Родственной Московией, сестрой…

На окраине крапива, чистотел,
Разве только вспоминать хотел?
Обновленной глубиной Небес…
Дух Коломны старой не исчез!

Выше, в центре, средь газонов
Одуванчиковый, желтый рай.
Он шафрановым безбрежьем
Разукрасил Подмосковный край.

А ворона, что душою Мнишек,
Вырвалась из каменных веков
Вьется над Маринкиною башней
Авантюрною страницей из оков.

Господи, когда же это было?
Если к нам вернулось этим днем?
Памятью сердечной не забыто
И в душе пылает жар - огнем…

«Абакумовский» прикид мазками,
В арках камня графика холстами,
И во всем уклад отеческий в цене,
И привязанность к родной земле.

Вот городовой, в упряжке лошадь…
Ржет, зовет, ну, обернись, друг мой…
Тишину и майский зной колышет,
Будоражит и телесности покой…

На трамвае… мимо храмов, храмов…
Сколько же в истории России шрамов…
Луковицы куполов  с крестами,
Незабвением свеча пред образами…

Как же без застолий, угощений?
С тостами, желанием прощений,
Праздничною или будничной едой,
Щедро… по-купечески, Бог мой…

Вкус укропа, миндаля ручной лапши,
Тающей во рту из яблок пастилы…
Весь секрет – в натруженных ладонях
И в бескрайности людской души.

Ах, Коломна, прошепчу я вдумчиво и скромно,
Русская непредсказуемость огромна…
Не забыть и притяжение раздолья, 
Широты и тишины, величия и горя.


Рецензии
Татьяна! Чувствуется, что Вам есть, что сказать в своих стихах, эмоции Вас переполняют. Но почему Вы делаете это так небрежно: рифмуете строки, как попало, переходите в одном стихотворении с одного стихотворного размера на другой? И зачем Вам было называть одну из рубрик Вашей страницы строкой из песни "Любэ" "Рассея, моя Рассея... от Волги и до Енисея..."? Строчка-то глупая! Получается, что пространство от Смоленска до Волги и от Енисея до Владивостока - не Россия.

Михаил Молчанов 2   03.07.2019 21:41     Заявить о нарушении
Уважаемый, Молчанов Михаил! Рада безмерно знакомству. Хотя даже фотографии не видела.
Однако скажу. Вы чрезмерно бестактны, не церемонитесь. Не деликатно виртуально общаетесь. И на брудершафт не с вами...
Я вас просто не знаю, и, к слову, как минимум, существует этикет первой творческой встречи. Слишком самонадеяны, дорогой.
Вы, что? лично мне проводите мастер-класс или критический разбор моих произведений с оценками? или вы преподаете на кафедре литинститута, а я ваша ученица? О, сейчас зачёт поставите) просто дрожу от переживаний)
"Поучайте лучше паучат".
Прочитав одно единственное стихотворение, с желанием, во что бы то ни стало, зацепить самолюбие автора, тем более женщины. У меня достаточно писателей и настоящих, стоящих поэтов, чье мнение я уважаю, и кто уважает и высоко ценит мое творчество.
Так что, не получится, лично вам, учительствовать. Фамилия ваша с намёком на молчание, только перебор у вас получился со спешными выводами, и вопросами. А имя, Михаил! Архангел! Обязывает тоже. Видимо потому, что вы второй, а не первый.
Не старайтесь весь Мир вместить в одно слово. Хотя такое слово есть. Бог. Именно поэтому, "… каждый пишет, как он слышит.Каждый слышит, как он дышит.
Как он дышит,так и пишет, не стараясь угодить..."(с) Б. Ш. Окуджава.
Следите за своим ровным дыханием. И просто не заходите на мою страничку.
С неизменным уважением к творчеству... Татьяна Летнева


Татьяна Летнева   05.07.2019 22:11   Заявить о нарушении
Татьяна, начну с того, что строку из песни «Любе» считаю неудачной, ибо наша Россия распростёрлась не «от Волги до Енисея», а от Балтийского моря до Тихого океана. Далее – привожу определение слова бестактность: бестактность — нетактичность, неделикатность, неблаговоспитанность, некорректность. Если мои критические замечания, которые на нашем сайте называются рецензиями, которые призваны способствовать творческому росту критикуемых авторов, Вы назвали бестактными, то, как прикажите воспринимать Ваши слова, обращенные ко мне: «Вы чрезмерно бестактны, не церемонитесь», «слишком самонадеянны, дорогой», «Так что, не получится, лично вам, учительствовать. Фамилия ваша с намёком на молчание, только перебор», «Следите за своим ровным дыханием» и так далее? Отвечая на Вашу реплику «Или вы (у Вас вы, обращённое ко мне, человеку, с коим Вы «не пили на брудершафт», почему-то написано бестактно с маленькой буквы) преподаете на кафедре литинститута, а я ваша ученица?», сообщаю: Литинститут я окончил ещё в прошлом веке, но иногда в нём бываю, когда меня приглашает выступить перед студентами из его творческого семинара мой давний друг поэт Геннадий Красников. Попадись это Ваше стихотворение его семинаристам, они от него камня на камне не оставили бы, и мои замечания показались бы Вам верхом тактичности. Никакого желания «во что бы то ни стало, зацепить самолюбие автора» у меня не было, ибо автор, если он вменяем и не считает себя истиной в последней инстанции, должен быть рад доброжелательной критике, ибо она ему помогает расти дальше. А Вы, видимо, считаете, что достигли верха совершенства и никто не имеет права сделать Вам и малейшего замечания. Уверяю Вас: до совершенства этим стихам – ой как далеко! А вот Вашу просьбу больше не заходить на Вашу страницу выполню с огромным удовольствием! Себе дороже.

Михаил Молчанов 2   05.07.2019 23:30   Заявить о нарушении
Увы, длинновато и долговато, кажется, получилось с ответом, но с учётом перелёта дней и перерыва во времени, ответ родившийся, нужен, как говорится, из песни слов не выбросить" или что "написано пером, не вырубить топором..."

Вы, на самом деле, смешны, Михаил Молчанов 2.
Вам улыбчивая оценка - 2 (два)- за общение. И с юмором у вас неважно.
Так стараетесь доказать самому себе, что мои стихи плохи.
А ваши, вообще, никто не читает.
Замечу, еще раз, что не нуждаюсь в вашей оценке. Вам словесная драка нужна, а мне гармония общения и созвучие восприятия. Мне всё равно, что вы называете правильным. У меня другие критерии. И я, пока, слава Богу, ничего не считаю, в отличии от вас...

На виртуальных страницах самого массового и самого поверхностного, "чернового", поэтического сайта несерьезно доказывать свою академичность.
Вы не рецензент! и не литературовед! И тем более, не авторитетный учитель для меня, уж точно...)) Улыбаюсь…

Две строчки, брошенные мимоходом, с небрежным настроением, щёлкая чужие странички, как семечки, для рейтинга, с уверенностью своего совершенства, не есть доказательство правильности выводов. Добрую и добротную критику принимаю всегда с улыбкой и молчанием.

К слову, знаете ли вы или знали из прошлого века вашего однофамильца, Молчанова Николая Николаевича, писателя, историка, профессора?

Быть "учительствующей указкой", стирающей и задирающей, легче, чем держать планку дружелюбия и объективности, сложнее видеть лучшее и индивидуальное.
Кроме того, поэтическая и авторская деликатность не нуждается в определениях из Википедии.

Строчка из «Любэ», уж точно, не моя строчка, а Расторгуева. И к моей поэзии не имеет отношения. Всего-навсего цитата популярной песни текущего времени, песенного шоу-бизнеса, у всех на устах…
И вот, несмотря на мое пожелание, вы всё-таки зашли и написали целое "раздражительное "эссе"! Встречное рождает ответное продолжение...
Да, уж, усилиями "семинаристов", всегда готовых к драке, легко раззадорится! Молодой задор с толпой жаждущих, почесать языки, всегда найдёт поддержку, возгорится несомненно, с ними и пребудете!

И всё-таки, что мои стихи… Попробуйте доказать несовершенство своих стихов, или, вот, интереснейшее к вам предложение... попробуйте доказать несовершенство классиков, Пушкина, Лермонтова или любого другого, при чём, с удовольствием!
Вот ведь какая сверхзадача, Михаил Молчанов 2! Невыполнимая и креативная идея! Ноу-хау! Всегда есть место "альтернативной критике" и всегда есть место для тех, кто взбирается на вершины авторитетов с иронией и желанием побеждать. Даже у памятников сносят головы

И ошибаются все без исключения, даже если на этой земле и через века носят непобедимые плащи, мантии, облачения гениев. Пробовали уже некоторые и доказывали, столько "огрехов" накопали текущим моментом!
А если за подобные усилия платят! То и с уверенностью высказанное сомнение сразу становится точкой зрения! Удачи и результатов!

P.S. С неизменным уважением к творчеству и классиков, и "ненастоящих поэтов", если есть в их словах, строчках, катренах - искренность и искра, огонь откровения! Без настоящего чувства и настоящей поэзии нет!

Татьяна Летнева   11.07.2019 21:58   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 4 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.