Огледах се и видях... Христо Ботев

                перевод фельетона Христо Ботева -

               
                7-й Международный Конкурс переводов с болгарского языка -

                http://www.stihi.ru/2012/05/13/940


                Я огляделся и увидел, что стал судьёй

                Виктор Дубовицкий

    Я огляделся вокруг и увидел, что моя голова украшена зелёной чалмой, красной феской и подстриженной бородкой; тело моё одето в зелёные шаровары с жёлтым поясом, в красные кожаные сандалии на босу ногу, в зелёную рубашку и пёструю фисташковую куртку; одним словом, я стал судьёй. Вокруг меня стояли различные физиономии с разнообразными душами и сердцами. "Пусть подойдёт №1," - сказал я. Передо мной предстала одна из тех откормленных личностей, которые готовы убить собственную мать только потому, что она препятствует их "желаниям". Глаза у моего клиента были красными, руки кровавыми а лицо - опухшим от пьянства. Он был очень похож на хозяина дешёвого ресторана.
- Кто вы? - спрсил я подошедшего.
- Я - один из тех патриотов, которые хотят стать посредниками между народом и правительством. Я - один из городских комиссаров, я - хаджи Иванчо Пенчович, - ответил он.
- Назовите своё вероисповедание.
- Тело моё крещёное, а душа обрезана, - последовал ответ.
- А есть ли у тебя честь и почтение к окружающим?
- Я думаю, что у меня есть это; но моя "единокровная" дочь сумела доказать мне, что я давно уже бесчестен. Позвольте рассказать об этом подробнее. Вы уже знаете, что я живу в Стамбуле и принимаю в своём доме молодых господ и первых должностных лиц Турции. Я делаю это не только ради собственной выгоды, но и для своих женщин - моя дочь любит поговорить с господами. Однажды в наш дом пришёл молодой человек, который был принят нами очень любезно, т.е. моя "единокровная" дочь угостила его сладким кофе и была с ним очень галантна. Требуется также сказать, что моя дочь - европейка, именно поэтому она любит говорить с молодыми людьми без вмешательства моей жены. Молодой человек был восхищён моей дочерью. Но исторические судьбы неисповедимы. Этот парень захотел поговорить с ней по-болгарски и ... Когда я вернулся домой вечером, то услышал следущее: "У тебя, папа, нет ни чести, ни почтения. Скажи мне, зачем ты водишь дружбу с болгарами? Я предложила нашему гостю кофе, но он оказался жирным болгарином. Больше не приглашай в наш дом болгарских лапотников." Теперь вы поняли, как я воспитал своих детей? Одно только жаль, что я не могу теперь породниться с господином Михайловским или разделить участь Мехмеда.
- А есть ли у тебя стыд, есть ли совесть? - спросил я.
- Я стыжусь только своих кредиторов. У кого есть монеты, тот не знает никакого стыда, а тот, кто беден, тот стыдится даже своей честности. Что касается слова "совесть", то я и по сей день не могу понять его значения. Это слово, как мне кажется, было придумано немытыми бродягами, которые хотят сделать золото из грязи. Совесть! Что такое совесть? Мой друг Мехмед любил повторять, что совесть похожа на варёную курицу, - изложил свои рассуждения Иванчо Пенчович.
- Почему у тебя руки в крови? - снова задал вопрос я.
- Без крови никак нельзя. "Всякое патриотическое дело требует кровопролития," - говорил
покойный Омер паша. Кровь приносит пользу для всякой победы. Если бы Давид не убил Саула,
то не стал бы иудейским царём.
- Но невинная кровь почти всегда попадает на голову палача, - сказал я.
- Не продавай мне свои зелёные огурцы. Я наверняка знаю, что твоя философия - это пустые разговоры. Невинная кровь, божье наказание, народная месть - всё это дешёвые фразы, которые давно пора убрать в пыльный чулан. Умный человек всегда ищет защиту у сильных; но сильные люди очень часто живут на крови слабых. Взгляни на окружающую природу и ты согласишься со мной. Курица рождена, чтобы нести яйца, которые потом варятся в кастрюле, а медведь рождён, чтобы пить кровь.
- Но общественное мнение осудит вас и вы будете прокляты до девятого колена.
- Проклинайте меня сколько хотите. Хаджи Иванчо Величков Пенчович не боится никаких проклятий.
   Как судья, я не мог порицать такую откровенную и правдолюбивую личность, мне оставалось только крикнуть: "Пригласите посетителя №2!". Перед моим лицом появился один из тех деятелей, которые очень жалеют, что родились на свет и ненавидят весь мир. Глаза этого субъекта были полумёртвыми, лицо было ядовитым а голова трепетала, как осиновый лист.
- Кто вы? - спросил я его.
- Меня зовут Петраки Златев, я рождён у православных родителей, воспитан на турецкой земле, просолен болгарской солью, омыт сиротскими слезами и облачён в человеческую кожу.
- Вы православный или мусульманин?
- Я - мусульманин.
- Есть ли у вас сердце, душа, честь и совесть?
- Если бы у меня были честь и совесть, то я бы не прятался, как летучая мышь, в потёмках, а предстал бы перед всем миром и просто сказал бы своим близким:"Добрый день." Я очень боюсь народной мести! Знаешь ли ты, что всякий болгарин, проходящий мимо моего дома, плюёт на мои ворота? Знаешь ли ты, что болгары смотрят на меня, как на аспида или василиска? Знаешь ли ты, что даже моя мать отвернулась от меня? Я очень боюсь людского проклятия!
- Так прими же и моё проклятие! - воскликнул я и приказал подойти клиенту №3. Перед моим взором предстал человек, внешне очень похожий на турецкого певчего.
- Кто вы? - обратился я к нему с дежурным вопросом.
- Я - Джамбазо-оглу Мехмед, - ответил он мне.
- Крещён ты или обрезан?
- Крещён.
- Есть ли у тебя честь и совесть?
- Ну и вопрос вы мне задали! Знаете ли вы, что я менял свои убеждения пять или шесть раз?! В угоду своим страстям я был и греком, и татарином, и румыном, и цыганом, и армянином и ещё не помню кем! Для меня национальность, вера, человеколюбие и честность - пустые вещи. Там, где пьют, едят и веселятся - там и я! Если я буду говорить о человеколюбии, то буду иметь ввиду нечто другое - я хочу подчиняться законам толпы.
- А не боишься ли ты народной мести?
- Не боюсь, потому что я не принадлежу ни к какому народу. Когда я вижу, что болгары захвачены и покорены, то становлюсь греком или турком. Человечество слепо - оно чаще наказывает своих верных сынов, чем предателей. Умён тот человек, который, не жертвуя ничем, просто показывает свой патриотизм; но ещё умнее тот, кто умеет использовать человеческие слабости. Я знаю множество "честных патриотов", которые получают прибыль, несмотря на страдания народа, но ещё никто не сказал, что они - злодеи. У кого есть деньги, тот всегда прав и справедлив. Я знаю много болгарских патриотов, которые сидят на народном горбу. Приведу только один пример. Однажды один из самых известных болгарских патриотов устроил в своём доме собрание. Он попросил у присутствующих финансовой помощи для господина П. и господина Т. Собравшиеся достали кошельки и пожертвовали, кто сколько мог. Только один человек дал 500 золотых монет. Когда вышеуказанный патриот увидел такую сумму, то решил осуществить великое патриотическое дело - т.е. дать 30 монет господину П. и 20 монет господину Т., остальные деньги оставить в кассе, точнее - присвоить. Говорите что угодно, но я считаю, что этот гражданин поступил правильно. С божьей помощью я оказался на его месте и теперь вы видите, кто есть Джамбазо-оглу Мехмед.
   Я уже решил, что нужно осудить этого справедливого человека, но вдруг подумал, что и он может осудить наших единомышленников, поэтому я произнёс  такие слова: "Иди, расти и умножай мир!"
   Когда я пригласил следующего визитёра за №4, ко мне подошли сотрудники болгарского
 "Книжного содружества". Это содружество явилось мне в лице действительных членов под руководством солидной курицеобразной дамы, вся компания была оборванной, босой и загорелой и вела себя так, будто просила милостыню.
- Господа, есть ли у вас честь и совесть? - спросил я у них.
- Если бы у нас были честь и совесть, то мы бы легко расстались с ними, если бы у нас были честь и совесть, то мы бы не бегали по Стамбулу, продавая души за бесценок Геновичу и Арнаудову, если бы у нас были честь и совесть, то мы бы не лаяли на тех людей, которые заработали только похвалу; наконец, если бы у нас были честь и совесть, то мы бы постарались напечатать нечто такое, чтобы весь мир смог удостовериться, что мы сделали хоть что-то, - ответили  мне действительные члены содружества. 
- А довольны ли вы своим членством в компании? - задал я очередной вопрос.
- Дайте Христа ради по одной копейке, - заявили просители и удалились.
   Под №5 значились наши стамбульские редакторы, которые просвещают болгарскую аудиторию
и распространяют татаро-монгольские идеи. Господин Генович был с козлиной головой и хво-
стом; у господина Найденова и вовсе не было головы.
- Есть ли у вас честь и совесть?
- Читайте мою газету, - проговорил господин Генович.
- Не читайте мою газету, - сказал господин Найденов.
- Вы обовшивели до такой степени, что человек не может не презирать вас, - изрёк я.
   Тут появилось общественное мнение и проговорило: "Вонючие клопы должны быть раздавлены, потому что рядом с ними не может жить ни один честный человек."
- Это даже не клопы, это нечто более мелкое, они похожи на безобидных лягушек-кликушек, - снова изрёк я и ... проснулся. 

                13.02.2013 г.

               


Рецензии
Добрый вечер, Виктор!
С интересом прочла сатиру Ботева, в которой понятны авторские мысли, изложенные хорошим русским языком, они актуальны и по сей день в нашем отечестве. Я перевела несколько стихов его,
но прозу не пробовала.
Удачи Вам!
Ольга

Ольга Шаховская   20.02.2013 23:25     Заявить о нарушении
Спасибо, Ольга! Обязательно прочитаю Ваши переводы, уверен, что они, как всегда, выполнены на высоком уровне!

Виктор Дубовицкий   21.02.2013 09:03   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 3 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.