Три селения

(коми-пермяцкий триптих)

1.    Межуй

А каково это
постоянно жить на меже
На месте само название которого
стало вечной границей

Она проходит через созвучия
и подсознание
через каждого
разделяя
поросшие елками и березами
кряжи двух культур
отроги которых
переходят  друг в друга
и уже не различить
где же настоящий водораздел

Лишь серые бревенчатые пятистенки
да водонапорные гадательные ржавые близняшки
под косматой  буркой  рыжих сосулек
Лишь залихватское с посвистом пение
из-под ярких платков
о родной деревне
на родном языке
но
на советский патриотический мотив
20-х годов

7.02.2013



2.   Ёгва*

Врезается ввысь
от плоско покорных судьбе холмов
полосатым штыком
первой телевышки

Восклицательным знаком
Перстом указующим 
дремучему дремлющему Ену**
что будет жить и сопротивляться
депрессиям  экспансиям  переворотам  потопам
рядам крестов  укрупнениям и оптимизациям
любым экспериментам над живой материей

И имечко-то под стать
как вызов
то ли мусор уносимый рекой
то ли нечто острое обжигающе-колючее
как плоть священных языческих криниц
размывающих подножие чуждого орудия казни
         ставшего объектом поклонения
проявляющих страшные лягушкоголовые видения
          будущих мировых побоищ
подпитывающих Икотку пророческой одержимости
          и травную благость избавления

Гнездо бунташное
по которому раззвонился лондонский «Колокол»
по которому плачут царская каторга
и совдеповские лагеря
Швырнувшее всем враждебным условиям
как сопротивление нивелиру судьбы
ни безрассудную разбойную волю и лихо
но самость национальной азбуки
и литературного языка***

7.02.2013


3.   Корчёмья
   
Стала для нас
то ли корчмой-харчевней
         с застольем полным кулиг  пеканов  пестиков
         крупяных шанег  соленых рыжиков   
         чаговых студней  череняней  и всевозможных песен
то ли вылепленным женскими руками
         древним горшком с длинным хоботком
         обожженным огнем печи
         наполненным тягучим темным деревенским пивом
         и легкой с пенным хохолком и  с изюмовыми глазками
         овсяной бражкой
         Двумя началами народного сознания

Корчуй - не корчуй - не выкорчуешь
Встала перед князем в длинных белых одеждах
как громадный основательный амбар-корчёмья
из неошкуренных бревен
вмещающий все мгновения
все птичьи перелеты с крон древесных
на коньки крыш

А вот Правда как оказалось
способна держаться только на одном
правильном энтузиасте-пассионарии
но с его уходом
она рассыпается на осколки малых правд
которые поглощает родная земля
и выпускает обратно уже как сорняки

12.02.2013

----------
 *Ёгва - в переводе с коми-пермцкого или "Мусорная вода" или "Острая, обжигающая вода"
 **Ен - древний коми-пермяцкий верховный бог, после христианизации - название Бога Отца
 *** Егва - родина создателя современного коми-пермяцкой алфавита и литературного языка М. Лихачева


Рецензии
Да, есть еще энтузиасты-пассионарии в пермяцких землях!-)

Сергей Батонов   26.02.2013 05:41     Заявить о нарушении
Да, есть и еще как есть. Этот народ уже не исчезнет, однозначно. В этом мы убедились сняв два фильма о двух местах в их землях - в Ёгве и Ошибе )
И язык у них в благополучном состоянии, в отличие от, например, манси...

Ян Кунтур   26.02.2013 07:54   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 2 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.