Завидово

   (Путешествие из Москвы в Санкт-Петербург)


27 февраля 1999 года состоялся следующий этап нашего путешествия. На этом этапе к нам присоединился наш с Володей общий друг Ефим, 60-летний юбилей которого помешал ему присоединиться к нам на предыдущем этапе. Тогда 14 февраля мы с Володей привезли ему из похода музыкальное поздравление:

В день Святого Валентина -          Вам же, Фима и Жаклина,
День влюбленных льем елей.        Мы желаем добрых лет.
Ведь сегодня у Ефима                Принесли мы вам из Клина
Состоится юбилей!                От Чайковского привет.

Не встречаемся по году,                Ради Пушкина прошли мы
Так что, друг, давай налей.             Вдоль заснеженных полей.
Пьем за чудную погоду,                У него ведь, как у Фимы,
Пьем за славный юбилей.               Тоже, вроде, юбилей.

Мы тебе желаем Хаим                Так давайте позабудем
Счастья, радостей, побед!              Нашу гнусную печать.
Говорим тебе: «ле хаим»                Так давайте вместе будем
И еще «физкульт-привет!»              Юбилеи отмечать.

Что б тебе не расставаться               И пускай огнем играет
С волейболом и лыжней                В жилах  пенное вино.
И при этом оставаться                И пусть Фима подбирает
Навсегда  самим собой                Эти ноты на фоно!

Сегодня погода грозит испортить нам настроение, за окном электрички изрядно метет, да и температура близка к нулю. Подъезжаем к Клину, и вдруг, совсем неожиданно, снег прекращается, и из-за туч пробивается солнце. Выходим в тамбур. Электричка нового образца – тамбур расширен, но было бы удобнее, когда б это расширение (места без скамеек) были бы в тепле, в самом вагоне, а не в холодном тамбуре.
Выходим на платформе Ямуга. Пытаемся выяснить расписание для возвращения, но тщетно – расписание кем-то заботливо уничтожено.
Становимся на лыжи и по заснеженной дороге через лесок продвигаемся в нужном нам северном направлении, довольно скоро выходим к садовым участкам и через них по укатанной дороге на 95 км Ленинградского шоссе.
Деревня Ямуга осталась позади. Снимаем лыжи и пару километров идем пешком по обочине шоссе до ответвления на село Селеево.  Уже за 500 метров до ответвления висит надпись «Шашлыки. Горячий обед». На ответвлении стоит небольшой рубленый домик, рядом навес с мангалом, поленица дров.
Еще нет и 12, но из любопытства решили зайти. Нас встречает грузин средних лет и любезно интересуется: «что бы мы хотели? Шашлык будет через 8 минут, есть харчо» Берем по полпорции харчо. Вполне съедобно, хотя вместо баранины в нем и плавают куски свиного сала. Но нам не привыкать. Вспоминаю и рассказываю друзьям, как, будучи в солдатских лагерях в Борисоглебских Слободах после 3-го курса института я один за столиком уминал 8 порций сала, так как все остальные отказывались от него – и то ничего!
Разговорились с хозяином. Оказывается, они работают вдвоем (сегодня напарник уехал по делам в Клин). Живут они в Клину. Каждое утро, купив на мясокомбинате в Клину свежее охлажденное мясо, они приезжают сюда на трассу, готовят обед и по заказу шашлык. Зимой спрос небольшой, но, вероятно, прибыль все же есть, иначе бы они этим не занимались.
На этом участке шоссе, от Ямуги до Спас-Заулка, на протяжении 10 км нет населенных пунктов, и предприимчивые люди решили заполнить этот вакуум – такое можно только приветствовать!
Предприниматель подтвердил, что ответвление действительно ведет на Селевино, и мы, встав на лыжи, быстро покатили по засыпанному свежей порошей шоссе. Четыре км до Селевина мы прошли менее чем за полчаса. Уже издалека мы увидели водонапорную башню, а затем целую группу коттеджей. Селевино – большое село, вытянувшееся вдоль улицы, идущей как бы под острым углом к Ленинградскому шоссе с направлением на Спас-Заулок.
На карте в этом направлении указана дорога с улучшенным покрытием, в то время как дорога, по которой мы шли, была показана проселком. Идем улицей села. Какой-то остряк повесил на столбе, снятый где-то в Москве транспарант «Осторожно – трамвай». Трамвая не видно, а заодно кончилась и улица и дорога. Только свежий лыжный след ведет в нужном нам направлении.
Дорога угадывается по кюветам, но, похоже, что и летом (простите за рифму) по ней никто на машине не ездит: во многих местах дорога завалена упавшими деревьями солидной толщины. Фотографируемся в одном из завалов, подменяя медведей работы Савицкого на известной картине Шишкина «Утро в сосновом лесу».
Только вылезаем из-под завала, навстречу двое на лыжах с ружьями. Вот так встреча! Оказывается это охотники, проложившие нам лыжню.
Разговорились. Спрашиваем: «как охота?» – отвечают: «видели лису, но лиса увидела нас раньше и убежала». В Селевине расположено Клинское охотничье хозяйство, которое функционирует, чуть ли не круглогодично из-за бешенства лисьего поголовья.
Они же рассказали нам, что идем мы сейчас по Екатерининскому тракту, что именно здесь, а не по современному Ленинградскому шоссе, проезжали и Радищев и Пушкин. Упавшие сосны, в которых мы только что фотографировались, были, скорее всего, потомками тех сосен, что видели этих знаменитых путешественников.
Мы поинтересовались также, как долго нам будет сопутствовать их лыжня, еще более укатанная их обратным проездом. «От опушки леса перед Спас-Заулком мы шли сюда полчаса, вы же на своих тонких лыжах минут за 20 дойдете, а в поле наст», - был их ответ.
В поле, действительно, был неплохой наст. Временами он держал, но иногда, хотя и неглубоко, но проваливался, особенно, когда первым шел Володя, который, несмотря на договоренность идти налегке, умудрился чем-то набить до солидности рюкзак.
Направление держим на церковь в центре села, но перед самым селом слегка сворачиваем налево, так как путь нам преградила надземная прокладка теплосети. Спас-Заулок – довольно крупный населенный пункт, в стороне от шоссе высятся пятиэтажки.
Потеплело, последние 10 минут чувствуем подлип. Решили пообедать в кафе, а заодно переждать, – возможно, похолодает.
Заходим в кафе – довольно просторное, мест на 50. На столиках салфетки и батарея специй: соль, перец, горчица, хрен, кетчуп. Берем по бутылке Клинского пива, закусываем бутербродами, взятыми на всякий случай с собой, сдобренными доброй порцией дармовой горчицы. По телевизору идут последние известия – та же дармовая горчица, что успела давно надоесть.
Идем вдоль шоссе к пересечению его ж/д веткой на Конаково. Минуем село Головково, - прямо на заборах висят изделия местного промысла – большие платки с яркими безвкусными рисунками.
Головково – последний населенный пункт Московской области, за околицей перед путепроводом гигантская вывеска с двухсторонней надписью: на одной стороне «Московская область», на другой «Тверская область», причем, будучи ажурными, одна надпись как бы просвечивает сквозь другую; под самим же путепроводом – вывеска «Тверь-52».
Фотографируем первую преодолеваемую границу. Вышло солнышко, и явно похолодало, не так чтобы сильно, но мороз исключает подлип.
Проходим под путепроводом, преодолеваем по мостику небольшую речушку и полями по насту движемся к лесу, примыкающему к ж/д на Тверь. Еще раз, уже по льду, переходим ту же речушку, затем пересекаем заснеженную тропинку, ведущую, вероятнее всего, к платформе Черничная.  Идем по ней до просеки, идущей параллельно ж/д. На просеке – высоковольтка  и лыжня, идем по ней до выхода на опушку. Здесь лыжня поворачивает в село Завидово, где 200 лет тому назад была почтовая станция. Там Радищев наблюдал картину проезда высокопоставленного чиновника: впереди ехал фельдъегерь и требовал срочно подать лошадей его превосходительству. Радищев с сарказмом замечает, что и люди и скоты подчинялись этому требованию.
Невольно на ум приходят события недавних лет. Живя в НПО «Комплекс» (напротив Зеленограда, по другую сторону от Ленинградского шоссе), почти все закупки, кроме яиц и кур, приходилось осуществлять в Зеленограде. Несколько раз, возвращаясь с купленными в Зеленограде продуктами, был вынужден ожидать проезда самого Брежнева (на перекрестке стояли работники ГАИ и никому не давали переходить через Ленинградское шоссе). Минут через пять эскорт «членовозов» на огромной скорости пролетал мимо меня, я едва успевал заметить фигуру Леонида Ильича, отправлявшегося на охоту в Завидовский заповедник. Сопровождавшие его машины, чем ни фельдъегеря?
На этом перекрестке в результате наезда автомашин погибло много пешеходов, но в советское время ни подземного перехода, ни эстакады так и не построили. Недавно, побывав в поселке в гостях, я увидел оригинальное решение этой проблемы: перед переходом шоссе можно, нажатием кнопки зажечь красный сигнал светофора и, таким образом, остановить движение транспорта между Москвой и Санкт Петербургом. Вот вам и образчик демократии!
Когда мы с Володей прокладывали по карте маршрут до станции Завидово, меня очень привлекло зеленое пятно Завидовского заповедника. Володя на это заметил, что туда соваться не стоит и рассказал интересную историю. Его брат Николай, заядлый рыбак, вдвоем с товарищем на мотоцикле заехали в заповедник и заблудились в нем. Чтобы сориентироваться один из них залез на высокую засохшую сосну, и вдруг сосна … поехала куда-то в сторону, а под ней разверзлась глубокая воронка…короче, слезать самому ему не пришлось. Три дня их продержали там, выясняя их личности. Их спасло честное признание, что они были изрядно выпивши и сами не помнят, как миновали контрольные посты.
Итак, село Завидово остается справа от нас, а дороги от села к станции Завидово что-то не видно. Несколько раз пересекали тропинки по направлению к ж/д, но все они, похоже, ведут к платформе  Черничной. Направление держим на то место, где высоковольтка входит в лес, там должна быть просека, а то в лесу наста нет, и там особо не разбежишься. Мы уже потеряли надежду на встречу с шоссе до подхода к лесу, как внезапно выскочили на дорогу. Дорога очень интересная, такое впечатление что по ней кто-то прошелся с граблями, очень удобная для продвижения на лыжах, лучше следа от снегохода. Быстро продвигаемся по ней, въезжаем в лес, и вдруг она резко поворачивает вправо. Впереди в полукилометре виден дым, там, вероятно, жгут ветки после лесоповала. Подъезжаем, действительно дым от костров, сжигающих ветки, но людей нет и, следовательно, спросить о дороге на станцию некого. В это время мы услышали шум приближающегося поезда, он прошел где-то в 200 метрах от нас. Мы двинулись по вырубке к ж/д. Идем, переступая через поваленные деревца. Я иду на этом этапе первым, вдруг слышу крик Володи, – он провалился у поваленной елочки, нога в креплении неестественно согнута, он просит Ефима освободить его ногу из крепления, но в это мгновение проваливается и Ефим. Я устремляюсь к ним на помощь. Общими усилиями освобождаем Володину ногу из крепления, я помогаю Ефиму встать, а он вытаскивает Володю. Выходим из завалов на открытое место, и тут чуть ли не по пояс проваливаюсь я.
Этот инцидент лишнее подтверждение тому, что одному продвигаться рискованно. В этот момент пролетает очередной состав, буквально, в 20 метрах  от нас. На эти последние метры, то ли из-за мандража после падений, то ли от общей усталости, уходит, чуть ли не 10минут.
Выбираемся на насыпь, за поворотом виден пристанционный поселок и где-то в 2-х километрах станция. Без приключений добираемся до станции и даже успеваем на предыдущую электричку из Твери по сравнению с нашим выездом из Клина.
Володя с Ефимом сходят на платформе Петровско-Разумовская (им так удобнее), я же еду до Ленинградского вокзала, чтобы потом перейти на Казанский. На Петровско-Разумовской в вагон заходят двое молодых ребят с гитарами, и до самого вокзала мы слушаем популярные бардовские песни Визбора, Митяева, Розенбаума. Невольно вспоминаешь времена, когда в электричках можно было слушать многочасовые концерты туристских песен, и все это безвозмездно – никому бы тогда и в голову не пришло ходить по вагонам с коробкой из-под кефира, дабы в нее кто-то опустил пару монет.   

   


Рецензии