Глава xviii Бегство в Египет. Предания

часть I гл. XVIII
ПРЕДАНИЯ,
Связанные с бегством в Египет

(Евангелие детства Спасителя Арабское 23)
(Лк. 23, 39-43)(Икос 6-й)(Акафист Спасителю)
(Матфей, 2:15; 2:20)



Все ж века хранят преданья в кладовой умов людских
О днях Божьих во скитаньи в нежном возрасте…


     Предание первое


В пути,
На разбойников наткнувшись, им лишиться б и осла,
Но один, на Лик взглянувши, поражен: «О чудеса!
Сам бы Бог сошел на землю, краше Он не смог бы стать,
Чем Младенец этот», – молвил, их не дав обидеть.

Мать:
– Он воздаст тебе, запомни,
Воздаянием благим!

Время минуло, разбойник вместе с Господом висит…
Исповедан на Кресте он, и грехи все прощены.
В рай он, первым человеком, удостоился войти!


     Предание второе


По другому же преданью так история звучит:
Как к разбойникам попали, одного… жена лежит
Тяжелобольная. Чадо уж не может накормить!
Тщетно силится ребенок из груди ее сосать.
Жалость сердце обуяла Богородицы, ведь – Мать.
Приложив к груди, вернула к жизни чахшее дитя:
Полутрупик превратила паки в тело молока
Одна капля Ее!

…Мальчик
Образ сей Жены хранить
Будет вечно, у чьих персей исцелился он. Хоть жизнь
Проторенною дорогой по родительским стопам
И вела его, однако преступленья никогда
Против слабых, женщин, бедных,
Взрослым став, не совершал!
В глубине в нем Образ светлый к милосердию взывал,
И под внешним лишь покровом
Зла, разгула, пьянства тьмы
В нем таились благородство да сиянье чистоты.

Подарив ту, чудом, встречу у врат жизни лишь за то,
Что в разбоях был все ж честным, Бог послал ему еще
Встречу с Теми, бросил отсвет Чудный Кто на жизнь его
В день, как распят был с Иисусом:

Кровь и слезы… Пот рекой.
И так горько! – горечь вкуса безнадежья… Молодой,
Да раскаянье безплодно: слишком позднее оно.
Уж сгорал от жгучих болей, пронимавших тело, но
Вдруг, глаза открыв, увидел Ту Прекрасную из всех,
Что в безмолвной скорби, млея,
на Того глядит, Чей грех –
На табличке у «злодея» над Главою: «Назорей,
Иудейский Царь». Узнал ли Исцелительницу в Ней?

То виденье возвращалось… В час последний он познал –
Через Мать – Кто был Ей Сыном!
Поняв, Что! – в нём, застонал,
Ведь Его заслугой всё здесь разрешается: волны;
Ликованья благодати покрывают бездны и
Всех грехов и заблуждений! И в благом порыве он
Тут воскликнул: «Помяни мя, Бог, во Царствии Твоем,
Егда приидеши!» Тем словом всех заблудшая душа
И поныне кличет Бога, прозревая вдруг, – с Креста!

Окрестит «благоразумным» мир разбойника того,
Что распят по праву руку от Христа был. С уст Его
Благодать обетованья вор сподобился иметь:
«Будеши со Мною в раи
Днесь».

Хвала той капле! Ведь,
Так таинственно проникнув в увядающую плоть,
Навсегда молочным Братом стал разбойнику Господь!


     Предание третье


…Уж в Египетских пределах после спешного пути
Близ селенья Матариэ
Отдых Путники нашли.

Муж, пристанище обресть бы, вместе с Иаковом ушли.
Под огромным из деревьев приютились Мать и Сын.
Ветви дерева склонились, тень-прохладу Им даря
В час полуденного зноя, освежая. По пескам
Изнуренное Семейство, по пустыне шло в жару...
Дабы Матери с Младенцем сил набраться, отдохнуть,
У корней образовалась вдруг расселина. И в ней
Почивали Пресвятая Дева с Сыном…

С этих дней
Древо то стоит наклонно: так, как приняло Гостей.
Называясь сикомором, лечит хвори: той листве
Дар целебных сил Дарован Свыше! С древом рядом сим
И родник пробился! Пресный оттого в нём вкус воды:
Богоматерь жажду ею утоляла в час жары,
Все други ж солоноваты были воды той страны.
На земле пустынь и Нила – он единственный такой,
В нём купала Дева Сына, когда жили там...

Живой
Бьет источник! Древо живо! – боле двух хоть тысяч лет
И прошло с тех пор! Твердыни городов же в прах на нет
Сокрушились! Лишь по грудам тех развалин нам гадать,
Где Мемфис был… Божье ж чудо – и поныне созерцать!


Предание четвертое

Из рассказа Созомена и других: простерло путь
То Семейство до пределов Фаваиды уж… И тут
В Гермополисе – вновь чудо! Древо именем Персис,
Высоты необычайной, пред Иисусом «пало ниц»
И вершину опустило до земли, словно главу!
Преклонясь, сие творенье Рук Его, аки Творцу,
Поклонилось прямо в ноги: древо дивной вышины
Не дерзнуло стать с Ним вровень
иль стоять хотя б пред Ним!
С той поры целебной силой, как познавшее Творца,
Обладает древо.

В силе еще версия и та:
Выделяясь красотою и величием своим,
По языческим законам – древо то уж идол! И –
Все его боготворили. Дьявол чтимый в нем сидел!
Сокрушителя увидел – содрогнулся! Древо – с ним
Потряслось. Бес, убоявшись лишь Присутствия, бежал!
А то дерево, от счастья как склонилось к Ним, спеша
Тенью ласково приветить и Создателя, и Мать,
Так склоненным уж навеки и осталось, чтобы стать
Подающим исцеленье! – В знак пришествия Христа
В ту страну, где бес спасенья не нашел, хотя б искал!


     Предание пятое


…И тогда вострепетали не от солнца бога Ра!
Пали идолы в Египте, мир богов по швам трещал.
Так, в «Лавсаике»  Палладий  речь ведет о храме том,
Куда Путники святые заглянули. В речи той:
«И в Ермополе во храме, что был идольским тогда,
Ниц все идолы упали – от пришествия Христа.
В Храм в селении Сирен лишь как вошли Иисус и Мать,
Наземь идолы упали – триста шестьдесят и пять!»
Пали идолы с подножий, сокрушились как один...
Всё ж Египет дал возможность, бы остался невредим
Во Младенчестве Спаситель! В стране идолов! Абсурд?
Божий Промысл очевиден: знал Господь – зачем идут.

***

Для чего бежал в Египет Сам Господь, святой Ефрем
В слове на Преображенье нам дает такой ответ:
Показать, что человек Он Воплощенный, а не дух –
Привидение. А частью – для того, чтоб не на слух
Научить бежать нас гнева или ярости людской,
Не противиться им гневно с видом гордости! И с той
Целью бегство то в Египет, чтоб от идолов страну
Всю очистить, вместе с ней бы уготоваться ему –
Святотаинству святейшей Жертвы.

Так же, чтоб сбылось
И пророчество Исайи, где: «восседит Господь Бог
На руках Пречистой Девы, что как облако легка,
И грядет в Египте. Стены потрясутся от лица
Его! Идолы в Египте от лица Его падут».
Час настанет, манускрипты чрез века всё донесут.


     Предание шестое


Из других о том преданий, хоть по крохе б, да собрать,
Где и как жила в скитаньях Пресвятая Божья Мать
Со Божественным Младенцем…

Так, как Копты  говорят:
Бэнюсеф… В священном месте есть остатки, что хранят
Все о Них воспоминанья. Христианский был там храм,
Коль прислушаться к названью:
Бэн-Юсеф – Иосиф! Там
Укрывался, видно, старец. Копты верят, но как знать…
А в Каире христиане могут смело полагать,
По преданиям от предков, указав на один дом
Иль пещеру – ныне церковь христианская, что в том
Проживала месте Дева Пресвятая с Сыном. Есть
Там в полу и вход в пещеру с углублением в стене,
Где покоила Младенца Богородица. Сейчас
«Колыбель Иисуса» – место называют. В сонный час
Ложе каменное было почивальней Ей. Купель
Для купанья Божья Сына помещалась рядом с ней.
Чтоб и трапеза имелась для святой их всей Семьи,
Да и делать омовенья б – всё есть в нише у стены.

Вот и все о пребываньи Богоматери с Христом,
Что таят в себе преданья дней египетских. О том,
Сколько времени пробыли, нет известия, зато
Точно знаем: из Египта как воззвал их Господь Бог
«И до Иродовой смерти был там…». Кто говорит –
Год иль два, а кто и семь лет… От Матфея: «Встань, возьми
Се Младенца, Его Матерь, и к Израилю иди,
Ибо умерли…», что значит: может, лет и до семи .

И в Египет повелел Им не случайно Бог идти:
Та страна под властью Рима находилась. Не найти
Здесь убийцам Его Сына, хоть не так уж далеко,
Только Ирод здесь безсилен, бо без власти он – ничто!

Между тем же развернулись в Иудее в эти дни
Те события – нет! – битва живодеров с Анг… с детьми.


Рецензии
Спасибо, милая Верочка, за такой нужный огромный труд!!!
С любовью.

Артур Наумов   10.01.2013 11:04     Заявить о нарушении
Спасибо, дорогой Артурчик! ))) Стараемся - сеем. )))
Утра доброго Вам и дней всех! И я с Любовью и теплом. Вера

Вера Гиоргадзе   11.01.2013 05:55   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 2 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.