Бард песня в культурной программе

Бардовская песня поможет.

   А Телецкое озеро, что на Алтае (в начале текста) пусть настроит нас на романтическую волну. Ну, не всё же ходить под гипнозом этих босяцких слов:  бабки, бизнес, зашибить деньгу и т.п.

1.Введение.
Начиная с 1990 г. большое распространение получила китай-ская система оздоровления, философии, образа жизни - Цигун на пространстве СНГ (Россия, Украина, Молдавия, …).  Дошло и до наших сибирских краёв. В течение трёх дней (март 2003) – пят-ница, суббота, воскресенье – довелось честно выполнять задания Учителя в обществе тридцати участников семинара по Цигун, слушать, задавать вопросы. Больше всего понравилась атмо-сфера дружественности, которая возникает на семинаре. Мы так отвыкли от неё. В воздухе витают бацилы конкурентности: всем места не хватит в золотом миллиарде, выживает сильнейший, а кто отстал, пусть роется на помойке. Нам нет до него дела.
По Цигуну человек – это тело, энергия, душа. Все три дня  была практика упражнений на отработку навыков работы с те-лом и энергиями плохими и хорошими. До души дело не дошло. Развитие тела, обменом энергии проходило как более-менее ос-мысленный тренинг под диктовку Учителя. Никакой отсебяти-ны, от сих до сих. Очевидно, что развитие души должно опи-раться на какую-то другую степень свободы человека. Полезные вещи есть в системе Цигун? Бесспорно, но насчёт души давайте-ка не будем пороть горячки, безудержно увлекаясь Востоком, а поищем что-то своё.

2.Бардовская песня – это наше всё.
Душа может выражать себя только языком искусства. И если мы ориентируемся на обычного человека, то наиболее естест-венно сделать песню стержнем культурной программы.  Конеч-но, не только бардовская, но любая песня, которая соединяет людей. И, значит, созвучна нашим душам. Ведь душа – это не-что, направленное на других, когда всё у меня по совести и не стыдно перед людьми. Когда всё по-людски. У поэта А.Кушнера есть такое определение души – «добро, совершенное в тайне – вот смысл сокровенный её». Поэтому,  прежде всего – бардов-ская песня, где искренность, безыскусность и часто удивитель-ные находки по образности, мелодичности, ну и т.д. А подборку авторов нетрудно составить, при том, что эти песни были на слуху и в памяти многих. В подборке есть музыканты. В сцена-риях сорокаминутных сеансов мы намерены использовать  по несколько песен из списка авторов, приведенных ниже.


    а/ Ю.Визбор        б/ С.Никитин + В.Берковский
в/ Б.Окуджава  г) А.Лобановский.
Надо полагать, что будут и другие авторы, музыканты.
 

СЕАНС_1  “ОДИНОЧЕСТВО,  ТОСКА” (пьеска для разогрева ма-а-аленькой компании)
Действующие лица: Фауст, Мефисто, Ведущий, гитарист и двое поющих.    / Берег моря. /

Фауст. Мне скучно, бес.
Мефистофель.   
Вся тварь разумная скучает. 
Иной от лени, тот от дел,      
Кто верит, кто утратил веру,      
Тот насладиться не успел, 
Тот насладился через меру.

Фауст. Мне скучно, бес.  Найди мне способ как-нибудь рассе-яться.
Мефисто.
Корабль, который Вам наскучил,
 Я потопил на склоне дня
Но может быть, Вас позабавит
 Простая песня моряка:

/ Гитарист + двое поющих.  Песня Ю.Визбора /
Проект: Песни нашего века.    http://video.mail.ru/mail/llkostina/121/583.html
 
1. Вот как будто бы сначала
Начинается судьба
У бетонного причала
У последнего столба
  Здесь вдали остались бури,
  Здесь земля уже близка
  Зздесь косынку голубую
  Я прищурившись искал

И забудутся едва ли
Эти несколько минут
Здесь меня когда-то ждали,
А теперь уже не ждут
Припев:   Белой пеной,      
Мягкой лапой    
Бьются волны о маяк               
Я схожу себе по трапу          
Я схожу себе по трапу    
Независимый моряк

2. Но всё время призывают    
Отдалённые моря,      
Все куда-то уплывают,
Выбирают якоря,
Так и мы от чьих-то судеб   
Как от пирса отошли   
Так от нас уходят люди,
Словно в море корабли.
          
До свиданья, дорогие!      
Вам ни пуха, ни пера!   
Пусть вам встретятся др-е
Лишь попутные ветра.
Припев: Море синее сверкает,       
Чайки белые снуют.      
Ни на что не намекаю       
Ни на что не намекаю
/Что ты!/      
Просто песенку пою.

Мефисто. Ну как, GrossMaster ?
Фауст. Серятина, творение балагура, ни одной удачной строчки.
Мефисто. Вы очень строги, Gross.

“Так и мы от чьих-то судеб,
 Как от пирса отошли”, на самом деле, - удачная, зримая строка. И то, что вы назвали песню творением балагура, скорее похвала, чем порицание. Может, спросим у почтеннейшей публики ?
Фауст. Ещё чего ?!

/ Гитарист + два поющих /   Песенка о капитане. Дунаевский – Beatles

Жил однажды капитан
Он объездил много стран
И повсюду бороздил океан
Раз 15 он тонул
Погибал среди акул
Но ни разу, даже глазом не моргнул
И в беде, и в бою
Напевал он всюду песенку свою:

Битлы: http://player-resize.kiwi.kz/watch/ncxmhciwd0yu/?direct=1

We all live in our yellow subma-rine
Yellow submarine, yellow sub-marine
We all live in our yellow subma-rine,
Yellow submarine, yellow sub-marine
Yelows submarine,
Oh yelow submarine ... ...
 

Фауст. Черт побери, причём здесь битлы ?
Мефисто. Но ведь согласитесь, Gross, это забавное сочетание:
Дунаевский – Битлы?
Фауст. Ладно. Есть у тебя что-нибудь из женской лирики, да чтоб без слёз, без причитаний, без этого самого «мой милый, что тебе я сделала?!» 
Мефисто. Момент.
Чтица читает стих-ие Е.Данильченковой (г.Новосибирск)

Кольцо.
 
Пурга стучится в дверь к тебе          
И лихо пляшет на трубе         
Окошки вьюгой замело               
Как будто вымерло село
               
И с завываньем вьюги вьют         
Беду на голову мою.
Ах, был ли он у нас апрель,
Теперь и на сердце – метель.

Разлита в доме тишина, как чаша горького вина.

У жаркой печки хлопочу         
Не ворожу, не ворошу    
Пока не спросишь, – не скажу   
Да и без слов понятно мне,
    
Что верен ты своей судьбе, 
Что мы не пара, и пора      
Уйти кому-то со двора.
    
Тобой подаренный платок
Накину, выйду на порог            
И под кленовое крыльцо
Заброшу тусклое кольцо
 
Фауст. Неплохо, бес, неплохо.
Мефисто. А какая прелесть эта строчка?
- Разлита в доме ти-шина, как чаша горького вина.

Фауст. Выше всяких похвал. Однако, где песня в тему?
Ведь наша тема – одиночество, тоска.
Мефисто. Момент.
 Гитарист + два поющих. (Брусника. А.Городницкий)

Ты мне письмо прислать ри-скни-ка,
Хоть это все, конечно, зря.          
Над поздней ягодой брусни-кой      
Горит холодная заря.
 
  Опять река несет туманы,          
  Опять в тепло уходит зверь.          
  Ах, наши давние обманы,            
  Вы стали правдою теперь.

Меня ты век любить могла бы,
И мне бы век любить еще,      
Но держит осень красной ла-пой
Меня за мокрое плечо.
 
  И под гусиным долгим криком,
  Листвою ржавою соря,         
  Над поздней ягодой брусни-кой
  Горит холодная заря.
 
Мефисто Вы выбрали что-нибудь из трёх песен, GrossMaster ?
Фауст. Пожалуй, последнюю.

/ Поют все вместе Бруснику А.Городницкого /

--------

СЕАНС_2  ДЛЯ  ДУШИ (пьеска для разогрева маленькой компании).       
   Контакт:       Л.Лисинкер (г.Новосибирск)   lisinkerls@mail.ru 

   Действующие лица: Кэто, Котэ, Ведущий, гитарист и двое по-ющих.
Ведущий. Мы вот посоветовались с некоторым ограниченным контингентом и решили: никакой политики, никакой экономики, типа “Россия - 2020-й год”. Давайте сделаем что-нибудь для Души (с большой буквы).

   Само собой разумеется, познание человече-ской души – процесс бесконечный, а наши усилия и возможности весьма и весьма скромны. Но в любом случае начинать надо с анализа литературных данных. Что мы и поручили нашему уважаемому Кэто.

Котэ. Представляю, чем он нас сейчас порадует.

Выходит Кэто и молча развешивает плакаты с изречениями классиков:

 «ТЫ ДУМАЕШЬ, ЧТО ТЕЛО – СКЛАД ДЛЯ ПИЩИ
   ТО  МЫСЛЕЙ  ДОМ,  ДУШИ  ЖИЛИЩЕ»  / СААДИ, ну очень давно /

«МЕНЯ  БОЛЕЕ  ВСЕГО  ВОСХИЩАЮТ  ДВЕ  ВЕЩИ –
  ЗВЁЗДНОЕ НЕБО НАД ГОЛОВОЙ И
  СВЕТ ИСТИНЫ ВНУТРИ НАС»    / И. КАНТ,  более   200 лет т.н. /

«СИЛА  ЖАЖДЕТ  И  ТОЛЬКО  ПЕЧАЛЬ  УТОЛЯЕТ  СЕРДЦА»
          / Из Библии, любимое изречение  И.Бабеля /

«ЧТОБЫ  ПРИДАТЬ  СМЫСЛ  ЖИЗНИ,  ДОСТАТОЧНО  ОДНОГО
  ЧЕЛОВЕКА, КОТОРОМУ ТЫ ПРИНЁС  РАДОСТЬ»   /КОТЭ, наше время/

Котэ. Ну, ты даёшь. Только зачем ты меня в классики опреде-лил? Случайно не на вчерашней вечеринке ты записал за мной?
Кэто. Да, вчера ты был в ударе. Когда мы все зашли в тупик с этим проклятым вопросом о смысле жизни. Ну, в чём смысл жиз-ни, в чём? А черт его знает. Никто не знал. И вот тут ты после пятой рюмки, как сейчас помню, и выдал: «Смысл жизни в том, чтобы принести счастье хотя бы одному человеку» Неужели не помнишь?

Котэ. Что-то такое было… Смысл жизни … А душа-то тут при чём.?
Кэто. Всё очень просто. Достучался до смысла жизни – душа может быть спокойна.

Котэ. Зачем углубляться в Канта и Библию, если у школьного, хрестоматийного Пушкина сказано ясно и просто:
Нет, весь я не умру / Душа в заветной Лире / Мой прах пере-живёт и тленья убежит …

Кэто. Тогда получается, что при жизни мне моя душа неведома. И только после смерти, не к ночи будь сказано, моя душа даст о себе знать.
Котэ. Увы, классики здесь совершенно единодушны.
Вот Шекспир, сонет №74:

Когда меня отправят под арест
Без выкупа, залога и отсрочки,
Не глыба камня, не могильный крест, —
Мне памятником будут эти строчки.

Ты вновь и вновь найдешь в моих стихах
Все, что во мне тебе принадлежало.
Пускай земле достанется мой прах, —
Ты, потеряв меня, утратишь мало.

С тобою будет лучшее во мне.
А смерть возьмет от жизни быстротечной
Осадок, остающийся на дне,
То, что похитить мог бродяга встречный.

Ей — черепки разбитого ковша,
Тебе — мое вино, моя душа.

Кэто. Ох, не нравятся мне эти черепки разбитого ковша. И никогда не нравились. А где у классиков про мою бессмертную душу вот сейчас, пока я, слава тебе Господи, живу и здравствую? И вроде бы, и черепки на месте, не рассыпались.

Котэ. Есть, геноцвали, есть. Вот слушай (стих-ие А.Кушнера):
 
Душа – не испарина крови
Не призрак, готовый взлететь.
Сдвигай к переносице брови,
Пытаясь её разглядеть.   
   
   Незримая, всё же реальней
   Чем куст у тебя за спиной,
   Неслышная, всё же печальней,
   Чем ветер осенний, ночной.
Прекраснее нет пережитка,
Печальнее и веселей.
Вся лирика – только попытка
Дать определение ей.
   
   Здесь столько прямых попа-даний,
   Что тянет добавить своё.
   Добро, совершенное в тайне –
   Вот смысл сокровенный её.
 

  Ведущий. Никто не знает, что такое д у ш а.  Одно известно точно: язык поэзии и музыки – это и есть язык, на котором гово-рит д у ш а.
Кэто. Слушай, геноцвали, а ведь всё очень просто. Знаешь, что такое «Для души»?
Ведущий Так что это?

Кэто. Скажи ему.
Котэ. Для души – это значит -
В мае выехать в горы, взять баранину на шашлыки, много вина. Выпить в хорошей компании и спеть сообща:
 
Ты стоишь на том берегу
Прыгнуть я к тебе не могу
Ты стоишь на том берегу
Как же переплыть мне реку.
   Я хочу тебя целовать,
   Но поток я не в силах унять
   Мне обнять бы тебя хоть слегка,
   Но меня не пускает река.
Может быть я в волны нырну
Может не пойду я ко дну
Но я всё равно утону
Лишь в озёра глаз загляну.
   Я хочу тебя целовать,
   Но поток я не в силах унять
   Мне обнять бы тебя хоть слегка,
   Но меня не пускает река.

-----------------

СЕАНС_3  “ЛЮБОВЬ, однако. И новогодняя тема ” (пьеса в ма-лом формате). 
Действующие лица: Дама, Кавалер, Ведущий, гитарист и двое поющих.

Ведущий: Самое печальное  это то, что настоящие Новогодние праздники в прошлом, - в нашем детстве. Увы, взрослые мы сейчас.
Дама: Зато очень к месту Окуджавская песня

ПРОЩАНИЕ С НОВОГОДНЕЙ ЁЛКОЙ   (  http://www.youtube.com/watch?v=-uVLx7oWves  )
/ поёт Б.Окуджава /

Синяя крона, малиновый ствол, звяканье шишек зеленых.
Где-то по комнатам ветер прошел: там поздравляли влюбленных.
Где-то он старые струны задел - тянется их перекличка...
Вот и январь накатил-налетел, бешеный, как электричка.

Мы в пух и прах наряжали тебя, мы тебе верно служили,
Громко в картонные трубы звеня, словно на подвиг спешили.
Даже поверилось где-то на миг (знать, в простодушье сердечном):
Женщины той очарованный лик слит с твоим празднеством веч-ным.

В миг расставания, в час платежа, в день увяданья недели
Чем это стала ты нехороша? Что они все, одурели?!
И утонченные, как соловьи, гордые, как гренадеры,
Что же надежные руки свои прячут твои кавалеры.

Нет, бы собраться им - время унять, нет бы им всем расстараться.
Но начинают колеса стучать: как тяжело расставаться!
Но начинается вновь суета. Время по-своему судит.
И в суете тебя сняли с креста, и воскресенья не будет.

Ель моя, Ель - уходящий олень, зря ты, наверно, старалась:
Женщины той осторожная тень в хвое твоей затерялась!
Ель моя, Ель, словно Спас-на-крови, твой силуэт отдаленный,
Будто бы след удивленной любви, вспыхнувшей, неутоленной.

Кавалер.  Боже мой, сегодня нет и быть не может такой любви.
Дама.  Какой такой?
Кавалер. Удивлённой, неутолённой и пр.
Дама.  Откуда у тебя такой жесткий прагматизм, отсутствие и на-мёка на романтику.
Кавалер. От вас, современные женщины. Вот послушай:

Светлана Рахманова (финишное стих-ие)
Не с тобой, так с другим мужчиной
Будет все у меня, как надо.
Я покончу с нелепой кручиной.
Ну а ты? – И тебе я рада.

Ты – моя переходная фаза.
От хорошего к лучшему. Точка.
У меня будут муж, сын и дочка.
Все удастся! С какого то раза.

Так пишет женщина. И она не врёт. Отдельный мужик для неё переходная фаза от хорошего к лучшему. А значит и нам, мужикам, надо спокойней относиться к вздохам на скамейке при луне.
Дама. Ах, так! А как вам понравятся у вашего высоко романтичного по  отношению к женщине («Ваше величество женщина!»)  безупречного Булата Окуджавы  появление вот таких строчек, которые из песни не выкинешь:

Кони в сумерках колышат гривами
Автобус новенький спешит, спешит.
Ах, Надя-Наденька, мне б за двугривенный
В любую сторону твоей души …

О чём это, автор поёт? … Какой двугривенный? И в какую сторону души нацелился лирический герой?
Кавалер. Ну, с тобой не заскучаешь. Давайте-ка, ребята споём эту замечательную «корочку» Б.Окуджавы. Ничего там постыдного для женщины нет и в помине:

   Из окон корочкой несёт поджаристой
За занавесками мельканье рук. 
Здесь остановки нет, а мне - пожалуйста!
Шофер автобуса - мой лучший друг..
 
  Я  знаю вечером ты в платье шелковом
Пойдёшь по улицам гулять с другим.
Ах, Надя, брось коней кнутом нащёлкивать               
Попридержи коней – поговорим.

   Кони в сумерках колышат гривами.    
Автобус новенький, спеши - спеши.    
Ах, Надя-Наденька, мне б за двугривенный                В любую сторону твоей души!
            
  Она в спецовочке такой промасленной,
Берет немыслимый такой на ней.   
Эх, Надя-Наденька, мы были б счастливы,
Куда же гонишь ты своих коней?

  Из окон корочкой несёт поджаристой
За занавесками мельканье рук. 
Здесь остановки нет, а мне - пожалуйста!
Шофер автобуса - мой лучший друг..

Дама. Но есть ещё А.Городницкий с его Перекатами, где “Люблю тебя я до поворота, а дальше как получится” Ну, очень высокие отношения.

   Всё перекаты, да перекаты -
Послать бы их по адресу!
На это место уж нету карты -      
Плывём вперёд по абрису.          

   А где-то бабы живут на свете,
Друзья сидят за водкою.
Владеют волны, владеет ветер      
Моей дырявой лодкою.               

    А если есть там с тобою кто-то -
Не стану долго мучиться.
Люблю тебя я до поворота,         
А дальше - как получится!         

   К Большой воде я сегодня выйду,
А завтра лето кончится.
Но подавать я не стану вида,      
Что умирать не хочется.            

   Всё перекаты, да перекаты -
Послать бы их по адресу!
На это место уж нету карты -
Плывём вперёд по абрису.

Ведущий. Ой, бросим мы друг друга  подзуживать. Давайте лучше вспомним, какой праздник самый радостный, с запахом мандарин и хвои?
Дама. Понятное дело, Новый год, ёлка.
 Ведущий. А вот вам, граждане,  вопрос на засыпку: Кто сочинил песенку «В лесу родилась ёлочка»? И когда это событие имело ме-сто быть?

Е Л К А , Раиса Кудашева, 1903г.

Гнутся ветви мохнатые
Вниз к головкам детей;
Блещут бусы богатые
Переливом огней;
Шар за шариком прячется,
А звезда за звездой,
Нити светлые катятся,
Словно дождь золотой...
Поиграть, позабавиться
Собрались дети тут
И тебе, ель-красавица,
Свою песню поют.

---
 
В лесу родилась елочка,
В лесу она росла,
Зимой и летом стройная,
Зеленая была.
Метель ей пела песенку:
"Спи, елка, баю-бай!"
Мороз снежком укутывал:
"Смотри, не замерзай!"
Трусишка зайка серенький
Под елочкой скакал.
Порою волк, сердитый волк,
Рысцою пробегал.

--- 


Веселей и дружней пойте, деточки!
Склонит елка скорей свои веточки.
В них орехи блестят золоченые...
Кто тебе здесь не рад, ель зеленая?..

---
 
 
Чу! Снег по лесу частому
Под полозом скрипит.
Лошадка мохноногая
Торопится, бежит.
Везет лошадка дровенки,
На дровнях мужичок.
Срубил он нашу елочку
Под самый корешок.
И вот ты здесь, нарядная,
На праздник к нам пришла.
И много-много радости
Детишкам принесла.    ( Раиса КУДАШЕВА, 1903 г.)

Ведущий. Последние 30-40 лет то и дело  слышишь авторская пес-ня, бардовская песня. Ах, поэт, ах композитор, ах, исполнитель. Как это круто! А ведь если разобраться, суета это всё, суета вокруг дивана. Важно только одно.

   Нашла песня отклик в следующем по-колении, или молодёжь о ней слыхом не слышала или откровенно потешается во всяких пародиях. Однозначно и без дураков песня «Гай-да, тройка, снег пушистый» очень даже на слуху и в памяти многих.

Слова и музыка         Михаила Штейнберга      (1904г.)
 
Гайда, тройка! Снег пушистый,
Ночь морозная кругом;
Светит месяц серебристый,
Мчится парочка вдвоем.

Милый шепчет уверенья,
Ласково в глаза глядит,
А она полна смущенья:
Что-то ей любовь сулит?

Так с тревожными мечтами
Вдаль помчалася она,
И не помнит, как с устами
Вдруг слилися их уста.

Гайда, тройка! Снег пушистый,
Ночь морозная кругом;
Светит месяц серебристый,
Мчится парочка вдвоем.

Уж сменилась ночь зарею,
Утра час настал златой,
Тройка мелкою рысцою
Возвращается домой.

Ах, надолго ль это счастье?
Не мелькнули бы как сон
Эти ласки и объятья
И вина бокала звон!

Гайда, тройка! Снег пушистый,  /  Ночь морозная кругом;
Светит месяц серебристый,       /  Мчится парочка вдвоём.
 
   Л.Лисинкер.  e-mail  lisinkerls@mail.ru

-----------

          Песни нашего (вашего - ?) века:

/ Мы с тобой давно уже не те, Ю.Аделунг.  Песни нашего века /

http://www.youtube.com/watch?v=w7RQg2DQeb4
/ песни нашего века, часть 2-я. Надежды мал. оркест-рик,  вечер бродит по лесным дорогам, в городе Таруси, Е.Клячкин - Не гляди назад…перевесь подальше ключи /


Рецензии
Кламсно! Я бы хотела посмотреть эту пьесу.

Римма Щемерова   26.07.2014 23:04     Заявить о нарушении