Диалог о стихотворении Пастернака

Рецензия на «Крах триумфа Народного поэта Гуськова» (Михаил Гуськов)
http://www.stihi.ru/2012/12/05/389

Не совсем понял Ваше отношение к мысли Пастернака: "Быть знаменитым некрасиво".

Лев Полыковский   08.12.2012 19:25   

Не совсем понял. Как Вы считаете, был Пастернак знаменитым?

Михаил Гуськов   08.12.2012 19:40   

Был. Лауреат Нобелевской премии. На Востоке говорят: "Что такое слава? Увы - брызги воды".

Лев Полыковский   08.12.2012 19:46   

А почему Пастернак так сказал?

Лев Полыковский   08.12.2012 19:47   

Разве некрасиво быть знаменитым каким-нибудь красивым поступком, или открытием, например, периодической таблицы, или совершив героический поступок спасения с риском для своей жизни, многих людей?
Ответьте мне, пожалуйста.

Михаил Гуськов   08.12.2012 20:32   

Похоже на то, что красиво. Но, если красиво, то в каком смысле это сказал Пастернак? Некрасиво считать себя знаменитым или гордится своей знаменитостью? Что он имел в виду?

Лев Полыковский   08.12.2012 20:35   

А Вы дальше читайте назашеренным оком. Давайте следующую строку разберем.

Михаил Гуськов   08.12.2012 20:37   

Следующую строку Пастернака?

Лев Полыковский   08.12.2012 20:40   

Вторая строка: "Не это поднимает ввысь".
Пятая и шестая строки:
"Цель творчества самоотдача,
А не шумиха, не успех".

Лев Полыковский   08.12.2012 20:44   

А что поднимает ввысь вдохновение или слава? Вдохновение приводит к рождению чего-то нового, а слава щекочет нервы некой радостью мгновенной.

Лев Полыковский   08.12.2012 20:48   

А первая строка Пастернака не противоречит второй?

Лев Полыковский   08.12.2012 20:57   

Конечно противоречит.
Быть знаменитым некрасиво,
Не это поднимает ввысь.

Непонятно что, знаменитость или некрасивая знаменитость. Ясное дело, что не это поднимает ввысь. Ввысь поднимает сила направленная снизу.

Михаил Гуськов   08.12.2012 21:03   

"Цель творчества самоотдача,
А не шумиха, не успех".

Вы спросите у конструктора самолета, какова цель Вашего творчества, а он Вам ответит - самоотдача. Что Вы решите о таком конструкторе? Наверное выгоните его из конструкторского бюро. С самоотдачей можно трудиться, но целью труда самоотдача быть не может.
Или тот же конструктор, если Вам скажет. Знаете, товарищ директор, я корплю тут над чертежами исключительно ради самоотдачи, а успех - да черт с ним! Директор тут же завопит: выведите этого урода из КБ, нам нужен успех нашего самолета.

Михаил Гуськов   08.12.2012 21:10   

Поднять вверх можно духовно и эмоционально. Духовно - это значит ощутить глубинную радость познания истины, озарения, чудо общения с духовным родственником, а эмоционально - это испытать радость от чего-то волнующего, будь то любовь или слава, или радость от духовного подъёма. Некрасиво видимо быть знаменитым, если испытание медными трубами не удаётся выдержать: нарцисизм: культ личности направленной вовнутрь. Или я не правильно понимаю Пастернака.

Лев Полыковский   08.12.2012 21:11   

Лев, на Вас давит авторитет. ДАВАЙТЕ СЛЕДУЮЩИЕ СТРОЧКИ.

Михаил Гуськов   08.12.2012 21:14   

Цель творчества - это конкретный результат, если творчество успешно, то и результат есть. Значит Пастернак не прав?

Лев Полыковский   08.12.2012 21:15   

Вы сами это сказали. Мне кажется Ваш вывод правильный.

Михаил Гуськов   08.12.2012 21:16   

Спасибо большое за диалог.

Лев Полыковский   08.12.2012 21:18   

Позорно ничего не знача,
Быть притчей на устах у всех.
Но надо жить без самозванства,
Так жить, что бы в конце концов
Привлечь к себе любовь пространства,
Услышать будущего зов.
И надо оставлять пробелы
В судьбе, а не среди бумаг,
Места и главы жизни целой
Отчеркивая на полях.
И окунаться в неизвестность,
И прятать в ней свои шаги,
Как прячется в тумане местность,
Когда в ней не видать ни зги.
Другие по живому следу
Пройдут твой путь за пядью пядь,
Но пораженья от победы
Ты сам не должен отличать.
И должен ни единой долькой
Не отступаться от лица,
Но быть живым, живым и только,
Живым и только до конца.

Лев Полыковский   08.12.2012 21:21   

Тут он говорит о самозванцах, которые претендуют на славу без достаточных на то оснований.

Лев Полыковский   08.12.2012 21:22   

Сложная мысль "но пораженья от победы
ты сам не должен отличать".


Лев Полыковский   08.12.2012 21:25   

Значит, например, Суворов взял Измаил, но согласно заповеди данного поэта, не отличать победы от поражения, снял бы войска с крепостных стен и стал отходить. Как Вам кажется - прославился бы он после этого как великий русский полководец? По-моему, такая заповедь - это для жизни не в жизне, а для жизни в одном специально заведении, где содержатся такие люди, которые не умеют отличать побед от поражений.

Михаил Гуськов   08.12.2012 21:56   

Или еще нюанс, по поводу "САМ не должен отличать"... Суворов побеждает при Измаиле, но так как он САМ не должен отличать побед от поражений, то его адъютант говорит ему: "Вы разбиты, Ваше высокопревосходительство!" И Суворов в панике убегает со своими войсками...

Михаил Гуськов   08.12.2012 21:59   

А может это о силе духа и силе воли? Сохранять силу духа при поражениях?

Лев Полыковский   08.12.2012 22:27

 А как можно сохранять силу духа при поражениях, если ты сам не знаешь, поражение это или нет? Представляет, боксера нокаутировали, а он лежит и не отличает победу от поражения. Что Вы подумаете о таком состоянии мыслительного аппарата данного боксера? Правильно, что ему мозги отшибли. Давайте разбирать дальше, без надумывания того, чего в строках нет, а только то, что следует из приведенных стихов.

Михаил Гуськов   09.12.2012 11:20   

Если боксёр всё же придёт в себя, то он должен для себя решить: правильно ли он сделал выбор, став боксёром. Если не правильно, то он уйдёт из бокса,решив для себя, что именно этот бой помог ему понять, что терпеть поражение на ринге - не его стезя. То есть он победит в себе неправильный выбор жизненного пути. Если правильно, то раз выбрал, то терпи, побеждай свою горечь поражения и готовься к новым боям. То есть первоначально это было явное поражения с потерей функциональной активности. Но затем он извлёк из него уроки и победил себя.
С другой стороны, не всякий на это способен. Многие уходили в запой, теряли контроль над собой и становились жертвами своего неумения побеждать себя после поражения.
Так же и в поэзии. Хотя поэт (кажется Сергей Смирнов) сказал: "Нокаут - это не культурно, такая философия ноктюрна". Нокаутом для поэта может быть критический удар критика тяжеловеса. Для меня это был удар Ирины Лазаренко. Важно, чтобы мы смогли, отдышавшись принять конструктивные для себя решения. Извлечь уроки и найти позитив в негативе. Где-то я читал (склероз, не помню): конструктивный оптимист даже в негативе способен вычленить и развить позитив.


Лев Полыковский   09.12.2012 11:46

Приведу мнения специалистов, к сожалению, не указавших свои инициалы.   

Анализ стихотворения Пастернака на сайте http://stavcur.ru/stihi/analizy/Pasternak/3.htm

"Не спи, не спи, художник,
Не предавайся сну.
Ты — вечности заложник
У времени в плену.
Б. Пастернак

Борис Леонидович Пастернак — поэт-философ, вдумчивый художник, заинтересованно вглядывающийся в окружающую жизнь. Пытливый ум поэта хочет проникнуть в самую суть вещей, понять их и поведать миру о своих открытиях.
Поздний Пастернак академичен. Он скупо расходует художественные средства, которые есть в его арсенале, но от этого его стихи не становятся суше, а лишь подчеркивают мастерство художника. Стихотворение “Быть знаменитым некрасиво” написано признанным мастером в период его “последних песен”. Оно передает внутреннее восприятие поэтом своей роли и сути на земле.

Быть знаменитым некрасиво.
Не это поднимает ввысь.
Не надо заводить архива.
Над рукописями трястись.

Действительно, людская любовь мимолетна, несправедлива, подвержена моде. Но поэт выше толпы. Он творит для людей, не прислушиваясь к их восторгам и хуле.

Цель творчества — самоотдача,
А не шумиха, не успех.
Позорно, ничего не знача,
Выть притчей на устах у всех.

Пастернак относится к славе, как к мирской суете, его искусство сродни небожителям, которые дарят людям блага, не требуя ничего взамен. Он испытывает радость от самого творчества. Оно его стихия и способ существования. Поэт не может не сочинять, для него это значит жить, изливая в звуках душу, наполняя мир красотой.
Истинный художник — всегда первопроходец. За ним пойдут другие, может быть, даже не вспомнив, по чьим следам идут, но им будет легче, и это главное.

Другие по живому следу
Пройдут твой путь за пядью пядь.
Но пораженья от победы
Ты сам не должен отличать.

Лишь тогда рождается шедевр искусства, когда жива душа человека, когда она открыта миру и людям. Так жить тяжело, порой невыносимо, но такова судьба поэта. Если художник начинает себя беречь, экономить силы, кончается творчество, а оставшаяся мастеровитость не принесет новых плодов.
В этом стихотворении Борис Пастернак употребляет фразеологизмы: “Быть притчей на устах у всех” и “Не видать ни зги”. Они придают особую выразительность речи при малом объеме слов. Повторение в последнем четверостишье слова “живым” указывает на большое значение, которым наделяет автор этот эпитет.

И должен ни единой долькой
Не отступаться от лица,
Но быть живым, живым и только,
Живым и только до конца.

Всего в несколько четверостиший стихотворение Бориса Леонидовича Пастернака заставляет по-новому взглянуть на творчество. Это не способ добывания денег, не работа — это образ жизни поэта, от которого он не может отказаться, пока жив".

Анализ стихотворения Пастернака Б.Л. «Быть знаменитым некрасиво»

Стихотворение Б.Л. Пастернака «Быть знаменитым некрасиво» (1956) является одним из программных произведений в творчестве поэта. Его сюжет складывается из лаконичных формул, аккумулирующих взгляды автора на жизнь творческого человека. Высказанные в стихотворении принципы автор одновременно относит и к себе, и к другим писателям. Б.Л. Пастернак рассуждает о внутренней глубине творческого акта, его самоцельности. Ни слава, ни успех в чьих-либо гла¬зах не связаны напрямую с качеством создаваемых произведений. Художник слова лишь в глубине души может решить, достигнута ли та высота, к которой он стремился: «Цель творчества — самоотдача, А не шумиха, не успех». В третьей строфе стихотворения Б.Л. Пастернак подчеркивает особое положение творческого человека во времени и пространстве. Одновременно с этим он формулирует еще один принцип, важный и необходимый для человека-творца: «Услышать будущего зов». Только тогда поэт сможет стать интересным не только современнику, но и потомку. Однако в этой строфе звучит еще и некий мистический мотив таинства, художнику необходимо «привлечь к себе любовь пространства». По сути, мотив до конца останется непроясненным. Достаточно глубокая по философской наполненности метафора «любовь пространства» может символизировать удачу, музу, принесшую творческое озарение, и благоприятные жизненные обстоятельства (интересные встречи с людьми, природой). Но все равно речь здесь идет не о том, что он должен осознать свое место в мире. В четвертой строфе автор рассуждает о сопряжении жизненного и творческого пути, в котором второй оказывается важнее, объемнее первого, ибо включает, поглощает его, «отчеркивая на полях». Будучи поэтом-философом, Б.Л. Пастернак призывает учиться у природы. Его лирический герой способен, не боясь будущего, «окунаться в неизвестность», подобно тому, как прячется местность в туман. Б.Л. Пастернак пишет о необходимости для талантливого человека не упиваться победами, а соблюдать личную скромность по отношению к своим успехам. Ведь главное — повести за собой других людей, которые и решат, кто в истории удостоится славы, а кого ждет забвение. Б.Л. Пастернак на личном примере учит не кривить душой, не замыкаться на своих переживаниях, сохранять живой интерес к окружающему миру, любить жизнь до самого последнего часа. Тема назначения поэта и поэзии является глубоко прописанной в русской классической поэтической традиции. В этой связи стихотворение Б.Л. Пастернака «Быть знаменитым некрасиво» творчески продолжает ее. Стихотворение написано четырехстопным ямбом. Все семь строф его связаны перекрестной рифмовкой. При этом чередуются женская и мужская рифмы. В стихотворении широко используются изобразительно-выразительные средства языка: фразеологизмы («притча на устах у всех», «за пядью пять»), антитеза («пораженья» — «победы»), а также прием подчеркивания вертикальных координат художественного пространства («подымает ввысь», «окунаться в неизвестность»), этот композиционный прием восходит к тютчевской поэтической традиции и характерен для медитативной лирики в целом. Основным эпитетом является эпитет «живой», усиленный в заключительной строфе троекратным повтором. Таким образом, очевидно. Б.Л.Пастернак видит смысл жизни в самой жизни, в том, чтобы прожить ее честно и открыто. Неслучайно в стихотворении так часто встречаются слова «надо», «должен», «не должен».


Рецензии
Каждый писатель - бумагомаратель.

Похващев Яков Григоревич   28.01.2013 22:36     Заявить о нарушении
На это произведение написано 5 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.