Лесков. Лев старца Герасима. Переложение

... жил. На востоке... человек.

(после...
Христа. Спустя три века.

Герасим. Звали. Человека.

...

... имел он. Тысячи рабов.
(к житью безбедну!) Был готов!

... и буря. Не страшна.
... но. Вот. Внезапно.

Заболел (и молча...
Начал. Размышлять.
 
... и захотел. Распорядившись!
Всё. Отдать (чтобы..) Потом...
(не ссорились...
В наследстве.

... и чтоб. Ни кто... не говорил.
(не каждому...) Досталось.
... и. Малость! Не оставив... себе.

(всё - поругаем...!) Был.
Герасим.
 
... был. Огорчён. Что... все его бранят.
(другие - же...!) Смеялись. Что... сам!!
Нуждою... взят.

...

... и край. Родной оставив.
(в пустыню...) Бросил. Взгляд...

... а. Дикая...!! Пустыня.
Там человек. Не брат.

... и рыскают. Там...! Звери.
(следов - цепочки...) В ряд.

...

... но только. В сердце рана...
(не повернуть...) Назад.

15.10.12г.

... и. Побродив. Пустыней (спокойствие...) Нашёл.
(вскопал - себе...) Пещерку.
И стало хорошо...

... по слову. По Христову. Раздал...!
Всё (и ушёл...

...
...

... в еду. Искал (коренья...
(а за водой...!) К ручью.

... попьёт. Скорей водицы. А там. К  себе...
(в ни чью...

... но. Разогреет солнце.
(и вновь он...) За водой...

А страшно (рядом...) Звери...

... но. Связан он. Судьбой.

...

... пойду. Последний... раз я.
А (там мне...!) Хоть умри.

Пещерки...! Рядом. Нету...
(хоть как...) Ты... посмотри.

... и попрощавшись. Взглядом.
Отправился... к  воде.

(такой удобной...) Местности...
... я. Не найду. Ни где.

...

... а впереди. Поодаль...
(растерзанный...!) Верблюд.

И...
(ослабевший...) Ослик.

... оставлен. Тоже тут...

...

... от. Хажды. Затомился...!
И (не поднимет...!!) Кнут.

Герасим. Наклонился...
Ну... как ты? Бедный.

Тут?

... и. Чуть живого. Ослика...
Повёл (к воде...) Пешком.

... чуть. Обвязав... болезного.
(под брюхо...) Пояском.

...

Сам... думает (что прежде...!
Чем. Взять (и помереть...
Спасу я. ЖивотИнку!
(он мне...) Помощник. Впредь.

... и. Отряхнулся. Бодро...
(ну значит...!) Надо. Жить.
Потопчем (ещё...!) Землю.

Посмотрим...
... как. Нам быть.

...

... верблюд. Почти (был съеден...
(от шкуры...) Лишь. Кусок!

... пошёл. За ней... Герасим.
... так. Сделал... он. Мешок.

... глядит. А за верблюдом!!
(гривастый...) Лев...! Лежит.

Лежит... большой! И жёлтый...
(остатки...) Сторожит.

...

... а. Ну как! Растерзает...?
(а сам...) Внутри... дрожит.

Но (тот!) Был... сыт.
Зевает...
(и следом...) Не бежит.

...
...

... ну. Скоро!! (в гости...
(надо...) Ждать.
... стал. Острых сучьев.  Собирать.
(чтоб...) Загородку. Городить...
... вот. Ослику!
(где...!) Будет жить.

Да и... не буду.
Сторожить.

...

... а ночью. Слышит...!! (страшный рёв...!
И... крик. Осла! (не надо!!) Слов.

... понятно. Что... явился. Лев.

(доесть...) Того.
Кого... не съел.

...

Герасим...
(из пещерки...) Вышел.

... и видит. В кольях...! (еле дышит...
... израненный. Весь...!! Лев... лежит.

На помощь...! Он. К нему. Спешит.

...

Дреколья... и колючки. Вынул.
(а ослик...!) Жив! Здоров!!
 
... не. Сгинул.

...

... ярился. Лев (Кусать пытался...!
(ну а...) Герасим. Всё старался.

И (чистить рану...
Продолжал.

... невольно. МУку...!! (продлевал...
(и лев...) Израненный. Дрожал.

22.10.12г.

... поехал. Снова. К роднику.
(с мешком...) За свежею. Водою.

... вернулся. Льва... побеспокоил.
(и раны...) Снова. Обмывал...

... а. Зверь (не двигаясь...!
Лежал.

... лишь. Из горстИ. Воды... лакал.

...

... себе. Герасим (удивлялся...
(что льва...) При этом! Не боялся.
... четыре дня. Так... повторялось.
... а. На четвёртый. Приподнялся...!
(за...) Ними!! И...
Поплёлся...

Вслед.

... так. Рядом... трое. И пошли.
(со львом...) Осёл. За ними...

Дед.

...

... а. У ключа. Водою... вольной.
(вновь раны...) Льва. Он обливал.

Лев... освежел. Стоял... спокойно.
(в семью вошёл...!
И... третьим.

Стал.

...

... а тут. И тыквы. Подоспели.
(стал старец...) Тыквы те...!

Сушить...
(и всё...!

К источнику носить...!!

... чтобы. Они (сгодились...) Тем!
(в пути кто...) Без воды...

Совсем.

...

... тем самым. Людям стал (полезен...

...

... в ту пору. Лев его (болезный...
(пока...) Герасим отдыхал...
Стерёг... осла. Не убегал.
Изрядно. Времени.
Прожили.

(ни кто...) Не видел...
Не... являлся!
... да и. Герасим.
(не старался...

...

... но. Как то. Люди...!! Проезжали.
(и каждый...!) Разглядеть... пытался!

Как... свою. Руку (положив...!
На голову (большую...) Льва.
Старик... шептал. Ему... слова.
... а ослик. Будто... улыбался...

...

... и стали. Люди... приходить.
(и любопытно...!) Людям. Стало...
И... всем. Хотелось посмотреть.
(но посмотреть...!) Им. Было...

Мало.

   29.10.12г

... и стали. Спрашивать. Его...

(как...?
Лев. Осла? Не растерзает...?
Здесь (может есть...!) Какой... секрет?

... нет. Я... обычный. Как и все.
Герасим. Людям... отвечает.

И... больше...!
(даже - ещё...
Глуп.

... я. Со зверьём. Своим. Живу...
(а вот...) С людьми...!
... и. Не в ладу.

... не так!! Богатство. Разделил.
(хотел...!) Чтоб. Счастливы...
Все... были.

... но. Перессорились. Они.

Зачем...!? (не поровнял...!
Умнее??

... да вот. Ведь (то то...) И оно...!

(ровнять то...) Тех...!!
Кто (сам...!) Не ровен.

... ошибку. Сделал.
(двинул...
Бровью.

...

... я. Брал... себе (против других...!
... ошибку. Сделал.
(и притих...

...

Кивали... люди. Головами...
(дурашлив - видно...!) Старичок.
Меж... тем. Всё это (удивляло...

(что...) Лев. Осла.
... не. Съел. Ещё...!!

...

... остались трое. Наблюдать.

(не стал...) Герасим. Прогонять.
Решил (к работе...!) Их...
Приставить.

... нельзя же. Только (наблюдать!
... так. Не согласие... (задавит...

01.11.12г.

... на день. Другой! Беда... случилась.
(все ночью спали...) Спал... и лев.

... лихие люди. Притаились. Осла (украли...

Осмелев.

...

... а утром. Трое... что. Остались.

Герасиму...
(и говорят...!

... что. Лев твой. Зверь...
(и съел...!) Осла.

... к тому...! Природа... привела.

...

... не стал. Герасим. Спорить с ними.

(взвалил...) На спину...
Свой мешок...!

Побрёл...
(устало...!) За водою...

... а следом. Грустно...
(лев пошёл...

...

Меня. Ты...
(тоже...?) Хочешь. Съесть?

... не всё ль? Равно.
(как...) Умереть...
... но поступлю я. По Завету.
(и страх...!) Смогу я.

Претерпеть.

...

... пришёл. К ручью...
(к воде...) Склонился...

... и снова. Видит...!
Лев. Стоит.
(в том месте...!!) Где.
Стоял... осёл...!

... когда с ним. За водою... шёл.

... ну. Виноватый! Ты. Неси...!!
(и мех с водою...) Нагрузил...
... и сам. Ещё...! На спИну. Сел.
... а лев. И сам... того. Хотел...

...

Теперь...
(дивились люди...) Пуще...!
Собралось...!! Множество людей...

... признайся! Как...?
 
(ведь ты...) Волшебник...!
... или. Какой нибудь!! Злодей...?

Да... нет.
(тогда изрёк...) Герасим.
Обыкновенный... человек.

(а если б..) Только.
Захотели...

... и. Вы (смогли бы...!!
Так. Суметь.

   06.11.12

... а. Как же. Этого... достичь?

...

Добром...
(и лаской...) Поступайте...

Но...
(с лютым...!?) Только?
Пострадать...!!?
Конечно!!
(и ни дать...) Ни взять.

...

Вот (так же!) Вот.
... как. Вы сидите.
Теперь (со мной...) И не боитесь.
... вот также! И потом!! Не бойтесь...

... и. Добрым.
Каждый (из вас...!) Будь...

...

... а ты. От зверя (средство знаешь!!
(и этим...!) Всех нас (защищаешь...

...

Господь. Свою...
(мне...) Благость... дал.
... страх. Победить...!
(и обласкал...!!

Тогда... я. Зверя одного...
... он. Мне (не сделал...

Ни чего.

...

Ну...
Полегли.
(вокруг...) Пещерки.

Лев (тут же...!
Рядом с ними. Лёг.
(а утром встали...) Огляделись...
Увидеть... льва. Ни кто.
(не смог...

...

... Ну ничего...!
(пошёл...) За делом.

... с улыбкой. Старец. Говорит.


Вдруг. Пыль...!! (в пустыне...
Увидали...!

... за пылью! Караван. Струит!!
(весь мечется...!!) Гремит качает...
... и прямо! К старику. Летит...

...

... и. Повалились! В круг. Кольцом.
... а сзади...! Старый... лев.

Хвостом!
(бока...) Рассерженно. Стегает!!
... и. Все тут! Разом.
Понимают...

... что. Ослик...! Жив-здоров.
(и в теле...!!

Последний...
... в череде. Бежит.

...

... а. Было... дело. Это так.
(через пустыню...) Шли купцы.

... на. Них. Разбойники напали...
... и караван. Их... отобрали.

(а ослика...) С собой!!
Свели...

... купцов. Конечно... перебили.
... и всю. Добычу... разделили!

...

Но...
(ветер...
Запахи. До нёс!
Лев... побежал. Догнал. Напал.
(и караван...) Назад!
Пригнал.

... разбойников. Же...!! Распугал.

...

... вот. Хорошо...! Сказали люди.

Герасим...!
(у тебя...) Прибудет...!!

   07.11.12г.

... но. Ранен лев. Стрелою был...
(и потерял...) Не мало. Сил...!

... а люди. Все...! Всплеснув руками...

Вскричали...!!
(удивляясь...) Сами. Какой...!
(имеет...) Разум...!!
Лев.

Нет!
Лев (плохой...!!) Имеет разум.
Ответил... грустно (старец...) Сразу.

... товары. Здесь (большой цены...
(огонь...) Сердцам...!

И... путь. Вины...

...

Пусть...
(кто то...) Сядет на осла.
... и. На большой...
(сведёт их...!) Путь.

... авось. Найдётся... кто нибудь?

Ему...
(вот эти все...!) Богатства.

... в придачу. К ним (ещё...) Осла.

...

... вот так. И... выправим. Дела.

...

... а я. Пойду (со львом...) К воде.
(и помогу...) Его... беде.

... и выну. Там.
Стрелу... из раны.

...

... и стали. Люди. Спорить рьяно.

Одни...!
(с Герасимом...) Пошли.

Другие...!!
Караван. В пустыню...!
... с ослом. Обратно повели.

И (человека...) Там... нашли.
... который. С ними...!!
 
Возвратился.

...

Герасиму... он. Поклонился.
Ты... знаешь? (кто я...?

Ты... бедняк.

(не знаешь...) Ты!
... и всё. Не так.

Разбойник!! Страшный я.
Амру.

... ты. Мне... не страшен.
Сам... умру.

...

... твой. Лев (отнял...!) Мои богатства.
... ты. Возвратил...!! (поборник...!) Братства.

... пришёл. Тебя... благодарить!

...

(возьми!) Шатёр...!!
... в нём! Будешь жить.

...

Не надо...
(отвечал...) Герасим.

... но. От чего же...?
... ты? Так горд...?

... не. Горд.
И... твой шатёр. Хорош...!

(но зависть..!) Будет... возбуждать.
(неровность...) Явится... опять.
 
... я. Не сумею. Разделить.

(его...) Со всеми...
Без. Обид...!

... и стану. Вновь (людей...) Бояться.
... и. Лев мой. От меня... уйдёт.

...

(другой...) Же!
Зверь...! Тогда. Придёт...!!

...

... несёт. Он. Беспокойство. Зависть.
Делёж... упрёки (с ними...
Жадность...!!

Нет!
Не хочу... твоих. Шатров.

(здесь...) Без всего!
Я... жить. Готов.

... с любовью. В сердце...
(и трудах...

...

(и...) Вот тогда...!

...

... покинет. Страх.

    10.11.12г.


Рецензии
Сильно сделано. Помимо обычной этики, здесь глубокая символика.
Лев и осел (на котором Христос въезжает в Иерусалим) символизируют смертоносный Закон.

В Вефиле жил один пророк-старец. Сын его пришел и рассказал ему все, что сделал сегодня человек Божий в Вефиле; и слова, какие он говорил царю, пересказали сыновья отцу своему.
И спросил их отец их: какою дорогою он пошел? И показали сыновья его, какою дорогою пошел человек Божий, приходивший из Иудеи. И сказал он сыновьям своим: оседлайте мне осла. И оседлали ему осла, и он сел на него. И поехал за человеком Божиим, и нашел его сидящего под дубом, и сказал ему: ты ли человек Божий, пришедший из Иудеи? И сказал тот: я. И сказал ему: зайди ко мне в дом и поешь хлеба. Тот сказал: я не могу возвратиться с тобою и пойти к тебе; не буду есть хлеба и не буду пить у тебя воды в сем месте, 17ибо словом Господним сказано мне: "не ешь хлеба и не пей там воды и не возвращайся тою дорогою, которою ты шел". И сказал он ему: и я пророк такой же, как ты, и Ангел говорил мне словом Господним, и сказал: "вороти его к себе в дом; пусть поест он хлеба и напьется воды". - Он солгал ему.
И тот воротился с ним, и поел хлеба в его доме, и напился воды. Когда они еще сидели за столом, слово Господне было к пророку, воротившему его. И произнес он к человеку Божию, пришедшему из Иудеи, и сказал: так говорит Господь: за то, что ты не повиновался устам Господа и не соблюл повеления, которое заповедал тебе Господь Бог твой, но воротился, ел хлеб и пил воду в том месте, о котором Он сказал тебе: "не ешь хлеба и не пей воды", тело твое не войдет в гробницу отцов твоих.
После того, как тот поел хлеба и напился, он оседлал осла для пророка, которого он воротил. И отправился тот. И встретил его на дороге лев и умертвил его. И лежало тело его, брошенное на дороге; осел же стоял подле него, и лев стоял подле тела.
И вот, проходившие мимо люди увидели тело, брошенное на дороге, и льва, стоящего подле тела, и пошли и рассказали в городе, в котором жил пророк-старец. Пророк, воротивший его с дороги, услышав это, сказал: это тот человек Божий, который не повиновался устам Господа; Господь предал его льву, который изломал его и умертвил его, по слову Господа, которое Он изрек ему. И сказал сыновьям своим: оседлайте мне осла. И оседлали они.
Он отправился и нашел тело его, брошенное на дороге; осел же и лев стояли подле тела; лев не съел тела и не изломал осла. И поднял пророк тело человека Божия, и положил его на осла, и повез его обратно. И пошел пророк-старец в город свой, чтобы оплакать и похоронить его. И положил тело его в своей гробнице и плакал по нем: увы, брат мой!
После погребения его он сказал сыновьям своим: когда я умру, похороните меня в гробнице, в которой погребен человек Божий; подле костей его положите кости мои; ибо сбудется слово, которое он по повелению Господню произнес о жертвеннике в Вефиле и о всех капищах на высотах, в городах Самарийских.
(Третья книга Царств 13)

И еще одна китайская притча:

Купцы отправились торговать. Случилось, что в дороге у них издох верблюд. Среди поклажи, которой был нагружен верблюд, было много драгоценностей, превосходные ковры из тончайшей шерсти и разные другие, вещи.
Как только верблюд издох, с него содрали шкуру. Главный купец ушёл, оставив двух помощников, которым он сказал:
— Присматривайте хорошенько за верблюжьей шкурой, не дайте ей намокнуть и сгнить.
Через какое-то время после его ухода пошёл дождь. Оставшиеся двое по глупости прикрыли верблюжью шкуру дорогими коврами, и все ковры сгнили. А разве можно сравнить по ценности ковёр и шкуру? Только глупцы могли шкуру укрыть ковром.
**
Шкура верблюда (корабля пустыни) символизирует учение ислама, драгоценный ковер – богатство знания. И речь здесь опять о Троице…

Валентин Ирхин   04.09.2014 13:29     Заявить о нарушении
... помните? Мы говорили о цифре 52.. которая явилась для вас. Выражением понятого
(и главного...) В свете написанного выше (давайте ещё раз о ней поговорим.

"Шкура верблюда учение ислама, драгоценный ковер – богатство знания.
==============
Значит.. Герасим (посредством...) Ислама - носил - Живую Воду...?

Катерина Крыжановская   04.09.2014 15:37   Заявить о нарушении
Конечно, исторический ислам здесь не слишком причем, главное - Любовь (шерсть- символ суфизма, воспевающего ее). Вода - благодать.
**
52: Пятерка состоит из лвойки закона и троицы благодати, из ПТ-3
**
Я наблюдал и видел, как зимою все деревья кажутся, будто они высохли, и все листья их опали, кроме четырнадцати деревьев, которые не обнажаются, но ожидают, оставаясь со старой листвой, появления новой в течение двух-трех лет.
(Енох 1:3)

Два и три, закон и благодать, находятся в постоянном динамическом взаимодействии - вечном противостоянии и войне в рамках засохших листьев-истин старого мира. Обе борющиеся стороны существуют как единый период, разделенный на две переплетенные части, а их объединение дает число 14. На Востоке два-три года - 7 200 или 10 800 лет (в сумме цифр - девятка); последнее число - продолжительность трех юг (т. е. мирового периода без последней, четвертой юги - Кали) в индийской традиции. Когда листья распустятся вновь, наступит конец света.

Вы же возьмите подобие от смоковницы: когда появятся у нее листья и все ветви ее станут мягкими, наступит конец мира.
(Откровение Петра 2, ср. Мф. 24:32, Лк. 21:29)

В определенное время мир (дом) остается пуст, и с тех пор в нем существует лишь библейская религия. Так будет до появления зеленых листочков, когда листья на смоковнице станут мягкими и настанет конец. Листья - кожа, из которой Адам и Ева сделали себе первые одежды в начале мира, следующем за концом.

И сходились два-три города в один город, чтобы напиться воды, и не могли досыта напиться; но и тогда вы не обратились ко Мне, говорит Господь.
(Амос 4:8)

После потопа (победы водной стихии - благодати) мир возникает вновь. Двойка противоположностей добра и зла разрушится при появлении тройки. Тогда закон потеряет свою всеразрушающую мощь и больше не будет главной действующей силой мира. Вершина треугольника утратит высоту и перестанет быть доминирующей.

Смерть! где твое жало? ад! где твоя победа? Жало же смерти - грех; а сила греха - закон.
(1 Коринфянам 15:55-56)

Где теперь его крючки и каверзы, его казусы, его кляузы и тонкости?
(Шекспир. Гамлет)

С приходом благодати исчезает воздаяние, суд теряет свое лицо и превращается в посмешище, причинно-следственные связи оказываются порванными. Однако это унижение закона затем приводит к его новому торжеству. Тотальное господство благодати означает хаос: поскольку все разрушено, судьбы никак не определены и нет причин для будущей жизни. Мир переходит в сложнейшее состояние всеисчезновения, где Спаситель сливается с разбойником Вараввой и все становятся преступниками (Ис. 53:12). Существование чисто христианского мира невозможно; на третьем этапе двойка проявится опять. Мир снова станет детерминированным.
Я наблюдал, как деревья покрываются зеленью листьев и приносят плоды; и вы обратите внимание на все и узнайте, что все это для вас сотворил Тот, Который живет вечно; посмотрите, как Его произведения существуют пред Ним в каждом новом году и все Его произведения служат Ему и не изнемогаются, но как установил Бог, так все и происходит!
(Енох 1:5)

Мир периодически проявляется в теле Христа, который дает пять хлебов для мира.

Валентин Ирхин   04.09.2014 15:49   Заявить о нарушении
"Мир переходит в сложнейшее состояние всеисчезновения, где Спаситель сливается с разбойником Вараввой и все становятся преступниками (Ис. 53:12).

... но почему же. Не наоборот? Разбойник становится спасителем (и весь мир?

"Мир периодически проявляется в теле Христа, который дает пять хлебов для мира.

... но мы же с вами разобрали - что душа - это Христос.
... а. Значит! Тело ХРИСТА - В МИРЕ.
"СЕ СТОЮ У ДВЕРИ И СТУЧУ.. ЕСЛИ КТО УСЛЫШИТ ГОЛОС МОЙ. ВОЙДУ. И РАЗДЕЛЮ ТРАПЕЗУ С НИМ... "

... и как? Он. Может стать разбойником... со всем миром?

Катерина Крыжановская   04.09.2014 16:14   Заявить о нарушении
... НАМ ПРОСТО НАДО ЕГО УСЛЫШАТЬ..

Катерина Крыжановская   04.09.2014 16:15   Заявить о нарушении
Да, это страшные слова Евангелия:

И сбылось слово Писания: и к злодеям причтен. Проходящие злословили Его, кивая головами своими и говоря: э! разрушающий храм, и в три (!) дня созидающий! спаси Себя Самого и сойди со креста. (Мк 15)

Мир рушится, завеса Храма (Его Тела, 2+3) разорвана...
Работает Зеркало в иной мир, оно переворачивается - Он становится спасителем...
Но они не слышат...

Валентин Ирхин   04.09.2014 16:31   Заявить о нарушении
... быть причтённым (не значит...) Быть.
А вот разбойник (не был спасителем...) А. Стал.. рядом.

Катерина Крыжановская   04.09.2014 20:12   Заявить о нарушении
Чем ближе к оригиналу, к первоистоку, к сжатому простому смыслу сакрального текста, тем точнее.
В самом кратком и древнем Евангелии от Марка стоит: «И распятые с Ним поносили Его».
Это противоречие конечно не отрицает других Евангелий, но означает вечность и многозначность этого сюжета, сжатого как пружина.

Валентин Ирхин   04.09.2014 20:43   Заявить о нарушении
Поносил.. один. Из двух..
(второй принял..
(но думаю... главнее.. (как приняли мы..

Катерина Крыжановская   04.09.2014 21:13   Заявить о нарушении
Вот так лучше – это верный человеческий выбор!
Но исходно Варавва (бар-Абба – сын Отца) и Христос – одно лицо,
оба разбойника отвергают Спасителя, народ выбирает Варавву...
Но встает проблема двойственности…

Валентин Ирхин   05.09.2014 06:54   Заявить о нарушении
Народ всегда выбирает земного царя:

И не понравилось слово сие Самуилу, когда они сказали: дай нам царя, чтобы он судил нас. И молился Самуил Господу. И сказал Господь Самуилу: послушай голоса народа во всем, что они говорят тебе; ибо не тебя они отвергли, но отвергли Меня, чтоб Я не царствовал над ними. (1 Цар. 8:6-7)

Валентин Ирхин   05.09.2014 07:32   Заявить о нарушении
Евангельское описание.

Евангелисты, описывая распятие Христа, упоминают о двух казнённых вместе с ним людях, называя их разбойниками или злодеями. Наиболее полный рассказ об этом приводится у евангелиста Луки:

« Вели с Ним на смерть и двух злодеев. И когда пришли на место, называемое Лобное, там распяли Его и злодеев, одного по правую, а другого по левую сторону…
Один из повешенных злодеев злословил Его и говорил: «если Ты Христос, спаси Себя и нас».
Другой же, напротив, унимал его и говорил: «или ты не боишься Бога, когда и сам осужден на то же? и мы осуждены справедливо, потому что достойное по делам нашим приняли, а Он ничего худого не сделал». И сказал Иисусу: помяни меня, Господи, когда приидешь в Царствие Твое! И сказал ему Иисус: истинно говорю тебе, ныне же будешь со Мною в раю.

(Лк. 23:32-43) »
Напротив, в кратких рассказах об этом в Евангелиях от Матфея и Марка Иисуса поносили оба разбойника (Мф. 27:44, Мк. 15:32).

Покаявшийся разбойник получил в христианской традиции прозвище «Благоразумный» и, по преданию, первым вошёл в рай. Разбойник вспоминается в православных песнопениях Великой пятницы при чтении Двенадцати евангелий: «Разбойника благоразумнаго во едином часе раеви сподобил еси, Господи»[1], а его слова на кресте стали началом великопостного последования изобразительных: «Помяни мя Господи, егда приидеши во Царствии Твоем».[2]

Истолкование в христианстве[править | править вики-текст]

Братья Лимбурги, «Снятие с креста», миниатюра из Великолепного часослова герцога Беррийского
Традиционно считается, что Благоразумный разбойник был первым спасённым человеком из всех уверовавших во Христа[3] и был третьим обитателем рая из людей (после Еноха и Илии, взятых на небо живыми). История с попаданием в рай Благоразумного разбойника является не просто иллюстрацией раскаяния злодея. Она истолковывается церковью как готовность Бога даровать прощение умирающему даже в самый последний момент.

Наиболее подробно вопрос о благочестивом разбойнике был рассмотрен Иоанном Златоустом в его беседе «О кресте и разбойнике, и о втором пришествии Христа, и о непрестанной молитве за врагов».[4] Святитель, изучая покаяние разбойника и церковное предание о том, что он первый вошёл в рай, делает следующие выводы:

Христос, будучи распинаем, оскорбляем, оплёвываем, поносим, бесславим, совершает чудо — он переменил порочную душу разбойника;
Величие души разбойника Златоуст выводит из сравнения его с апостолом Петром: «когда Петр отрекся долу, тогда разбойник исповедал горе». Святитель при этом, не порицая Петра, говорит, что ученик Христа не вынес угрозы ничтожной девушки, а разбойник, видя, как народ кричит, беснуется и хулит распятого Христа, не обратил на них внимания, но очами веры «познал Владыку небес»;
Златоуст обращает внимание на то, что благочестивый разбойник, в отличие от других людей, «не видел ни воскрешаемого мертвеца, ни изгоняемых демонов, не видел повинующегося моря; Христос ничего не сказал ему ни о царстве, ни о геенне», но при этом он «исповедал Его прежде всех».
Иоанн Лествичник рассматривает пример Благоразумного разбойника как показатель возможности быстрых перемен в человеке: «Иуда был в соборе учеников Христовых, а разбойник — в числе убийц; но в одно мгновение произошла с ними чудная перемена».[5]

Кроме того, данный прецедент лёг в основу католического понятия о крещении желанием (Baptismus Flaminis), которое толкуется следующим образом: если кто пожелал принять крещение, но не смог по непреодолимым обстоятельствам быть должным образом крещёным, он всё равно может быть спасен милостью Божией.

Святитель Феофан Затворник, характеризуя веру Благоразумного разбойника, пишет, что крест Благоразумного разбойника есть крест очищения себя от страстей, в то время, как Крест Господень — крест жертвы чистой и непорочной.[6]

Вера благоразумного разбойника как образец для подражания всеми христианами является одной из древнейших в церковных проповедях (самая ранняя была написана не позднее 125 года святым Аристидом[7]).

Святитель Игнатий (Брянчанинов) даёт этому следующее толкование:

Один из них злоречил и хулил Господа; другой признал себя достойным казни за злодеяния свои, а Господа страдальцем невинным. Внезапно самоукорение отверзло ему сердечные очи, и он в невинном страдальце-человеке увидел страждущего за человечество всесвятого Бога. Этого не видели ни ученые, ни священники, ни архиереи иудейские, несмотря на то, что почивали на Законе Божием и тщательно изучили его по букве. Разбойник делается Богословом, и пред лицом всех, признававших себя мудрыми и могущественными, насмехавшихся над Господом, исповедует Его, попирая своим святым мнением ошибочное мнение мудрых о себе и сильных собою. Разбойника-хулителя грех богохульства, тягчайший всех прочих грехов, низвел во ад, усугубил там для него вечную муку. Разбойника, пришедшего при посредстве искреннего самоосуждения к истинному Богопознанию, исповедание Искупителя, свойственное и возможное одним смиренным, ввело в рай. Тот же крест — у обоих разбойников! противоположные помышления, чувствования, слова были причиною противоположных последствий.[8]

Катерина Крыжановская   05.09.2014 09:06   Заявить о нарушении
Да, спасибо за обзор святоотеческого предания.
Но все же это "предания человеческие", попытки выбора, они не могут заменить полноты истины св.Писания...
Грозный двадцатый век породил новые предания ("Мастер и Маргарита" - еще далеко не самое сильное).

Валентин Ирхин   05.09.2014 09:47   Заявить о нарушении
... но почему же предание. Упоминается - 2 - Евангелия (но с разными упоминаниями. (и рассуждения от 125г.
... но если порассуждаем мы. Возможно хулили оба.. но один прозрел и увидел Его.
Так что.. всё достоверно...

Катерина Крыжановская   05.09.2014 10:16   Заявить о нарушении
Рассуждение - это правильный подход, но простая логика здесь недостаточна, для толкования нужно привлекать другие места св.Писания, символически близкие истории и притчи (с притч мы здесь и начали)...

Первосвященники и старейшины и весь синедрион искали лжесвидетельства против Иисуса, чтобы предать Его смерти, и не находили; и, хотя много лжесвидетелей приходило, не нашли. Но наконец пришли _два_ лжесвидетеля и сказали: Он говорил: могу разрушить храм Божий и в _три_ дня создать его. (От Матфея 26:59-61)

И каждый раз этот вопрос должен решаться заново, лично - ничего окончательного для всех здесь быть не может - разве что тот же Варавва...

Валентин Ирхин   05.09.2014 10:49   Заявить о нарушении
Речь ведь не о мирской истории, а о сакральной, повторяющейся в душе каждого спасающегося человека, где происходит выбор...

Валентин Ирхин   05.09.2014 10:56   Заявить о нарушении
... я понимаю (и всё таки мне кажется...) Что события произошедшие со вторым разбойником - освещают наше сердечное борение. И зачастую.. просветление приходит на самом краю. И в последний свой час! "В чём застану в том приму" - с какими мыслями в душе будем уходить из жизни..

Катерина Крыжановская   05.09.2014 11:14   Заявить о нарушении
я... Вчера...
Катерина Крыжановская

я... Вчера.

Была...
Свидетелем.

Умирания.

...

(это...) Труд...

...

Это...
(всё - равно - что...!) Поднять...
(целый...!!
Пуд.

... соли. Слез!!

Напряженья...
Страдания.

...

Человеку... девятый... десяток.

... Взор - пронзителен.
(кожа - желта...

И...
(обтянута...!) Впадина. Рта...

... и. Ни кто...
... не. Играет... в прятки.

... всё. В свой... час.

...

(и...) Душа. Принимает...

ВСТРЕЧИ... ЖДЁТ.

... что. ГОСПОДЬ... ПРИЗОВЕТ...!!

(точно...) Знает.
(и - о - том...!) Не - страдает...

...

Но...
(боренье...!!

...

... желанье.
... остаться.

...

.......!!! ЭТО... Т Р У Д .

...

(! это...
Почти.

... Труд. Р о ж д а т ь с я...!!

...

(всё...) В - Свой. ЧАС...

08.11.10г.

Катерина Крыжановская   05.09.2014 11:18   Заявить о нарушении
Очень хорошо!
Иногда говорят, что наша душа - это поле последней битвы (кажется, у Достоевского), Армагеддона, как мы читали у Брэдбери...

Трудно человеку, даже очень хорошему, расставаться с земным миром, с его богатством.
Но и без накопленного богатства добрых дел и знания нельзя – без него не сделаешь верный выбор. Нужно только суметь его вовремя истратить... (здесь, конечно, начинаются упрощения, неточности)

Просветление мгновенно, но ему предшествует долгая духовная работа…
"Трудно рождение просветленного" :)

Валентин Ирхин   05.09.2014 13:08   Заявить о нарушении
... но это могут быть. Телесные скорби (и от этой боли...
Человек ищет помощи - душевным. Криком..
(непреведи Господь..

Катерина Крыжановская   05.09.2014 13:27   Заявить о нарушении
Это всё прощается.
Гефсиманский плач.
Жалобы и проклятия Иова.
Если человек прошел все это при жизни - ему проще.

Валентин Ирхин   05.09.2014 13:38   Заявить о нарушении
... я всё таки открыла вашу вторую книгу...
Там написано "когда человек найдёт..." А если я уже нашла..
(вновь возвращаюсь к вопросу о лишних знаниях...
... какие знания могут быть лишними..

Катерина Крыжановская   05.09.2014 13:52   Заявить о нарушении
Сами по себе знание (в высоком смысле) не бывает лишним, лишним оно будет для того, кто не умеет (не готов) им пользоваться или хочет пользоваться эгоистически.
Другое дело - промежуточные результаты и плоды (на них можно застрять, остановиться), упражнения (вначале играем гаммы, только потом - симфонию, целое).
А пределов нет - Путь, Истина и Жизнь одновременны, продолжаются.
"Будьте совершенны, как Отец Небесный", и еще много такого...

Валентин Ирхин   05.09.2014 14:13   Заявить о нарушении
...Не потому, чтобы я уже достиг, или усовершился; но стремлюсь, не достигну ли я, как достиг меня Христос Иисус.
Братия, я не почитаю себя достигшим; а только, забывая заднее и простираясь вперед, стремлюсь к цели, к почести вышнего звания Божия во Христе Иисусе.
Итак, кто из нас совершен, так должен мыслить; если же вы о чем иначе мыслите, то и это Бог вам откроет. (Флп.3:13)

Валентин Ирхин   05.09.2014 15:43   Заявить о нарушении
(полемика перенесена.. в КубикРубик -11..

Катерина Крыжановская   10.09.2014 12:46   Заявить о нарушении
На это произведение написано 9 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.