Рецензии на произведение «Лесков. Лев старца Герасима. Переложение»

Рецензия на «Лесков. Лев старца Герасима. Переложение» (Катерина Крыжановская)

Сильно сделано. Помимо обычной этики, здесь глубокая символика.
Лев и осел (на котором Христос въезжает в Иерусалим) символизируют смертоносный Закон.

В Вефиле жил один пророк-старец. Сын его пришел и рассказал ему все, что сделал сегодня человек Божий в Вефиле; и слова, какие он говорил царю, пересказали сыновья отцу своему.
И спросил их отец их: какою дорогою он пошел? И показали сыновья его, какою дорогою пошел человек Божий, приходивший из Иудеи. И сказал он сыновьям своим: оседлайте мне осла. И оседлали ему осла, и он сел на него. И поехал за человеком Божиим, и нашел его сидящего под дубом, и сказал ему: ты ли человек Божий, пришедший из Иудеи? И сказал тот: я. И сказал ему: зайди ко мне в дом и поешь хлеба. Тот сказал: я не могу возвратиться с тобою и пойти к тебе; не буду есть хлеба и не буду пить у тебя воды в сем месте, 17ибо словом Господним сказано мне: "не ешь хлеба и не пей там воды и не возвращайся тою дорогою, которою ты шел". И сказал он ему: и я пророк такой же, как ты, и Ангел говорил мне словом Господним, и сказал: "вороти его к себе в дом; пусть поест он хлеба и напьется воды". - Он солгал ему.
И тот воротился с ним, и поел хлеба в его доме, и напился воды. Когда они еще сидели за столом, слово Господне было к пророку, воротившему его. И произнес он к человеку Божию, пришедшему из Иудеи, и сказал: так говорит Господь: за то, что ты не повиновался устам Господа и не соблюл повеления, которое заповедал тебе Господь Бог твой, но воротился, ел хлеб и пил воду в том месте, о котором Он сказал тебе: "не ешь хлеба и не пей воды", тело твое не войдет в гробницу отцов твоих.
После того, как тот поел хлеба и напился, он оседлал осла для пророка, которого он воротил. И отправился тот. И встретил его на дороге лев и умертвил его. И лежало тело его, брошенное на дороге; осел же стоял подле него, и лев стоял подле тела.
И вот, проходившие мимо люди увидели тело, брошенное на дороге, и льва, стоящего подле тела, и пошли и рассказали в городе, в котором жил пророк-старец. Пророк, воротивший его с дороги, услышав это, сказал: это тот человек Божий, который не повиновался устам Господа; Господь предал его льву, который изломал его и умертвил его, по слову Господа, которое Он изрек ему. И сказал сыновьям своим: оседлайте мне осла. И оседлали они.
Он отправился и нашел тело его, брошенное на дороге; осел же и лев стояли подле тела; лев не съел тела и не изломал осла. И поднял пророк тело человека Божия, и положил его на осла, и повез его обратно. И пошел пророк-старец в город свой, чтобы оплакать и похоронить его. И положил тело его в своей гробнице и плакал по нем: увы, брат мой!
После погребения его он сказал сыновьям своим: когда я умру, похороните меня в гробнице, в которой погребен человек Божий; подле костей его положите кости мои; ибо сбудется слово, которое он по повелению Господню произнес о жертвеннике в Вефиле и о всех капищах на высотах, в городах Самарийских.
(Третья книга Царств 13)

И еще одна китайская притча:

Купцы отправились торговать. Случилось, что в дороге у них издох верблюд. Среди поклажи, которой был нагружен верблюд, было много драгоценностей, превосходные ковры из тончайшей шерсти и разные другие, вещи.
Как только верблюд издох, с него содрали шкуру. Главный купец ушёл, оставив двух помощников, которым он сказал:
— Присматривайте хорошенько за верблюжьей шкурой, не дайте ей намокнуть и сгнить.
Через какое-то время после его ухода пошёл дождь. Оставшиеся двое по глупости прикрыли верблюжью шкуру дорогими коврами, и все ковры сгнили. А разве можно сравнить по ценности ковёр и шкуру? Только глупцы могли шкуру укрыть ковром.
**
Шкура верблюда (корабля пустыни) символизирует учение ислама, драгоценный ковер – богатство знания. И речь здесь опять о Троице…

Валентин Ирхин   04.09.2014 13:29     Заявить о нарушении
... помните? Мы говорили о цифре 52.. которая явилась для вас. Выражением понятого
(и главного...) В свете написанного выше (давайте ещё раз о ней поговорим.

"Шкура верблюда учение ислама, драгоценный ковер – богатство знания.
==============
Значит.. Герасим (посредством...) Ислама - носил - Живую Воду...?

Катерина Крыжановская   04.09.2014 15:37   Заявить о нарушении
Конечно, исторический ислам здесь не слишком причем, главное - Любовь (шерсть- символ суфизма, воспевающего ее). Вода - благодать.
**
52: Пятерка состоит из лвойки закона и троицы благодати, из ПТ-3
**
Я наблюдал и видел, как зимою все деревья кажутся, будто они высохли, и все листья их опали, кроме четырнадцати деревьев, которые не обнажаются, но ожидают, оставаясь со старой листвой, появления новой в течение двух-трех лет.
(Енох 1:3)

Два и три, закон и благодать, находятся в постоянном динамическом взаимодействии - вечном противостоянии и войне в рамках засохших листьев-истин старого мира. Обе борющиеся стороны существуют как единый период, разделенный на две переплетенные части, а их объединение дает число 14. На Востоке два-три года - 7 200 или 10 800 лет (в сумме цифр - девятка); последнее число - продолжительность трех юг (т. е. мирового периода без последней, четвертой юги - Кали) в индийской традиции. Когда листья распустятся вновь, наступит конец света.

Вы же возьмите подобие от смоковницы: когда появятся у нее листья и все ветви ее станут мягкими, наступит конец мира.
(Откровение Петра 2, ср. Мф. 24:32, Лк. 21:29)

В определенное время мир (дом) остается пуст, и с тех пор в нем существует лишь библейская религия. Так будет до появления зеленых листочков, когда листья на смоковнице станут мягкими и настанет конец. Листья - кожа, из которой Адам и Ева сделали себе первые одежды в начале мира, следующем за концом.

И сходились два-три города в один город, чтобы напиться воды, и не могли досыта напиться; но и тогда вы не обратились ко Мне, говорит Господь.
(Амос 4:8)

После потопа (победы водной стихии - благодати) мир возникает вновь. Двойка противоположностей добра и зла разрушится при появлении тройки. Тогда закон потеряет свою всеразрушающую мощь и больше не будет главной действующей силой мира. Вершина треугольника утратит высоту и перестанет быть доминирующей.

Смерть! где твое жало? ад! где твоя победа? Жало же смерти - грех; а сила греха - закон.
(1 Коринфянам 15:55-56)

Где теперь его крючки и каверзы, его казусы, его кляузы и тонкости?
(Шекспир. Гамлет)

С приходом благодати исчезает воздаяние, суд теряет свое лицо и превращается в посмешище, причинно-следственные связи оказываются порванными. Однако это унижение закона затем приводит к его новому торжеству. Тотальное господство благодати означает хаос: поскольку все разрушено, судьбы никак не определены и нет причин для будущей жизни. Мир переходит в сложнейшее состояние всеисчезновения, где Спаситель сливается с разбойником Вараввой и все становятся преступниками (Ис. 53:12). Существование чисто христианского мира невозможно; на третьем этапе двойка проявится опять. Мир снова станет детерминированным.
Я наблюдал, как деревья покрываются зеленью листьев и приносят плоды; и вы обратите внимание на все и узнайте, что все это для вас сотворил Тот, Который живет вечно; посмотрите, как Его произведения существуют пред Ним в каждом новом году и все Его произведения служат Ему и не изнемогаются, но как установил Бог, так все и происходит!
(Енох 1:5)

Мир периодически проявляется в теле Христа, который дает пять хлебов для мира.

Валентин Ирхин   04.09.2014 15:49   Заявить о нарушении
"Мир переходит в сложнейшее состояние всеисчезновения, где Спаситель сливается с разбойником Вараввой и все становятся преступниками (Ис. 53:12).

... но почему же. Не наоборот? Разбойник становится спасителем (и весь мир?

"Мир периодически проявляется в теле Христа, который дает пять хлебов для мира.

... но мы же с вами разобрали - что душа - это Христос.
... а. Значит! Тело ХРИСТА - В МИРЕ.
"СЕ СТОЮ У ДВЕРИ И СТУЧУ.. ЕСЛИ КТО УСЛЫШИТ ГОЛОС МОЙ. ВОЙДУ. И РАЗДЕЛЮ ТРАПЕЗУ С НИМ... "

... и как? Он. Может стать разбойником... со всем миром?

Катерина Крыжановская   04.09.2014 16:14   Заявить о нарушении
... НАМ ПРОСТО НАДО ЕГО УСЛЫШАТЬ..

Катерина Крыжановская   04.09.2014 16:15   Заявить о нарушении
Да, это страшные слова Евангелия:

И сбылось слово Писания: и к злодеям причтен. Проходящие злословили Его, кивая головами своими и говоря: э! разрушающий храм, и в три (!) дня созидающий! спаси Себя Самого и сойди со креста. (Мк 15)

Мир рушится, завеса Храма (Его Тела, 2+3) разорвана...
Работает Зеркало в иной мир, оно переворачивается - Он становится спасителем...
Но они не слышат...

Валентин Ирхин   04.09.2014 16:31   Заявить о нарушении
... быть причтённым (не значит...) Быть.
А вот разбойник (не был спасителем...) А. Стал.. рядом.

Катерина Крыжановская   04.09.2014 20:12   Заявить о нарушении
Чем ближе к оригиналу, к первоистоку, к сжатому простому смыслу сакрального текста, тем точнее.
В самом кратком и древнем Евангелии от Марка стоит: «И распятые с Ним поносили Его».
Это противоречие конечно не отрицает других Евангелий, но означает вечность и многозначность этого сюжета, сжатого как пружина.

Валентин Ирхин   04.09.2014 20:43   Заявить о нарушении
Поносил.. один. Из двух..
(второй принял..
(но думаю... главнее.. (как приняли мы..

Катерина Крыжановская   04.09.2014 21:13   Заявить о нарушении
Вот так лучше – это верный человеческий выбор!
Но исходно Варавва (бар-Абба – сын Отца) и Христос – одно лицо,
оба разбойника отвергают Спасителя, народ выбирает Варавву...
Но встает проблема двойственности…

Валентин Ирхин   05.09.2014 06:54   Заявить о нарушении
Народ всегда выбирает земного царя:

И не понравилось слово сие Самуилу, когда они сказали: дай нам царя, чтобы он судил нас. И молился Самуил Господу. И сказал Господь Самуилу: послушай голоса народа во всем, что они говорят тебе; ибо не тебя они отвергли, но отвергли Меня, чтоб Я не царствовал над ними. (1 Цар. 8:6-7)

Валентин Ирхин   05.09.2014 07:32   Заявить о нарушении
Евангельское описание.

Евангелисты, описывая распятие Христа, упоминают о двух казнённых вместе с ним людях, называя их разбойниками или злодеями. Наиболее полный рассказ об этом приводится у евангелиста Луки:

« Вели с Ним на смерть и двух злодеев. И когда пришли на место, называемое Лобное, там распяли Его и злодеев, одного по правую, а другого по левую сторону…
Один из повешенных злодеев злословил Его и говорил: «если Ты Христос, спаси Себя и нас».
Другой же, напротив, унимал его и говорил: «или ты не боишься Бога, когда и сам осужден на то же? и мы осуждены справедливо, потому что достойное по делам нашим приняли, а Он ничего худого не сделал». И сказал Иисусу: помяни меня, Господи, когда приидешь в Царствие Твое! И сказал ему Иисус: истинно говорю тебе, ныне же будешь со Мною в раю.

(Лк. 23:32-43) »
Напротив, в кратких рассказах об этом в Евангелиях от Матфея и Марка Иисуса поносили оба разбойника (Мф. 27:44, Мк. 15:32).

Покаявшийся разбойник получил в христианской традиции прозвище «Благоразумный» и, по преданию, первым вошёл в рай. Разбойник вспоминается в православных песнопениях Великой пятницы при чтении Двенадцати евангелий: «Разбойника благоразумнаго во едином часе раеви сподобил еси, Господи»[1], а его слова на кресте стали началом великопостного последования изобразительных: «Помяни мя Господи, егда приидеши во Царствии Твоем».[2]

Истолкование в христианстве[править | править вики-текст]

Братья Лимбурги, «Снятие с креста», миниатюра из Великолепного часослова герцога Беррийского
Традиционно считается, что Благоразумный разбойник был первым спасённым человеком из всех уверовавших во Христа[3] и был третьим обитателем рая из людей (после Еноха и Илии, взятых на небо живыми). История с попаданием в рай Благоразумного разбойника является не просто иллюстрацией раскаяния злодея. Она истолковывается церковью как готовность Бога даровать прощение умирающему даже в самый последний момент.

Наиболее подробно вопрос о благочестивом разбойнике был рассмотрен Иоанном Златоустом в его беседе «О кресте и разбойнике, и о втором пришествии Христа, и о непрестанной молитве за врагов».[4] Святитель, изучая покаяние разбойника и церковное предание о том, что он первый вошёл в рай, делает следующие выводы:

Христос, будучи распинаем, оскорбляем, оплёвываем, поносим, бесславим, совершает чудо — он переменил порочную душу разбойника;
Величие души разбойника Златоуст выводит из сравнения его с апостолом Петром: «когда Петр отрекся долу, тогда разбойник исповедал горе». Святитель при этом, не порицая Петра, говорит, что ученик Христа не вынес угрозы ничтожной девушки, а разбойник, видя, как народ кричит, беснуется и хулит распятого Христа, не обратил на них внимания, но очами веры «познал Владыку небес»;
Златоуст обращает внимание на то, что благочестивый разбойник, в отличие от других людей, «не видел ни воскрешаемого мертвеца, ни изгоняемых демонов, не видел повинующегося моря; Христос ничего не сказал ему ни о царстве, ни о геенне», но при этом он «исповедал Его прежде всех».
Иоанн Лествичник рассматривает пример Благоразумного разбойника как показатель возможности быстрых перемен в человеке: «Иуда был в соборе учеников Христовых, а разбойник — в числе убийц; но в одно мгновение произошла с ними чудная перемена».[5]

Кроме того, данный прецедент лёг в основу католического понятия о крещении желанием (Baptismus Flaminis), которое толкуется следующим образом: если кто пожелал принять крещение, но не смог по непреодолимым обстоятельствам быть должным образом крещёным, он всё равно может быть спасен милостью Божией.

Святитель Феофан Затворник, характеризуя веру Благоразумного разбойника, пишет, что крест Благоразумного разбойника есть крест очищения себя от страстей, в то время, как Крест Господень — крест жертвы чистой и непорочной.[6]

Вера благоразумного разбойника как образец для подражания всеми христианами является одной из древнейших в церковных проповедях (самая ранняя была написана не позднее 125 года святым Аристидом[7]).

Святитель Игнатий (Брянчанинов) даёт этому следующее толкование:

Один из них злоречил и хулил Господа; другой признал себя достойным казни за злодеяния свои, а Господа страдальцем невинным. Внезапно самоукорение отверзло ему сердечные очи, и он в невинном страдальце-человеке увидел страждущего за человечество всесвятого Бога. Этого не видели ни ученые, ни священники, ни архиереи иудейские, несмотря на то, что почивали на Законе Божием и тщательно изучили его по букве. Разбойник делается Богословом, и пред лицом всех, признававших себя мудрыми и могущественными, насмехавшихся над Господом, исповедует Его, попирая своим святым мнением ошибочное мнение мудрых о себе и сильных собою. Разбойника-хулителя грех богохульства, тягчайший всех прочих грехов, низвел во ад, усугубил там для него вечную муку. Разбойника, пришедшего при посредстве искреннего самоосуждения к истинному Богопознанию, исповедание Искупителя, свойственное и возможное одним смиренным, ввело в рай. Тот же крест — у обоих разбойников! противоположные помышления, чувствования, слова были причиною противоположных последствий.[8]

Катерина Крыжановская   05.09.2014 09:06   Заявить о нарушении
Да, спасибо за обзор святоотеческого предания.
Но все же это "предания человеческие", попытки выбора, они не могут заменить полноты истины св.Писания...
Грозный двадцатый век породил новые предания ("Мастер и Маргарита" - еще далеко не самое сильное).

Валентин Ирхин   05.09.2014 09:47   Заявить о нарушении
... но почему же предание. Упоминается - 2 - Евангелия (но с разными упоминаниями. (и рассуждения от 125г.
... но если порассуждаем мы. Возможно хулили оба.. но один прозрел и увидел Его.
Так что.. всё достоверно...

Катерина Крыжановская   05.09.2014 10:16   Заявить о нарушении
Рассуждение - это правильный подход, но простая логика здесь недостаточна, для толкования нужно привлекать другие места св.Писания, символически близкие истории и притчи (с притч мы здесь и начали)...

Первосвященники и старейшины и весь синедрион искали лжесвидетельства против Иисуса, чтобы предать Его смерти, и не находили; и, хотя много лжесвидетелей приходило, не нашли. Но наконец пришли _два_ лжесвидетеля и сказали: Он говорил: могу разрушить храм Божий и в _три_ дня создать его. (От Матфея 26:59-61)

И каждый раз этот вопрос должен решаться заново, лично - ничего окончательного для всех здесь быть не может - разве что тот же Варавва...

Валентин Ирхин   05.09.2014 10:49   Заявить о нарушении
Речь ведь не о мирской истории, а о сакральной, повторяющейся в душе каждого спасающегося человека, где происходит выбор...

Валентин Ирхин   05.09.2014 10:56   Заявить о нарушении
... я понимаю (и всё таки мне кажется...) Что события произошедшие со вторым разбойником - освещают наше сердечное борение. И зачастую.. просветление приходит на самом краю. И в последний свой час! "В чём застану в том приму" - с какими мыслями в душе будем уходить из жизни..

Катерина Крыжановская   05.09.2014 11:14   Заявить о нарушении
я... Вчера...
Катерина Крыжановская

я... Вчера.

Была...
Свидетелем.

Умирания.

...

(это...) Труд...

...

Это...
(всё - равно - что...!) Поднять...
(целый...!!
Пуд.

... соли. Слез!!

Напряженья...
Страдания.

...

Человеку... девятый... десяток.

... Взор - пронзителен.
(кожа - желта...

И...
(обтянута...!) Впадина. Рта...

... и. Ни кто...
... не. Играет... в прятки.

... всё. В свой... час.

...

(и...) Душа. Принимает...

ВСТРЕЧИ... ЖДЁТ.

... что. ГОСПОДЬ... ПРИЗОВЕТ...!!

(точно...) Знает.
(и - о - том...!) Не - страдает...

...

Но...
(боренье...!!

...

... желанье.
... остаться.

...

.......!!! ЭТО... Т Р У Д .

...

(! это...
Почти.

... Труд. Р о ж д а т ь с я...!!

...

(всё...) В - Свой. ЧАС...

08.11.10г.

Катерина Крыжановская   05.09.2014 11:18   Заявить о нарушении
Очень хорошо!
Иногда говорят, что наша душа - это поле последней битвы (кажется, у Достоевского), Армагеддона, как мы читали у Брэдбери...

Трудно человеку, даже очень хорошему, расставаться с земным миром, с его богатством.
Но и без накопленного богатства добрых дел и знания нельзя – без него не сделаешь верный выбор. Нужно только суметь его вовремя истратить... (здесь, конечно, начинаются упрощения, неточности)

Просветление мгновенно, но ему предшествует долгая духовная работа…
"Трудно рождение просветленного" :)

Валентин Ирхин   05.09.2014 13:08   Заявить о нарушении
... но это могут быть. Телесные скорби (и от этой боли...
Человек ищет помощи - душевным. Криком..
(непреведи Господь..

Катерина Крыжановская   05.09.2014 13:27   Заявить о нарушении
Это всё прощается.
Гефсиманский плач.
Жалобы и проклятия Иова.
Если человек прошел все это при жизни - ему проще.

Валентин Ирхин   05.09.2014 13:38   Заявить о нарушении
... я всё таки открыла вашу вторую книгу...
Там написано "когда человек найдёт..." А если я уже нашла..
(вновь возвращаюсь к вопросу о лишних знаниях...
... какие знания могут быть лишними..

Катерина Крыжановская   05.09.2014 13:52   Заявить о нарушении
Сами по себе знание (в высоком смысле) не бывает лишним, лишним оно будет для того, кто не умеет (не готов) им пользоваться или хочет пользоваться эгоистически.
Другое дело - промежуточные результаты и плоды (на них можно застрять, остановиться), упражнения (вначале играем гаммы, только потом - симфонию, целое).
А пределов нет - Путь, Истина и Жизнь одновременны, продолжаются.
"Будьте совершенны, как Отец Небесный", и еще много такого...

Валентин Ирхин   05.09.2014 14:13   Заявить о нарушении
...Не потому, чтобы я уже достиг, или усовершился; но стремлюсь, не достигну ли я, как достиг меня Христос Иисус.
Братия, я не почитаю себя достигшим; а только, забывая заднее и простираясь вперед, стремлюсь к цели, к почести вышнего звания Божия во Христе Иисусе.
Итак, кто из нас совершен, так должен мыслить; если же вы о чем иначе мыслите, то и это Бог вам откроет. (Флп.3:13)

Валентин Ирхин   05.09.2014 15:43   Заявить о нарушении
(полемика перенесена.. в КубикРубик -11..

Катерина Крыжановская   10.09.2014 12:46   Заявить о нарушении
Рецензия на «Лесков. Лев старца Герасима. Переложение» (Катерина Крыжановская)

Спасибо, Катенька!
Славная сказка - если б ещё научила кого!))))))))
А я давно знаю, что нечего бояться тому, у кого ничего нет!))))))
Нищие и бомжи никого не боятся, только себе подобных...
Кто может последний кусок отнять...
Как неприглядно с этой стороны человеческое сообщество!))))
Спасибо за мудрость, Катенька!

Соловей Заочник   13.11.2012 16:21     Заявить о нарушении
Света - спасибо! И - низкий - поклон... Лескову :)

Катерина Крыжановская   13.11.2012 21:45   Заявить о нарушении
:) только это не сказка. И - на самом деле... был - такой... Старец Герасим...

Катерина Крыжановская   13.11.2012 21:47   Заявить о нарушении
Рецензия на «Лесков. Лев старца Герасима. Переложение» (Катерина Крыжановская)

Прочёл всё вместе, Катерина. Поучительная притча )
Звери часто благодарней и преданней людей (особенно когда человек, коему они благодарны, беЗкорыстен)))

Борис Пинаев   11.11.2012 23:46     Заявить о нарушении
:) Благодарю - Вас. Этот - человек... тоже - проник - в - мою душу...
Спасибо!

Катерина Крыжановская   11.11.2012 23:51   Заявить о нарушении
:) Благодарю - Вас...!

Катерина Крыжановская   11.11.2012 23:19   Заявить о нарушении
Рецензия на «Лесков. Лев старца Герасима. Переложение» (Катерина Крыжановская)

И хватило же у Вас терпения сочинить всё это! Извините,не дочитала до конца. Успехов Вам!

Тамара Снетова-Матюшина   11.11.2012 22:37     Заявить о нарушении
:) но... именно - в - конце... основная - мысль. Спасибо!

Катерина Крыжановская   11.11.2012 23:06   Заявить о нарушении
Рецензия на «Лесков. Лев старца Герасима. Переложение» (Катерина Крыжановская)

Поздравляю с завершением, великая труженица!

Люююю   11.11.2012 16:07     Заявить о нарушении
Лю... спасибо!
(но может...) Не - надо было... тревожить Лескова...

Катерина Крыжановская   11.11.2012 16:10   Заявить о нарушении
Наоборот, необходимо, Катюшинка!

Люююю   11.11.2012 16:15   Заявить о нарушении
:) Благодарю - за - поддержку.

Катерина Крыжановская   11.11.2012 16:34   Заявить о нарушении
Рецензия на «Лесков. Лев старца Герасима. Переложение» (Катерина Крыжановская)

как всегда, великолепное произведение
спасибо вам огромное за ваш стиль, в нём мудрость и красота мысли

очень понравилось
восхищён

Владимир Гельм   11.11.2012 14:16     Заявить о нарушении
Спасибо... я - старалась - сохранить...
(что было... в - оригинале... :)

Катерина Крыжановская   11.11.2012 14:22   Заявить о нарушении
и получилось замечательно

Владимир Гельм   12.11.2012 00:58   Заявить о нарушении