Поэзия есть искусство точности
Подобные семинары становятся регулярными. На них уже обсуждалось творчество Алексея Егорова, Максима Стефановича, Юлии Рейсс. На очереди Андрей Бабожен, Елена Ерофеева…
К сожалению, на этот раз участников семинара было немного: руководитель действа Вячеслав Вьюнов, поэтесса Юлия Рейсс – оба члены СП России; преподаватель ЗабГУ Нина Нагибина, председатель регионального отделения Российского литературного клуба в Чите Светлана Гончаренко и автор этих строк. А на обсуждение были вынесены стихи Марины Мыльниковой - человека зрелого, с немалым житейским опытом, пишущего давно и немало. Она представила подборку из 15 стихотворений.
Именно неточность (недодуманность) в стихосложении при кажущейся с первого взгляда законченности произведений и стала основой критических замечаний. Анализ подборки сделала Юлия Рейсс. Имеющая за плечами опыт более серьезных и строгих семинаров, поэтесса отметила и сильные, и слабые стороны творчества М.Мыльниковой. Вот, скажем, обратили бы вы внимание на несуразность таких строк:
Прорисованный контур поселка
На челе у соседней горы…
Разумеется, можно догадаться о чём здесь речь. И тем не менее, «контур посёлка» НА ЧЕЛЕ у горы, конечно, нонсенс - нелепица!
Вот так по строкам, рифмам и словам большинства стихотворений прошлась Ю.Рейсс, не упуская из вида и удачных строф:
Не умирай, пусть времени река
Уносит под ракитовые арки
Конверт последний, и душа легка.
И нет на нём почтовой марки…
Не могли остаться незамеченными и такие строки:
…Оттого, что я жила не гладко,
Мне до боли Родина нужна.
Но, увы, не всегда поэту удается задуманное. Кто сам пишет, это хорошо знает. Вроде создал шедевр, а кто-то прочёл – и никакого восторга! Напротив, начинает спрашивать: а это что, а почему, а вот здесь не то… Отчего так происходит? Всегда ли от недостатка таланта? Да, бывает и от этого.
Но в случае с Мариной Мыльниковой не совсем так, вернее, совсем не так. Она, безусловно, одаренный человек. У неё, как отметили рецензенты, очень сильные начальные строки – метафоричные, неожиданные, много интересных инверсий. Есть и просто шедевральные образы: «голубой березняк», например, - особо отмеченный Вячеславом Вьюновым!
Говорят, первая строка от Бога. А вот последняя должна быть от трудолюбия, от умения видеть написанное и способности довести его до идеала! Когда же поэт подходит к творчеству легко, поддаваясь порыву души записывает пришедшие на ум строки, не потрудившись над поиском точного слова, не откладывая в стол написанное, чтобы после взглянуть на него сторонним взглядом и доработать, тогда и получаются диссонансы в восприятии стихов автором и читателем. Невнимательность к слову, небрежное отношение к творчеству нередко приводят к плачевным результатам. Этим, к сожалению, грешит и М.Мыльникова.
И, тем не менее, строгие рецензенты, сочли возможным опубликовать несколько стихотворений Марины в региональном журнале «Слово Забайкалья», предложив их немного доработать. В этом числе могут быть: «Русь» (Я готовлюсь. Я чувствую вдох/ Белой арфы судьбы до восхода...); «Весна»(«Стоит голубой березняк В легкой зелёной дымке…»); «Путешествие на вездеходе». Последнее я приведу ниже полностью, для того чтобы читатель имел более полное представление о стихах Марины Мыльниковой.
Ну, и в заключение хочу выразить надежду, что Марина, обдумав услышанное на семинаре, в новом ракурсе увидит своё творчество и будет работать с удвоенной силой. У неё для этого немалый потенциал.
ПУТЕШЕСТВИЕ НА ВЕЗДЕХОДЕ
…И вездеход рванулся с места,
Громадой вздрогнув, заурчав,
И я восприняла телесно
Его неукротимый нрав.
Он брал преграды прямо с ходу –
Река в болоте, бурелом;
Его военную породу
Заметно было. Напролом,
Буквально через вертикали
Где плавно, где рывком сплеча
Его следы перетекали –
И не сказать, что сгоряча!
Тайга торчала непокорно,
Раскидывала зыби вдруг,
Коварно простирая корни
На все окрестности вокруг.
Тягач артиллерийский средний
Серьёзно вёрсты штурмовал.
Мы водки выпили к обеду
И снова сели за штурвал.
И край ложился нам под траки,
Качалось небо наверху,
И вспоминались только драки,
И только буквы «РРРРР» к стиху.
И пыли туча и пучина
Всех поглотили – и в меня,
Когда предстали мы в гостиной,
Едва поверила родня.
ФОТО: Юлия Рейсс, Марина Мыльникова, Вячеслав Вьюнов.
Свидетельство о публикации №112110608362
И мне не очень понравился: "Прорисованный контур поселка//На челе у соседней горы..."
А еще, обратила внимание на это: "Стоит голубой березняк//В легкой зелёной дымке..." (здесь природно-образная "шероховатость", на мой взгляд, потому как "голубой березняк" лучше смотрится на фоне снега и это холодно-безлиственный образ... а как же тогда быть с "зеленой дымкой" - ведь это символ цветения, когда ветки уже - худо ли бедно, но обрамлены листвой?)
И как хорошо сказано тобой: "Говорят, первая строка от Бога. А вот последняя должна быть от трудолюбия, от умения видеть написанное и способности довести его до идеала!" (но, нередко стихи приходят и целиком, и не всегда им требуется шлифовка, хотя и дорабатывать тоже случается - бывает и так, все ведь зависит от изначального качества - самого рифмованного экспромта)
Людмила Солма 26.01.2013 00:18 Заявить о нарушении
Галина Рогалёва 26.01.2013 13:25 Заявить о нарушении