Слово о полку Игореве, продолжение. Начало похода
Пред палящей силою стремленья;
Близость Дона князя искушает.
И желанье ум затмило князю
Посильней, чем тьма закрыла Солнце.
Прихоть ближе вещего знаменья!
«Я хочу, – глаголет Игорь славный, –
Приподнять копьём границу поля
Да за Дон границу отодвинуть!
Ради Русской вотчины родимой
С вами, с вами, русичи, хочу я
Положить главу! Вам обещаю:
Будет час – испьём из шлемов Дону!
Нам за Дон продвинуться не любо ль?»
О Боян, вчерашний песнопевец,
Соловейко времени былого!
Тут бы ты запел: твоя стихия!
Здесь тебе и нега, и раздолье!
Как бы песню славную ты начал,
Все полки заговорил бы трелью!
Славя и скача по древу мысли,
Вспархивая выводом разумным,
Складывая время и свивая,
Ты бы рыскал по тропе Трояна
Чрез поля на горы и обратно.
Стал бы петь про Игоря потомкам:
«То не соколов бросало сильных
Злою бурей на чужое поле –
Это галки стаей подневольной,
Стадом глупым к Дону припустились»?
Или так тебе привольней пелось,
Говорун Боян, Велесов внучек:
«Кони ржут за речкою Сулою –
В Киеве звенит не сбруя – слава!
Трубы затрубили в Новеграде –
А уж стяги взреяли в Путивле!»
Игорь ищет помощи у брата,
У родного брата Всеволода.
Всеволод могучий отвечает:
«Брат родимый, брат единородный!
У меня один лишь брат – ты, Игорь!
Оба – Святославичи с тобою!
Брат, седлай коней своих ретивых,
А мои тебе всегда готовы, –
Ждут у Курска в полном снаряженьи.
Ведь мои куряне всем известны:
Ай да парни! Ратники лихие!
Рождены под трубами, под стягом,
Вскормлены с конца копья златого,
Возмужали, выросли под шлемом.
Путь любой нехоженый им ведом,
Им овраг крутой – родная тропка,
Лук в руках упруг, поди, не дрогнет,
Колчаны отворены, что пасти,
Сабли навострённые сверкают;
Сами ж парни – будто волки в поле,
Рыщут, скачут, без боёв скучают,
Ищут честь себе, а князю – славу!»
И вступил тогда князь Игорь в стремя,
В золотое княжеское стремя –
Начал путь, поехал в чисто поле.
Солнце тьмой дорогу заступило,
Солнце тьмой его сдержать хотело.
Стонущая ночь ему грозою
Птиц – вещуний мудрых – разбудила,
Свист звериный встал стеной, как в бурю,
Филин, див ночной, пугач зловещий,
Ворону свояк, несчастьям братец –
Закричал, взъерошенный, над лесом:
Слушать всем велит – поехал Игорь!
И земле незнаемой,
И Волге,
И Поморью,
И Суле, и Дону,
И Сурожу-граду,
И Корсуню,
И тебе, Тьмутороканский идол,
И тебе, врагу, донёс, докликал:
Игорь едет! Едет, едет Игорь!
Услыхав беду, к ночному Дону
Половцы, дорог не разбирая,
Побежали – рядом Дон великий!
А спешили так, что закричали
Их телеги в поле полуночном,
Словно лебедей большую стаю
На реке вспугнуть и растревожить.
Игорь едет к Дону, правит войском!
Час беды ещё не пал на землю,
А уж всех собрал со всей округи:
Вороны быстрей от дуба к дубу
В радости своей перелетают,
Предвкушают скорую наживу:
Их сдружило Игорево войско!
Вот следят, голодные, как стрелы,
Наготове: лишь взлететь да прянуть!
Волки ворожат грозу в оврагах,
А река блестит, что шкура волчья.
А орлы клекочут, созывают
На кровавый пир, на белы кости
Всё зверьё лесное, а лисицы
На щиты малиновые брешут,
Словно делят жаркую добычу.
Русь, земля! уж нет перед глазами –
Вся осталась за плечом, за шлемом!
О Руская земле! уже за шеломянемъ есн!
Продолжение следует:
http://stihi.ru/2012/11/05/461
Свидетельство о публикации №112110400119
Вот что успела заметить:
1. "за шеломянемъ" почему-то переведено как "за шлемом", а это же означает "за холмом".
2. как-то путано изложена простая фраза "главу положить либо испить шеломом Дону". Вас, наверное, смутило слово "любо", но оно скорее всего означает "либо" и именно так ощущается.
Не знаю, будете ли Вы ещё редактировать текст или он готов и эти заметки не пригодятся. В любом случае приятно было встретить человека, которому по-настоящему дорого "Слово".
Успехов Вам!
Ирина Ломовцева Спб 10.09.2013 01:00 Заявить о нарушении
Наталья Мартишина 10.09.2013 09:28 Заявить о нарушении
Антонина Баева 04.12.2013 23:38 Заявить о нарушении
Русь, земля! уж нет перед глазами –
Вся осталась за плечом, за шлемом!
По-моему, именно такие холмы, курганы насыпные, в виде шлемов и называются "шеломянь". Не бывшие горы, а именно насыпные холмы. В степи, где равнина, такие холмы играли роль дозорных вышек, а какие-то были могилами. И насыпали их по границе. Возможно автор исконного текста "Слова" имел в виду, что войско проехало ту черту шеломяней, за которой начиналась ещё непокорённая, чужая земля, а своя земля уже скрыта, не видна.
Этимология нам, наверное, точно ничего не скажет за древностью лет, но очень похожи и слова: шелом (шлем) и шеломень: и курганы похожи формой на шлемы. Помните картину Васнецова "Баян". так вот это Баян и воины изображены сидящими на шеломене. Так что, по всей видимости, Наталья права, написав такую строчку "за шлемом".
Это же именно укреплённые холмы-шеломы, на которые взъезжал дозор и осматривал местность. Почему шлемы? Наверняка потому, что шлем служит защите и шеломени служили той же защите, только не головы, а границы. Всем удачи.
Алексей Косенко 09.03.2014 10:59 Заявить о нарушении
Алексей Косенко 09.03.2014 11:08 Заявить о нарушении
Наталья Мартишина 10.03.2014 23:36 Заявить о нарушении