О творчестве Геннадия Барабаша... Л. Кабанюк

Его душевная строка в сердцах живых пристанище находит…
         (о творчестве Геннадия Владимировича Барабаша)   


      Еще со времен А. С. Пушкина  творцы настоящего русского слова размышляют над  ролью и  предназначением поэта-пророка. Как писал Ф.Тютчев: «нам не дано предугадать, как наше слово отзовётся»…
Поэт от Бога, а не рифмоплет
Врачует души и невольно ранит!
Он образы живые создает
Словами сердца из незримой ткани. /Г.Барабаш «Поэт-пророк»/
Каждый поэт сознает, что обладает огромной властью над современниками. Давайте прочтем еще такие строки:
Он жаден к жизни в свой отрезок лет.
И есть на то весомая причина…     /Г.Барабаш/
        Для Пушкина образ библейского пророка – это пример поучающего и спасающего свой народ, дарующего людям не свои собственные мысли, а те, что он услышал от Бога. Следуя пушкинской традиции, пишет свое послание и приднестровец. Он создает интересную философскую миниатюру. По-моему, утверждающую мысль о жертвенном служении мудреца и поэта-пророка:
И без сомненья, может изменить
Ход значимых событий силой слова,
И от шагов неверных оградить
Тех, кто душой внимать ему готовы.                /Г.Барабаш /
           Проблему взаимоотношения пророка и народа решает  и другой наш классик - М. Ю. Лермонтов в своем стихотворении «Пророк», являющемся откликом на пушкинское. «С тех пор как Вечный Судия  Мне дал всеведенье пророка»...  Этот пророк уже не посредник между Богом и людьми, а гонимый гений. Главная мысль такова: «нет пророка в отечестве своем».
               То же мы читаем и в строках Г.Барабаша:
В любви к земле светла его строка,
Всевышний наградил любовью к людям!
Но не один поэт во все века
Не предрекал, что ими признан будет.
        Сопоставив строки классиков и нашего современника, мы видим их общие черты: метафоричность, обращение к библейскому образу. Однако наш земляк раскрывает тему пророка по-своему, он надеется на понимание людьми свободной творческой личности, намеренно отказываясь от архаизмов, он обращается к ним  проникновенным печальным и одновременно открытым словом своей души. Его стиху присущи разговорные интонации, свойственные романтикам:
Но, покидая мир сей на века,
Он лишь тогда в бессмертие уходит,
Когда его душевная строка
В сердцах живых пристанище находит!
       И мы невольно попадаем на перекресток : тема стремления к чистоте помыслов созвучна совершенству бытия. И снова  автор обращается ко Всевышнему:
   
Отец небесный!
Дай благословенье
На добрые, достойные дела,
Пошли душе заблудшей
очищенье,
Она ведь так давно его ждала! /Г.Барабаш «Молитва»/
С просьбой о поддержке, помощи и одновременно прощении обращается сын и к земному, своему родному отцу : 
Поговори со мною, батя,
К тебе пришел
твой блудный сын.  (Г.Барабаш «Поговори со мною, батя…»)
И, несмотря на то, что автору 55 лет, он смиренно преклонил колени на могиле отца. Он сожалеет о прошлом, несостоявшихся встречах, беседах:  «Прости, отец, ведь много лет/ Таил обиды я – не скрою./ Быть может, мне прощенья нет, / Но все ж поговори со мною…».
По ассоциации вспоминается песня  «Поговори со мною, мама» (исп. - В. Толкунова, слова - В.Гина, музыка - В.Мигули):

Поговори со мною, мама,
О чем-нибудь поговори,
До звездной полночи до самой,
Мне снова детство подари.
Теперь поэт отдал бы полжизни, чтоб «голос твой (отец) услышать вновь». Вот так и происходит наше возвращение к отчему дому не только малой родины, но и большой.
 
Плачь, песня русская,
о домике убогом,
О матери-старушке у плетня,
Что, глядя вдаль,
на пыльную дорогу,
Ждет сына блудного,
как будто ждет меня.      /Г.Барабаш «Русь Есенина»/

Патриотизм, любовь к Родине красной нитью идет через все поэтическое и песенное творчество:
Как же часто мне ночами снится,
И к себе безудержно зовет
Та «страна березового ситца»,
Где душа Есенина живет.       /Г.Барабаш «Думы о Есенине»/
       Встретить у барда строки, слова о птицах – это не редкость, но как лирично и трепетно, с привкусом невыплаканной боли звучат они сейчас, когда его с нами нет:
Час пробьет, и мой черед настанет
Тенью вознестись под облака.
Боже, пусть тогда меня помянет
Иволга, пропев у родника!            /Г.Барабаш «Пусть поет мне иволга»/
        Попробуем воссоздать семантический ряд этой песни иволги, каким бы его хотел увидеть, услышать, воспринять сам поэт:
«захочется любви», «отдам одной тебе /Свою неисчерпаемую нежность»,
«И верую в тебя, моя богиня,/Волшебница, мой ангел неземной!», «Как воздуха глоток, как шум дождя, /Что звуки музыки в душе рождает», «Гармонь тоскует за рекою, /И трелью вторит соловей» , «И все чаще ветер-непоседа /Обрывает золото с ветвей./ Я прощаюсь с уходящим летом,/
Провожая взглядом журавлей».
       И мы прощаемся с поэтом, музыкантом, человеком… Светлая память тебе.
               
Людмила Кабанюк, 
член Союза писателей Приднестровья.
 


Рецензии