Инфо. Миром правят шизофрения и паранойя...

Lenta.ru: Новости: http://lenta.ru/news/2012/06/20/miro/
20.06.2012, среда, 08:46:09
Обновлено 20.06.2012 в 05:28:15


Картина Миро установила рекорд на Sotheby's

Картина испанского художника Хуана (Жоана) Миро "Живопись (Голубая звезда)" (Peinture (Etoile Bleue))была продана на аукционе Sotheby's в Лондоне за 23,6 миллиона фунтов (36,9 миллиона долларов), установив рекорд для произведений этого автора. Об этом в среду сообщает агентство Reuters.
"Голубая звезда" была написана в 1927 году. Как пояснила представительница Sotheby's, у работ Миро того периода много поклонников, поэтому коллекционеры готовы сражаться за каждую. Предыдущий рекорд для картины художника составлял 16,8 миллиона фунтов.

Вторым наиболее дорогим лотом стала картина Пабло Пикассо "Сидящий" (Homme Assis). За нее отдали 6,2 миллиона фунтов, что едва превысило нижний порог предварительной оценки.

В целом торги импрессионистами и современными художниками не оправдали ожиданий аукционистов, отмечает агентство. Всего Sotheby's выручил около 75 миллионов фунтов - большинство лотов ушло по нижней границе эстимейта. Между тем это первый аукцион в лондонском сезоне, который, как рассчитывают специалисты, может принести до 1 миллиарда долларов.

ОТ  МЕНЯ.  ЛЮБОЗНАТЕЛЬНЫМ, НО ЛЕНИВЫМ:
Я ЗА ВАС УЖЕ ВСЁ НАШЁЛ.

Хуан Миро (Miro, Joan) (1893-1983 гг.), испанский живописец, скульптор, график, дизайнер. С 1919 г. подолгу жил в Париже, не порывая, однако, тесных связей с Испанией. Творчество Хуана Миро сюрреалистично (сюрреализм). С утонченным декоративизмом Хуан Миро имитировал наивность детского рисунка, обращаясь к алогичным ситуациям и формам ("Женщина и птица в лунном свете", 1949).
На протяжении всей жизни Хуан Миро оставался верен главному принципу этого направления - освобождению творческого подсознательного начала из-под контроля логики и разума. Миро тем не менее отличался от остальных сюрреалистов разнообразием и жизнерадостностью полотен. В 1940 г. художник Миро вернулся в Испанию и жил главным образом на острове Майорка, продолжая активно работать до глубокой старости.
Хуан Миро родился 20 апреля 1893 года в Барселоне. Миро с детства был равнодушен к занятиям и наукам, но с удовольствием рисовал. Родители не поддерживали желание юноши стать художником, но с 1907 по 1910 гг. Хуан Миро прошел обучение в художественной школе, после окончания которой отец Жоана настоял на том, чтобы его сын стал помощником бухгалтера в аптеке. Практически сразу же Хуан Миро заболел тифом, и у него случилось нервное расстройство. Почти год уходит на восстановление сил, и в это время Миро усиленно занимается рисованием.
В 1912 году Хуан Миро поступает в частную школу в Барселоне и хочет посвятить себя живописи целиком. К 1920 году Хуан Миро становится достаточно известеным художником. В этом году Жосеп Далмау (владелец салона - галереи, в прошлом - довольно посредственный художник) решает создать в Барселоне рынок для современного искусства и сооружает важную выставку французского авангарда, которая включила в себя также работы двух каталонцев - Хоакина Суниера и Жоана Миро. Далмау начал продвигать Хуана Миро еще четыре года назад. В это время Хуан Миро усердно занимался живописью и познакомился со своими будущими друзьями - Мануэлем Грау и Энриком Рикаром. В этом же 1920 году Хуан Миро приезжает в Париж, где впервые знакомится с Пабло Пикассо.
В 1924 году появился на свет первый номер "Сюрреалистической революции", возглавляемый Андре Бретоном, отмечающий формирование сюрреалистов как доминирующей группы в парижском авангарде - группы , которая была ориентирована на ниспровержение авторитетов и настроена на подсознательное восприятие окружающего мира. Чуть раньше был опубликован манифест сюрреалистов, а также было создано Бюро сюрреалистов. Все эти события сильно повлияли на Миро, сформировали его взгляды и явились источником вдохновения для многих его последующих работ. В 1926 году Миро приезжает в Испанию, в Кадакес вместе со своим торговым агентом Пьером Лёбом и знакомится там с Сальвадором Дали, которого позже приглашает в Париж.
В тридцатые годы проходит много персональных выставок Миро в Париже, Нью-Йорке и Лондоне. Миро хочет внести в живопись и сюрреализм что-то новое и необычное. Так он начинает экспериментировать с песком, камнем, наждачной бумагой, бечёвками и другими подручными материалами. Позже Миро увлекла керамика. В 1948 году состоялась, пожалуй, самая большая и самая важная выставка в жизни художника: в галерее Маг.
Далее можно составить такую хронологическую таблицу наиболее значительных моментов творчества Жоана Миро:
1949 - выставка в Барселоне
1950 - выставки в Стокгольме и Берне
1955 - заказ ООН на роспись двух стен в Париже
1956 - ретроспективные выставки в Брюсселе и Амстердаме
1959 - премия Гуггенхейма
1961 - работа над большим панно из керамики для Гарвардского Университета
1966 - выставка в Лондоне
1966 - выставки в Японии и США
1967 - премия за вклад в живопись
1971 - выставки в США
1973 - выставки в Лондоне, Барселоне, Париже
1976 - открытие в Барселоне Фонда Миро
25 декабря 1983 Хуан умирает в Пальма де Мальорка.
Про себя Хуан всегда говорил так: "Я начинаю рисовать, и, пока я рисую, картина сама утверждается под моей кистью. Когда я работаю, то некая субстанция становится для меня знаком женщины или птицы".

МИРО Хуан Miro, Joan
(1893, Барселона - 1983, Пальма де Майорка)
 
Испанский художник.
Сын ювелира-часовщика.  Миро  очень рано
проявил вкус к рисованию (первые рисунки
датируются 1901).  В 1907 он поступает в
школу коммерции и одновременно  посещает
лекции  в  Школе  изящных искусств де ла
Лонха в Барселоне. Работая писарем в ап-
теке (1910), он заболевает и, чтобы поп-
равиться,  едет в 1911 на ферму Монтройг
(Каталония),  которую  только что купили
его родителей и которая оставалась одним
из излюбленных мест, где художника посе-
щало вдохновение.  В это время он прини-
мает  решение  полностью  посвятить себя
живописи. В Барселоне он посещает акаде-
мию Франсиско Гали, свободное обучение в
которой стимулирует его деятельность.  В
те же годы Миро знакомится с каталонски-
ми художниками,  среди которых был и его
будущий помощник, мастер по керамике Ль-
оренс Артигас.
Раннее творчество. В 1912 в гал. Дальмау
проходят  выставки импрессионистов,  фо-
вистов и кубистов,  а четыре года спустя
Воллар организует большую выставку фран-
цузского  искусства  в  Барселоне.  Этим
можно  объяснить,  что  в 1916-1919 Миро
был подвержен различным влияниям: недол-
гому  воздействию  декоративного фовизма
("Север-Юг", 1917, Париж, частное собра-
ние); более действенному - синтетическо-
го кубизма,  проявившемуся главным обра-
зом   в  портретах  ("Портрет  Рикарта",
1917,  частное собрание).  Более ярко  и
своеобразно темперамент художника прояв-
ляется в пейзажах, написанных в Монтрой-
ге,  Камбрильсе, Прадесе и Сиуране. Пей-
зажи Монтройга, исполненные в 1918-1919,
получили название "детализованные",  они
напоминают "наивное" искусство Руссо Та-
моженника.  Точный рисунок действительно
подробно описывает мотив,  а сечения,  в
которых  проявляется влияние синтетичес-
кого кубизма,  раскрывают  в  двухмерном
пространстве тайную жизнь земли;  острый
и холодный цвет создает атмосферу, в ко-
торой   уже  предчувствуется  сюрреализм
("Монтройг,  церковь и  деревня",  1919,
частное собрание). В Барселоне Миро зна-
комится с Морисом  Рейналем  и  Пикабиа,
впервые   выставляется  в  гал.  Дальмау
(1918),  а весной 1919 он уезжает в  Па-
риж, где встречает Пикассо.
Париж. С  1920  Миро  работает  летом  в
Монтройге, а зиму проводит в Париже, где
в  мастерской на улице Бломе его соседом
был Андре Массой.  Несмотря на эти новые
знакомства, Миро прислушивается только к
своему собственному голосу. В этот пери-
од  он исполняет "Обнаженную с зеркалом"
(1919, Дюссельдорф, Художественный музей
земли Северный РейнВестфалия),  написан-
ную с жесткой  остротой  и  предвещающую
разложение  реальности  вследствие внут-
реннего напряжения,  как  и  современные
этой  картине  натюрморты  и пейзажи.  В
"Ферме" (1921- 1922,  частное собрание),
а затем в "Фермерше" (1922-1923,  Париж,
частное собрание) многие детали освобож-
даются  от  непосредственной связи с ре-
альностью и становятся  чистыми  пласти-
ческими знаками, расположенными в пустом
пространстве.  Первая парижская выставка
Миро  проходила в апреле-мае 1921 в гал.
Ликорн;  предисловие к каталогу  написал
Морис Рейналь.
Сюрреалистический период.  Встречи с пи-
сателями   и   художниками-сюрреалистами
подтверждают  смелые трансформации Миро,
и в 1923 он переходит к полуфантастичес-
кому,  полуреальному миру,  характерному
только  для  него.  Прорисовка  мотивов,
объединенных  арабесками и ярким колори-
том,    отличает     картины     "Пашня"
(1923-1924,   Нью-Йорк,  музей  Соломона
Гуггенхейма)   и   "Карнавал   Арлекино"
(1924-1925, Буффало, Художественная гал.
Олбрайт-Нокс),  а композиция  "Материнс-
тво"  впечатляет своим особым лаконизмом
и хрупким механизмом сексуальной  симво-
лики  и  позволяет  проникнуть  в истоки
сюрреалистского метода Миро (1925-1927).
Императив  спонтанного вымысла позволяет
художнику оставить методичное и осторож-
ное исследование,  которым он прежде ру-
ководствовался.  Пятна и арабески, поме-
щенные  на живые и мобильные фоны,  объ-
единены в сложном переплетении, которое,
кажется,  противоречит  самому  факту их
появления ("Сиеста",  1925,  Париж, Нац.
музей современного искусства, Центр Пом-
пиду). Картинам, созданным летом в Монт-
ройге (1926-1927), напротив, присуща од-
новременно более конкретная, ироничная и
нежная  поэтичность ("Собака,  лающая
 на луну",  1926, Филадельфия, Музей искусс-
тва).
Период расцвета.  Именно  к этой,  столь
индивидуальной   "фигуративности"   Миро
возвращается после своего увлечения сюр-
реализмом,  позволившего художнику испы-
тать  свои средства в атмосфере,  прони-
занной, по выражению Андре Бретона, "ду-
ховным электричеством". Три "Голландских
интерьера" (1928) и четыре "Воображаемых
портрета"  (1929)  являются  результатом
сложного генезиса. Полное смещение полу-
чено  благодаря "возбудителю",  которым,
например,  для  "Голландского  интерьера
II" (Венеция, фонд Пегги Гуггенхейм) яв-
ляется картина Яна Стена; этими возбуди-
телями  могли  быть также многочисленные
графические этюды. В "Воображаемых порт-
ретах" композиции "фонов" в виде больших
цветовых плоскостей заимствованы из сов-
ременного абстрактного искусства ("Порт-
рет миссис Миллс в 1750  году",  частное
собрание).  В  те же годы важное место в
творчестве Миро занимают коллажи, экспо-
нировавшиеся в гал.  Пьер в 1930 и 1931.
В них можно найти основные элементы сти-
ля Миро,  но манипуляция разными предме-
тами и фактурами (дерево, металл, верев-
ка,  бумага)  стимулирует  его  прямое и
всегда очень строгое  знание  выбираемых
материалов. В связи с этими произведени-
ями,  на первый взгляд  очень  суровыми,
можно  говорить  об "убийстве живописи",
выражаясь словами самого Миро.  Последо-
вавшие  за  этими  коллажами  живописные
холсты - одни  из  самых  схематичных  и
грубых  в  творчестве художника ("Голова
мужчины 1",  1931,  частное собрание). С
1929  (дата  его  женитьбы) по 1936 Миро
большую часть времени проводит в Катало-
нии  и  Монтройге;  в 1932 он выставляет
свои произведения в  Нью-Йорке,  в  гал.
Пьера  Матисса,  с  которым отныне будет
поддерживать контакты.
Литографии, к которым Миро особенно час-
то обращался после войны, берут свое на-
чало в 1930,  а в 1933  он  делает  свой
первый офорт ("Дафнис и Хлоя").
Предчувствие войны. С 1931 в живописи на
бумаге Миро вновь возникает тема  женщи-
ны, трактованная абстрактно. В 1932 (жи-
вопись на дереве) формы обретают  струк-
туру,  арабески  и  пятно необыкновенной
звучности подчеркивают утонченность  фо-
на.  "Композиции" чередуются с фигурами,
для которых характерна сильная  лиричес-
кая  экспрессия  и которые не уступают в
своем диком воодушевлении творениям  Пи-
кассо  на ту же тему ("Сидящая женщина",
1932, Нью-Йорк, частное собрание). Как и
многочисленные  графические произведения
(акварели,  гуаши, рисунки ню, созданные
в Париже в 1937), эти небольшие картины,
называемые "дикими"  (1937-1939),  своим
тревожным пароксизмом предвещают войну в
Испании, которая заставляет Миро остать-
ся во Франции до 1940.  Стенная живопись
для испанского павильона Всемирной  выс-
тавки  в  Париже  (1937)  - "Косарь" (не
сохранилась) - отражает ту же  эстетику,
что  и наиболее яркий и законченный при-
мер  такого  рода  -  "Голова   женщины"
(1938, Лос-Анджелес, частное собрание).
Варенжевиль. Этот  еще недостаточно исс-
ледованный период в творчестве Миро мож-
но  считать одной из вершин европейского
экспрессионизма.  В это время  искусство
Миро  расцветает воздушной поэтичностью,
в частности во время  его  пребывания  в
Варенжевиле, известном в истории сюрреа-
лизма месте,  где Андре Бретон  когда-то
задумал  свой  поэтический роман "Надя".
Здесь Миро начинает серию,  состоящую из
23 "Созвездий" и законченную в Пальма де
Майорка и Монтройге в 1941.
Предваряемые небольшими масляными карти-
нами, написанными на мешковине, эти про-
изведения представляют собой красивейший
букет,  собранный  Миро в саду его грез.
Его поэтика  уточняется:  звезда,  луна,
женщина,  персонажи  и  твари с половыми
признаками беседуют на  языке  смеющихся
или серьезных тонов и с помощью перепле-
тающихся друг с другом линий обменивают-
ся самыми гибкими и куртуазными поклона-
ми.
Новые техники. Роль керамики. В 1942 Ми-
ро  возвращается в Барселону.  Вплоть до
1944 он занимается работами на бумаге, в
которых достижения серии "Созвездия" ис-
пользованы с большей легкостью и весель-
ем,  а темы "женщина,  птица,  звезда" в
этот период становятся главными.  В 1944
Миро  вновь проявляет интерес к литогра-
фии и начинает сотрудничать  с  мастером
по  керамике Артигасом.  Три года спустя
он отправляется в США  (Цинциннати)  для
исполнения  стенной росписи;  в 1950 ху-
дожник получает  заказ  от  Гарвардского
университета. Стиль Миро легко адаптиру-
ется к монументальным формам,  и  посте-
пенно  художник переходит к большим фор-
матам.  В станковой картине важное место
занимает арабеск;  его отношения с живо-
писным пространством изменены ролью цве-
тового  пятна,  созданного воображением.
Так,  в 1949-1950 чередуются "медленные"
и  "спонтанные" картины.  К первым отно-
сится серия почти такая же  безупречная,
как "Созвездия". Внимание, уделяемое Ми-
ро рисунку,  тактильному и цветовому ка-
честву  фона,  а также к равновесию этих
двух элементов,  проявляется главным об-
разом  в  больших  работах ("Персонажи в
ночи",  1950,  Нью-Йорк,  частное собра-
ние). Вторые, "спонтанные" картины, с их
пятнами и брызгами,  свидетельствуют  об
освобождении и предвещают многие работы,
созданные в 1952-1954, в которых шерохо-
ватые  сгустки соседствуют с почти прос-
тецким графизмом.
Это упрощение средств в поисках экспрес-
сии,  одновременно  грубой и утонченной,
воплотилось в керамике  Миро,  созданной
вместе с Артигасом в 1954-1959,  а также
в стенных панно для здания ЮНЕСКО в  Па-
риже (1958) и для Гарварда (1960). Наря-
ду с постоянным  возвращениям  к  старым
темам, с 1960 Миро начинает новые иссле-
дования  огромного  пространства,  часто
монохромного, едва оживляемого движением
кисти или несколькими символами.  Худож-
нику иногда великолепно удавалось соеди-
нить современные открытия (танизм,  экс-
прессия тотального пространства,  разру-
шение основы)  со  своей  индивидуальной
манерой ("Голубое II", 1961, Париж, Нац.
музей современного искусства, Центр Пом-
пиду), но его врожденная грация и совер-
шенство чаще всего проявляются в неболь-
ших работах.  Художник с интересом зани-
мается керамикой и скульптурой  (распис-
ные мраморы и бронзы).  Дважды Миро соз-
давал декорации для театра:  в 1926  для
Русских балетов ("Ромео и Джульетта",  в
соавторстве с Максом Эрнстом) и  в  1932
("Детские игры" Л.  Мясина). Он является
также автором картонов для шпалер, а его
гравюры (офорты,  ксилографии,  литогра-
фии) экспонировались в 1974 в Гор. музее
современного искусства в Париже,  допол-
няя большую ретроспективную  выставку  в
Гран  Пале.  Искусство  Миро  необычайно
плодотворно и разнообразно и всегда ори-
гинально.  Свобода интерпретаций в соче-
тании с постоянной потребностью в  новых
источниках,  которые с юности питают его
творчество (в 1959 художник  сказал:  "Я
работаю как садовник"), делает искусство
Миро одним из самых характерных  для  XX
в.
В Институте  Миро,  здание которого было
построено архитектором Луисом Сортом не-
далеко от Барселоны,  хранится более 100
картин художника,  а также  значительное
собрание  его  литографий  и  скульптур.
Произведения Миро представлены  также  в
музеях  и частных собраниях Европы и США
- в Нью-Йорке  (Музей  современного  ис-
кусства),  Балтиморе  (Музей искусства),
Филадельфии (Музей  искусства,  собрание
Аренсберга),  Париже (Нац.  музей совре-
менного искусства, Центр Помпиду).


Рецензии
Очень интересно, Саша! На фото и есть та самая картина? Начинаю рисовать!
С улыбкой, Лена

Елена Войде   20.06.2012 09:22     Заявить о нарушении