ПАРОдисты и ПАРОдёры

Эссе в семи пунктах. В нём я делюсь личным опытом работы в жанре пародия. Особенно полезно обратить внимание на пункт 07. Авторское право.

01. С ЧЕМ ЕДЯТ ПАРОДИЮ?

Пародия это синтетический жанр, совмещающий художественную критику, сатиру и юмор. В пародии на чьё-либо оригинальное произведение или их совокупность до комизма шаржируются характерные черты оригинала (ЕГК).
 
А вот с купюрами определении народной энциклопедии Википедия ( http://ru.wikipedia.org/wiki/Пародия ):

Пародия — произведение искусства, имеющее целью создание... комического эффекта за счёт намеренного повторения уникальных черт другого... произведения в специально изменённой форме. Говоря иначе, пародия — это «произведение-насмешка» по мотивам уже существующего известного произведения.

В определении народной энциклопедии "насмешка" – изначально негативное слово. Вот "улыбка" – позитивное! Но это слова-перевёртыши,то бишь, "как помотреть": и улыбка бывает ехидной, и насмешка бывает дружеским "приколом". Социально-психологические проблемы создания и восприятия юмора: "Если смеяться над чужими недостатками легко и приятно, будем готовы к тому, чтобы толпа веселилась над нами". (http://www.stihi.ru/2011/05/14/6406)

Толкают к пародированию:
— авторская сЛЯПЫта (каламбур на известный термин "авторская слепота")
— стилевая вычурность или напыщенность, ноты кокетства, тщеславия, нытья, обиды и прочее, творящее дисгармонию
— оригинальный, вразрез автору, взгляд пародиста на ситуацию.
— самобытный авторский стиль хрестоматийного автора, который хочется сымитировать, доведя до шаржа. Ряд литераторов определяет такие пародии как жанр «подражание». Вопрос спорен. Если шарж очевиден, какое же это подражание?

02. ЛЯПЫ. От ляпов, видных всем, могут родиться довольно кусачие "пародии на ляпы" — см. http://stihi.ru/2010/06/17/6446. Классиком в таких пародиях был Александр Иванов — см. поисковик – Александр Иванов пародист или

03. ДИСГАРМОНИЯ. От дисгармонии авторской, очевидной читателям, также рождаются пародии, которые я называю "пародии на вкус и мнение". Как известно, о вкусах спорят идиоты. Поэтому данный сорт пародий суть тест на IQ и чувство такта, как автора пародии, так и читателей.

Бывает ведь дисгармония только в голове лишённого позитивной этической базы пародиста с комплексом Герострата. Они "рождают" сортирного свойства писания с переходом на личность. Таких не я один называю ПАРОДЁРЫ. Как пример "пародий на вкус и мнение" в личном творчестве приведу свою на стихи одноклассницы — см. http://stihi.ru/2010/06/20/6017

04. СИТУАЦИЯ. Особенно интересен третий вид пародий, я их называю ситуационные пародии. Здесь пародист как бы притворяется, что не понимает мысль первоисточника (http://stihi.ru/2010/06/28/595).
Пародии стимул к совершенствованию, к здоровому юмору и самоиронии, к жизнелюбию. Я счастлив, что Евгений Титаев, на стихи которого я написал цикл удачных пародий, поблагодарил меня.

"Спасибо, тёзка. Мне ваша пародия понравилась. В ней много доброго юмора… У одного поэта я вычитал интересную мысль, что поэзия – это игра в смыслы… А пародия – в чём-то даже больше игра, чем оригинал, на который она написана. Вы замечательно сыграли. Жму руку. Удачи вам. Евгений ТИТАЕВ. Евгений Титаев 02.11.2011 01:13" см. — http://stihi.ru/2010/08/01/1011

05. УМНО ЛИ ШАРЖИРОВАТЬ ПАМЯТНИК? Достоинство пародии на "памятник" в комизме имитации стиля, не в обыгрыше "ляпов", от которых НИКТО не застрахован. И Александр Пушкин "великолепными коврами" рисует "белым по белому", и у Есенина ветер, разметая, сметает листья в один ком… суть авторская слепота или эпатаж.

Такие пародии рискованы. Но кто не рискует, тот не пьёт за рулём, обнимая секретаршу. Вот "подражание" Иосифу Бродскому — http://stihi.ru/2010/05/25/708 За него мне уже досталось от фанатов Иосифа, которого я искренне люблю и уважаю, что в "подражание" отражено, но не видно фанатам потому, что они бионегативны по природе, их удел – монополизировать взляды на своих божков. Чувство юмора глубоко индивидуально, что вызывает глупые споры. Все вопросы к Создателю.

06. ПАРОДИЯ И САМОСТОЯТЕЛЬНОЕ ПРОИЗВЕДЕНИЕ НА ТЕМУ

Есть в практике авторов яркие и самодостаточные художественно ценные произведения, обозначенные как пародия. Если убрать цитату, то читатель получит даже более яркое эстетическое впечатление. Главное назначение пародии – улыбка. Но если в пародии мало точек соприкосновения с оригиналом, то их можно считать пародиями лишь номинально. У пародёров много таких фантазий. Не пародии пишут пародёры, а пасквили.

Па;сквиль... — сочинение, содержащее карикатурные искажения, клевету и злобные нападки, цель которых оскорбить и скомпрометировать какое-либо лицо, группу... Чаще всего используется как средство дискредитации... противников. Не является «узаконенным» литературным жанром. ( http://ru.wikipedia.org/wiki/Пасквиль )

07. АВТОРСКОЕ ПРАВО. НЕ ШУТИТЕ С ЗАКОНОМ!

Очень часто на сайте публикации нарушают авторское право.
н а ч а л о  ц и т а т ы
******************
"Статья 1274. Свободное использование произведения в информационных, научных, учебных или культурных целях
1. Допускается без согласия автора или иного правообладателя и без выплаты вознаграждения, но с обязательным указанием имени автора, произведение которого используется, и источника заимствования:
1) цитирование в оригинале и в переводе в научных, полемических, критических или информационных целях правомерно обнародованных произведений В ОБЪЕМЕ, ОПРАВДАННОМ ЦЕЛЬЮ ЦИТИРОВАНИЯ, включая воспроизведение отрывков из газетных и журнальных статей в форме обзоров печати;"
******************
к о н е ц  ц и т а т ы

В Законе я выделил ЗАГЛАВНЫМИ БУКВАМИ положение, которое нарушают неопытные авторы. Оно комментируется так на семинарах работников издательств и электронных СМИ: — "Объём цитирования НЕ ДОЛЖЕН ПРЕВЫШАТЬ объёма авторского текста и компиляции".
Тут рекомендации для авторов в www:
а) /самое простое/ – ставить только ссылку на первоисточник;
б) /для мастеров/ – уметь цитировать с явно обозначенными купюрами и писать свой текст хоть на строчку больше.

Наш сайт в пункте 3.1 из 3. Порядок публикации произведений ДОГОВОРА с автором недвусмысленно требует:
"3.1. Размещаемые произведения должны быть созданы автором, имя которого указано на авторской странице. Цитирование текстов других авторов допускается только в объемах, оправданных целью цитирования, в соответствии со Статьей 1274 Гражданского Кодекса РФ. При оформлении пародий, ОБЪЕМ ЦИТАТЫ НЕ ДОЛЖЕН ПРЕВЫШАТЬ ОБЪЕМ ПАРОДИИ, либо вместо воспроизведения текста исходного произведения лучше установить на него гиперссылку".

При поступлении жалоб в службу модерации произведение удаляется, а на почтовый ящик приходит письмо от робота с формулировкой о нарушении авторского права.

Лично испытал. Удалили раскрученную пародию, в которой объём цитирования и самой пародии на глазок совпадали. Нарушать закон пахнет судебным иском в первую очередь для сервера. Вместе с тем "доброжелатели" не "капнут" – модераторы не пошевелятся. Ведь таких нарушений – сплошь и рядом. Потому, если у Вас грохнут какую-нибудь вещь, поздравьте себя с началом известности. Лично я грохнутую пародию восстановил, оформив по правилам (сократил объём цитирования до минимума). То же делаю всегда.

Все авторы данного сайта при регистрации обязывались соблюдать Договор, возлагающий известные правовые и моральные обязательства. Но наплевательство к Договору всеобще. К сожалению, известными авторитетными авторами и клубами сайта систематически ведутся конкурсы пародий, в которых не инструктируют конкурсантов в области авторского права. Этим лишний раз ставят администрацию сайта под удар, умножая правовой нигилизм. Кому это выгодно? 

08. ССЫЛКА НА ПЕРВОИСТОЧНИК. Такая ссылка обязательна. НЕДОСТАТОК, когда приведена ТОЛЬКО ссылка на электронный первоисточник, сам же он не цитируется... Много ленивцев, что просто ленятся щёлкать по ссылке, а если и щёлкнут, то не вернутся в силу многих причин ("чайники", так не умеют) или усталости. Так целесообразно пародировать друга или же свой собственный клон (на этом сайте сие норма жизни). Учитывая таких ленивцев, лучше цитировать оригинал с необходимыми сокращениями, обозначенными многоточиями или отточиями:

ттт ттттт ттттт
мммммм мммм ммм...

и/или

ттт ттттт ттт
лллл ллллл ллл.
................
еее хали гали,
трали-вали!

НЕАКТИВНАЯ ССЫЛКА. Есть пародии по материалам журнальных и газетных, неэлектронных публикаций, на них невозможна гиперссылка. Ссылку на www-публикацию жёстко требует закон. Секрет Полишенеля, сам сайт делает неактивными в публикациях некоторые "не выгодные" ему ссылки (см. ссылки выше). Опытному пользователю пара пустяков скопировать ссылку в строку браузера, юридически дискриминации как бы и нет (www не для чайника). Но и сам автор может (когда не очень-то заинтересован, чтобы уходили со страницы) дать ЮРИДИЧЕСКИ правильную, но не активную ссылку. Всех секретов не расскажешь. Понимающему достаточно, как говорили древние.

Святое право автора в www править свои тексты. Помню, в процессе правок публикации ввёл комический фрагмент. Автор "Конкурсы Пародий" (http://stihi.ru/avtor/kp123kp) моментально включил стих в конкурс пародируемых "банальных произведений, появляющиеся на вершине рейтинга". Выложили на чужой странице то, что я уже поправил и не раз! Ведь анонсы на ГС для того, чтобы хамская, злобная, резкая, только повышающая Индекс цитирования в WWW, критика указала на слабые места. Плюнул, что пародии пишут на старую, уже не существующую версию. Здраво рассудил: удостоен чести взаимного ПИАР. Кто не понимает таких вещей, обречён плавать по мелководью.

И в заключение два момента.
1.) Слабо писать пародии на собственные опусы? Подаю пример автопародии: http://www.stihi.ru/2010/06/28/7784 "Привет из сумасшедшего дома!"
2) Чем ярче первоисточник, тем ярче пародия. Писать пародии на пиитов — напрашиваться на успех среди пиитов же. Стоит ли, друзья, плавать по мелководью?
Здоровья Вам и Вашим близким! "Улыбайтесь, господа!"


Рецензии
На это произведение написаны 32 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.