ЕГЭ и школа на пороге глобальных перемен

 На фото новый тип школьной доски:электронная интерактивная доска, как символ новой школы.

Эта беседа с директором одной из городских школ состоялась в атмосфере встречи Нового года. Предстояли зимние каникулы и представилось целесообразным именно в эти дни, когда у педагогов появляется непродолжительная пауза в их насыщенной до отказа ежедневной деятельности, в которой подчас нет ни минуты свободного времени в этом нелегком Служении встретиться с директором школы с давней прочной репутацией одной из лучших и более обстоятельно поговорить о том, что такое сегодняшняя и завтрашняя школа. В чем внешние и глубокие принципиальные отличия теперешней и грядущей школы от школы вчерашней, привычной? А то, что школа действительно радикально преображается, и не по указке сверху, не в угоду очередной во многом надуманной, реформе, а перемены эти носят революционный характер, связанный с переменами во всей общественной жизни, с научно-техническим прогрессом есть факт, очевидный всем. Ведь школа это зеркало общественной жизни.

 КОМПЬЮТЕРИЗАЦИЯ ШКОЛЫ

Первая примета сегодняшней школы и её дальнейшего эволюционного развития это, бесспорно, ее все более тотальная компьютеризация. Если вначале этого процесса речь шла лишь об уроках информатики, как общей компьютерной грамотности, то теперь компьютеризация буквально пронизала все поры организации учебного процесса. Вслед за появлением компьютерных классов с подключением к сети Интернет, на повестку дня вынесена и обсуждается скорая полная замена привычного тяжелого портфеля, набитого учебниками и тетрадями специальными  персональными планшетами-компьютерами с памятью, легко вмещающей в себя всю школьную программу по всем предметам. Для учителей уже созданы и находят все более широкое распространение электронные интерактивные доски взамен обычной школьной доски с мелом. А вместо мелка и указки электронная же мышь-указка взамен извечной учительской указки, которая подобно палочке сказочного волшебника, будет оживлять в мгновение ока перед учениками то яркие цветные карты и схемы, то фрагменты учебных фильмов и программ, то полную иллюзию проведенного химического и физического опыта любой сложности. То видеофильмы земных и космических пространств в трехмерном формате.

Давняя установка школы на наглядность, как первый закон успешного обучения, эта мысль, идущая от Песталлоци, новатора педагогики позднего средневековья, в условиях компьютеризации школы в 21 веке приобретает совершенно новые измерения, какие и не могли бы придуматься в самых смелых утопических фантазиях прошлого.

ИНОСТРАННЫЕ ЯЗЫКИ

Или, к примеру, иностранные языки. Ведь, чего греха таить, лингафонные кабинеты были роскошью, которую могла себе позволить не каждая школа даже в крупных городах, не говоря о периферии. Институт частного репетиторства тоже существовал и существует для ограниченного процента учащихся из обеспеченных семей. Методы же преподавания иностранных языков в школе отличались архаичностью и оставались недостаточны по количеству часов в неделю. В результате всеобщий низкий уровень владения языками да искаженное произношение в отсутствие практики восприятия языка его носителями и возможностей коммуникации. Теперь же всеобще-доступными сделались компьютерные аудиокурсы иностранных языков, обучающие программы с контролем достижений учащегося. Аудиословари, которые теперь не только помогают в переводе текстов и выучивании слов, но и совершенствуют произношение пользователя. Переводчики, которые могут помочь не только в смысле переложения на них функции перевода, но и помочь проверить аутентичность собственного перевода, сделанного тобой. Разновидностей языковых программ существует уже великое множество, на любой вкус и уровень подготовки. Любые запросы.

ЭЛЕКТРОННЫЕ БИБЛИОТЕКИ

Обширные электронные библиотеки с сотнями тысяч оцифрованных книг и статей ныне серъезная альтернатива традиционным библиотекам с их привычной бедностью фондов, особенно в сельской местности. Библиотеки очевидно должны во многом изменить содержание своей деятельности, чтобы не сойти с исторической сцены, превратившись в полный анахронизм перед натиском бесчисленных интернет-библиотек с их практически неограниченными ресурсами, уже практически вмещающими в себя оцифрованные фонды Ленинской и Британской библиотек, этих самых полных печатных собраний в нашей стране и в мире. И эти ресурсы доступны всем, кто желает ими пользоваться в то время, как  в даже "в самой читающей стране мира" найти нужные книги и статьи часто было проблематично, несмотря на громко декларируемые заявления о самой читающей в мире стране с миллионными тиражами тысяч названий книг и периодики. У научных работников, и не только, нередкой необходимостью были посещения крупных библиотек в других городах, а подчас и странах, и при этом необходимым было наличие справок-спецразрешений на право выдачи нужной книги из фонда. Этот читательский кошмар теперь в прошлом, это вопиющее неравноправие в доступе к интеллектуальным ресурсам нашей общей ноосферы, напоминающем  иллюстрации из учебника истории с пудовыми фолиантами, прикованными цепями к полкам и запертыми на ключ с правом доступа к ним избранному кругу лиц. А что говорить о возможностях бесплатного или за некоторую плату скачивания книг и периодики и форматирования файлов пользователем и отдаленно не напоминающем обычное конспектирование книг и статей, этот трудоемкий процесс с низким КПД.

И прочая, и прочая, невозможно всего перечислить, да и нет нужды, все это с невероятной быстротой входит в нашу повседневность.

РОЛЬ УЧИТЕЛЯ В  ШКОЛЕ ХАЙ-ТЕК ТЕХНОЛОГИЙ

А что же школа? Заметен ли педагогам со стажем аналогичный рывок в интеллектуальном развитии значительной массы учащихся? Как вообще применяются компьютерные методы обучения на конкретном уроке? Какую роль в новых условиях играет Учитель? Она, эта роль, снижается или, напротив, закономерно должна повыситься в разы? Кстати, этот вопрос обсуждался в литературе и печати прошлого,  когда компьютер занимал целую комнату и эпоха ЭВМ только начиналась, ныне пришла пора проверить на практике роль учителя в сверхкомпьютеризированной и даже скорой киборгизированной среде. Суждено ли учителю в скором времени превратиться в некоего посредника между учеником и компьютером с невнятными функциями? А, может быть, мы сгущаем краски? Может быть, все наоборот:новые условия вызовут к жизни и новый тип учителя, более отзывчивого на стремительные перемены, творчески использующего интерактивные методы обучения, пропуская их через конкретную педагогическую и методическую концепцию? Ведь еще и теперь, когда юношество и даже детвора так на удивление быстро осваивает, буквально играючи, высокие технологии, что это поколение даже получило эпитет:«компьютерные дети»-значительное число учительского корпуса относится к компьютеру с недоверием, не спеша осваивать и тем более внедрять в свою обучающую практику хай-тек технологии.

Устарели ли или, напротив, приобрели новое наполнение в новых условиях педагогический опыт педагогов-новаторов?
Мы теперь много говорим об инновациях-во всех сферах. И, конечно, в педагогической. Делает ли школа что-то реальное по внедрению инноваций, не ограничиваясь интересными докладами и почетными грамотами на различных конференциях по этой тематике?

О ЕГЭ.

В данном контексте представляется совершенно закономерным переход всех школ на Единый госэкзамен. Эта тема, все еще дебатируемая в обществе:ЕГЕ.
Хотя, что же тут удивительного:компьютеризация и интернетизация школ, а при этом должны сохраниться традиционные экзамены с их случайностью билетной системы, то что называется, экзамен-лотерея, когда даже самая строгая экзаменационная комиссия физически не в состоянии оценить сколько-нибудь полно знания предмета каждым конкретным учащимся? А такое положение вещей, когда слишком многое зависит то ли от случайного везения с билетом, то ли от каких-еще таинственных факторов, мягко говоря, отнюдь не стимулирует учащихся на усиленное освоение учебных курсов для сдачи выпускных и вступительных экзаменов.

Тогда как ЕГЭ на последнее и рассчитано:на усердие самих учащихся, желающих объективной оценки своих знаний и равных возможностей при поступлении. Это едва ли не главный аргумент »за» при всех издержках процесса:демократизм системы ЕГЭ в смысле равных возможностей поступления в любые вузы столичных и периферийных учащихся, из обеспеченных слоев общества и малоимущих, выпускников городских и сельских школ, даже отдаленных точек громадной страны. Одно это оправдывает внедрение ЕГЭ взамен прежней экзаменационной системы с их случайностью и субьективизмом оценок, не говоря о коррупции.   

Такой какой же быть школе будущего?


Рецензии
На это произведение написано 6 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.