Обзор по 4-му туру от Александра Спарбера

Итак, коль скоро меня пригласили на столь ответственную и почетную должность, требуется, видимо, немного раздуть щеки и сказать нечто более-менее умное ))
Сейчас попробую.
Первое. Когда я в свое время пришел на стихиру, я был уверен, что разбираюсь в поэзии. Теперь же я очень сильно в этом сомневаюсь
Второе. Несмотря на это, остались, кажется, некоторые критерии.
Например, для меня неоспоримо высказывание, что мысль изреченная есть ложь. Посему чем успешнее автор преодолевает это препятствие, тем ближе произведение к искусству. Хотя, конечно, существуют удачные образцы поэзии прямого высказывания, но это скорее исключения
Далее. О восприятии. Кажется, Потебня писал, что наше восприятие искусства, и поэзии в частности, зависит от соотношения знакомого и неожиданного. Грубо говоря, если автор не оставляет мне лазейки для узнавания (сладок нам лишь узнаванья миг – sic!), то мое восприятие глухо. Если же знакомо все, то мы имеем дело с банальностью.  Самое лучшее, когда происходит узнавание чего-то такого, чего нет на поверхности твоего сознания. Узнавание сокровенного в себе – и тогда стих отзывается в тебе с максимальной полнотой.
Еще одно – о форме. Зигфрид Бенн, например, говоря о лирической поэзии, утверждал, что форма – это и есть содержание стиха. Потому что чувства способен испытывать каждый человек (ну, почти), и вопрос заключается только в способе, форме выражения этих чувств. Не что, а как. Эта формула не абсолютна, но все же….
И поскольку поэзия – искусство синтетическое, лично для меня имеет большое значение звук, интонация и картинка. По мне, стих хорош тогда, когда он одновременно является и музыкой, и живописью. И степень мастерства в обращении как с кистью, так и с инструментом
Наконец, такое почти неуловимое понятие, как свобода.
Ну вот. А теперь можно на все сказанное не обращать внимания, поскольку все это – мысли, да еще изреченные. Так что см. начало второго пункта.


Теперь по порядку. Постараюсь кратко сказать по каждому стиху. Да, забыл еще поблагодарить редакторов. Хотя скорее не поблагодарить, а похвалить. Благодарил бы я, если бы из 51 стиха было 15 хороших, а остальные – никакие. Тогда у меня и работы бы не было. А здесь пришлось поломать голову, потому что уровень всех (или почти всех) стихов высок. И выбрать лучшие было трудно. Я уже, в принципе, выбрал, но не исключено, что пока буду писать, что-нибудь да поменяется.

1. Аглая Паюшина "В усыпальнице пусто..." http://www.stihi.ru/2011/09/18/5455
Неплохой стих. Но меня он не убедил. По мне, слишком много необязательного. Почему улитка не морщится? Если ЛГ вольноумершая (что само по себе любопытно), то вполне очевидно, что она не простужена. Мертвые вообще редко простужаются. Такое впечатление, что стих написан чисто интуитивно, почти первыми попавшимися словами. То есть присутствуют ключевые пункты – а остальное уж как получилось. Главное, что в рифму. Иногда удачно, иногда не очень. Может быть, это особенность моего восприятия, но логика стиха мне непонятна

2. Александр Петрушкин "ЧПОК" http://stihi.ru/2011/03/21/4243
Очень сильный, на мой взгляд, стих. Можно по-разному относиться к творчеству Александра, но несомненно, что это – поэт. Это просто видишь. А здесь еще тема мне весьма близкая. И соотношение знакомого и неожиданного идеально для моего восприятия. Интересно, что мне чудится здесь еще и  присутствие Мандельштама  - не только судьбой, но и стихами: с кошачьей головой во рту

3. Александр Ра 2. "Старое, старое лето" http://www.stihi.ru/2011/03/02/3745
Вот очень понравился стих. Что называется, «попал». Воспоминания – тема благодатная вообще для восприятия, но здесь какое-то очень точное соотношение обрывочности этих воспоминаний с деталями. И все это создает  общую  атмосферу (может быть, как раз благодаря обрывочности),  которую невольно примеряешь на себя. Кстати, о форме.
Единственное – все же не слишком внятное начало с этим потягиванием…
И фразу «и идет самогон, как слеза, без закуски,» я бы сказал так:
« самогон как слеза и идёт без закуски,». А то непонятно, почему слеза идет без закуски )

4. Алексей Ефипов "Мой Ярославль" http://www.stihi.ru/2011/07/02/1739
Хороший, энергичный стих с прекрасной фантазией, интересными рифмами и выпуклыми образами. Все прекрасно, если б так не выпирал Маяковский. Что делать? Ну закрыл он, гад, этот путь )

5. Алендеев "вот на волнах..." http://stihi.ru/2011/10/24/9845
Очень интересный стих. Прежде всего, своим построением. Стих построен на антитезе всего текста – одного длинного, насыщенного метафорами предложения – и последней строки. Другое дело, что эмоционально меня не задевает.

6. Алена Рычкова "Никто не знает точно..." http://www.stihi.ru/2010/09/16/1893
Чудный стих. Тёплый. Что-то в нем есть от старых добрых рождественских сказок. Хотя, конечно, сильно напоминает как «Весёлую лягушку» Юнны Мориц (она двумя руками /играла на рояле/ она двумя ногами / стучала в барабан), так и «Колыбельную» Бачурина (а котята, словно мошки / словно маленькие кошки / по серебряной дорожке / убежали в облака).
Больше всего, как ни странно, мне здесь нравится Божья мать. А еще больше – что она бродит среди капустных кочанов. Какой-то в этом есть замечательный теплый контрапункт…и многоаллюзивность – здесь и нахождение детей в капусте, и фея из Золушки, выбирающая тыкву для кареты….

7. Арабский Алфавит (Ильдар Харисов) "Весы старые, латунные..." http://www.stihi.ru/2011/09/11/1903
Я всегда испытываю некий трепет перед людьми, умеющими творить на стыке разных культур и наполнять свои произведения смыслами, уходящими к корням. Мне этот стих нравится хотя бы потому, что сам я никогда так не напишу. Особенно нравится, что на весы кладется не тропа, а поворот тропы. Для меня этот поворот как-то так поворачивает стих…

8. Аюна Аюна "ловля стеклянных бабочек" http://www.stihi.ru/2012/01/03/647
Загадочный стих, нездешний. И почти неуловимый. Читая его, постигать смысл не хочется, потому что он построен на ощущениях (во всяком случае, для меня). Этакий хлопок одной ладонью

9. Борис Гречмак "коротушка - 28" http://www.stihi.ru/2010/09/06/7515
Мило. Но всерьез рассматривать, как претендента на включение в шорт не могу. Для этого нужен отдельный конкурс коротушек.

10. Василий Толстоус "Не двигайся, и руку опусти..." http://www.stihi.ru/2011/12/05/511
Побаиваюсь  я стихов на такие темы, если честно. Обычно они выдают мнимое за подлинное, которого на самом деле никто не знает. Но здесь автору удалось или почти удалось поймать нечто такое, почти неуловимое. Помогла, наверное, и форма диалога, и бабочки, которые тоже неуловимы. И все же, на мой взгляд, стиху не хватает последней, завершающей точности. На мой вкус, там в финале, перед последней строкой требуется что-то совсем простое, бытовое…. Хотя не знаю, не берусь судить

11. Вячеслав Лобанов "Вспоминая коммуналки" http://www.stihi.ru/2011/10/10/2434
Уже не помню, сколько раз я читал этот стих в разных вариациях. ))) Что-то, несомненно, стало лучше. И вообще стих хорош. Но ему, на мой взгляд, не хватает динамики. Чисто речевой, синтаксической, интонационной динамики. Строка не успевает за смыслом…особенно в конце, когда нужно передать ощущение бега и свободы. Там бы весь финал приблизить по уровню к последней строчке

12. Галинас "к 1 сентября" http://www.stihi.ru/2011/08/27/2798
Вот хороший стих. Ничего не могу сказать. Атмосферный и добрый, с этаким приятием мира во всех его проявлениях. Единственное, что не очень нравится – это какая-то детка.  Как-то все эти обращения неизвестно к кому (знаешь, а помнишь, детка и пр.) очень часты и такое впечатление, что служат просто подпорками. И приближают стихи к прозе

13. Геннадий Акимов "Спящий город" http://www.stihi.ru/2010/09/23/4371
Давно люблю этот стих, с его погружением в  этакую странную атмосферу восточного города, в полуявь – полусон…
И замечательная интонация – бегущая, меняющаяся, но не прерывающаяся нигде

14. Гнедой "расставаться нужно просто" http://stihi.ru/2009/05/18/1709
Чёрный юмор, ага. Что-то в этом несомненно есть, но, с моей точки зрения, этого «что-то» недостаточно, чтобы родился действительно новый смысл. Да, легко.  Но это и всё. И местами вторично. Про электрика Петрова лучше. Может, и ошибаюсь, конечно. Может, настроение такое, что не очень воспринимаю шутки про серый мозг…

15. Графоманьяк "О смерти" http://www.stihi.ru/2011/12/20/3492
Интересно. Безусловно, интересно. Напоминает Сэлинджера, что ли… Но я как-то такие стихи воспринимаю с трудом. Впрочем, это зависит от времени суток и прочего. ))). Опять же, вот нет в таких стихах родовых черт стиха. Мысль есть, фантазия есть, чувство есть, нюансы интересные. Но непонятно, почему, собственно, это стих.

16. Грустная Нота "Яблоки и семь лет в портфеле" http://www.stihi.ru/2012/02/02/3458
Детство – беспроигрышная тема. Здесь она хороша. Но первая же строка несколько смущает. Я понимаю, что анаколуф, и следует примерно читать «Чем ближе к небу – (тем сильнее) тянешься к земле», но все же фраза странно построена. Утро, припорошенное тальком, тоже слегка вводит в недоумение. Впрочем, возможно, это мои трудности. Стих все равно хороший

17. Евгения Костюкова "кроме..." http://stihi.ru/2011/07/22/7068
Читал я уже этот стих. И, как и тогда, ощущения сложные. Очень нравятся начала строф. Сам этот прием с «у меня и у него». Внутри же, кажется моему восприятию, некоторый перебор с индиговордами и прочим. Меня напрягает. Финал зато хорош.

18. Егор Мирный "дельфины" http://stihi.ru/2011/03/07/3115
И этот стих читал. И нравится по-прежнему. Он создает свой мир, и в этом мире интересно находиться

19. Женя Махно "Наступает зима" http://stihi.ru/2012/01/26/7794
Хорошее стихотворение, с множеством аллюзий. Но, на мой исключительно вкус, слишком многословное. Эпиграф его включает почти целиком. Слов много, а все просто – ну, паршиво ЛГ. Утрирую )

20. Зе-Бра "Когда оказалось" http://stihi.ru/2011/10/27/10484
Вот этот стих, наоборот, подкупает своей лаконичностью и емкостью. Маленький, но пронзительный. Причем достигается пронзительность эта не впрямую, а с помощью косвенных каких-то вещей…

21. Иван Андрощук "Мост"  http://www.stihi.ru/2011/03/14/5224
Хороший, крепкий стих, без умопомрачительных метафор, но представляющий собой одну развернутую метафору. Другое дело, что, на мой взгляд, эта метафора не вполне оригинальна

22. Иломи "Просто опять зима" http://www.stihi.ru/2011/12/25/4248
Интересный стих, как бы написанный собственным, не вполне литературным языком. Нарушая правила. Но иногда это прием работает, иногда – не очень. На мой, разумеется, взгляд

23. Инна Заславская. "Не помню фамилий, не помню имен" http://www.stihi.ru/2011/11/14/2684
Классический стих, написанный с изумительной, почти ахматовской мерной интонацией (я к розам хочу, в тот единственный сад/где лучшая в мире стоит из оград), очень сбалансированный. И впечатляет, да. Немного сомневает сентенция «слепой не услышит немого» - кажется, что чересчур красиво. Тем более, что немого и зрячий не услышит )). Но не уверен

24. Йегрес Вокашу "бытие сознания" http://www.stihi.ru/2012/02/29/5244
В этом стихе очень нравится финал. Начало же, мне кажется, несколько сумбурное, и в нём есть невнятные и необязательные места

25. Константин Невский "La Meditation" http://www.stihi.ru/2012/01/15/291
Еще один стих с отсылкой к тому же эпиграфу из Бродского. Да и к Бродскому вообще – как сказал, кажется, Баткин: непрерывное говорение как способ уйти от смерти. Но это стих выгодно отличается своей емкостью, интонацией. И точным финалом – на грани пафоса, но без оного

26. Криспи "ноябрь как средство для разминирования..." http://www.stihi.ru/2008/11/25/3202
Очень интересно. Причем, чем больше читаю, тем больше проникаюсь. Правда, до сих пор не все понятно, но все равно интересно. Заползает в подкорку

27. Ксения Бардо "На серебряных ногах" http://stihi.ru/2009/03/29/4427
Милый стиш. Особенно про объеденный корж луны хорошо. И вообще – настроение поднимает. Такая почти бормотушка

28. Лара Чупрова "Пока ещё тепло в моих садах..." http://www.stihi.ru/2010/09/16/5300
Красиво, да. Я бы сказал, эстетский стих. Собственно, это его и достоинство, и недостаток – за рамки эстетства он не выходит. И не очень точно, имхо, выражение «расплещется на скатерти»

29. Лера Клеверова "кредит" http://www.stihi.ru/2011/11/05/6740
Любопытно, да, есть удачные находки, но есть и несколько невнятно выраженные места. Или нужно там с препинаками поработать. Например, для меня загадочно построение фразы
Безжалостно оставив позади
Дотлевшее, оно непостижимо,
И вся следующая строфа как-то, мне кажется, странно выражена

30. Люба Макушина "Молчанье" http://www.stihi.ru/2008/08/19/3942
Изумительный стиш. Конечно, здесь чувствуется марковская поэтика, так это изначально и не скрывается. Это именно молчание. Стих не произносится – он молчится или в крайнем случае мычится )))
Здесь есть как раз то узнавание сокровенного, о котором я говорил в преамбуле
 
31. Макошь Елена Кабардина "Точен серпень..." http://www.stihi.ru/2011/09/20/9218
Сильный стих. Жесткий и мягкий одновременно. И финал хорош (хотя опять же, что-то мне напоминает)

32. Матвей Багров "Ветер" http://www.stihi.ru/2011/05/20/683
Вот в этом стихе о смерти нет уклона в сторону умственности. Оно гармонично и страшно. Правда, не уверен в уместности готского неглиже в этом тексте

33. Мишаня Гризли "Не взыщите..." http://www.stihi.ru/2009/02/26/2237
Действительно, очень достойный стих. Легкий, не перегруженный. Другое дело, что некоторые образы все же показались вторичными

34. Наталья Крофтс "На развалинах Трои" http://www.stihi.ru/2012/01/24/4186
Актуальный стих. И, видимо, будет таковым еще долго. Но здесь мне не хватает пространства над стихом, если по большому счету. Все сказано в самом тексте

35. Не Люблю Писать Стихи "на другом берегу" http://www.stihi.ru/2011/12/08/8181
Такая современная интерпретация русской народной песни  про тонкую рябину ))
С некоторыми вариациями на злобу дня. Но довольно убедительно

36. Неразговорчивая "А город Ч, а город Ч уснул на божием плече..." http://www.stihi.ru/2011/10/30/10320
Ну да, песня. Хорошая песня. Прочтешь или споешь – и хорошо становится на душе.

37. Никита Брагин "Миро" http://www.stihi.ru/2008/01/05/1046
Профессиональный, умный стих с множеством культурных отсылок. Только, на мой вкус, слишком литературный, что ли….
 
38. Нина Лёзер "Моё замёрзшее несбывшееся лето" http://www.stihi.ru/2011/09/01/2565
Тонкий стих, с различными переходами чувства и интонации. Но иногда ловишь себя на мысли, что, видимо, автору все понятно (у него есть это перед глазами), а мне, как читателю, он чего-то недодаёт…. И жевать гнилую ягоду как-то… брр ))

39. Олег Русич "Ворон" http://www.stihi.ru/2010/03/01/1601
Хорошо написанный стих. Ловкий. Но, к сожалению, никак меня не затронул. Слова, слова, слова… )))
Некоторые из них необязательны. Например, почему пиво именно Пит? Напрашивается ответ: потому что в рифму ))
Вообще-то в полУметре. Мелочь, но в начале стиха бросается в глаза

40. Ольга Домрачева "Об осени и о нас" http://stihi.ru/2011/10/24/3991
Да, и этот стих уже читал. И он, безусловно, хороший. Но в данном случае я на стороне тех, у кого есть сомнения в центральном образе. Начало хорошо, а вот этот весь икромёт…. То есть придумано-то здорово, образ интересный и, главное, последовательно доводится до конца, но какой-то все же придуманный. Дело не в том, похож ли снегопад на икромёт внешне или умственно – он по ощущению совсем другой. И окунь, который трется боком, сразу переводит на кота… )))

41. Оскар Боэций "квиты" http://stihi.ru/2011/04/02/3177
Я очень уважаю Остапа Ибрагимовича, пардон, Оскара Боэция….
Как я понял, здесь отец оттуда разговаривает с сыном. А стекло – это грань между тем и этим…. Или нет… ))
Узнавание  есть, но для моего восприятия его чуть-чуть недостаточно

42. Птица -Синица "ведьмина война" http://www.stihi.ru/2010/08/10/1275
Это любопытно, но не моё. Это скорее некий роковый текст, когда фразы соединяются вместе, минуя промежуточные связки. Петь это, видимо, хорошо,  да.

43. Rewsky "Пепел" http://www.stihi.ru/2010/03/26/4985
Пример того, как можно высказываться полно, не изрекая мыслей ))
Особенно нравится фраза мы перепаханы – но не зреет.
И слегка ассоциируется с лермонтовской Думой )

44. Светлана Илларионова "А он пришёл..." http://stihi.ru/2011/07/04/4057
Стих интересен своей некоторой загадочностью. Неназыванием. Это как с загаданным желанием – если расскажешь, не сбудется. А здесь,  если назовешь – спугнешь счастье. Которое сторожат зеркала.

45. Семён Кац "Свет в окошке" http://www.stihi.ru/2011/12/02/2308
Труднее всего – написать простой, но хороший стих. Удается немногим. Здесь – почти. То есть стих хороший, но все же чуть вторичный, мне кажется. Кроме того, начало второй строфы почти повторяет начало первой
Глаза привыкли к темноте.
Прошёл невольный страх.
И
Страх с темнотою заодно.
Но в непроглядной мгле
На таком небольшом пространстве стиха так разбрасываться текстом нельзя ))

46. Сергей Богомолов "Итальянское" http://stihi.ru/2011/12/04/8440
Признаюсь, что я вообще очень люблю стихи Богомолова. Может быть, это разновидность белой зависти. В них есть способность по-детски удивляться, сдобренная при этом опытом. Вот и от этого стиха такое же ощущение.
А фраза
надёжность внутренних перил
и хрупкость внешних оболочек
вообще дорогого стоит. Очень точно

47. Татьяна Тау "Татьянин день" http://stihi.ru/2009/09/28/5175
И снова зима.
Вот это хорошо:
…..январское утро натянет
Дня белесого шкуру на низкий небесный каркас.
Да и в целом вполне пристойно. Цезура только гуляет. И финал мне что-то страшно напоминает, только не могу вспомнить, что..))

48. Торопыжка "Запах врага" http://www.stihi.ru/2010/09/10/6865
Интересно, да. Но у меня оставляет ощущение некоторой придуманности, что ли…

49. Уже Другая "Ничейны слова мои, неприкаянны, не у дел" http://www.stihi.ru/2012/02/15/9827
Никак не могу определиться с отношением к этому стиху. Но впечатляет. Весьма. Мне только кажется, что там чуть нарушен баланс в сторону мысли. Не знаю, внятно ли выразился )

50. Хоренко Павел. "Я не могу." http://www.stihi.ru/2011/09/04/2591
Отличный стих, особенно если учитывать возраст автора. С тонким наблюдением. Если не учитывать, тоже хороший

51. Эва Райн "песня песен" http://stihi.ru/2011/09/04/1576
Сразу вспоминается «сказка сказок» Норштейна. И дело не только в названии – есть какие-то общие мотивы. Удивительное сочетание поэтичности с бытом и даже с некоторым канцеляризмом, который, как ни странно, только добавляет поэзии. Кроме того, это такая попытка самоидентификации. Или самооправдания ))


Итак, вот пятнашка:
1. Александр Петрушкин "ЧПОК" http://stihi.ru/2011/03/21/4243
2. Александр Ра 2. "Старое, старое лето" http://www.stihi.ru/2011/03/02/3745
3. Алена Рычкова "Никто не знает точно..." http://www.stihi.ru/2010/09/16/1893
4. Арабский Алфавит (Ильдар Харисов) "Весы старые, латунные..." http://www.stihi.ru/2011/09/11/1903
5. Аюна Аюна "ловля стеклянных бабочек" http://www.stihi.ru/2012/01/03/647
6. Геннадий Акимов "Спящий город" http://www.stihi.ru/2010/09/23/4371
7. Егор Мирный "дельфины" http://stihi.ru/2011/03/07/3115
8. Зе-Бра "Когда оказалось" http://stihi.ru/2011/10/27/10484
9. Инна Заславская. "Не помню фамилий, не помню имен" http://www.stihi.ru/2011/11/14/2684 
10. Криспи "ноябрь как средство для разминирования..." http://www.stihi.ru/2008/11/25/3202
11. Люба Макушина "Молчанье" http://www.stihi.ru/2008/08/19/3942
12. Матвей Багров "Ветер" http://www.stihi.ru/2011/05/20/683 -
13. Rewsky "Пепел" http://www.stihi.ru/2010/03/26/4985
14. Сергей Богомолов "Итальянское" http://stihi.ru/2011/12/04/8440
15. Эва Райн "песня песен" http://stihi.ru/2011/09/04/1576

Включил бы еще пару-тройку стихов, но регламент не позволяет


Рецензии
Александр, здраствуйте, и спасибо за теплые слова))))
и да - вы правы - это попытка самоидентификации через самооправдание. Всё-таки писать стихи страшно - ничего не скроешь, все как есть влезет наружу (это как бэ горькая самоирония)
еще раз спасибо

Ваша Э.

Эва Райн   08.05.2012 09:39     Заявить о нарушении
На это произведение написано 25 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.