Атеистические стихи Омара Хайама

(Автор не определен)

В XII ряд видных представителей антирелигиозного свободомыслия выступил в мусульманском мире.

Здесь прежде всего следует упомянуть таджикско-персидского мыслителя и поэта Омара Хайяма (1040 – 1123). Стихи Хайяма „Рубайят" не только глубоко проникают в мир чувств человека, они исполнены философских раздумий и откровенной антирелигиозности.

Хайям высмеивает религиозный призыв к отказу от благ земных во имя благ, ждущих нас за гробом. Никакого загробного мира, говорит он, нет. Существует лишь посюсторонний мир, где царят законы природы. Перед их лицом молитвы и болтовня о рае и аде смешны.

,,К чему кумирен дым, светильники мечетей?
 К чему про рай и ад все разговоры эти?"

 Все религии, включая ислам, обманывают людей, одаряя их „сорной травой" веры в воздаяние.

Поэт часто повторяет и остроумно иллюстрирует ту мысль, что единственная реальная действительность – земная действительность, что ею только имеет смысл дорожить, а ее утрата принесет не божественное воздаяние, а небытие:

 „Когда покинешь мир – ведь будет все равно,
 что делал, говорил, чем запятнал себя ты".

Хайям вскрывает противоречие между религиозным учением о всемогуществе и всеведении бога и учением о воздаянии:

„Когда ты для меня слепил из глины плоть,
 ты знал, что мне своих страстей не побороть;
 не ты ль тому виной, что жизнь моя греховна?
 Скажи, за что же мне гореть в аду, господь?"

Эпикурейское положение о том, что несправедливостью, царящей в обществе, опровергается существование провидения, получает яркое выражение в творчестве Хайяма, страстно обличающего социальное зло и так же страстно отвергающего существование всеблагого господа:

„О небо, к подлецам щедра твоя рука.
 Им – бани, мельницы и воды арыка;
 а кто душою чист, тому лишь корка хлеба.
 Такое небо – тьфу! – не стоит и плевка!"

Некоторые рубай позволяют предполагать, что смелые идеи Хайяма разделялись определенными кругами общества, в котором он жил. Например:

Несовместимых мы всегда полны желаний:
В одной руке бокал, другая на Коране.
И так вот мы живем под сводом голубым,
Полубезбожники и полумусульмане.

Рубай часто облекают антирелигиозную мысль в шутку, но автор подчеркивает: ,,Не только на словах я враг всей этой лжи" – и самым серьезным образом заявляет, что решительно отвергает порабощение разума какой бы то ни было религией.

„Дух рабства кроется в кумирне и в Каабе,
 трезвон колоколов – язык смиренья рабий,
 и рабства черная печать равно лежит
 на четках и кресте, на церкви и Мирхабе".

Ко мне ворвался ты, как ураган, Господь,
 И опрокинул мне с вином стакан, Господь!
 Я пьянству предаюсь, а ты творишь бесчинства?
 Гром разрази меня, коль ты не пьян, Господь!

Я в мечеть не за праведным словом пришел,
 Не стремясь приобщиться к основам пришел.
 В прошлый раз утащил я молитвенный коврик,
 Он истерся до дыр – я за новым пришел.

Моей руке держать кувшин вина – отрада; 
Священных свитков ей касаться и не надо:   
Я от вина промок; не мне, ханжа сухой,   
Не мне, а вот тебе опасно пламя ада!   

Из всех, которые ушли в тот дальний путь,
Назад вернулся ли хотя бы кто-нибудь?
Не оставляй добра на перекрестке этом:
К нему возврата нет, – об этом не забудь.

Нам с гуриями рай сулят на свете том
И чаши, полные пурпуровым вином.
Красавиц и вина бежать на свете этом
Разумно ль, если к ним мы все равно придем?

Вы говорите мне: "За гробом ты найдешь
Вино и сладкий мед, кавсер и гурий". Что ж
Тем лучше, но сейчас мне кубок поднесите:
Дороже тысячи в кредит - наличный грош.

Один телец висит высоко в небесах,
Другой своим хребтом поддерживает прах.
А меж обоими тельцами, – поглядите, –
Какое множество ослов пасет Аллах!

В молитве и посте я, мнилось мне, нашел
Путь к избавлению от всех грехов и зол;
Но как-то невзначай забыл про омовенье,
Глоток вина хлебнул – и прахом пост пошел.

Молитвы побоку! Избрав благую часть,
В беспутство прежнее решил я снова впасть
И, шею вытянув, как горлышко сосуда,
К сосудам кабака присасываюсь всласть.

Отречься от вина? Да это все равно,   
Что жизнь свою отдать! Чем возместишь вино? 
Могу ль я сделаться приверженцем ислама,   
Когда им высшее из благ запрещено?   

О небо! Я твоим вращеньем утомлен,   
К тебе без отклика возносится мой стон.   
Невежд и дурней лишь ты милуешь, – так знай же: 
Не так уже я мудр, не так уж просвещен.   

Однажды встретился пред старым пепелищем
Я с мужем, жившим там отшельником и нищим;
Чуждался веры он, законов, божества:
Отважнее его мы мужа не отыщем.


Рецензии
Мода приписывать стихотворениям Хайяма атеистические мотивы пришла из советских времён, когда любые "несогласные" прошлого записывались в предтечи коммунизма. Атеизм - та же вера, только со знаком "минус": вера в то, что Бога нет. Она также бездоказательна, как и обратное утверждение,
и тут спорить можно до бесконечности. Полное имя Хайяма начинается с "Гияс-ад-Дин", что значит "Плечо Веры", т.е. знание наизусть Корана, и, несомненно ещё и опора. Неплохое имя для атеиста. Статья начинается с вырванных из контекста строк о "светильниках мечетей и дыме кумирен", что опять же, если прочитать подстрочный перевод, сделанный Р.М.Алиевым и М.Н.Османовым:
(Доколь (говорить) о светильниках мечети и дыме кумирни?
Доколь(толковать о вреде ада и пользе рая?
Посмотри на скрижаль судьбы: издавна
Мастер начертал (там) то, что должно случиться.),
отнюдь не атеистическое утверждение, а напротив - речь в нём уже идёт о понятии калама, или предопределения. И кто тот Мастер, о котором говорит Хайям?
Калам - неортодоксальное течение в исламе, и его сторонники - мутакаллимы были в конфронтации с традиционалистами, но это были только
философские внутрирелигиозные споры.
А то что Хайям был суфием - это вот несомненно. Риндом, если быть более точным, поклоняющимся истине и мудрости настоящего мига, не отрицающего веселья и наслаждения, но никак не противником религии, а скорее её истинным критиком с позиции здравого смысла и чистоты восприятия. Поэту доставалось от недалёких ортодоксов, но суть своего мировозрения он объяснил как всегда лаконично:

Неужто б я возвел хулу на Божество!
Здесь не было сердец вернее моего.
Но если даже я дошел до богохульства, —
Нет мусульманина! Нигде! Ни одного!

Говоря о Хайяме, надо учитывать ещё и то, что образ это собирательный,
ни одной строки, написанной им лично не сохранилось, все рубайяты его стихов составлены намного позже его смерти, и под его имя собирались стихотворения различных поэтов, объединённые именно что смелыми философскими размышлениями и вольнодумством. Не то, чтобы его, как поэта, не было совсем, но доля его стихотворений не более трети из приписываемых ему пяти тысяч четверостиший.

Игорь Аграчёв   31.03.2012 09:00     Заявить о нарушении
Но то, что не имеет доказательств, не есть знание. Когда бы ни возник атеизм, по вашем же словам, он неотделим от религии. Может точнее было бы говорить о неверии, что не то же самое. В эзотерике ислама есть понятие подлинного неверия, что как ни странно, есть один из атрибутов бога. Но спорить не о чем, вот только Хайяма атеистом никак не назовёшь: споря и полемизируя с тем, кого нет, он был бы похож на сумасшедшего, разговаривающего с призраком.
Статьи нужны любые, была бы на них реакция.

Игорь Аграчёв   31.03.2012 16:23   Заявить о нарушении
Здравствуйте, Игорь! Во многом согласен с Вами. Лишь добавлю, что Хайяму не только приписывали атеистические мотивы. Это полбеды. Основное заблуждение в том, что многие так называемые исследователи его жизни и творчества забывают, что прежде всего он был ученым. А поэзия была как бы дополнительным его увлечением. Забывают, что он не только не был атеистом, но, напротив, знатоком религии ислама и, что им написаны толкования нескольких сур Корана.
Хуже всего то, что эти "исследователи" не могут различать настоящие рубаи Хайяма, действительно написанные им самим, от приписываемых ему. Последних огромное множество. В силу различных обстоятельств уже много веков неизвестные авторы выдают свои рубаи за творчество Хайяма, невольно иногда дискредитируя его...
Можно часами говорить об этом, но я обозначил проблему, и для таких как Вы объективных критиков этого достаточно.

Спасибо!

Абдукаюм Мамаджанов   16.06.2019 09:46   Заявить о нарушении