Че-то, как-то

Наблюдения за прихожанами.
Все у нас делается, че-то как-то.  Придешь в больницу, на прием к врачу. Там очередь. Тут кто-то подходит к медицинской сестре, спрашивает: «может че-то как-то можно сделать, чтоб побыстрее?» И сует ей в карман…
Так и других местах человеческого существования и бюрократического обитания. Привык наш народ, ко всему относиться потребительски. Везде у нас сфера услуг, что магазине, что в ЖЕКе, что в больнице… список сферы услуг можно перечислять бесконечно.
Даже к храму Божию у нас такое отношение!
Приведу пару моих наблюдений за «прихожанами».
Причастие. Подходит такая «прихожанка» к Чаше и стоит столбом. К ней вопрос, вы готовились? В ответ лишь удивленный взгляд, мол а зачем? Когда начинаешь обяснять, что да как, то слышишь реплику: «А я и не знала, что все так серьезно». И хочется сказать, ты в магазин за хлебом что ль пришла???
Другое наблюдение. Праздник Богоявления. Для людей участвующих в жизни  Церкви это уже стало привычным. Я говорю о зрелище, которое можно увидеть около храма. А именно. Рядом с огромным баком воды, ждущем когда над ним совершится чин Великой Агиасмы буквально роится толпа народа, ждущая в свою очередь того же. Причем они ревностно стоят все время, пока в храме идет служба, но почему-то в тепло они не заходят. Невольно вспоминаются страдания Севастийских мучеников. Можно сказать магически-потребительское отношение. 
Еще пара магически-потребительских наблюдений.
Снова Причастие. Это уже хроническое, неизлечимое. Конец Божественной Литургии. Причащение уже закончилось. Поется 33-й псалом. Подлетает к амвону какая-нибудь бабулька, или тетка с ребенком и слезно умоляет: «Причастите, пожалуйста, мое чадо!!!» И хорошо, если еще не успел потребить. Священник, он добрый: «Пошли, отец дьякон, причастим». Ну, что? Вышли причастили. Не успели еще чашу к Жертвеннику отнести, а этих горе причастников и след простыл в храме.
Или вот самое последнее, можно сказать свежее. Служба закончилась. Служащий священник уже уехал по своим делам. Я захожу в храм, смотрю, женщина стоит у панихидного стола и просит освятить кутью на поминальный стол. А по виду сразу можно сказать, что пришла она в дом Божий первый, и скорее всего предпоследний раз (последний будет на ее похоронах, и то далеко не факт). Ей говорят, так мол и так священника нет, ничем помочь не можем. Она же все на своем, но у меня же поминки сегодня, мне надо. Ей уж и так и эдак пытаются объяснить, что помочь не могут. И тут уж сия несчастная выдает ту самую фразу, которая меня уже не оставила равнодушным: «НУ, МОЖЕТ ЧЕ-ТО КАК-ТО».
Хочется спросить у всех этих «прихожан». Что они хотят получить от Причастия, от воды в день Богоявления, от этой освященной кутьи? Неужели они думают, что придя в церковь, сделав все что положено, заплатив, если требуется, у них все сразу станет хорошо, сразу станут все здоровы, наладятся семейные неурядицы и прочие проблемы? Главное то, что пришел, все сделал и заплатил, а что почем, это не мое дело. Главное что-то как-то. И хочется опять спросить: храм - это магазин религиозных услуг???
Да это лечебница душ. Но за вас там никто ничего делать не будет. О вас помолятся, вам преподадут таинства. Вам помогут, но основную работу надо делать самому. Самому надо молиться за этими таинствами. Самому нужно менять свою душу. А все остальное лишь средства. И никакими деньгами место в Царстве Божьем не купишь.
Вот. Может несколько сумбурно. Но это уже наболевшее. Вырвалось. Извините.


Рецензии
Спасибо, Евгений! Очень важен взгляд на эту проблему самого батюшки, пусть и будущего. Ваша позиция подтверждает, что не все священники "куплены" и закрывают глаза на многое, если не на всё. А что "захожан" становится все больше и больше - тоже беда.
С большим уважением к Вам и Вашему творчеству. Заходите в гости - буду ждать с нетерпением!
Храни Вас Бог на всех путях Ваших!

Константин Линович   15.03.2012 15:08     Заявить о нарушении
Что значит "куплены"? Многие священники замечают. Просто не все говорят, или если точнее говорят все, но мало кто слышит. Мало имеющих уши. А когда тебя не слушают, то и говорить уже не очень-то хочется. Захожане - это не беда, а знак того, что люди идут к Богу, но пока еще где-то там... Зайду и к Вам. С Богом.

Евгений Пищаев   15.03.2012 18:15   Заявить о нарушении
Евгений, я поясню: беда заключается в том, что захожан становится все больше и больше. А прихожан - меньше. Люди, действительно, бродят ГДЕ-ТО ТАМ. только вот все чаще НЕ ТУДА попадают. Падает уровень духовности человечества. На смену "сложного и малопонятного" христианства с его "овцами и пастырями", "изнурительными" постами и молитвами приходит очень удобный и - главное! - агрессивный ислам с его воинственностью, приспособленчеством и "кармизмом". Из уважения к Вам, я умолчу о всяких там Евангелиях от Водолея и прочей... Что же касается "купленных" батюшек - слава Богу, таких "людей от церкви" все же немного (священниками я назвать их не могу). Это чисто этический момент - все дороги ведут к Храму, но не все они чистые. И последнее. Мне скоро тридцать, а я только сейчас понял, что молчать нельзя. Даже когда устал и говорить не хочется. Ибо молчание Лукавый непреложно толкует как знак согласия. Вы абсолютно правильно сделали, что написали эту статью. И извиняться здесь не за что. Пусть "народ" пойдет в церковь и извинится перед Господом и Его служителями.
Простите меня за многословие и, возможно, излишнюю резкость! Всегда рад Вам!
Храни Вас Бог!

Константин Линович   16.03.2012 01:11   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 2 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.