Февральский конкурс. 15 обзор. Людмила Орагвелидзе

Просьба ко всем читателям выбрать из пяти стихотворений, представленных в обзоре,  одно, которое вы считаете самым лучшим, и разместить в своей рецензии под обзором своё мнение. Ваше мнение будет нами учтено при определении победителя.
(Администрация поэтического журнала "Окна")




Обзор по высшей лиге




Уровень представленных стихотворений в целом  впечатляет, прежде всего потому, что, невзирая на отдельные "кляксы" безвкусицы, нередко встречаются подлинные взлёты и их, что отрадно отметить, в разы больше, чем откровенных провалов. Авторы демонстрируют свободное владение формой, широту тематического диапазона, их дарованиям доступны (в самых удачных образцах) как тонкое лирическое звучание, так и концептуальность подхода. Но главное - участники этого своего рода "поэтического смотра" убедительно иллюстрируют собственным творчеством способность как к свободному конструированию строк, так и к эквиритмичности классической строфике, что подчёркивает свободное владение формой. Всё говорит и о том, что отмеченные нами поэты в большинстве своём сумели перейти ту, по определению Н.Струве, "таинственную грань, которая отделяет стихописание от стихотворства, умение писать стихи от благодати поэзии".
Вот мой выбор...


1. Антон Прозоров
 говорит оттуда...
http://stihi.ru/2009/12/16/1475

говорит оттуда
ниоткуда
где ни говорящих, ни иных
никакого чаемого чуда
горестей нежданных никаких

ни тебе ответа, ни привета
ни печальной женщины в плаще
сотканном из музыки и света
ничего подобного вообще

ни звезды, которая погасла
ни звезды, которая горит
ничего
и говорить напрасно
что же он все время говорит?

говорит:
не сломанная птица
не страницы вырванной провал
может, небо над аустерлицем?
нет, не то
не помню, не бывал

не разлука
больше не разлука
и не близость, точно не она
не беда, которая без стука
не внезапной радости волна

нет, не сон
зеркальный, акварельный
не воды текучее стекло
не любви цветочное варенье
что в дорожной сумке протекло

просто слово
накануне слома
нет, не дома
слово на краю
бездны
нет, не бездны
нет, не слово
нет, не говорю, не говорю…

 В стихотворении чётко просматривается стержень, не перегруженный излишеством отягощающих стихотворную ткань стилистических приёмов. Стихотворение выдержано в необходимой, под стать настроению, тональности и отличается одним из главных достоинств, характеризующих наличие одарённости - "необщей" интонацией. Автор демонстрирует хорошие возможности своего "поэтического слуха"; чувство меры в использовании потенциала русской эвфонии, соблюдая гармонию между красками звукописи и динамикой интонации.



2. Клавдия Смирягина Дмитриева
Тётя Зина
http://stihi.ru/2011/07/29/2977

Гости негромко беседуют, ветер шевелит гардины,   
вечер, без четверти восемь, время подумать о сладком.
Зной по углам затаился, в причёске у тётушки Зины –   
пламенных, как махагони,  стриженых тоненьких прядках.

Пахнет лимоном и кедром - духами «Андалуси`я».      
Веер распахнут испанский, взятый на вечер у дочки.   
Тётушка  - Ка`рмен сегодня, а может быть,  просто Мария.   
Бусы - поверх разлетайки в розовый мелкий цветочек.

К нам её привезли – день рожденья у нашего старшего сына. Мы сидим, вспоминается всякая мелочь и глупость, и над ворохом старых открыток, отправленных нам с Сахалина,  обсуждаем  её дальнозоркость, мою близорукость. Удивляясь, что я – неплохая как будто хозяйка, вспоминает со смехом, как мама меня баловала. Я киваю, что, да, неумехой была и лентяйкой, и конечно, молчу, что умею по-прежнему мало.

Потом мы говорим про старый прадедушкин хутор,
про то, как её братик умер, когда их гнали в Германию…

И мне всё время кажется почему-то,
что её голос очень похож на  мамин…

Удачный образец жанрово-бытовой поэзии, автор видится своего рода Фрагонаром на поэтической ниве наших дней. Впечатляет психологический подтекст, образы прослеживаются зримо.



3. Майк Зиновкин
Целительный апрель
http://www.stihi.ru/2010/04/27/7113

Когда мне станет не хватать меня, забытого в прихожих
благоустроенных квартир – радушных, но всегда чужих,
я пропишу себе апрель и подарю часы и ножик,
приклею солнце к потолку. И стану как-то дальше жить:

ходить в ближайший гастроном за одиночеством и снедью,
смотреть на серый ледоход и молодящихся мужей,
вдыхать живой собачий лай (мне консервированный вреден),
и иногда – по вечерам – раздумья сцеживать в фужер.
 
Мне эти тридцать процедур пойдут на пользу и излечат
от острых приступов мечты, от преждевременных острот,
от ярких снов. Чтоб в мае ты смогла, обняв меня за плечи,
сказать: «Ты очень повзрослел…»
А нам уже четвёртый год…

 Сквозная тема мировой поэзии - одиночество - предстаёт в необычном ракурсе - как бы панегирик и жалоба "в одном флаконе" - эффект весьма труднодостижимый.



4. Клавдия Смирягина Дмитриева
Слово
http://www.stihi.ru/2011/06/25/2751
   
                если легкомысленно играть словами, то они становятся
                чересчур податливы. ©
                (Шекспир. Двенадцатая ночь)


слова произрастали просто так
высокие и стройные, как свечи
порой он их безжалостно калечил
колол, рубил, топил словами печи
и грелся сам, и грел своих собак

слова дождями падали с небес
несли прохладу, жажду утоляли
он в них купался, думая едва ли
куда они  текли, куда впадали
какой ещё питали дом и лес

слова стучались странниками в дверь
отведав снеди, в путь пускались снова
он их не помнил, мало ли такого
не стоящего вздоха или слова
случается порой среди потерь

и день пришёл ударив наповал
из пустоты, блестя алмазной гранью
возникло слово, и цветки герани
осыпались навстречу увяданью
он принял дар
и крест на плечи взял.

 В этом своего рода "гимне слову" подкупает плодотворная структура "отправная точка - развитие мысли". По этой чёткой, но отнюдь не сухой схеме, автор умело манипулирует "сменой стихий", вместивших в себя главных героев стихотворения - собственно слова. Он глубоко укореняет их "судьбы" в читательском подсознании, не перебарщивая, но и не скупясь на образные ряды.



5. Клавдия Смирягина Дмитриева
 Про пианино
http://www.stihi.ru/2011/07/13/4606

                «Стану царём — первым делом… так, что первым
                делом? А, пианину! А то что это за жизнь, без
                пианины?» (с)
                (м\ф «Падал прошлогодний снег»)
.
А и правда, как без пианино,
если ходит девочка в кружок.
Доченька, единственная, Нина…
Доченьке двенадцатый годок.
Вот в многотиражке на заводе
дочкин напечатали портрет.
Пишут, что талантливая вроде.
Жалко, инструмента в доме нет.
Клавиши рисует на газете
да играет в полной тишине.
Пальчики испачканные эти
видятся родителям во сне.
А девчонке снятся песни Грига,
Сольвейг на заснеженной лыжне.
Толстая растрёпанная книга
дремлет рядом с ней на простыне.
И однажды утром на рассвете
в доме появился наконец,
перебудоражив всех соседей,
новый удивительный жилец.
В Стрельне, у немецких колонистов
куплен и доставлен, как хрусталь,
вымечтанный, красно-золотистый
беккеровский сказочный рояль.

Мне бы вас порадовать, да нечем.
В сорок первом, где-то в декабре
выменяли «Беккера» на гречу,
слёзы мимолётно утерев.
Пальцы огрубели от работы,
ссадины, мозоли, волдыри…

А без пианино в доме, что ты!
Всё мечтала внукам подарить…

Известен тезис: стихи пишутся, когда эмоции и идею невозможно выразить прозой. Однако в представленной подборке немало "событийных" стихотворений, на первый взгляд - потенциальных новелл, которые не позволяют этому тезису превратиться в аксиому. Одно из них - "Про пианино", завораживает именно поэтической силой подлинной трагедии. Трагедии - сквозь улыбку всепрощения, сквозь горчайшее гумилёвское "я знаю, жизнь не удалась".







Если же вы хотите сами попробовать свои силы в нашем конкурсе, то ваши стихи вы можете разместить здесь:
http://www.stihi.ru/2011/12/21/4598


Перед размещением своих стихов нужно внимательно прочитать правила размещения


С уважением
Администрация поэтического журнала "Окна"





После подсчёта голосов на 14-ти обзорах

в высшей лиге лидируют:

Игорь Царёв http://stihi.ru/2008/10/27/2123              81,3 балла
Антон Прозоров http://stihi.ru/2009/12/16/1475           80,1 балла
Игорь Царев http://www.stihi.ru/2008/06/10/1769           77,6 балла
Хилина Кайзер http://stihi.ru/2010/05/05/8438            77,6 балла
Антон Прозоров http://stihi.ru/2008/09/19/537            75,1 балла
Клавдия Смирягина Дмитриева http://stihi.ru/2011/07/29/2977  75 баллов
Михаил Свищев http://www.stihi.ru/2011/11/19/4973        70,8 балла
Майк Зиновкин http://stihi.ru/2010/04/27/7113            69,5 балла
Хилина Кайзер http://stihi.ru/2010/01/08/6349             69,3 балла
Игорь Царёв http://stihi.ru/2009/12/22/3040              67,9 балла
Игорь Царёв http://www.stihi.ru/2004/11/02-1423          67,9 балла
Леонид Терех http://stihi.ru/2005/07/06-539              67,9 балла
Хилина Кайзер  http://stihi.ru/2010/05/10/2934            67,7 баллов


в первой лиге лидируют:

Ян Бруштейн http://www.stihi.ru/2007/12/24/116           83 балла
Алексей Ерошин http://www.stihi.ru/2007/03/14-390        79,8 балла
Андрей Данилов http://stihi.ru/2002/04/17-200            79,5 балла
Алексей Григорьев http://www.stihi.ru/2011/09/08/6377    78,8 балла
Андрей Румянцев http://www.stihi.ru/2009/04/24/3548      76,6 балла
Мария Маркова http://www.stihi.ru/2010/10/12/610         75,8 балла
Рахман Кусимов http://stihi.ru/2011/07/05/181            74,6 балла
Дмитрий Мельников http://stihi.ru/2011/11/24/3498        73,9 балла
Александр Коковихин http://www.stihi.ru/2009/03/28/5353  73 балла
Владислав Сергеев http://www.stihi.ru/2007/11/04/2041    72,6 балла
Стран-Ник http://www.stihi.ru/2010/03/09/3159            72,2 балла
Елена Касьян http://www.stihi.ru/2011/07/25/4974         72,2 балла
Ян Бруштейн http://stihi.ru/2011/07/29/8265              71,8 балла
Амирам Григоров http://stihi.ru/2011/05/20/747           71,8 балла
Сергей Ширчков http://stihi.ru/2010/04/01/78             70,8 балла
Алексей Григорьев http://stihi.ru/2010/12/17/3626        70,7 балла
Константин Невский http://stihi.ru/2010/04/10/6671       70,4 балла
Влад Сергеев http://stihi.ru/2002/12/06-147              70,1 балла
Дан Кешон http://stihi.ru/2009/10/22/2504                70 баллов
Александр Спарбер http://stihi.ru/2011/04/04/3413        69,7 балла
Вик http://stihi.ru/2008/11/21/463                69,7 балла
Андрей Широглазов http://stihi.ru/2007/10/08/884         69,6 балла
Молчанов Виталий Митрофанович http://www.stihi.ru/2009/12/22/5003 68,1 балла
Дмитрий Артис http://stihi.ru/2005/12/16-927             68 баллов
Вирилори Вирилори http://www.stihi.ru/2011/04/22/8952    67,6 балла
Татьяна Шкодина http://www.stihi.ru/2011/06/02/5071      67,5 балла
Петр Петрушенко http://stihi.ru/2011/11/25/8970          67,5 балла
Йегрес Вокашу http://www.stihi.ru/2011/03/06/5120        67,3 балла
Сергей Городенский http://www.stihi.ru/2003/04/16-554    66,9 балла
Посторонним Въ 2 http://stihi.ru/2010/04/18/1098         66,9 балла
Ольга Забирова http://stihi.ru/2010/09/04/8227           66,8 балла
Дан Кешон http://www.stihi.ru/2009/09/17/470             66 баллов
Андрей Мартынов Слово http://www.stihi.ru/2011/08/05/5775 66 баллов
Алексей Ефипов http://www.stihi.ru/2011/04/23/415         65,6 балла
Лиза Галузина http://www.stihi.ru/2011/10/11/7789        65,6 балла
Евгений Петропавловский http://stihi.ru/2008/05/19/358   65,5 балла
Татьяна Пешкова http://stihi.ru/2011/09/16/8403          65,5 балла
Михаил Дынкин http://www.stihi.ru/2010/10/12/9186        65 баллов
Евгения Костюкова http://stihi.ru/2011/06/21/1792        65 баллов
Таня Бумага http://stihi.ru/2011/09/07/3871              65 баллов


Рецензии
мои внутренние весы не шелохнутся... на одной чаше - "про пианино", а на другой - "говорит оттуда"... не могу выбрать! СПАСИБО авторам за посетившие меня сильные чувства!

Ольга Ленивос   14.02.2012 17:12     Заявить о нарушении
На это произведение написано 103 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.