Стран-Ник. Несколько мыслей по поводу...

Несколько мыслей по поводу...

Давно тянуло меня поговорить о стихах более общо, да всё как-то не удавалось, а тут, при попустительстве гл. редактора, :) решил высказаться по некоторым, кажущимся мне чрезвычайно важными, вопросам.
Это эссе - попытка адаптировать поэзию, как вид искусства, к уже сложившейся творческой системе координат, а так же высказать свою рабочую позицию, как редактора.

Кто не любит «многа букаффф» читать, может сразу переместиться в финальную часть обзора и поучаствовать в интерактивном опросе! Тех, кому интересен процесс осмысления, приглашаю к разговору.


Возможно, одним из моих далеких предков, был апостол Фома. Доподлинно узнать невозможно, но тот факт, что для меня веры всегда было маловато для формирования личной мировоззренческой картины, имеет место быть! Я из тех, кто не поверит надписи на табличке «стихи» и обязательно ковырнёт палочкой, чтобы проверить...
Довольно длительное время я пребывал в прострации, поскольку никак не мог понять, почему мне, в общем-то, человеку (хочется верить) не безнадежно глупому, кое-что иногда читающему и уже отягощенному некоторыми знаниями из смежной отрасли искусства, не понятна позиция, скажем, какого-нибудь принимающего редактора, или даже эксперта? Наверное, я чего-то не знаю важного из того, что знают уважаемые литераторы – думал я.
Почему я никак не могу проникнуться красотой одного и глубиной мысли другого стихотворения, хотя они висят там в каком-нибудь лонге, или шорте? Почему объясненное с позиции семантики, этимологии, китайской философской школы «мин цзя», бог знает чего еще, и оправданное кучей отсылок к классикам, стихотворение кажется мне кособоким, а иной раз скучным, или пустым?
Я бросился учиться! Читать и осмысливать! Попутно разочаровался в нескольких концепциях, в своём умении писать стихи и убедился, что факт принадлежности к союзу писателей, так же, как и ученая степень - еще не гарантия ума и качества выдаваемой продукции. Прочитал кучу попутной специальной литературы, «анализ поэтического текста» Лотмана и только тогда в голове «щелкнуло»...
Нет никакой особой (кулуарной - литературной) тайны в поэзии! Всё очень просто в главном и традиционно сложно в нюансах, и всё оказалось именно так, как я и предполагал вначале интуитивно, а теперь могу сказать, что знаю это наверняка.

«Ну, и чего ты этим сказать хотел?» - так звучит главный вопрос к автору любого произведения в любом виде искусства.
Что хотел сказать (рассказать, показать) нам автор стихотворного текста? И тут многое сразу становится на свои места... Становится понятным, что какие бы красивые образы не обитали в теле стиха, они ничуть не приближают его к благородному званию «произведение», если не работают на его концепцию. Как можно (выражаясь словами Валентина) поднять что-то из стихотворения, если автор сам не знает, чего он туда вкладывал?
Всё, что не объединено акцентированной авторской мыслью, можно назвать как угодно - «эскиз», «набросок», «черновичок», но только не «стихотворение». И это совсем не обязательно должна быть глубокая философская мысль. Иногда вполне достаточно самоопределения с задачей стиха, как-то: «пишу красивую вещицу, в стиле рококо», или «играю со смыслами», и т.д.


В поэзии главный инструмент – слово! Способов работы с ним – тысяча. Здесь поэзии повезло! Ни в одном виде искусства нет таких возможностей у автора, в силу того, что слово может быть одновременно как знаком, символом, так и целым образом в себе. Однако здесь выплывает важнейшее условие работы любым инструментом – обязательная для любого произведения искусства логика создания (развития) худ. образа. Этот процесс логического выстраивания авторской задумки путем зрительных, ассоциативных и др. образов, в иных видах искусства называется композицией. В какой-то степени (в большой) это понятие применимо и к поэтическому тексту.
Разветвляясь в общие направления по многочисленным «измам», логика образа варьируется в каждом стихотворении и задается автором выбранной степенью условности, фабулой и первой наиважнейшей составляющей стиха – авторской мыслью (идеей, задумкой, концепцией). Думаю, логика - родная сестра (если не сказать, «близняшка») гармонии.
Если в тексте логика образа нарушена в целом, его нельзя назвать стихотворением (произведением искусства), даже если отдельные части его и выглядят интересными и гармоничными. Понравилась бы вам Мона Лиза с перебитым боксёрским носом? Умение гармонично, читай «логично» выстроить худ. образ – наиважнейшее профессиональное качество любого творца. И никакие другие рассуждения не выше этого – краеугольного.

Создают стихотворение именно эти две вещи – авторская мысль (задумка, идея, концепция) и осмысленная логика (или гармоничность) её воплощения в худ. образ!
Все остальные рассуждения (культурологические, литературоведческие, идеологические, мировоззренческие и пр.) принимаются только как приданное к счастливому браку этих двух творческих категорий.
И когда рассуждения о качестве текста всерьёз перемещаются в область приданного, особенно в сферу мировоззренческого (а это случается на сайте сплошь и рядом), то это всегда бывает интересно, всегда скандально и всегда непродуктивно, поскольку изначально субъективно и неправильно в принципе (см. определение искусства).
Неожиданно стал понимать наших редакторов, имеющих жесткий оценочный ценз. По большому (Гамбургскому) счёту, есть только три категории качества: хорошее стихотворение, стихотворение и попытка создания оного.

Хочется еще остановиться на одном «стихирском» мифе. Это касается утверждения о приоритетной важности создания собственных поэтических реальностей. Собственно, любое стихотворение – это уже преломлённая (новая) реальность, но есть авторы, возведшие процесс создания таковых в особую степень. Апологетов означенного направления в стихосложении перечислять не буду. Среди участников конкурса они тоже есть.
Всё верно! Это высший пилотаж в любом творческом небе, но одно «но» всё-таки существует. Сама по себе созданная реальность никому не интересна, до тех самых пор, пока не пересечётся в аллюзиях и ассоциациях с нашей объективной реальностью. Ну и что мне – все эти ужасы, парадоксы, или красивости, пока авторский изощренный ум не заставит меня находить аналогии с бытием моим?
В этой нише располагается и ассоциативный стих. Направление это представлено в нашем лонге Антоном Прозоровым, Михаилом Свищевым и Константином Невским. Мне лично очень близкое направление. Авторская мысль, выложенная не напрямую, а глубоко между строчек, еле обозначенная и наполовину отданная на откуп читателю – это ли не ювелирная работа? Однако есть издержки.
Для того, чтобы читать такие стихи, нужно иметь соответствующий мировоззренческий и философский багаж. Иной человек не увидит там ничего, кроме слов, и объясняй ему потом, что сказать хотел...

Несколько слов выскажу еще по поводу так называемых «банальных рифм» (расхожему критическому стихирскому штампу). Ну, какая чушь! Это всё-равно, что обвинять в банальности устойчивые цветосочетания, трезвучия, или балетное «па». Тривиальность всегда произрастает на благодатной почве авторской мысли, и только там, Другое дело, что при отсутствии интересной мысли любая рифма начинает казаться банальной, и наоборот...
То же самое касается так называемой «вторичности» текстов. Меня иной раз умиляет толкование этого понятия стихирскими критиками. Пересёкся в теме – вторичен! Пересёкся в эмоции – тоже! Совершенно неверный подход! Под вторичностью в искусстве всю жизнь понималось несколько иное. Вторичность, как ни странно, тоже произрастает на мировоззренческом уровне. Это формирование собственного взгляда на жизнь, основанное не на личном эмпирическом опыте, а на чужом. Грубо говоря, прочитал, подслушал, подсмотрел – выдал за собственные переживания и мысли. Всегда плохо получается. Но если вы (в своей самости) пересеклись в мыслях и переживаниях хоть с Пушкиным, хоть с Верленом, хоть с поэтом Пупкиным, но сумели сделать это всё-таки по-своему (это всегда видно), то честь вам и хвала! А уж история рассудит, кто из вас талантливее это сделал... :)

Ну и напоследок несколько слов хочется посвятить редакторскому коллективу нашего проекта. Радует то, что Александр Крафт сумел собрать под свои знамена людей думающих, с мозгами, которые (по-хорошему) «набекрень» - у каждого редактора в свою сторону. Философия творчества настолько эластична, что вмещает в себя, на мировоззренческом уровне, любые перекосы мозгов и становится от этого только богаче и цельнее. Единственное, чего не терпит она, это категоричности суждений и нетерпимости к инакомыслию.
Все наши «набекрени», по совокупности редакторских позиций превращающиеся в оценки, делают конкурс одним из самых объективных и сильных на сервере.
Стихи на выходе – тому подтверждение!
Пора менять название проекта! «Большие» окна – вполне заслуженное (по факту и по аналогии) дополнение к названию конкурсной площадки.
Шучу, конечно, но не грешу против истины. :)

Всё! Умолкаю (пока) и перехожу к официальному обзору...
:)


Обзор по высшей лиге.

Предпочтения мои ясны из вышеизложенного.
Хотя, чего здесь предпочитать? Все авторы, представленные в высшей лиге – большие мастера!
Леонид Терех – прекрасный, ироничный и умный автор не попал в мой шорт по чисто субъективной причине. На данном отрезке времени не совсем созвучен он моему состоянию души, может быть, слишком оптимистичен и прямодушен, что ли...

Вне всяких рейтингов и чьих либо предпочтений хочу поместить во главу списка Хилину Кайзер http://stihi.ru/2010/05/05/8438
Ничего не хочу говорить. Всегда жить стихи эти будут, и в них всегда будет жить Хилина!

Далее, шорт:

Антон Прозоров http://stihi.ru/2009/12/16/1475

Автор, умеющий на пару с читателем (ассоциативный стих - это всегда приглашение к сотворчеству) поговорить о самом главном в жизни, да так поговорить между строчек, что нескольких бутылок и нескольких вечеров не хватит словами сказать...

Михаил Свищёв http://www.stihi.ru/2010/09/02/5765

Сказано в сотню раз больше, чем написано. Очень интересное и
близкое мне направление в творчестве, и стихи Михаила люблю и понимаю. А придирался я во время конкурса по причинам,
которые касаются исключительно кухонных мелочей (как я всё
это вижу, будучи живописцем) :)

Игорь Царёв http://stihi.ru/2008/10/27/2123

Стихи, которые очень похожи на картины... Очень уважаю автора за точность каждого отдельного штриха и за умение сконцентрировать мысль в зрительных образах изящно, остро и колоритно! Еще уважаю за то, что в стихах его всегда обитает нечто трансцендентальное, близкое и понятное любому русскому человеку.

Майк Зиновкин http://stihi.ru/2010/04/27/7113

Хорошо, что романтики не перевелись на земле и на сайте нашем! В любом стихотворении Майка, рядом с обитающими там ЛГ, живет авторская душа, широкая и светлая. Когда-то я уже писал, что тоже с удовольствием пожил бы в стихах Майка. Это желание возвращается каждый раз, когда я его читаю.


Клавдия Смирягина Дмитриева http://stihi.ru/2011/07/13/4606

Я почему-то безотчетно вспоминаю Сурикова, когда читаю стихи Клавдии, и дело тут даже не в обращении обоих к исторической тематике, а в палитре и подходе. Та же сдержанность в колорите, те же точные детали, подмеченные в жизни, и некая истинно-художественная повествовательность в построении образа.




Обзор по стихотворениям 1 лиги.

Я – коротко! И так слишком разговорился...
Сразу же хочется высказать такую мысль: практически все занимающие верхушку рейтинга тексты – хорошие стихи! Можно разделять, или не разделять авторское мировоззрение, принимать, или не принимать жизненную авторскую позицию, можно идеологически с автором расходиться в чём-то, спорить о стихотворческой кухне, но образующая пара: мысль плюс логика (гармоничность) её подачи в образе - во всех текстах на довольно высоком уровне. Многие стихотворения не хуже представленных в высшей лиге (по мне, так один Антон Прозоров пока вне конкуренции, да и то, там отдельные товарищи на пятки наступают) :)
Выбрал мировоззренчески и концептуально близкие мне стихотворения, но это не значит, что все не попавшие в шорт стихи хуже, Это значит, что эти десять, на данном отрезке времени просто созвучнее моему ego:


Рахман Кусимов http://stihi.ru/2011/07/05/181
вечность любовь жизнь
музыка
(автор прав)

Константин Невский http://stihi.ru/2010/04/10/6671
Это то, о чём писал выше. Приглашение к сотворчеству!
Высокий пилотаж!

Дмитрий Мельников http://stihi.ru/2011/11/24/3498
Вечность за твоим окном.


Дмитрий Артис http://www.stihi.ru/2011/09/29/6960
Умное и психологически глубокое стихотворение с едва заметным оттенком иронии!


Евгений Петропавловский http://stihi.ru/2008/05/19/358
Красивый, чувственный этюд «ре минор». Чистое звучание!


Егор Мирный http://stihi.ru/2011/06/19/2042
При кажущейся многословности, совершенно точное попадание в образ. При том, что это – харАктерная зарисовка, стихотворение гораздо глубже.


Ольга Домрачева http://stihi.ru/2011/10/24/3991
По-женски эмоционально, красиво в образах, цельно в настроении и философски-оптимистично.


Александр Коковихин http://www.stihi.ru/2009/03/28/5353
Лаконично и изящно про жизнь и ещё кое про что...


Андрей Данилов http://stihi.ru/2002/04/17-200
Горько, достойно, мудро!


Андрей Мартынов Слово http://www.stihi.ru/2011/08/05/5775
Посвящение, которое больше, чем посвящение!
(только я бы все авторские пояснения к тексту убрал)










Мы будем благодарны тем читателям обзора, которые выберут из всех указанных произведений одно самое лучшее и разместят своё мнение в своей рецензии под обзором.

Администрация поэтического журнала "Окна"





Если же вы хотите сами попробовать свои силы в нашем конкурсе, то ваши стихи вы можете разместить здесь:
http://www.stihi.ru/2011/12/21/4546


Перед размещением своих стихов нужно внимательно прочитать правила размещения


С уважением
Администрация поэтического журнала "Окна"




По итогам голосования после 12-и обзоров


в высшей лиге лидируют:

Антон Прозоров http://stihi.ru/2009/12/16/1475           77,8 балла
Игорь Царев http://www.stihi.ru/2008/06/10/1769           77,6 балла
Хилина Кайзер http://stihi.ru/2010/05/05/8438            76 баллов
Игорь Царёв http://stihi.ru/2008/10/27/2123              76 баллов
Антон Прозоров http://stihi.ru/2008/09/19/537            75,1 балла
Клавдия Смирягина Дмитриева http://stihi.ru/2011/07/29/2977  75 баллов
Михаил Свищев http://www.stihi.ru/2011/11/19/4973        70,8 балла
Хилина Кайзер http://stihi.ru/2010/01/08/6349             69,3 балла
Майк Зиновкин http://stihi.ru/2010/04/27/7113            68 баллов
Игорь Царёв http://stihi.ru/2009/12/22/3040              67,9 балла


в первой лиге лидируют:

Ян Бруштейн http://www.stihi.ru/2007/12/24/116           83 балла
Алексей Ерошин http://www.stihi.ru/2007/03/14-390        79,8 балла
Андрей Румянцев http://www.stihi.ru/2009/04/24/3548      76,6 балла
Алексей Григорьев http://www.stihi.ru/2011/09/08/6377    75,4 балла
Андрей Данилов http://stihi.ru/2002/04/17-200            74,8 балла
Мария Маркова http://www.stihi.ru/2010/10/12/610         73,9 балла
Владислав Сергеев http://www.stihi.ru/2007/11/04/2041    72,6 балла
Дмитрий Мельников http://stihi.ru/2011/11/24/3498        72,4 балла
Елена Касьян http://www.stihi.ru/2011/07/25/4974         72,2 балла
Ян Бруштейн http://stihi.ru/2011/07/29/8265              71,8 балла
Александр Коковихин http://www.stihi.ru/2009/03/28/5353  71,5 балла
Сергей Ширчков http://stihi.ru/2010/04/01/78             70,8 балла
Алексей Григорьев http://stihi.ru/2010/12/17/3626        70,7 балла
Рахман Кусимов http://stihi.ru/2011/07/05/181            70,7 балла
Влад Сергеев http://stihi.ru/2002/12/06-147              70,1 балла
Амирам Григоров http://stihi.ru/2011/05/20/747           70,1 балла
Дан Кешон http://stihi.ru/2009/10/22/2504                70 баллов
Стран-Ник http://www.stihi.ru/2010/03/09/3159            69,9 балла
Александр Спарбер http://stihi.ru/2011/04/04/3413        69,7 балла
Андрей Широглазов http://stihi.ru/2007/10/08/884         69,6 балла
Константин Невский http://stihi.ru/2010/04/10/6671       68,7 балла
Вик http://stihi.ru/2008/11/21/463                68,4 балла
Молчанов Виталий Митрофанович http://www.stihi.ru/2009/12/22/5003 68,1 балла


Рецензии
Мой выбор Царёв и Данилов

Редакция Журнала Окна   09.02.2012 00:33     Заявить о нарушении
Спасибо!
Отличный выбор! :)

Стран-Ник   11.02.2012 12:52   Заявить о нарушении
Дааа.... ну и Фамили встали рядом. Царев и Данилов.
Царь и Мужик. Два полюса Русского духа, смыкающиеся где то у Бога за пазухой. *)

Анда   12.02.2012 20:38   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 74 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.