Вера и доверчивость

Человеку свойственно вкладывать в слова смысл, основанный на его мировосприятии, накопленном жизненном опыте, смысл, в первооснове которого лежат индивидуальные особенности личности. Потому в диалогах о таких масштабных, всеобъемлющих явлениях, как вера, любовь, религии и вероучения просто необходима "притирка" терминов. Ведь даже для такого, казалось бы, очень конкретного и реального раздела человеческих знаний, как наука, нет одного общепринятого толкования.
Мне бы хотелось обратиться к пониманию слова ВЕРА.
В подборке эссе "Просто о сложном. Духовность и Вера" я уже озвучивал своё понимание этого термина. "Приятие всего сущего, с его позитивными и негативными проявлениями – в наших оценках..." (С). Т. е. не только и не столько понимание, сколько приятие происходящих явлений, событий, всевозможных жизненных коллизий, осознание и опять-таки приятие закономерности всего происходящего. Хочу подчеркнуть - именно ЗАКОНОМЕРНОСТИ.
Если наука основывает свои положения на базе фактов, доступных пониманию, то позиции веры простираются на гораздо бОльшие информационные сферы. Здесь уже в полную силу работает такой непознанный ещё наукой фактор, как интуиция. Позволю себе напомнить определение этого термина. "Интуиция (позднелат. intuitio, от лат. intueor — пристально смотрю), способность постижения истины путём прямого её усмотрения без обоснования с помощью доказательства".
И вот здесь человеческая гордыня очень часто играет с нами злую шутку.
Мы склонны верить только тому, что можем потрогать,  увидеть, понять умом. Но способности человеческого ума ограничены, имеют вполне конкретные рамки, и всё, что за них выходит, мы просто называем чудом. Не можем выстроить причинно-следственную логическую цепочку, не в состоянии понять механику происходящего - явление становится для нас чудом.
Давайте рассмотрим такой пример.
Маленькому ребёнку родители говорят - не лезь в розетку, там "живёт" ток, который может больно ударить. Дитя, разумеется, представления не имеет о законах физики, даже не предполагает того, что может произойти в результате его наивных "экспериментов". Если он принял на веру слова родителей и оставил попытки засунуть вязальную спицу в дырочку электрической розетки, он избежит удара. Если же в нём побеждает неверие, жди беды. Электричество - природное явление, которое существует вне зависимости от того, верим мы в его существование или нет.
По большому счёту большинство взрослых тоже не знает досконально весь механизм удара электрическим током, однако кто-то имел неосторожность на личном опыте убедиться в том, что лучше не трогать оголённый провод, находящийся под напряжением, но кто-то ещё в детстве уяснил, поверил родителям и подобных глупостей не совершал.
Приведу другой пример.
Все знают, наверное, детскую шутку - "сунь туда пальчик - выскочит зайчик".
Доверчивый ребёнок может сунуть. А там... зайчика нет, есть "бяка".
Чрезмерная доверчивость легко может сыграть злую шутку.
Человек взрослеет, набирается опыта. Сфера его активной деятельности расширяется.
И вопрос о том, чему верить, а к чему относиться с осторожностью, становится более масштабным и значимым.
Мне не раз приходилось сталкиваться с людьми, с уверенностью заявляющими - я верую в Бога.
При более внимательном, детальном анализе декларируемого ими чувства, приходишь к выводу - не в Бога он верует, он доверился словам, словам "учителей-гуру-сенсеев". И их "вера" - это доверчивость ребёнка, ожидающего появления зайчика.
В чём же разница между Верой и доверчивостью, принимаемой очень многими за Веру?
Я бы определил понятие термина ВЕРА, как подсознательное знание. Знание, которое основано помимо накопленного житейского опыта ещё и на той самой интуиции.
Согласитесь, порой бывает так - мы не можем толком объяснить, откуда мы знаем то или иное, однако внутри нас живёт твёрдое убеждение в своей правоте. Это подсознательное "знание" Высших законов, основанное не только на освоенном поверхностном информационном уровне, но и на интуитивном приятии информации.
Применительно же к сфере духовной это подсознательное, интуитивное знание работает в полную силу.
Рассмотрим такой случай.
Бывает так - человек придерживается одних религиозных убеждений, потом меняет "веру", и становится адептом другой религии или вероучения. В чём причина подобной метаморфозы? Ведь ВЕРА - глубинное, подсознательное чувство, сугубо индивидуальное...
По сути всё просто. Подобная "вера" - это скорее детская доверчивость. Если человек недостаточно зрел духовно, он доверяется представителям того или иного учения, больше доверяя их словам, улавливая лишь отголоски своих интуитивных "знаний". А уж в умении манипулировать адептами религиозные деятели преуспели!
"Сунь туда пальчик!" И суют. Очень часто им даже "зайчика" показывают. Правда - как правило - плюшевого...
Истинная, глубокая и осознанная ВЕРА - это чувство человека зрелого.
Что же даёт человеку подобное чувство, чувство глубокой, принятой на уровне подсознания ВЕРЫ в существование и  необходимость неукоснительного соблюдения Высших законов?
По большому счёту такая Вера в состоянии спасти от самоуничтожения, как личность, так и социум в целом.
Высшие Законы работают вне зависимости от того, насколько мы их знаем и соблюдаем.
Нарушая их в погоне за сиюминутной выгодой, человек рискует оказаться несостоятельным должником перед неумолимой и всемогущей Природой, необъятным Космосом...
И тогда...
Тогда разговоры о 2012 годе начинают звучать как вполне реальное и конкретное предупреждение.
Услышим?
Поймём?
Пока, увы, особого оптимизма всё происходящее на Земле не вызывает. Конкретная дата - понятие условное, людьми придуманное, а вот итог деструктивной деятельности "цивилизации" - факт, сомнений не вызывающий.
Камо грядеши?


Рецензии
Уважаемый Автор! Имею честь сообщить Вам, что Ваше произведение, посвященное магической дате 11.11.11, включено в сборник, расположенный на моей странице по ссылке http://www.stihi.ru/2011/11/14/1611
Если Вы возражаете против того, чтобы Ваше произведение было включено в сборник, прошу меня уведомить об этом. Ваше произведение будет исключено из сборника.
Для того, чтобы эта волшебная дата осталась в памяти и привнесла в Вашу жизнь приятную интригу, мною учрежден небольшой Конкурс. А именно: всем Авторам, чьи произведения включены в сборник, а также всем остальным читателям предлагается проголосовать за три наиболее понравившихся произведения. Автор, получивший наибольшее количество голосов, получит от меня символический приз 100 баллов.
Голоса принимаются в виде рецензии на моей странице под данным сборником с 14 по 30 ноября. Результаты голосования будут озвучены на моей странице там же до 15 декабря.
С уважением, Наталья.

Таша Инглези   14.11.2011 07:04     Заявить о нарушении
Благодарю вас, Наталья!
Ничего против не имею!
;-)

Олег Покумин   16.11.2011 17:48   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 3 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.