Живопись и метафизика. Де Кирико

                Procul este...    Вергилий.

                "Выразить самую суть предметов" Винсент Ван Гог.
                "Существует только  то, что я вижу своими глазами, и даже более того, то, что  я вижу с закрытыми глазами". Джорджо де Кирико.



Красивая декларация. Однако есть ли достижение декларируемого в действительности?
Строго говоря,  термин "метафизическая живопись", относимый к де Кирико, не является корректным. Рассчитанный  на невежественную публику, он - профанация  понятия метафизика, а в ряде случаев и понятия "живопись".
Всё встанет на свои места, если употребить тут приставку  "псевдо":
Работы де Кирико - это  видимость умозрения и псевдоживопись, рассматривающая , по большей части, область подсознательного, иллюзорного, мнимого, область снов и галлюцинаций, использующая язык символов. Кирико - псевдофилософ, профанирующий идеи Ницше и Фрейда на  довольно поверхностном уровне, что вполне устраивает обывателя. Трескучие, ничем не подкрепленные манифесты и заявления, призванные изумить  публику, загипнотизировать ее умными словами... - начало 20 века дало нам целое поколение таких "отцов" революционных направлений, ведущих в никуда, во всех видах искусств. Это и дадаизм и будетляне, и раздутый пузырь супрематизма... и - "метафизическая живопись". Шарады де Кирико - многозначительные реплики "по поводу", эксплуатирующие пресыщенную потребность зрителя в  развлечении скучающего ума - в развлечении поверхностном и не обременительном, соответственно духу времени, слегка  окрашенном в мистические тона. Тщеславная игра в экзистенцию и в откровение подсознательного. Именно игра, без глубокого постижения предмета, без "пролития крови". Без честной доказательной базы.
Его картины-антиутопии - как мир  идей -  насквозь материальны , как ни парадоксально, они полностью сведены к материи, лишены  выхода к существу  вопросов, рассматриваемых метафизикой.
Что это за вопросы и что такое - метафизика? Не  берусь изложить  предмет во всей полноте. Обозначу  лишь границы  - и те  частично. В самых общих  чертах метафизика это - "наука о  СВЕРХЧУВСТВЕННЫХ принципах и  НАЧАЛАХ БЫТИЯ", "тип  знаний, восходящий от  эмпирической  реальности к бестелесным сущностям, идеям."
Область метафизики  есть совокупность  предельных вопросов - то есть, вопросов  о  предельных формах  сущего, бытия,- и  знания, познания  в том  числе.Вот некоторые из таких вопросов:
1.Что есть причина  причин?
2.Каковы  истоки  истоков?
3.Что есть начала  начал?
4.Что гарантирует ДОСТОВЕРНОСТЬ ответов на эти вопросы?

Как мы видим, достоверность ответов - крайне важное условие метафизического исследования. Иначе говоря, метафизика - это не  пустопорожняя  болтовня о непонятном,  как принято считать. [Или, как обозначил это сам де Кирико :"бла-бла-бла-бла-бла-бла-бла-бла-бла..." - назвав так  одно из своих полотен, где  пространство нарочито мещанской  комнаты содержит в себе лужу  воды и - гребца в лодке : художника?.. дадаиста?.. человека с атрофированной душой эпохи  после Первой Мировой войны?].

Так же  термин  метафизика  используется  как  синоним идеального, сверхчувственного, лежащего  за пределами  явленного, - как обозначение  того, что  "не  видится глазом, не  усматривается  непосредственно  и  "просто". Сравним: "Существует  только  то, что я  вижу  своими  глазами..." - де Кирико.(полная  цитата - в эпиграфе). Несостоятельность этой    мысли   добросовестному  и  честному  уму очевидна. Ибо не  все  существующее  можно  видеть. Невозможность  увидеть явление  глазами  не  означает    того, что  явления нет (Как пример : электричество,  радиация, и т.д.)
Вернемся к  изобразительности де Кирико. Что имеется:  чутье в  композиции, склонность к геометрии, влияние кубизма, напряженность колористического строя, нарочитость видения а подчас и вульгарность, китч, бытийный символизм, некая космичность, сюрреалистичность, чувственность мышления - все в  одном флаконе.
Но -  собственно метафизика?.. "Метафизическая  живопись " - заявление слишком  громкое, требующее соответствия.
...А между  тем  многие художники скромно делали свое дело, не претендуя на столь серьезное, почти вышеестественное начинание -  и оказались  ближе к  области  высших идей и сущностей, чем де Кирико.  Среди них - Джотто, Врубель, Филонов... Это   те  имена, что первые приходят на память.


Я не  знаю,  возможно  ли  полноценно говорить  о предметах метафизики   СРЕДСТВАМИ ЖИВОПИСИ...  Если все-таки , да - то это удалось Кузьме Петрову-Водкину. И безусловно, удалось - Полю Сезанну. И однозначно, удалось  Винсенту  Ван Гогу.  Но здесь мне важнее  подчеркнуть именно  то, что  все  они  были, безусловно, не  последними  живописцами. Да что  там -  они  были  проводниками   живописи КАК ТАКОВОЙ. То есть, основа их искусства, независимо от концепции, является примером высоты живописи как таковой.

Что  касается  Джорджо  де Кирико - как и большинства его последователей, включая  и С. Дали, - с сожалением  скажу  : их  деятельность, их  концептуальная работа  - к  живописи как  таковой  имеет отдаленное отношение (исключение  - пара-другая работ). Нарытые и намятые, жеваные формы; ткани, беспорядочно и избыточно испещренные червями теней; не умение отделить второстепенное от главного - особенно в поздних работах, пришедших на смену "метафизическому" периоду; невнятный колорит; утрата цельности и монументальной ясности, которая была свойственна его лучшим работам. Словом, произведения  де Кирико отдают дилетантизмом, дурновкусием, неведением азов ремесла, эти изъяны подчас вопиют о себе, но , кажется, маэстро ни о чем не подозревает. Его приемы сомнительны, навязчивые ритмические повторы в складках и прочих элементах композиции нарочито не профессиональны, иногда - антихудожественны. В пространстве его поздних вещей  много всего - и все не нужно. Утрачена ясная форма, цельность высказывания, благородная экономность в средствах. В глазах рябит от количества дурно нарисованных объектов, повсюду кишат блики, как червяки... Зато он плодовит, преизобилен в излишествах (повторю, особенно в поздний период), многословен, подробен . Профану - довольно, чтобы назвать де Кирико значительным  художником. Но  существо  дела  требует  правды : ранние "умозрения" Кирико  - явление культурного порядка, это любопытные головоломки-метафоры, которым еще  присуща и изобразительная острота и композиционная значимость, - но как чистая живопись, живопись по существу они весьма спорны. А уж и поздние стихийные ложно-классические его холсты и вовсе чудовищны...
Так же, например, как чудовищен анатомический театр  Дали. Антиискусство, возведенное в степень художественной ценности.Нарочитая эстетизация мерзости. Коллекция фетишей в лавке душевнобольного. Сальвадор Дали и сам говорит  об этом: "Сегодня  только  несовершенное и,  особенно, безобразное может  быть сочтено  гениальным... Если  так  называемая  современная  живопись  займет   своё  место  в  истории, она войдет  туда  как   иконографический  документ, или как  вырождающаяся  разновидность  декоративного  искусства,  но никогда - и ничьим  желаниям  это  не подвластно - как  искусство  живописи."
И тот, и другой умели воздействовать на зрителя. Но этот факт  поднимает очень серьезную проблему : а всё ли, что воздействует на нас - есть искусство,  даже если  такое воздействие  подобно разорвавшейся бомбе? Ибо если исходить из наличия  силы воздействия, если это - безусловный и исчерпывающий критерий, тогда  мы можем считать искусством - порнографию, или - драку самцов гориллы, к примеру;  или, тем более - бомбежку Лондона, ... А уж Нагасаки и вовсе становится непререкаемым шедевром...  Вот такая  философия с диалектикой...


Рецензии
Анна, всецело на твоей стороне. За исключением парочки-тройки мрачных холстов с депрессивной накачкой смотреть-то и не на что. В любом случае это не живопись. И если человек не понимает чем отличается ребус на холсте от картины, то все разговоры не имеют смысла. Этим покажи палец и они подведут под него всё ницшенианство с марксизмом-ленинизмом вместе взятыми, обнаружат познания, блеснут собой... Какое это имеет отношение к живописи?
О живописи не говорят. О ней молчат, сопереживая.

Николай Шенигин   15.10.2011 04:49     Заявить о нарушении
В одной фразе выразил ты ТО, что я пыталась ,да не ухватила:
Именно : ребус ,с его ложнозначительной начинкой, и под этот ребус можно подводить любые спекуляции, любое словоблудие.
Масса-то хочет развлекаться. "Заинтересуй меня". По части зрелищ
изобразительному искусству за Голивудом не угнаться, но хотя бы есть возможность поболтать об оккультизме или психиатрии...в связи с каким -либо ее явлением ...
Чистая живопись, живопись по существу подавляющему большинству вообще не понятна. А тем более нет речи, о том, чтобы различить хорошее от дурного, подлинное от эпигонства,художественное - от антиискусства...

Анна Акчурина   15.10.2011 12:59   Заявить о нарушении
Чистое искусство (не только живопись) вообще никогда большинству не будет и не может быть понятна, как не бул при жизни понят и принят Сати, Руссо, Модильяни, тот же Ван Гог (хотя в живописи бывали исключения: Сезан, Матисс, Пикассо, Шагал), а добавьте попсы — и начнет продаваться (причем здесь Голливуд — посмотрите на Глазунова, какую-нибудь Веру Павлову и прочих псевдо). Ребус — не всегда справедливо — в этом обвиняли Паунда, Элиота, Гертруду Стайн, Хлебникова, Э. Монтале... Что же до ответа на вопрос: “Что такое метафизика", читайте Хайдеггера.

Пробштейн Ян   11.11.2011 10:49   Заявить о нарушении
пасибо, Ян , за мнение. Увы, попса, да... У этого кристалла много граней... ( я о проблеме в целом).
...Племянник мой - яростный поклонник М. Хайдегера )))), а я вот все сопротивляюсь... )))))
Впрочем, сколько ни ставь закорючек, ширины улыбки это не отразит... Порадовало Ваше замечание.

Анна Акчурина   11.11.2011 13:14   Заявить о нарушении
Я о ребусе в данном случае — критерий не тот. Современное искусство (в широком смысле — начиная с авангарда, и даже раньше) цветущая сложность или сложное цветение, если перефразировать слова К. Леонтьева о Византии.
Биэрдсли говорил молодому Йейтсу в конце 19 века: "Искусство —сложная вещь".

Пробштейн Ян   11.11.2011 19:29   Заявить о нарушении
Искусство - сложная вещь, бесспорно.
Но : есть ИСКУССТВО, а есть - псевдо. Имитация. Обманка. Эпигонство. Подмена. Вторсырье. "Попмасарт".О - еще модный термин : "инсталяция".
Понимаете, оттенков у этого явления много, но объединяет эти его разные грани одно: оно лжеименованное. ненастоящее.
Одно дело - "иероглиф" - как символ этой "цветущей сложности" - пользуясь приведенной цитатой, и совсем другое - ребус из журнальчика для скучающих обывателей...

Анна Акчурина   11.11.2011 21:59   Заявить о нарушении
...Да уж, ... Бёрдслей... Но,кстати, он счел нужным перед смертью принести покаяние в некоторых своих экспериментах, и указал в завещании,что его работы порнографического толка должно изъять (тиражом) из продажи и уничтожить. Последней его волей, кстати, душеприказчики пренебрегли.

Анна Акчурина   11.11.2011 22:04   Заявить о нарушении
Чтобы не свернуть себе шею в таких материях я не вмешиваюсь. Но, как наблюдатель, получаю огромное удовольствие от учёной беседы, за что и благодарю обе стороны дискуссии. Спасибо!

Николай Шенигин   11.11.2011 23:09   Заявить о нарушении
Ой... простите, Николай. )))

Анна Акчурина   11.11.2011 23:21   Заявить о нарушении
Да, по-русски Бердслей. В журнале "Желтая книга", который он издавал (что в конце 19 - начале 20 века означало совсем другое, чем теперь), сотрудничал Оскар Уайльд. Так что же мы всего Уайльда тоже сведем к гомосексуализму, как Бердслея к порно-эротике (кстати этого и здесь на стихире предостаточно только без, так сказать, эстетической ценности)? А то, что ослушались, так ведь и Макс Брод ослушался Кафку, а иначе не читать нам ни "Процесса", ни "Замка", не говоря уже о письмах и дневниках.

Пробштейн Ян   11.11.2011 23:41   Заявить о нарушении
Ну, я не из тех, кто сводит творчество Бердслея к порнографии, и уж тем более - Оскара Уайльда - к поименованному. Если бы это было так, я бы иначе выразилась в предыдущем посте.
У Бердслея - редкий дар композитора (я имею в виду композицию в изобразительном искусстве) , чутье,он как редко кто владел линией, пятном, силуэтом. Его иллюстрации к "Королю Артуру" - стоят выше всяческих похвал. Влияние его на братьев по цеху -трудно переоценить.И справедливо.
Я не из тех, кто призывает к сожжению и уничтожению языческую культуру.
Но его порнографические листы - далеки от искусства.
Это мое твердое и абсолютно взвешенное мнение.
Приходилось лопатить его вещи, и, после долгих колебаний - отказывалась всякий раз от показа его альбомов аудитории, именно потому, что издатели набивают их этими листами - вперемешку, не позаботившись даже выделить их в отдельный свод.
Это долгий разговор.



Анна Акчурина   12.11.2011 00:08   Заявить о нарушении
Ну, это еще зависит от индивидуума. Я преподавал в религиозном заведении и обсуждал "Блоху" Джона Донна и "Застенчивой возлюбленной" Марвелла (есть хорошие переводы И. Бродского). Тоже эротика с рискованными метафорами. Повторяю все зависит от того есть искусство или нет. Я как-то тут на стихире написал пару пародий на стихи одной дамы из Питера — так там просто пошлость.

Пробштейн Ян   12.11.2011 00:35   Заявить о нарушении
"Всё зависит от того, есть искусство , или нет". Вот именно об этом и речь. Если вернуться к Бердслею - повторю : его фаллический стёб (попытка назвать конкретный раздел его ...хм...творчества) к искусству , к художественности отношения не имеет.
Эротика и порнография - все таки разные вещи, уважаемый оппонент.
(простите,по имени, без отчества обращаться к Вам как-то неудобно.)

Анна Акчурина   12.11.2011 01:32   Заявить о нарушении
Ах, простите, Ян Эмильевич, ... отчество Вы как раз указали на странице, я запамятовала.
Ну , а ситуацию с современным "искусством" и обсуждать не стоит.
Простите, плебс всегда требовал хлеба и зрелищ, среди последних предпочитая - самые мерзкие и разнузданные. Так всегда было.
Такая обыденность к искусству не имеет никакого отношения.
Каждый идет своим путем.

Анна Акчурина   12.11.2011 01:44   Заявить о нарушении
Ян Эмильевич обнаружили познания, блеснули собой, всё в полном соответствии, как и было сказано. Только от живописи незаметно перешли к искусству вообще и к порнографии в частности. И у меня опять вопросы. При чём тут Бердслей? При чём тут гомосексуализм и литература?
Анна, Вы мне ближе и понятнее. Вы не теряете нить разговора, Вы не увлекаетесь соблазном раскрыть свой потрясающий кругозор, обнаружить недюжинные познания. Я Вас обожаю! Ян Эмильевич не заметил, что речь идёт именно о живописи. Это говорящее само за себя русское слово в его каноническом понимании русской Академией. Допускается разделение на станковую и монументальную, но монументально-декоративная роспись - это уже другое!
Какое отношение к этому имеет графика Бердслея? Очевидно Ян Эмильевич с европейской широтой в русскую узость упаковал всё. Но спор интересный. Всегда приятно видеть образованность, опирающуюся на монографии с именами, философские труды, литературные источники. Спасибо Ян Эмильевич! Спасибо, Анна Акчурина. Блеск! Не часто встретишь такое на стихире!

Николай Шенигин   12.11.2011 09:12   Заявить о нарушении
Я как раз специалист в литературе, не в живописи. К Бердслею и к смежным вопросам мы перешли не совсем по моей инициативе: я привел это имя в связи с его высказыванием о сложности искусства, а потом мы уже перешли на эротику и т.д. Если же вернутъся к началу разговора о Де Кирико, то у него хоть можно найти несколько интересных работ, а вот у художников типа Ильи Глазунова нет ни одного живого места + сплошная эксплуатация темы.

Пробштейн Ян   12.11.2011 16:36   Заявить о нарушении
Я немного ознакомился с тем, что у Вас на странице. По когтю чувствуется... Я благодарен Вам за то, что просмотрел уже почти забытое, освежил память, а заодно и взгрустнул по тому времени, когда жил только искусством. Спасибо Вам огромное! От души.

Николай Шенигин   12.11.2011 17:49   Заявить о нарушении
Ну и замечательно, когда подобные встречи-дискуссии ведут ко взаимному обогащению.

Пробштейн Ян   12.11.2011 17:56   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 3 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.