Октябрьский конкурс. Обзор Александра Коковихина

Задача моя как обзорщика немного усложнилась (см. список и условия http://www.stihi.ru/2011/08/11/3781). Редакторами выбраны 60 стихов (неточно, сосчитать не осилил). Лучших из лучших! Набравших от 60 до 65 баллов из 65 возможных. И надо выбрать из них 5 самых-самых и 5 не очень. А потому...
Только вкусовщина, и никакой объективности...



ПЯТЬ САМЫХ-САМЫХ



1.Михаил Свищёв. 04. 12
http://stihi.ru/2011/04/09/9607   

Вроде бы набор деталей, но каких! Каждую хочется покрутить-повертеть, запомнить и на место поставить. А как виртуозно подогнаны! И получилась живая картинка эпохи, очень чёткая и узнаваемая.
Кто не понял с первого раза (а я сам из таких), числа в названии означают 12 апреля 1961 года.



2.Майк Зиновкин. Никомуненужность
http://stihi.ru/2011/06/06/5685

Весь октябрьский конкурс прошёл под знаками Майка Зиновкина и Сергея Пагына, оба выступили сильно и кучно, у Майка 5 стихов в финале, у Сергея - 6.
И "Два Билета на Бетельгейзе"(см. http://www.stihi.ru/2011/04/19/1833), и "До ёжиков шуршащих" (см. http://www.stihi.ru/2011/05/25/4187) меня обаяли не меньше.
А запомнились все.
О "Никомуненужности". Твёрдая мужская интонация. Короткие рубленые с плеча фразы. Каждая строчка - отдельная мысль:

"Сам себе необъятный космос, человек человеку – Брут:
Все ответы на все вопросы умещаются в кобуру.
Тьма съедает на ужин душу. Упирается в стену путь.
Коль сперва научился рушить, то про «строить» уже забудь."

Можно кое-что и оспорить, но сказано так сильно, сурово и не терпящим возражений тоном, что не хочется. А хочется поверить, восхититься и удивлённо поддаться этому энергичному напору.



3.Светлана Ширанкова. Осторожно, злая хххххх
http://stihi.ru/2011/06/08/156   

Ну, в это стихотворение я влюбился сразу, ещё на непомнюкаком конкурсе на площадке ПКП (Графоманов.нет). Ничего не могу поделать. М.б. кого-то достала эта тема, но я просто обожаю "про любофф", когда стихи вот такие... А какие? Во-первых, нестандартный подход, во-вторых, мощная энергетика, в-третьих, родные-свои, т.е. близкие по мироощущению...



4.Антип Ушкин. ВОДА
http://www.stihi.ru/2009/11/10/175

"Вода благоволила литься! Она блистала, столь чиста, что - ни напиться, ни умыться. И это было неспроста." (Леонид Мартынов, "Вода"). Антип пошёл дальше, вернее другим путём, как говаривал Ильич. Умудрился из минимума "факта-события" сделать глубокую философскую вещь.
Отголоски философии дао и дзэн-буддизма чудятся мне: есть только путь, по которому всё движется, мы можем им наслаждаться, но мы не можем знать откуда-куда-зачем, не в силах почти ничего адекватно сформулировать, описать и понять. 
Ещё мне мерещится метафора "вода-поэзия":

«Да нет же, нет! Мне нравится вода,
текущая неведомо куда,
в себе не ощущающая льда,
не знающая, что она вода».

Разве нельзя увидеть под этими словами сам процесс творения стихо? 


5.Кукурме. когда уйду
http://stihi.ru/2011/04/22/3714

Просто тронуло. Тронуло сильно. Пытался понять, что именно цепляет, что особенного, чем берёт это стихотворение. Минимум красивостей и литературных выкрутасов. Разговорная доверительная интонация. Неподдельная грусть. Всё совпало: и слова, и мелодия. Да, говорю я, это моя песня!



ПЯТЬ НЕ МОИХ

Тут надо сделать пояснение. 13 редакторов оценили каждое из этих стихотворений. Каждое получило суммарную оценку в 60-64 балла из 65 возможных. Т.е. это стихи объективно сильные. А если мне они, что называется, не легли, не торкнули меня, не зацепили (не вызвали максимальный эмоциональный отклик), то это, скорее всего, моя проблема. Я, конечно, попробую обосновать свою кочку зрения и попридираться, но боюсь, что выглядеть это будет не менее глупо, чем придираться к стрелку, выбившему 99 из 100, на том основании, что он дёргает ногой между выстрелами или ужасно морщится, когда прицеливается...



1.Александр Коковихин. Мятеж
http://stihi.ru/2011/05/26/7544

С этим сразу всё ясно, никакой это не мятеж, а игра в мятеж словами. С первой же строки начинаются вопросы. "Восстать, как ядерный сухарик" - где это видано, чтоб сухарики восставали? Да и ядерность их сильно сомневает. Далее тоже хватает нереальных заморочек: и "бомба немоты", и "окурочки ракет", и "семихвостка улиц в кулаке"...
Автор вроде бы постепенно усиливает напряжение, казалось бы будет взрыв, но в концовке вместо взрыва наблюдается заметный спад мятежности и сведение этого настроения в шутку.



2.Клавдия Смирягина Дмитриева. Васькин остров
http://stihi.ru/2011/05/12/3938

Клавдии я уже говорил, что написано хорошо, но мне не хватило здесь неожиданного хода или драматизма. Ну, обещает лиргероиня, когда ей "станет хреново", съездить на Василевский остров покормить бездомных собачек, описывает как это будет замечательно. Такое было впечатление от первого прочтения. Потом озарило меня, что стих этот - "наш оптимистический ответ пессимисту Бродскому", на его "Ни страны, ни погоста не хочу выбирать, на Василевский остров я приду умирать" (Клавдия, кстати, ответила, что это очевидно), и акции стиха заметно подросли. Но у Бродского есть трагизм-драматизм (а он заведомо выигрышнее в плане задушуберущести), а у Клавдии - нет. Хотя над печально-похоронными строками тогда ещё молодого Иосифа современники подшучивали. Когда у его знакомого спросили, не знает ли он, где живёт Бродский, то тот ответил: "Где живёт не знаю, а умирать ходит на Василевский остров..."


3.Михаил Свищев. Светомузыка
http://stihi.ru/2011/05/05/4285

Стихотворение интересное, музыкальное, есть строки, которые меня тронули. Просто я не в теме. Совершенно не представляю послевоенных меломанов, слушающих "Сказки Венского леса" на рентгеновских снимках из военных госпиталей. Не понял строки о "нарисованном псе", который обернется на «Голос хозяина». Я же говорил, я не в теме.

"...и иголка-блесна
засверкает, залает, закружится
по провалам глазниц,
в медсанбате руками заляпанным,
и по тем, что срослись,
и по тем, что под корень оттяпаны."

В этом отрывке, к сожалению, провалы глазниц то срослись, то под корень оттяпаны, что совершенно нереально.

Ещё не приглянулись мне строки: "Там в пластинке слова — потому что по кругу — не кончатся" (не прозвучало мне, плохо склеено, показалось) и  мальчишка "от обновки слепой" (слепой? а до этого упоминались ранения "слепые и осколочные")...



4.Графиня Монте-Кристо. Масленка
http://www.stihi.ru/2011/03/09/7697

Автор, похоже, мастер! Создатель новых миров! Вот чую, что-то важное зашифровано здесь, что есть двойное дно. Но... сдаюсь.
Мне не дался даже зачин:

"Скорлупу стеклянную чернилен,
пеленальный облачный платок
одолев, младенец-чёрный филин,
навострил молочный коготок –
у земли ютится город мыший..."

Народился филин из чернильниц? Почему не из одной?
"Город мыший" царапает, как царапнул бы и "город котий", "город утий" или "город коний"... Почему так важен коготок, что на нём и в зачине, и в концовке заострено внимание? Почему коготок у филина только один?



5.Сергей Пагын. Ветер
http://stihi.ru/2008/06/04/1469

Писал уже в ленте конкурса, что стих хороший и настоящий поэт чувствуется!
Повторюсь, что Сергей выступил мощно и плотно на этом конкурсе.
Все его стихи мне понравились, это тоже, но некоторые строки "не легли".
"Прошлогодний репей, что распался в ладони" - верю!
"И пах воздух разнеженный добрым поверьем" - не верю.
"А потом ты стоишь в придорожном бурьяне,
зажигалку пустую сжимая в кармане" - верю!
"Ходит ветер в холщовой рубахе широкой,
озаренный огромной не гаснущей свечкой,
с неисполненным счастьем в котомке заплечной" - Есенину бы поверил, м.б. Рубцову, но поэту 21 века? Какие холщовые рубахи и, озарённые свечками, заплечные котомки?


ТРИ НЕДООЦЕНЁННЫХ


1.Дмитрий Артис. Ты всё время думаешь о вечности...
http://www.stihi.ru/2011/06/10/847

Свободное по форме и содержанию. Намешано всего. И высокое, и низкое, и вечность, и жёны... Казалось бы смешай коньяк с самогоном, добавь шампанского, мартини, дешёвого портвейна и немного какой-нибудь совсем неизвестной, но забористой дряни по вкусу - и получится невыносимое пойло... Ан нет! Этот коктейль, вопреки всем ожиданиям, в голову даёт, и на сердце тепло (возможно дело в дозировке). Очень мне по душе такая творческая свобода. Многим поэтам, конечно, приходили мысли о вечности, но такой проникновенный и раскрепощённый разговор с читателем - это большая редкость.



2.Егор Мирный. человек с бездной
http://stihi.ru/2011/05/02/6972

Яркое, энергичное и очень запоминающееся описание человека творческого. Не будем уточнять, какой поэт, если не послужил прототипом, то послужил неким толчком к появлению этой дерзкой картинки. Главное, что портрет впечатляет, героический портрет поэта "с бронебойным сердцем на гусеничном ходу"...



3.Игорь Гонохов. Там
http://www.stihi.ru/2011/06/11/4615

Этот стих меня пробирает до мурашек. Всё близко, всё узнаваемо, всё родное-своё...
Моё детство-отрочество-юность на городской окраине говорит: "Так оно и было, дружище! Только не у Зинки, а у Нинки, и ни брата зарезал брат, а одноклассника..."
Из прогулки по местам детства получилось душевное стихотворение, особенное и трогательное, вызывающее сильнейший эмоциональный отклик.



В заключение, хотелось бы сказать, что это всего лишь одно читательское мнение.
С огромным интересом почитал бы другие, пусть даже противоположные. Особенно надеюсь, что кто-то выскажется в защиту 2, 3, 4, 5 стихов из "не моих"...





PS. В настоящее время проходит февральский конкурс 2012. Любой автор, выполнив все условия нашего конкурса, может разместить на нём свою заявку здесь:
 http://stihi.ru/2010/03/15/3056

Для авторов,которые пишут стихи для детей, есть специальная страничка по этой номинации:
http://www.stihi.ru/2010/11/03/8488

Для авторов, которые пишут в строчку или не любят рифмовать:
http://www.stihi.ru/2010/04/07/6305
http://www.stihi.ru/2010/04/07/6481

Для авторов, сочиняющих песни:
http://www.stihi.ru/2011/03/23/2105


Пока лидерами после трёх обзоров являются следующие авторы:

Сергей Пагын http://stihi.ru/2009/09/22/3287      о        (13)         66 баллов
Антон Прозоров http://stihi.ru/2008/10/01/1527       о,о    (13)   гр       66 баллов
Собачья Роза(Ирина) http://stihi.ru/2010/11/10/4995   о   (13)   гр       66 баллов
Антип Ушкин http://www.stihi.ru/2009/11/10/175     о,о,о    (13)    гр     66 баллов


Рецензии
Мне кажется, что надо бы всем поэтам подумать о том, чтобы писать доступно, понятно, чтобы стих проникал в душу надо ,по-моему, следующее:искренность,отточенная до филигранности. К чему навороты словесные? Что они могут дать читающему? Ломку головы, пожалуй. А зацепит-то совсем другое. Этот обзор мне понравился больше всех остальных. Мои мысли созвучны мыслям данного редактора. Спасибо.

Галина Куковенко   11.09.2011 23:52     Заявить о нарушении
смотря какой читающий и какая это искренность.

Егор Мирный   12.09.2011 10:32   Заявить о нарушении
Понятно, что поэт прежде всего выражает свой внутренний мир, но ведь он хочет быть услышан, быть читаем. Значит, он должен думать о том, как донести до читателя своё сокровенное. Надо ориентироваться на любого читателя, то есть на человека, который любит поэзию, а не на того, кто любит только тебя,единственного и неповторимого. Искренность-это внутренняя черта характера. Она не может быть какой-то. Здесь либо, либо. Или она есть,или её нет.

Галина Куковенко   12.09.2011 11:26   Заявить о нарушении
Галина, на какого возраста и степени образования читателя, любящего поэзию, должен ориентироваться поэт?

Редакция Журнала Окна   12.09.2011 12:00   Заявить о нарушении
Обязательно отвечу, но попозже. Сегодня День рождения у мамы.

Галина Куковенко   12.09.2011 14:04   Заявить о нарушении
На думающего читателя, если это не детские стихи. На кого ориентировался Высоцкий? Были,конечно, и конкретные адресаты, например,Шемякин: Как зайдёшь в бистро-столовку,
По пивку ударишь-
Вспоминай всегда про Вовку:
Где,мол, друг-товарищ.

Или: Товарищи учёные,доценты с кандидатами!
Замучились вы с иксами, запутались в нулях,
Сидите, разлагаете молекулы на атомы,
Забыв, что разлагается картофель на полях.
Поэт должен быть понятен, должен пронзать сердца и тогда обязательно мир изменится.

Галина Куковенко   12.09.2011 21:43   Заявить о нарушении
Золотые слова, Галина. Теперь мне понятно, почему до сих пор мир не изменяется и сердца недопронзённые.

Ольга-Верн   12.09.2011 22:05   Заявить о нарушении
Ах, Галина-Галина, а кто же будет экспертом по степени пронзённости? :-)

Редакция Журнала Окна   12.09.2011 23:18   Заявить о нарушении
" я давно уже догадываюсь, что последнее интервью мне устроят у дверей загробного мира и вопросы будут точно такими же, будь интервьюером хоть сам святой Петр: не кажется ли вам, что там, внизу, вы писали для народа слишком недоступно?" Хулио Кортасар :-)

Егор Мирный   14.09.2011 07:41   Заявить о нарушении
Вот Высоцкий бы такого не сказал никогда.

Галина Куковенко   14.09.2011 21:36   Заявить о нарушении
На это произведение написано 11 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.