Лучшие стихи авг. цикла по мнению Михаила Дынкина

Я уже говорил, но скажу ещё раз (да хоть тысячу раз): если стихотворение написано плохо, темой его не спасти. Другими словами, у бездарного текста просто не может быть темы, её не видно за тем безнадёжным сцеплением слов, каковое по едва ли понятной причине представляется автору стихотворением. Забавно, конечно, когда слышишь что-то вроде: "зато я искренен" или "пишу как умею", "это моя душа" и т.п. Забавно и в то же время грустно - работа графомана не может быть искренней, ведь такая работа это прежде всего отсутствие слуха, и если ваше "пение" фальшиво, то о какой же искренности может идти речь? Что касается "души" - пожалейте душу, она этого не заслужила, вы, может быть, прекрасный человек... вполне могли бы обойтись без стихов, ведь не стали бы вы демонстрировать всем свои рисунки, не умея при этом рисовать, обошлись бы без рассуждений о квантовой физике, ничего в ней не понимая... За что же именно поэзии такое наказание, почему именно здесь каждый профан - знаток? Риторические вопросы, конечно. И всё же - сможете ли вы наслаждаться балетом, если артисты не в состоянии выполнить элементарные па? Думаю, что не сможете.
Подводя черту: поэзия отвечает на вопрос "как", вопрос "что" вторичен. Бывает, мы не понимаем стихотворение (нередко и сам автор не в состоянии объяснить, что это такое у него получилось) и в то же время совершенно точно знаем: оно состоялось. Бывает же, нам предъявляют "высочайшие" образцы гражданской лирики и т.п., а мы не верим... не верим потому, что (см. начало) темой провальный текст не спасти. Поэт вообще никому ничем не обязан (я о доступности, выборе тем, о "народу это не понравится" - как будто "народ" читает стихи - и прочих смешных, непонятно кем придуманных обязательствах, навязываемых автору); единственная обязанность сочиняющего поэтические тексты - писать хорошо (насколько это вообще возможно). Всё остальное от лукавого, ибо за всем остальным (гражданским пафосом, "искренностью", "добром", "красотой") как раз и прячутся самые отпетые графоманы.
Итак, основной критерий, которым я руководствуюсь, отбирая стихи для обзора - это насколько хорошо они написаны (с моей точки зрения, разумеется, или, если хотите - ВСЕГО ЛИШЬ с моей точки зрения).
В заключение хотелось бы сказать вот что: постарайтесь не плодить сущности, не засоряйте эфир. Одно настоящее стихотворение лучше ста проходных (поэтому так смешны те, кто гордится количеством). Цитируя Максима Амелина: "Поэты — заложники своих стихов: каждое последующее высказывание бросает на все предыдущие либо тень, либо свет. Поэтому уж лучше молчать, чем выносить на публику словесный мусор..."


1. Антон Прозоров http://stihi.ru/2008/10/12/3268

Стихотворение радует тем, что в нём нет ничего лишнего. Вообще, способность автора выразить в нескольких строчках то, что другие долго и нудно излагают целыми циклами, не может не вызывать уважения. Поэтическое слово это прежде всего слово концентрированное, отсюда и отсутствие читателей, кстати, ибо концентрированное слово требует встречного усилия, на которое способны немногие.


2. Иван Зеленцов http://www.stihi.ru/2009/05/04/3644

Это хорошо написано, бойко, хоть и не моё совершенно. Во-первых, многословно, во-вторых, как-то избыточно-публицистично... тем не менее, абстрагируясь от "моё/не моё", включаю в список, причём мог бы включить любое из 5 предложенных стихотворений Ивана, поскольку они мало чем друг от друга отличаются (что если и плюс, то сомнительный). Должен сказать: у этого автора есть совершенно замечательные тексты, есть и, надеюсь, ещё будут.


3. Клавдия Смирягина Дмитриева http://www.stihi.ru/2010/05/01/2953

Ну, наверно, я нашёл бы к чему тут придраться (если бы сильно захотел), но есть в этих стихах некий боевой напор и что ещё важней - они создают настроение, рефрен врезается в память, удачно найден ритмический рисунок, возникают "картинки"...


4. Алексей Ивантер http://stihi.ru/2011/01/24/8328

Очень достойная работа. Финал замечательный. Как раз тот случай, когда думаешь - подобные небольшие произведения равноценны объёмному роману; просто поэт сконцентрировал до предела то, что прозаик вытягивал бы с первой страницы по пятисотую.


5. Наталья Нечаянная http://stihi.ru/2010/10/10/5354

Когда заходит речь о стихах - скидок не делают никому. Пенсионер вы, ветеран, кормящая мать - всё это не имеет никакого значения, но с молодыми авторами не так, где-то на краю сознания остаётся что-то вроде: да ведь автору-то ещё и 20 не исполнилось, а он уже... Молодость (если человек талантлив, конечно) предполагает потенциал, и это, по-моему, здорово. Что касается конкретного стихотворения Натальи, оно - без малейших скидок - по-настоящему пробирает. Есть у этого автора отдельные строчки, а иногда целые стихотворения, проникающие (извините за штамп) в самую душу, что-то такое в интонации, неподдельное отчаяние, заброшенность, неустроенность. И это не обязательно возрастное, есть люди, проживающие с этим всю жизнь, и - должен сказать - я их очень хорошо понимаю.


6. Дан Кешон http://www.stihi.ru/2011/04/29/4079

Хорошее чувство слова, напоминает работы французских сюрреалистов (я о поэтах), ставивших перед собой близкие задачи - соединить несоединимое, открыть новые смыслы или (по крайней мере) поставить под сомнение старые. Не берусь судить, насколько данная вещь является потоком сознания; подобные тексты могут быть очень хорошо продуманы и организованы, создавая при этом эффект автоматического письма.


7. Александр Коковихин http://www.stihi.ru/2010/08/08/5082

Отличная зарисовка, яркая, как пресловутый "дикий субтропический лес". На таких стихах отдыхаешь, что замечательно, ведь поэзия это не только "высокий штиль" и гробовая серьёзность.


8. Глаза в Клеточку http://www.stihi.ru/2006/05/23-2155

Изящный набросок. Ничего уничижительного в слове "набросок" нет, коль скоро произведение состоялось (а оно состоялось).


9. Евгений Петропавловский http://stihi.ru/2010/04/15/4235

Ещё один ёмкий, хорошо выполненный верлибр. Ни отнять, ни прибавить.


10. Шарль С Патриков http://www.stihi.ru/2010/08/10/6734

Скажу честно: обычно стихи этого автора вызывают у меня некоторое сомнение - то концовка провалена, то слишком ожидаемы ходы, но к данному тексту всё это никакого отношения не имеет. Замечательная история (замечательная именно своей достоверностью, а значит - и исполнением), прочитанная мной на одном дыхании.



Вдохновения всем вам.

М.Д.



PS. По вопросам размещения своих стихов на нашем конкурсе авторы могут обращаться по электронной почте:
litokna@web.de


Рецензии
Михаил, здравствуйте. Получилось так, что Ваш обзор я прочёл уже после того, как закончил свой. И обратил внимание, что мы оба говорим о силе концентрированного поэтического слова. Меня порадовало такое сходство мыслей.) При этом мой и Ваш выбор почти не пересекаются. С большим интересом читал Ваши комментарии. Присоединяюсь к заключительному пожеланию: вдохновения всем нам. Спасибо!

Геннадий Акимов   14.07.2011 15:13     Заявить о нарушении
спасибо большое, Геннадий.
мне всегда казалось, что есть некая разделительная линия (пусть незримая и очень спорная, но всё же), с одной стороны которой ещё не стихи, а с другой - что-то настоящее (оно, конечно, чаще всего далеко от безупречности, но что-то в нём такое, не позволяющее отмахнуться... о Мастерах не говорю). Вот среди этого настоящего каждый и выбирает то, что ему ближе (оттого и вероятное отсутствие пересечений).

Питон Змеев   15.07.2011 15:44   Заявить о нарушении
Да, чертовски верно. Вы хорошо сформулировали.)

Геннадий Акимов   15.07.2011 15:48   Заявить о нарушении
На это произведение написано 28 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.