Для чего и для кого снимает свои фильмы А. Сокуров
Свидетельство о публикации №111061505862
То, что делает Сокуров - типичное элитарное интеллектуальное кино, не имеющее ничего общего с массовой кинопродукцией, у него никогда не будет набитых залов и хорошей кассы. Такой кинематограф существует - и слава Богу; хуже было бы, если бы его не было.
Каннский фестиваль - отнюдь не сборище дремучих интеллектуалов и утончённых ценителей, каннские оценки в художественном отношении стоят в общем недорого (в коммерческом - гораздо дороже).
На более близких мне (и Вам, полагаю) литературных примерах можно видеть то же самое - несомненные шедевры, читателей которых даже в мировом масштабе насчитывается совсем немного...
Не стану по аналогии утверждать, что все фильмы Сокурова - шедевры. У любого автора в любом жанре бывают удачи и неудачи. Но на мой вкус поставленные по оригинальным сценариям "Телец", "Молох" и "Солнце" - вещи сильные, а вот "Скорбное бесчувствие" (по "Дому, где разбиваются сердца" Шоу) - неудача.
Евгений Туганов 16.06.2011 00:46 Заявить о нарушении
Что я и делаю. При этом я сомневаюсь, что эта "элита" что-то понимает друг у друга. Не исключено, что "надувает щёки" и только делает вид, что понимает или понимает вовсе не то, что имел в виду мутный автор.
http://www.stihi.ru/2011/01/27/9049 (Бродский и Пушкин)
http://www.stihi.ru/2009/10/15/6694 (Ну, о-о-чень сложному поэту)
http://www.stihi.ru/2009/10/12/5993 (Гений)
http://www.stihi.ru/2009/10/30/6231 (Не вывихни мозги!)
http://www.stihi.ru/2009/05/31/1510 (Не пудри мозги!)
http://www.stihi.ru/2009/07/06/5041 (Разве тот велик поэт?)
http://www.stihi.ru/2009/09/25/6518 (Пушкин не поэт?)
С уважением к Вашей позиции. Полный идиот Л.О.
Лев Овсищер 16.06.2011 02:41 Заявить о нарушении
А Вы замечаете фильмы Сокурова и составляете себе о них обоснованное мнение - так что не стоит Вам самоуничижительно подписываться "полным идиотом" :-)
Сокуров - человек малоразговорчивый; о "воспитании и улучшении человека" он сказал явно для того, чтобы отвязаться от докучного интервьюера - надо же сказать что-нибудь такое, что было бы всем понятно и идеологически правильно, что всех бы удовлетворило и успокоило. И он просто повторил старую, привычную для людей ахинею насчет "воспитательного значения искусства". Повторил ахинею, которую повторяют со времен эпохи Просвещения, не замечая, что никакое искуство не может никого воспитать и улучшить. Искусство само по себе, жизнь сама по себе. "А смешивать два эти ремесла /Есть тьма искусников... " - далее по тексту :-)
Евгений Туганов 16.06.2011 12:19 Заявить о нарушении
С уважением Л.О.
Лев Овсищер 16.06.2011 15:07 Заявить о нарушении
Пресловутый "совок" есть продукт идеологической пропаганды и социально-политического давления, но никак не искусства - поскольку в советские времена все искусства были подчинены задачам пропаганды, а то, что не годилось для пропаганды, отсекалось, объявлялось чуждым, в крайнем случае - предельно ограничивалось в доступности, т. е. делалось так или иначе элитарным. Общедоступной была только профильтрованная жвачка официального псевдоискусства. Кто не хотел жевать эту жвачку - тот должен был прикладывать немалые индивидуальные усилия, чтобы пробиться к чему-то настоящему. А много ли желающих прикладывать такие усилия? Даже "общедоступных" русских классиков в школе приходилось заставлять читать чуть не под дулом винтовки.
Потому "совок" и есть столь странное существо. Формально образованное, грамотное, приобщенное к основам европейской цивилизации. Но парадоксальным образом малоцивилизованное. Зато в доску распропагандированное и натасканное на различение "своих" и "чужих" по идеологическим критериям.
Телевидение и радио - не искусство. Это всего лишь инструментальные способы донесения до масс продуктов переработки искусства и мощные средства пропаганды. Как верно отметил Ортега-и-Гассет, до появления широковещающего проводного и беспроводного радио (т. е. до начала 1930-х годов) существование тоталитарных режимов было невозможно.
Искусство, ушедшее в коммерцию, перестает быть искусством. Но благое намерение защитить искусство от коммерции автоматически означает переход его под крылышко либо частных меценатов, либо государства. А стало быть, такое искусство либо вынуждается служить большим частным интересам маленьких частных людей, либо получает оплаченные "госзаказы", т. е. опять становится инструментом идеологической пропаганды. Выход из этой двойной ловушки за последние две тысячи лет так и не найден.
Деятель искусства либо получает содержание (от мецената или от государства), либо зарабатывает сам. А если он зарабатывает сам - то он сам вправе решать, хочет он "воспитывать" или нет. И принудить его к "воспитательным задачам" нельзя - можно только выгнать из страны или угробить.
Вывод из вышесказанного очень прост: искусству можно пытаться предписывать утилитарные задачи, но такие предписания наивно-утопичны и практически неисполнимы.
Евгений Туганов 16.06.2011 15:55 Заявить о нарушении
Лев Овсищер 16.06.2011 19:33 Заявить о нарушении
Лев Овсищер 16.06.2011 19:47 Заявить о нарушении
исходной темы, но это ничего :-)
Отвечаю по пунктам.
Вы правы: никакой АБСОЛЮТНОЙ свободы быть не может, и любая анархия (политическая, кономическая) мне столь же противна, как и Вам. Но сфера искусства - это не социально-политическая сфера, понятия свободы и направляемости/управляемости в ней другие и действуют иначе. Если в сфере искусства появляются разрушительные тенденции (которые Вы называете "стреляй, режь, ори, насилуй"), то эти тенденции вскоре разрушат и убьют самоё себя, и направление, для которого они характерны, перестанет существовать. Так уже не раз было: громкий эпатаж заканчивался пшиком, и вскоре люди не могли вспомнить, из-за чего так горячились.
Ведя разговор, Вы явно имеете в виду не искусство как таковое, а массовую культуру - технологию переработки продуктов высокой культуры в легкоусвояемые суррогаты для толпы. Массовая культура всегда паразитирует на высоком искусстве, а иногда довольно успешно его подменяет, особенно в восприятии людей малосведущих и плохо подготовленных. С этой точки зрения официальная советская культура как раз и была особой - советской - разновидностью массовой культуры, но подчинялась она государству и служила целям идеологической пропаганды. так что никакого противоречия в моих утверждениях нет.
Что касается фильмов "Алёшкина любовь" и "Девчата", то я их хорошо знаю, поскольку не мальчик по возрасту (увы...), но не могу назвать в числе нравящихся мне. А многие советские фильмы я люблю и ценю, просто не хочу тратить место на перечисление.
Искусство не играло никакой роли в подготовке прихода к власти германских нацистов, а после утверждения нацистского режима его собственное "искусство" оказалось весьма убогим, поскольку большинство деятелей германского искусства служить нацистам не пожелало. Даже фильмы Лени Рифеншталь, которую некоторые называют гениальной тёткой, сейчас воспринимаются - извините - как трескучее пропагандистское фуфло, каковым фуфлом они и являются по большому счёту... Нацистский режим пришёл к власти исключительно благодаря националистической ПРОПАГАНДЕ, которая прекрасно ложилась на изобиженные души немцев, побитых в войне и ограбленных после войны, и сулила им скорый реванш за все унижения. В числе сторонников Гитлера до 1933 года Вы не найдете ни одного громкого имени деятелей искусства.
Древние и средневековые деспотии и тоталитарные режимы ХХ века - принципиально разные политические системы, сравнивать их некорректно. Масштаб личной власти неограниченного правителя - далеко не главный компонент тоталитарного режима.
Евгений Туганов 16.06.2011 22:06 Заявить о нарушении
априори со знаком минус - мне тоже непонятно. Культура и должна массовой и для масс. И быть идеологизированной (понимаю, какое отвращение это у Вас вызывает). И ДОЛЖНА РАБОТАТЬ на улучшение человека! Всякий вид человеческой деятельности должен нести полезную социальную нагрузку: строитель – строит для людей дома, портной – шьёт для людей одежду, повар - готовит им еду, а работающий в области культуры – должен воспитывать людей, а не просто самовыражаться - самоудовлетворяться (не хочу приводить аналог из области секса) или писать для узкого круга себе подобных, относясь с брезгливостью и презрением ко всем не входящим в этот круг. Что до элитарного искусства в наши дни, то могу привести Вам замечательный пример содружества суперэлит: известный (а, возможно, по-вашему элитарный) писатель Виктор Ерофеев написал мерзкий рассказ "Жизнь с идиотом", по этому рассказу была сочинена опера, для которой музыку написал супер элитарный Шнитке, дирижировал оперой сверх супер элитарный Ростропович! Элитарные зрители, полагаю, были в восторге! На этом, полагаю, можно прекратить нашу затянувшуюся, бесплодную дискуссию… Л.О.
Лев Овсищер 16.06.2011 23:23 Заявить о нарушении
Лев Овсищер 17.06.2011 03:50 Заявить о нарушении
В благодетельный патронаж государства над искусством я не верил и не верю. "Если вы такие талантливые, то что ж вы строем не ходите?" :-)
Евгений Туганов 17.06.2011 11:37 Заявить о нарушении