Лучшие 12 стихов в Окнах по мнению Игоря Михайлова

Несколько предуведомлений.
Не являюсь критиком ни разу, толком не поэт, вообще не филолог, нет литературоведческого образования.
Вызывающе субъективен, искренне считаю, что объективен в этом мире только Бог, ну или Абсолют, кому что милее,  потому как подлинная объективность покоится на абсолютном знании.
Часто воспринимаю стихи фрагментарно, за одну звучную фразу могу простить стиху ужасную, на вкус эстета, фонику и туманный общий смысл.
Зато не могу простить воинствующую нелогичность, сектантское (в самом общем смысле) восприятие мира, вольное или невольное желание вогнать восприятие читателя в рамки авторского видения мира, напыщенную серьезность, стихи в которых бросается в глаза желание автора написать шедевр.
Сознательно не стал пересекаться с авторами предыдущих обзоров, хотя практически на 100% согласен с их выбором. Просто подумалось что среди такого количества стихов можно найти 12 по меньшей мере не хуже, чем выбранные А. Григоровым и А. Коковихиным.
Засим приступим.

Итак, вначале несколько стихов, которые хотелось бы отметить, но которые по ряду причин не попали в мою дюжину.

http://www.stihi.ru/2011/01/16/2317
Дмитрий Иващенко 2
Ночной грозы промчалась колесница

Странным образом стих начинающийся с лихой метафоры, способной скорее отпугнуть читателя с криком петуха как бы пробуждается и читатель оказывается в майском утре своего детства. Спасибо автору за возвращение свежести восприятия, такая магия бывает только в настоящей поэзии.

http://stihi.ru/2008/09/12/1986
Марта Синельникова
Окно на веранду всё лето открыто

В этом стихе отдельные образы и отдельные детали просто прелестны. Лето, ветерок, выдувающий занавески из открытого окна, отдельная детская жизнь, музыка и картошка.
Если б не  "...Чтоб к нам" и "братишки" (для размера) рядом с сестрами наверно это было бы ещё лучше.
Но в любом случае, браво, Марта!

http://www.stihi.ru/2004/05/06-1093
Евгений Петропавловский
Минувшее кроется в будущем, словно война...

Финал этого стиха меня очаровал. Самое действие описано так красочно, с такой прозрачной достоверностью, будто сам погрузил ладонь в морскую, прибрежную, мелкую воду и с восторгом рассматриваешь улов.
Может быть, именно вот этого ощущения баснословного богатства и не хватило мне в начале и середине стиха....

Ну а теперь собственно, сама дюжина.
Nota Bene: Порядок стихов никоим образом не означает их места в рейтинге, был создан случайно в процессе выборки дюжины из корпуса стихов на странице журнала "Окна"


1. http://www.stihi.ru/2010/05/11/7918
Стоит мне место покинуть...
Игорь Чурдалёв

Проблема существования мира без наблюдателя похоже не имеет внятного  и доказательного решения. Скорее всего, всё зависит от степени оптимизма этого самого отвернувшегося визионера. Лично мне философская .позиция автора очень близка, меня тоже не покидает ощущение, что стоит уйти из какого-либо места, как там немедля начинается демонтаж декораций.
Решение,  озвученное автором, не только кажется мне вполне действенным, оно с успехом применяется всеми, кто верит в настоящую любовь и преданную дружбу.
И ещё.. .В финальной строке повторить три (!) раза одно слово, да так, чтобы не только смысл не пострадал, но наоборот строка заиграла дополнительными обертонами, это высший пилотаж, сродни какому -нибудь тройному тулупу в фигурном катании.

2. http://www.stihi.ru/2007/03/23-1776
к 25-летию
Иван Зеленцов

Вот так и идет жизнь, цепляясь день за день, или скорее льется как паста из авторучки, "...уже исписанной на треть" , проявляя букву за буквой, слово за словом. Завораживающий стих. Компактный, с нужными словами в нужном порядке. "... уездная хрестоматийная лебеда" так и манит тоже прилечь, раскинуть руки и думать о чём-то настолько важном, что забывается напрочь сразу же как встаешь, и отряхнув штанины, идешь дальше. Но может быть наиболее  поразительное и интересное в этом то, что это были самые важные мысли твоей жизни. Но, слава Богу, теперь это  уже не сгинет, будучи сказанным автором вслух.

3. http://www.stihi.ru/2010/09/21/1430
Овца
Алонер

Лукавство авторское... Весь стих завидуешь лирическому герою, который в стороне.
Как же хорошо сделано... Образы методично нагружают восприятие, становясь все более отвратными к финальной строфе, и задыхающийся от жары и вони, оглушённый вувузеллами и ревом машин, ты вдруг видишь эту несчастную овечку и чувствуешь  прохладный ветерок и запах полевых трав "... вики, васильков и чабреца". Вот о чём этот стих? Я не смогу сказать. Но он очень добрый...



4. http://www.stihi.ru/2010/07/27/3971
Три орешка для Золушки
Смарагда Вторая

Это вполне целостный миф, нет, друзья, это не сказка, а именно миф в своем первоначальном значении - особого мироощущения и мировоззрения. миф, в котором сказки отблёскивают стеклышками смальты в мозаичном панно. Даже удивительно, сколько важного, умного и невыразимо нежного помещено в столь малом пространстве. Стих прорастает  разворачивается что бы к финалу зашуметь на ветру как естественно: орех, дуб и каштан.


5. http://www.stihi.ru/2011/01/20/6912
Остросоциальное произведение для тех кому за семь
Кадай

Самым странным образом этот стих меня как-то напрягает ака порождает эмоциональный отклик, что бы не сказать - пугает. -)) Казалось бы, незатейливая ироническая иллюстрация к трюизму К.Пруткова: "От малых причин бывают весьма великие последствия, так отгрызение заусенца причинило моему знакомому рак", но посмеявшись при первом прочтении, вдруг подумаешь с ухмылкой: а что же ты натворил в свои 8 лет, что твоя жизнь такая какая она есть? И становится как-то печально.

6. http://www.stihi.ru/2010/12/06/1016
ошибка
Кукурме

... и ты совершаешь ошибку, например, включаешь стих Кукурме в свою дюжину. А если серьезно, то писать про звезды, море и ангелов, вербализуя отвлеченные понятия бессмертной любви, мировой скорби, осознания несовершенства Ойкумены (нужного устыдиться) можно и не будучи поэтом, и если владеешь логикой и русским языком, за результат .непритязательному стихотворцу и досадно-то не будет.
Другое дело писать вот так: ведя читателя "через парк обездвиженных аттракционов", показывая ему "...чувства, какие весь день экономил"  и в конце концов "...и ты совершаешь ошибку, например..."

7. http://www.stihi.ru/2010/09/10/384
фор май мазер
Фррранцуз

Как на мой вкус, это настоящая поэзия. Учитывая тему, она бесстрашная, правдивая, без умильного сюсюканья и ретуширования, но в этом стихе есть увесистый "нежности килограмм" и стих так и светится любовью. И ещё - даже если бы он был написан много хуже, (но, слава Богу, он написан очень хорошо) за финальную строчку ему бы простилось. Не буду её приводить, что бы не портить впечатление первый раз читающим стих.

8. http://www.stihi.ru/2010/06/11/332

В полночь на окраине мира ефрейтор Иван Палама
Дмитрий Мельников

Сразу скажу, я не понимаю о чём этот стих, почему Палама, например? или окраина мира, она хоть на Земле? и т.д
Несмотря на детали, довольно ясно указывающие место (да и время) действия, для меня это какой-то вневременной и нелокализованный стих. Мне почему-то мерещится при прочтении именно что окраина мира... какая-то выжженная планета, мертвая белая пустыня, освещенная только яркими звездами на угольном фоне неба. И что он там забыл и за что он там погиб -  юный ефрейтор И. Палама?

9. http://www.stihi.ru/2010/02/05/8943
Прохожий
Константин Кикоин

Жутковатый, может от точности в деталях,  стих. Абсолютное, вернее (по слову классика) Тотальное Отчуждение, которое испытываешь только в этом городе, таком насмешливо-славном, кривовато-прекрасном, панибратски-имперском. Кто шел по Тверской от Пушкинской до Охотного ряда, наверно ловил в себе хоть раз такое же или подобное чувство.
Город М. поворачивается в стихе другой, мрачной, какой-то даже петербургской стороной.
Но опять возвращаешься памятью к другой ипостаси его, и тянет солнечным, улыбчивым воскресным утром по пустынной ещё улице Горького спуститься вниз к Кремлю и именно по правой стороне, где Моссовет, универмаг, телеграф с глобусом и нелепый кирпич Интуриста..


10. http://www.stihi.ru/2007/10/08/884
Поэт преклонных лет
Андрей Широглазов

Просто занудливое нытье забытого поклонницами поэта, показное, отчасти с бравадой, самоуничижение, педалирование жалостливости?
Ну, может быть и так. Да вот только автор так ловко (слово употреблено совершенно без иронического подтекста) работает со словом, настолько точно управляет пространством стиха, расчетливо разводит читателя на требуемые эмоциональные реакции, что понятно - всё не так просто.
Ведь стих то подлинный, его хочется дочитать до конца, внимательно делая свою читательскую работу - сопереживать.
Думается,  вся затея в дважды повторенной фразе, в начале и в финале. От неё то и веет той жутковато-правдивой обреченностью, искренним непониманием происходящего и ненаигранным удивлением. Это  - мастерски.

11. http://www.stihi.ru/2010/07/01/2417
Встречать дождь
Sterva

Не знаю, что и сказать... Начинается стих, осторожно определим пожалуй, так: актуально. Практически некий белый реп, но конечно же, захватывает с первых слов не этим ритмом и не интересной первой рифмой, а самой фактурой рассказа.
Ну а вторая часть просто великолепна - настоящая высокая лирика, Давно  я не видел такого, что бы слова о любви не были бы завуалированы привычной иронией,  стыдливым высокомерием, тоскливым поэтесскиным пафосом или наконец, картонным эротизмом.
Удивительно, трогательно и восхитительно.

12. http://www.stihi.ru/2010/01/08/6330
ещё из одного дневника
Хилина Кайзер 2

Стих, в котором восприятие происходящего поразительно детское, несмотря на трагедийность темы. Этот контраст и завораживает и заставляет сопереживать.
Образ такой домашней кукушки из детства, вдруг ставшей зловещей неумолимой механической птицей, заставляет вспомнить и Андерсена и Гофмана и свои собственные детские страхи и переживания... И тогда ты вдруг видишь и героиню этого стиха и этот подвал  и грохочущие сапоги в забранном решёткой окошке.
-о-о-о-

Не знаю замечали ли вы, что стихи стареют? Причем не имеется ввиду потеря сиюминутной актуальности, а именно старение  вследствие заметно ускорившегося в нашем мире времени.
В результате фатального несоответствия времени, заложенного автором в свой стих и времени летящего мимо стиха читателя, стихи, написанные совсем недавно, кажутся архаичной нелепицей. 
Надеюсь, что выбранные стихи хотя бы в малой степени лишены этого недостатка и их время почти эталонно и мала-мала абсолютно в нашем относительном мире.




PS. От редакции: заявки на следующий конкурс подаются на электронный адрес:
litokna@web.de


Рецензии
На это произведение написано 12 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.