Памятописание Русов... Книга 1

Евгений Овчинников. «Золото Русов»:
Поэтическое Наследие Предков – «Влескнига».
Москва, 2010, 136 с. ISBN 5 93536 075 6

        Вниманию читателей предложена основанная на открытии приоритетная публикация памятника «древнерусского эпического стихосложения» – «Велесова книга». Для целей публикации в «Разделе первом» издания с адаптацией к нормам современного русского языка эпические тексты памятника представлены в их неотъемлемой стихотворной форме с разбивкой (по признакам, проясняющим происхождение и «авторскуюй руку») на три подраздела: «Памятописание Русов» («Самородное Слово», в пяти книгах), «Памятописание Словен» («На то ещё помянем», одна книга) и «тиверецкое» – самое ёмкое по эпическому охвату исторических эпох – «Памятописание Антов» («От старых Словес», одна книга). В «Разделе втором» массив исходных текстов памятника [Труды Отдела древнерусской литературы (ТОДРЛ), XLIII, Л., 1990, стр. 170-254 («Велесова книга»)] представлен в переработанном виде под общим названием – «Старо-Отеческие Гласы». Тем самым, впервые представлены данные из новой сферы научного знания – «Древнерусское эпическое стихосложение» (© Е.Е. Овчинников); это – авторская концепция, которая возникла в процессе изучения проблемы культурного наследования и преемственности в древней Руси и представляет собой категориальное обобщение имеющихся эмпирических и теоретических данных, позволяющих по-новому взглянуть и на проблему культурного наследования в целом, и на «эпическую поэзию» как – особый язык культурной традиции. Так, сочетая логически выверенную подачу материала с методологически строгой организацией аналитического исследования, Автору удалось вскрыть целый пласт новых фактов, проанализировать их и дать прямое истолкование по целому ряду ключевых вопросов. В частности, получили свое объяснение факты, касающиеся как структуры отдельных текстов т.н. «дощечек Изенбека» и связей между ними, так и характера общей структуры и тематического репертуара памятника в целом. Большое внимание уделено раскрытию значений основных терминов и понятий в тезаурусе языка эпоса. Кроме того, с подчёркнуто индивидуальной позиции, Автором сформулировано собственное, подкрепленное вновь открытыми фактами, заключение по проблеме «подлинности» исследуемого материала. Полностью переработанный для целей художественно-литературной публикации текст т.н. «дощечек Изенбека» (а точнее, памятника «древнерусского эпического стихосложения»), а также его перевод в виде, структурно соответствующем авторскому замыслу составителей «Велесовой книги», будет представлен в подготовленном Автором – втором издании книги «Золото Русов» (исправленном и дополненном). С содержанием и отдельными фрагментами книги (в ред. второго издания) можно ознакомиться на личной странице Автора – Евгений Евгеньевич Овчинников ( http://www.stihi.ru/avtor/box0312 ). — Для студентов, преподавателей, практических филологов, деятелей культуры.
                ________


        Раздел первый: «ЗОЛОТО РУСОВ» ( http://www.stihi.ru/2010/06/01/3518 )

        I. Памятописание Русов: «САМОРОДНОЕ СЛОВО»

        Книга первая: «ПОУЧИМСЯ СТАРОМУ»

        Часть первая:

        1.1. (Д. 2аб, Гл. 1)

(01)  Муж – правым ходит,

(02)  и слывет, но не иже – на словах хочет правым быть,
        но иже: словеса его и вершения в том – совпадают! –
        тому – речено есь в Старину, абы сьмы: творили –
        лепое, и яко Деды наши рекли, то во всем – и будет!

        1.2. (Д. 9аб, Гл. 1)

(01)  «О тот час – был Богумир, муж Славы...

(02)  Имел – трех дочерей и двоих сынов, те бо –
        бродили со стадами по степям, – и тамо –
        жили среди трав по отчему завету, и были –
        и богам не ослушны, и разумом высоки.

(03)  И тако…

(04)  И тут мать их, иже звалась Славуней,
        оным творящи потребу, и говорит индо:
        «Богумирушка, семь ден мы, и должно –
        дочерей своих выдать и внучат увидеть».

(05)  «И тако...» –

(06)  говорит, и повозку снарядил, и едет наугад,
        и приехав к дубу, стоящему в поле, встал –
        заночевать у кострища, и видит вечером –
        Мужей троих на конях к нему стремящихся.

(07)  И говорят те –

(08)  «здрав буди!» и «что ищешь?» –
        оповедал им Богумир печали свои –
        а они же отвечают, яко суть –
        «сами в походе» да «ищут жен».

(09)  Поворотил Богумир в степи свои –
        и ведет троих мужей дочерям».

        1.3. (Д. 9аб, Гл. 2)

(01)  От оных –

(02)  три Рода изошли Славные, – от них бо –
        происходят Древляне, Кривичи и Поляне,
        яко первая дщерь Богумира имено имела –
        Древа, другая – Скрева, третья – Полева.

(03)  Сыновья же Богумира имели свои имена –
        Сева и младший Рус, от них происходят –
        Северяне и Русы, – три же Мужа были троими –
        Вестниками: об Утре, о Полудне и Вечерне.

(04)  Утворились Роды те при Семи реках, иде –
        обитали мы за морем, в Краю Зеленом,
        и куда – стада водили древнее исхода
        к Карпенской горе, – то было она лета:

(05)  за тысячу триста – до Германареха.

        1.4. (Д. 9аб, Гл. 3)

(01)  В те Времена –

(02)  была пря великая у моря Годьского, и тамо –
        Праотцы накидали курганы камений белых,
        под коими погребли – боляр и вождей своих,
        яковы – в сече пали... – Годь бо была еще
        в Зеленом Крае, и опередила Отцов идущих.

        1.5. (Д. 9аб, Гл. 4)

(01)  Пришли из Края Зеленого –

(02)  на море Годьское, и тамо нагнали Годь, коя нам –
        пути преградила, и тако – бились мы за земли те,
        и жизни наши, – а до того еще – были Отцы наши
        на брегах моря по Ра-реке, и с великим трудом –
        переправили своих людей и скот на другой берег.

(03)  Идя к Дону и тамо Годь увидя, пошли на полудень,
        и Годьское море увидя и Годь измеченную против нас,
        остановились, и тако – нужно было биться за Житие
        и животы свои, – яко – Гунны шли по следам Отцов,
        и нападали на них, людей убивая и стада забирая.

(04)  И тако Род Славян – тек до земли, инде же: «Суне –
        в ночи спит, и где – травы много на лугах тучных,
        и реки – рыбой полны, и где – никто не умрет…»

        <...>

        1.8. (Д. 2аб, Гл. 3)

(01)  Тако скот вели Праотцы наши, и были Отцом Орием –
        до края Руского доведены, понеже – тамо пребывая,
        утерпения многие несущие – и раны и хлад выносили,
        тако отошли – сюда, и тако расселились огнищанами –
        на земле Руской, – то бо: утворили за две тьмы до суть,
        а по тем двум тьмам Варяги пришли, и землю забрали
        от Хозар под руку свою, на тех бо – в кабале работаем.

        1.9. (Д. 2аб, Гл. 4)

(01)  Был народ родственный Ильмерский,
        и от корня одного – с народом нашим,
        яко – пришли позже на Рускую землю,
        и селились – среди Ильмерцев.

(02)  Те бо – суть братья наши и нам подобны суть,
        и как еще различать, те бо – нас хранили от зла, –
        вече имели: если что речено на вече, то тако –
        и есть, а если что не речено – тому не бывать.

(03)  Избирали князей от полюдья до полюдья,
        и тако – поживали мы, иже сьмы – им помогали, –
        и тако – были зелы, бо умели творить сосуды,
        обжигая в огне, и были гончарами – искусными.

(04)  Землю пахать и стада водить бо – разумели,
        таковы Отцы наши суть, – а приходил враг на них –
        и нападал, потому тогда было нужно бежать –
        в леса, и, живя ловом и рыбалкой, пережидать.

(05)  Умоглися от страхов уклоняться.

        <...>

        Часть вторая:

        <...>

        1.12. (Д. 1, Гл. 1)

(01)  Напрасно забываем – Доблесть нашу,
        Старые Времена, да идем – куда невесть, –
        и тако сьмы – смотрим вспять, и говорим бо:
        есьмы – стыдимся Навь, Правь и Явь знать,
        и дальше выгона – и ведать, и осмысливать.

(02)  Се бо:

(03)  «Дажьбог сотворил нам Венчие, яково же есть –
        Свет Зори, над нами сияющей, и в той бездне –
        повесил Дажьбо землю нашу, абы та –
        удержана была тако, – то Души Пращуров суть,
        и те – светят Зорями нам от Иру!»

        1.13. (Д. 1, Гл. 2)

(01)  Но Греки налезли на Русь, творя злое во имя богов,
        мы же – не ведаем уж: и куда бежать, и что творить…

        <...>

        1.16. (Д. 10, Гл. 1)

(01)  Богумиру бо – боги дали блага земные...

(02)  И тех мы не имеем, яко нам суждено – иное, –
        и Старших в Роду выбирали мы, яко – князей,
        иже со Времен Старых – наши вожди наказные,
        после того бо – были князья долгое время.

(03)  И те на Греков бросались, и стояли –
        до конца, яко – обыкновенные мужи, –
        потому нам от Рода должно выделять –
        потомкам их, або те – защитники нам!

(04)  И по Богумиру был Орий, и сыны его,
        и тогда – Гунны великую прю затеяли
        об утворении «великой земли» своей, –
        и тако – ушли вон оттуда на Русь.

        1.17. (Д. 10, Гл. 2)

(01)  Ныне – иное время, и должно –
        браться за уждья и тянуть вперед, –
        да не будет жещено,  яко сьмы –
        оставили землю нашу и взяли иную,
        но да жещут, яко сьмы дерзнули
        сражаться – велико за себя!

(02)  То бо – Русичи! не пускайте Греков –
        на землю вашу, и сражайтесь за оную!

        1.18. (Д. 10, Гл. 3)

(01)  В те Времена –

(02)  Ра-река отделяла нас от иных земель,
        а днесе – возжадились враги наши на нас,
        и должно биться за внуков наших, – тако –
        удержим степи наши и не отдадим землю!

(03)  И нам тако бо должно –

(04)  инако творить, а не палить дубы в полях своих,
        ниже – сеять по тех, и жать жню – в пепле, –
        яко бо – имеем Степи Травные стада водить!
        берегите! берегите оные от врагов!



________

«Поэтическое наследие древней Руси
в памятниках древнерусского эпического стихосложения»

«ЗОЛОТО РУСОВ.
Поэтическое Наследие Предков –
ВЛЕСКНИГА»
© Евгений Евгеньевич Овчинников
© Evgeny Ovchinnikov


i.:

«Древнерусское эпическое стихосложение» © Е. Е. Овчинников
«Ancient Russian epic versification» © Evgeny Ovchinnikov (Russia)

    Правовой статус публикации: Все авторские права на открытие и произведения защищены,
принадлежат Автору и охраняются законом. Никакая часть книги Автора (в т.ч. ее электронных
версий) на основании норм Авторского права не может быть перепечатана или воспроизведена
в какой бы то ни было форме и какими бы то ни было средствами (включая размещение в сети
Интернет и в корпоративных сетях) для частного и публичного использования без письменного
на то разрешения владельца авторских прав.

    Главная цель Авторских проектов Евгения Евгеньевича Овчинникова (Россия, Москва) сотоит
в воссоздании, популяризации и, тем самым, возвращении составляющих «Поэтическое наследие
древней Руси» памятников «Древнерусского эпического стихосложения» в культурный оборот.

    «Ancient Russian epic versification» © Evgeny Ovchinnikov, – [in original form as: «Древнерусское
эпическое стихосложение»].  |  First presented data from new sphere of scientific knowledge – «ancient
Russian epic versification». It's the author's concept, which arose in the research process, issues of cultural
inheritance and continuity in ancient Rus. The author's concept presents an categorical generalization of
the existing empirical and theoretical data, which allows a new look at the problem and «epic versification»
as an – independent direction in cultural traditions of ancient Rus. Great attention is paid to the disclosure
of the values of the basic terms and concepts in the thesaurus epic language. – For students and lecturers,
practical linguists, cultural figures.

Официальный сайт Авторского проекта «Прославь Отечество!» –
Евгений Овчинников: «Древнерусское эпическое стихосложение»
http://box0312.narod.ru
mailto:epicrus.heritage@yandex.ru

Книги:
«ПАМЯТЬ». Стихи [«Академия поэзии», 2002],
«ГОЛГОФА». Стихи [«Академия поэзии», 2006],
«ЗОЛОТО РУСОВ. Поэтическое Наследие Предков - ВЛЕСКНИГА» [2010].

Серия: «Начало Песен Вещих» [Осн. в 2014] /
«Поэтическое наследие древней Руси
в памятниках Древнерусского эпического стихосложения»
Рунический эпос:
«ПУТНИК КНИГА» / «ПУТЬНИКЪ КЪНИГА» [Вып. 1],
«ЗОЛОТО РУСОВ. Поэтическое Наследие Предков –
ВЛЕСКНИГА» [Спец. вып.; в ред. 2 изд., испр. и дополн.];
Династический эпос:
«ЭПИЧЕСКИЙ КОРПУС в составе древнерусских летописей» [Вып. 2],
«СКАЗАНИЯ о князьях русских старобытных» [Вып. 3],
«ЗЛАТО В ГОРНИЛЕ. Эпопея (1115 – 1168)» [Вып. 4],
«РОМАНОВ НАСЛЕДОК. Владимирские писания (1201 – 1292)» [Вып. 5],
«ДОСТОЙНО СЛАВЫ. Свято-Отеческие предания (XI – XIII вв.)» [Вып. 6].


Рецензии