Итоги марта. Владимир Герцик

Результирующая подборка из 10 стихотворений могла бы содержать еще до 5, приближающихся по качеству к выбранным, если бы не условие конкурса.
Хочу пояснить принципы (они же – пристрастия), которыми я руководствовался при отборе.

Русскую поэзию, которую я очень люблю, пришедшие к власти большевики попытались уничтожить. Она понесла большие потери не только в результате цензуры и вынужденной самоцензуры, но и виде человеческих жертв.
Но все же выжила. Мы вдруг обрадовались, когда советская власть отдала концы и стало можно пытаться продолжать  русскую поэзию открыто. Но не тут-то было. Накатила новая волна почти незамаскированного коммунизма с Запада – «постмодернизм», объявивший, что «поэзия умерла», больше никому не нужна, и теперь миром будут править графоманы со своими «маргинальными» практиками. Сегодня они всем надоели и притихли, но не разоблачены публично (точнее, разоблачены, но это мало кому известно). Однако не исчезли, а просто переименовались в «актуальное искусство».

Итак, я отбирал стихи, продолжающие русскую поэзию с того места, на котором ее хотели убить и отбрасывал те, в которых видел враждебное к ней отношение. Мои короткие замечания к отобранным стихам возводят каждое к какому-нибудь течению поэзии, но нельзя забывать, что такое возведение достаточно условно, к тому же опирается на мои личные ассоциации, а не на строгий анализ, который ,не мой взгляд, невозможен.

 
АНДРЕЙ ПШЕНКО "Так хочу"

http://stihi.ru/2011/03/01/1159 , номинатор: Черная Лиса (Елена Мудрова)


Вот бы сразу... 
Чтоб не очень долго...
В день, когда поймёшь, что больше нету...
 
Чтоб вошла -   
И стукнула заколка
Из твоих ладоней по паркету
 
Чтоб не больно...   
 
Чтоб по стенам книги
Закружились в предпоследнем танце
Чтоб смогли, как сотни раз, смогли бы
Не на век - на вечность расставаться
 
И сказать "пока" ... 
Легко и просто
 
Речка, лодка, ничего не видно
 
Переправа с острова на остров
 
И светло
И грустно 
И не стыдно

Стихотворение в «классическом» стиле или в стиле немногих поэтов советского периода, его продолжавших (например, Леонид Мартынов, есть некоторые ассоциации), Точные детали, не в смысле «реалистической» точности, а в смысле точности передачи читателю внутреннего состояния автора.

 

ОМАГОДАН О "Дегражданция"

http://www.stihi.ru/2011/02/26/6501 , номинатор: Павел Самсонов
 
Течет в закат мороженое-солнце.
Толпа солдат пучкуется в оконце.
Казарма дат готовится ко сну, -
и я сосной качаюсь, только нипель
свистит мне - чёс, со сна немного выпиль,
пропиль немного: крибли-крабле-сна
блеснет, и корабли загибли - сна.
 
Течет в закат со сна седьмая шкура.
Амфетамин - что раньше политура,
и самый лучший водится в хвосте.
Не те богатыри теперь, не те...
Те - перьями пописанные было,
лежат по братским гэс, сырым могилам,
и серый волк их кости сторожит.
А мимо волкодавом век бежит.
 
Течет и пучит газиков трубища,
назад неся бумажных денег тыщи,
рас-пахнутось страны нутропий ссвищет,
и у костра ты. Или - у кострища?
И ярок свет, и ненасытен жор.
И подпевало-прилипальный хор
гоняет прочих, что вздымают ор,
одетых  в рУбища + да или во рубИща...
 *
И имя им - пудовых ват
засахаренный кибрг,
и место им = подземный склад
червячных камасудрг.
Да госзаказа око - морг,
и солнцезайца - юркий торк.
Закат дарит покой,
и этим
мудр.
 
Стихотворение, продолжающее линию «будетлян» - футуристов, заумь, игра со звуком (на котором иногда приходится спотыкаться без необходимости), внутренняя раскрепощенность. Это радует.

 

МАРИНА НЕМАРСКАЯ "предвосхитит закат садовая лилия"

http://www.stihi.ru/2007/12/13/3324 , номинатор: БЛК
 
предвосхитит закат садовая лилия
ноги оближет крапива а прежде пес
словно кусочками тюля любуясь крыльями
не отгоню от завтрака сонных ос
 
на первой странице романа печать чернильная
туча пришедшая с юга накроет даль
ветер ослабит всхлипывания мобильного
я нагнусь у крыльца застегнуть сандаль
 
вдоль горизонта бездна сомкнется в линию
ты прибрежной тропой обогнешь оять
эти спелые сумерки ягоды синие
август не посмеет у нас отнять
 
Хорошее чувство звука, ряд точных (в упомянутом выше смысле) деталей, предметностью примыкает к акмеизму
 
 
КОНСТАНТИН НЕВСКИЙ "Asphyxia"

http://www.stihi.ru/2011/02/07/5060 , номинатор: БЛК
 
Тишина. Такая, что слышно, как
на ладонях неба пульсируют жилки веток.
Словно по линии жизни, фрегатоподобные облака
плывут по электросети.
 
Не так просто вырваться из этих холодных рук:
можно слушать пульс, читать узоры на подушечках пальцев,
наблюдать, как с наступлением ночи их кожа на звёздном ветру
обмерзает и осыпается,
 
и вдруг почувствовать, что чем дольше вглядываешься, тем
вдыхать-выдыхать становится всё труднее.
То ли это разыгрывается метель,
то ли стаи снежных лососей идут на нерест,
 
то ли небо, нежно сдавливающее шею,
поднимает к собственной высоте...
 
***
 
Плачет кот во сне. На кухне какой-то шелест.
Молча ходят по дому Бродский, Оден и Шелли
и снимают часы со стен.
 
 Продолжение синтеза символизма с футуризмом, отсутствуют преступления против звука, есть сильные образы, последний в особенности.
 
 
НАТАЛЬЯ ЧЕКОВА "Накануне"

http://stihi.ru/2011/03/09/6622 , номинатор: БЛК
 
Накануне звука тончает миг.
Обездолен всякий, и - не зови.
Раскален до ребрышка змеевик,
и вода тревожный диктует свинг.
 
Из стакана черного с молоком,
накануне бережного – прости,
через край себя проливает дом
и по гласным слово горит в горсти.
 
Накануне певчих, темнеет рот,
опускает всякий на дно кольцо.
И дрейфует небо, рождая брод,
запрокинув к свету свое лицо.
 
Восходит к символизму и акмеизму, хорошее чувство звука, умение поднять предметные детали до символа и создать ощущение сопричастности.
 

НИКА БАТХЕН "А идише мурр"

http://www.stihi.ru/2010/07/31/2434 , номинатор: Виктория Ленос
 
У пятницы семь кошек на неделе.
Одна тоща, а остальные в теле.
Одна бесхвоста, прочие хвостаты.
Одна с дипломом, прочие – бастарды.
Неделя кошек – пёстрых, белых, рыжих,
Гуляющих пешком или на лыжах,
С корзинками, с перчатками в кармане,
По солнышку, под дождиком, в тумане.
Куда ни глянь – глазами-фонарями
Они следят за окнами, дверями,
Мурлычут под кроватью, спят на полке,
Шипят и бьют, когда приходят волки.
У детских колыбелей, сны покоя,
Они сидят – одна или по двое.
У стариков они лежат, зевая,
У самых ног – чтоб грелась кровь живая.
У тех, кому пора оставить прах
И двинуть ввысь – они воруют страх.
День пятницы – подённые заботы,
И кошки кротко ждут приход субботы –
Кадриль метёлок, тряпки опахало,
Куриный суп и кнедлики и халу
И рыбу фиш… Пока идёт веселье.
У кошек ша – почти до воскресенья.
На чердаках, в бесхозном старом хламе
Они живут кошачьими делами
Считают звёзды, слышат, как знакомо
Скрипят полы и полки в толще дома.
Как дышат, пьют, парят под облаками,
И говорят чужими языками.
Покуда не открыт воскресный виски,
Не выйдут кошки – ни на зов, ни к миске,
А если им служить надоедает – 
Теряются в ночи, сереют, тают,
Сидят на облаках – и не грустят.
…У пятницы сегодня семь котят!

«Классическое» с элементами «гофманианы» и прелестным еврейским акцентом, переходящее местами в символизм (хотя как отделить?)


ИРИНА ЗИНОВЬЕВНА "Из-под клюва кукушки"

http://stihi.ru/2011/02/09/1255 , номинатор: Светлана Чернышова
 
Сам в себе в сердоликовой мгле
Табунки разношёрстных миров
Ты пасёшь, на суконном столе
Разбросав прошлогодний улов,
 
И ворованных волн лепестки
Просыпаются умной крупой,
Осторожный выходит изгиб
Из-под клюва кукушки слепой.
 
Красным йодом извилистый след,
Молодая горька шелуха,
Ни имён, ни теней, ни примет —
Только лёгкий колпак дурака.
 
У козы на глазах бубенцы,
Над колодцем краплёный жираф
И довольно весёлой пыльцы
Среди белых и розовых трав —
 
Кто рискнёт на свободу — рывком
Из уютного сумрака гнёзд
И перо, как топор языком,
На лиловом морозе лизнёт?

Наследие символизма и поэтики Мандельштама, отличный звук, втягивает.
 


АНИКИНА ОЛЬГА НИКОЛАЕВНА "В полночных придорожных городах..."

http://stihi.ru/2010/12/14/3369 , номинатор: Турунтай
 
В полночных придорожных городах
безвременье в режиме монолога…
Дрожит высоковольтная тревога 
в протянутых над трассой проводах, 
 
хрипит невнятно радиоприёмник
и кашляет эфир, как старый хроник,
а в паузах чуть слышен чей-то смех,
ритм старой песенки и новых хроник,
и снова ниагара из помех.
 
И на облезлой, найденной с трудом
заправке – будешь думать об одном,
о  сладком чае в запотевшей кружке…
И заспанный заправщик, словно  гном,
покажется из маленькой избушки
с единственным заснеженным окном.
 
Рискнёшь, заполнив бак наполовину
каким-нибудь сомнительным бензином,
помашешь гному,  что-то пристегнёшь,
ключ повернёшь, вздохнёт усталый стартер…
Покатишь…
 
Посмотри,  кружок на  карте
на солнце восходящее похож.

 
А вот это ближе к «классицистскому» эксперименту Ходасевича, очень предметное, но незаметно выводящее за рамки «предметности», отличная концовка.
 
 
 
ЕВГЕНИЙ ФИЛИН-СОКОЛОВ "Альфабет"

http://stihi.ru/2010/08/31/8855 , номинатор: Оскар Боэций
 
Зажги мой лоб. Твоя метель
Последних инков замела.
Горчичный ад  раскрошит день
На одинокие тела.
 
Качает новую волну
Фальшивый ветер на стене.
Кривые ветви к дому льнут,
Но окна корчатся в огне.
 
Там пятна солнца на земле,
Сквозь кроны лип струится свет,
Вливает бурю сомелье,
Глотает вечность альфабет.
 
Там, где калечит лань ахилл,
Я слышал шёпот, скрип зубов.
Я слёзы полной горстью пил,
И мой колодец был глубок.
 
Раскрась мой лоб, сожги мой нерв.
Паденья вазы ждёт гранит.
Колосья тянутся наверх 
И дом шиповником увит.
 
Терново рвутся облака,
На белом поле алый след
Того, кто радугу алкал,
Того, кто выгнул альфабет.
 
Продолжает «футуризм» Хлебникова и раннего Пастернака.
Звук и ритм хороши, есть «драйв».
 


МИРАНДА ЛЯ МОРГ "Моя королева"

http://www.stihi.ru/2009/02/27/3793 , номинатор: Артемона Иллахо
 
У моей королевы широкие плечи
И бедра ее будоражат море
А пальцы ее пробуждают ветер
Движения странно верны и знакомы
 
Король ее не выходит из комы
Погаснет день и наступит вечер
 
 
Мы пять или семь тысяч лет знакомы
А я все мечтаю убить ее принца
Ведь он никогда не узнает короны
Ему так сложно с этим смириться
 
Ему, вероятно, давно за тридцать
А он все также ждет ее дома
 
 
Моя королева шагает громом
Ее глубина не имеет меры
Она говорила, пробудятся горы
Когда наконец разверзнутся двери
 
Ей больше никто никогда не поверит
Она предпочтет свое сердце законам
 
 
Ее пальцы вырвут сердце игры.
Я теку за ней тьмой видений и снов,
И если есть справедливый бог...
...и если нет справедливого бога,
Я не предам своей сестры.

А это, на мой взгляд, «эгофутуризм» , идущий от лучших стихов Северянина (но не только). «Эффекты» и хулиганство впечатляют.
 


Рецензии
Владимир, как я уже отмечал, не является автором Стихи.ру (хотя когда-то, к своему удивлению, я обнаружил его закрытую страницу от 2004 года). Но он читал отзывы на его обзор и в моём ЖЖ отозвался на них http://samsonov-pavel.livejournal.com/210857.html?view=335529#t335529, сказав следующее:

Прочел комментарии к своему отзыву о стихах, но не будучи (и не желая быть) участником стихи.ру, не имею возможности ответить. А ответ содержится здесь http://psylib.org.ua/books/sobri01/index.htm и здесь http://575108.livejournal.com/187469.html
Мне было бы интересно, ели бы вы вбросили в дискуссию эту информацию (хотя, увы, не особо верю, что большинству спорщиков вообще интересна какая бы то ни было информация :)))

Павел Самсонов   12.04.2011 07:31     Заявить о нарушении
"Точно так же раздражает меня в статьях (ненаучных) сегодняшний наукообразный волапюк. Он нелеп, как промелькнувшее в речи грибоедовского полковника словечко “ирритация”: “Ну! Я не знал, что будет из того. Вам ирритация. Опрометью вбежали...”. Ирритация и опрометью, — их соседство, не правда ли, восхитительно? Скалозуба извиняет то, что он, возможно, так шутит. Модные наши авторы шутить не намерены: фрактальные центоны, пресемантические структуры..."
во многом согласен с автором..

И в самом деле ничего. Иначе говоря, правила, описывающие технику создания стихов, предназначенных передавать невыразимое, могут быть только отрицательными, говорящими только о том, чем эти стихи являться не должны. Ради научной полноты приведем некоторые из них.
1. Правило внутреннего минимализма: Если без слова можно обойтись, без него нужно обойтись. Это минимализм внутренний, потому что он никак не ограничивает длину текста. Правило не допускает исключений, должно выполняться любой ценой.
2. Правило внешнего минимализма: Нет, ну правда, достали уже Ваши простыни. Если стихотворение содержит более двадцати строк, и первые десять не захватили меня с головой, я читать этого не стану, будь ты хоть Великий Бродский. Скромнее надо быть. Никому Ваши излияния не интересны. А девиз "ни дня без строчки" хорош разве что для швеи-мотористки.
3. Правило дупликаций: Пресемантический текст не должен содержать повторов (дупликаций), за исключением случаев, в которых действуют "обстоятельства непреодолимой силы" (форсмажорные, тоже красиво). Повторы, как правило, создают впечатление, что автор заполняет ими места, которые поленился или не сумел прописать качественно.
4. Правило штампов: Пресемантический текст не должен содержать штампов, расхожих оборотов речи иначе как в предельно извращенном виде, поскольку из-за своей ватной банальности они не способны нести внутренюю нагрузку.
5. Правило нарратива и дискурса: Пресемантический текст не должен содержать какого-либо нарратива, а тем более дискурса в их прямой функции. Если все же он их содержит, то лишь как оболочку, в которую завернули невыразимое, а также для того, чтобы придать стихотворению видимость формальной связности, без которой некоторые "интеллектуалы" просто не смогут его прочесть.
6. Правило актуальности: Пресемантический текст ни при каких обстоятельствах не должен быть "актуальным" сам или иметь какое-либо отношение к так называемому "актуальному искусству". Одним из словарных значений слова "актуальный" является: "важный, существенный для настоящего времени." Мы не знаем, и не очень хотим знать, что существенно для настоящего времени, этим пусть занимаются журналисты (если, конечно, настоящее время им об этом докладывает). Для нас существенно лишь то, что важно для нас, а никакого времени, кроме настоящего, и вовсе нет: представления о других временах либо находятся в настоящем, либо отсутствуют. Деконструкция бессмысленного словосочетания "актуальное искусство" приводит нас к пониманию того, что деятели этого искусства считают существенными и важными самих себя, без внятных на то оснований, но с очень внятной мотивацией. Второе значение слова "актуальный" это "существующий, проявляющийся в действительности". Оно и вовсе не к месту, речь у нас совсем не об актуальном, а об искусстве как актуализации непроявленного, существующего не в мифической "действительности", а внутри нас.
7. Правило правил, оно же правило Шекли: "В искаженном мире (пресемантического текста В.Г.) все правила неверны, в том числе и это правило и исключение из него" (Р. Шекли).
И это все серьезно? – спросите Вы. Безусловно нет. Но зато совершено верно.
Никто, разумеется, не обязан с этим соглашаться. У нас тут намечается популярный сегодня плюрализм культур, то есть плюрализм поэзий и поэтик. У традиционалистов своя лужайка, у актуальщиков своя, у верлибрщиков-дальнобойщиков своя, и так далее. (Ну, прямо сегодня один поэт, о котором я почему-то думал, что он "слышит", обрадовал меня тем, что Пушкин, с его точки зрения, поэт чисто смысловой, а Хлебников – чисто формальный. Это он, умница, о поэтах, которые создали поэтику, один девятнадцатого, а второй двадцатого века. О, гибнущая в российских болотах энциклопедия!) Желаете подискутировать – пожалуйста, если, конечно, умеете говорить (в чем лично я уже почти сомневаюсь). Но тех, кто намерен захватить все культурное пространство, мы ну совсем не уважаем. На тех, кто называет современным искусством то и только то, что наделали они сами, мы смотрим "как солдат на вошь" (извиняйте за постмоденистское цитирование), мы называем их шарлатанами, тем более, что так оно и есть. Так что политкорректность, господа! А монополией на истину мы все обладаем. Но лишь в пределах своей юрисдикции.
Именно в этих пределах я волен завершить свои заметки цитатой из Юнга, относящейся к человеческой психике в целом, а значит и непосредственно к поэзии. Обратите внимание, как на новом, уже совсем не коллективном, а на чисто индивидуальном уровне возникает в ней круг тем, которыми болели русские символисты, как возникает "неосимволизм".

не то что согласен, а просто подписываюсь..
сам писал похожую статью
автор просто молодец

Алекс Рудов   12.04.2011 14:12   Заявить о нарушении
ну, в общем-то редaкторы БЛК по этим прaвилaм и действуют, включaя 7-е
бедa в том, что их необходимость невозможно объяснить тому, кто этого не хочет.

Степ   12.04.2011 19:24   Заявить о нарушении
а достаточность они не обеспечивают ))

Степ   12.04.2011 23:30   Заявить о нарушении
ну достаточность, вещь в себе Слав, а позиция очень верная во многом..жалко что автор не появляется на стихире

Алекс Рудов   13.04.2011 09:10   Заявить о нарушении
к счастью, БЛК предоставляет критикам возможность высказаться конструктивно. Думаю, Алекс, и Татьяна Алфёрова, и Александр Петрушкин тоже поддержали бы эти пункты, а результаты мы видим в таблице, да и в комментариях

Степ   13.04.2011 09:42   Заявить о нарушении
На это произведение написано 19 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.