Село Замятнино. Часть 1

В село Замятнино я попал волею случая в начале 90-х. Трудно объяснить, где оно находится. Если коротко, то где-то между Магаданской областью и Хабаровским краем. В тайге…
До революции эти земли принадлежали одному из отдаленных и почти безлюдных якутских улусов. После октября 1917 г. вся территория Колымы перешла в состав Хабаровского края. А когда в 1953-м из него выделилась Магаданская область, среди малообжитых и плохо исследованных таежных чащоб еще остались своеобразные «белые пятна», куда и добраться весьма сложно, если вообще возможно, и народ там живет особенный.
Иногда мне казалось, что это село просто существует само по себе, вне пространства и времени, невзирая на то, какой век на дворе, или же власть в столице. Если и добиралась она в эту глухомань, в лице отдельных своих представителей, на ум так и приходит юный вихрастый герой Михаила Кононова в фильме «Начальник Чукотки», в буденовке, с маузером на боку и с Лениным в башке, то местные жители принимали их как должно. Кормили, поили, уважали законы, спущенные им сверху, но жили своим обычаем и умом.
Много, очень много в России населенных пунктов, названных в честь основателя, носившего старинное русское имя Замятни. Разбросанные по разным областям, землям, губерниям эти села с изначальным названием Замятнино, утратили со временем букву «н» в середине и стали просто Замятиными. Лишь только здесь, в глухом медвежьем краю, в самой таежной глуши между Магаданом и Хабаровском сохранилось это древнее, исконное имя – Замятнино.
Мы прилетели сюда из Магадана на вертолете. Иначе пришлось бы добираться не мало месяц, если топать пешком через сопки и тайгу, а то и больше. На машине там не проехать. Дороги нет. Населенных пунктов тоже. И вообще, как они там умудрились выжить и преумножиться, мне непонятно.
Если вкратце, то история села Замятнино на Дальнем Востоке уходит в необозримые дали. Хабаровские историки и краеведы относят начало поселений в этом краю ко второй половине семнадцатого века, когда староверы массово бежали из центральной Руси в Сибирь. Кто-то из них, мол, убежал дальше. Аж до Амура. В общем-то, можно было бы согласиться с этой теорией, тем более что одноименные населенные пункты в центральной части страны начали терять букву «н» в своем названии где-то в начале-середине следующего восемнадцатого столетия, когда Петр Первый стал искоренять из обихода все не церковные имена.
Но насколько мне удалось выведать у замятнинских стариков, жили их предки тут испокон веков. И ниоткуда они сюда «не прибегали». Ни при Петре Первом, ни при его батюшке Алексее Михайловиче, после реформ Никона, ни даже еще раньше, когда Ермак двинулся покорять Сибирь.
«Просто жили наши деды тут всегда, паря, и ниоткуда они не уходили» – говорили мне замятнинские старожилы. Но если я продолжал упорствовать в своих расспросах, то старики лишь улыбались в ответ, переводя разговор на темы совершенно несущественные для меня. Про удои, например, или болезни пчел, урожай картошки, кедрового ореха. Говорили о том, кто в последнее время умер, кто народился. Словом, хитрили мои старички. И то, правда, приблудился тут городской молодчик. Ходит по избам с блокнотом. Все выспрашивает, да выглядывает…
Мы летели вертолетом до Замятнино. Оттуда самолетом до Китая. Местный аэродром. Грунтовая взлетная полоса. Салон ЯК-40 забит под завязку одним только нашим ансамблем. Тогда, в начале 90-х, я работал в одном из магаданских Домов культуры. Руководил народным театральным коллективом. Молодым выпускником театрального училища, продолжавшим учебу в Хабаровске, я пришел в этот ДК по приглашению его директрисы, которой понравилась моя дипломная постановка. Кроме любительских спектаклей по пьесам Островского и рассказам Лескова, да Чехова, я с радостью пел в русском фольклорном ансамбле, делившем вместе со мною сцену районного Дома культуры. Это было славное время. В репертуаре хора не имелось растиражированных песен, типа «Калинка-малинка» или «Во поле береза стояла». Наша руководительница составляла программу из малоизвестных, незаезженных, а то и вовсе никому не знакомых обрядовых песен и колядок, древних, языческих былин и заклинаний.
Гастроли в Китай, с которым мы только-только задружились вновь, были организованы по инициативе китайской стороны. И городское управление культуры, недолго думая, решило послать на фестиваль фольклорных ансамблей наш хор. Не только из-за уникального репертуара, но и потому что у нас были аутентичные народные костюмы. Каждый сарафан, косоворотка украшены были особой вышивкой. И представляли разные регионы России. Так что половиной своего успеха мы были обязаны именно этим живописным нарядам.
Первая остановка в селе Замятнино. Обычное село. Каких много. Ничего в нем особенно мистического, или заповедного на первый взгляд не имелось. На первый взгляд…
Нас высадили из вертолета. Провели в местную школу, где уже были накрыты столы. Удивило то, что вся закуска была постной. На столах был только рис, творог, нарезанный ломтями свежайший хлеб, брусничный морс, мед, травяной чай и все. Ни колбасы, ни сала, ни рыбы.
Впрочем, для меня, уже несколько лет вегетарианствовшего, такое меню было не в новинку, а в радость. Хотя остальные участники хора остались несколько неудовлетворенными отсутствием мясных блюд на столах.
Дальше получилось еще интереснее. Когда нас повели на местный маленький аэродромчик, оказалось, что в салоне самолетика могут разместиться все, кроме одного человека. Наша руководительница сначала хотела остаться сама, чтобы после улететь вторым рейсом. Но ее огорчили тем, что следующий самолет по расписанию будет только через неделю. То есть, когда закончится фестиваль, и нам надо будет возвращаться назад. Не знаю, что меня дернуло тогда, но я предложил остаться на недельку в Замятнино, а на обратном пути мы вместе бы вернулись в Магадан.
Разумеется, можно было бы сесть в проходе, на полу, как-то разместиться без комфорта, но полететь со всеми. Но у нас была уйма багажа, реквизита, костюмов. Кроме того, не забывайте, на дворе стояли голодные 90-е, и наш хор взял с собой кучу вещей на продажу и в обмен на китайское шмотье. Самолет и так был перегружен, так что мое предложение остаться, хоть и расстроило нашу руководительницу, но в силу объективных причин, оказалось принято единогласно. В противном случае пришлось бы оставить в Замятнино что-нибудь из баулов с вещами на продажу.
Сразу оговорюсь, у меня имелся свой интерес к этому месту, и хотелось пожить среди местных жителей. Хотя бы с недельку. Учась в Хабаровском институте, я завел себе много друзей среди хабаровчан. Часть из них была очень живописною. Эта группа возрождала языческую, дохристианскую культуру. Одевались они только в славянские рубахи с вышивкой и домотканые порты. Женщины щеголяли в сарафанах и кокошниках. Но выглядели они при этом не сусально-матрёшечно, а вполне аутентично и натурально. Будто выпрыгнули из машины времени, доставившей их из какого-нибудь пятого или шестого века нашей эры.
Мужчины в этой группе были сплошь бородаты и длинноволосы. С тесемками или ремешками на лбу. Ходили они босиком летом, и зимою. Кроме рубах не носили ничего. Ни курток, ни шуб, ни телогреек. Женщины, правда, одевались теплее. И обувь тоже не отвергали.
Старший в этой общине язычников как-то рассказал мне, что к северу от Хабаровска лежит сокровенное место, где живут правильные люди. А главный у них сам князь-кудесник. Это и было село Замятнино, где, по словам главы общины, все люди не простые, а сплошь – волшебники.
Так что у меня был свой резон задержаться здесь, даже в ущерб поездке в Китай.
Но кроме вегетарианской еды, Замятнино никак внешне не походило не то, что на легендарное Беловодье, но и на какую-нибудь деревню на Брянщине, где бабки до сих пор ходят на поле работать в традиционных сарафанах и платочках, как сто и двести, и больше лет назад. В Замятнино было все не так. Никакого сказочного антуража или славянских костюмов с вышивкой. Наоборот, мужики носили какие-то кургузые городские пиджачки, фуражки или солдатские шапки. Штаны заправляли в кирзовые сапоги. А бабы надевали не менее скучные и прозаические платья, юбки да кофты, ничем не отличаясь от магаданских женщин. Да застроено село было не традиционными русскими избами из цельных бревен, а все больше одно и двухэтажными домами на несколько квартир. Словом, это был типичный поселок городского типа.
Да, за околицей шумела тайга. На полях гремели трактора и сеялки. Но в целом ничего экстраординарного я там не заметил в первый день. И даже начал было жалеть, что не улетел вместе со всеми в Китай.
Председатель колхоза взял меня к себе на постой. Вечером мы сидели у него в просторной горнице за самоваром. Хозяйка поставила на стол вареники с творогом и картошку с грибами в чугунке. Попивая брусничный морс, да откусывая духмяную краюху свежего хлеба, уже отойдя и размякнув, я рискнул задать председателю вопрос насчет «князя-кудесника» и тех сказок про Замятнино, что мне наплели в Хабаровске.
Председатель усмехнулся, отер усы и небольшую бородку и ответил, что в его селе нет никаких князей или же кудесников. А есть колхозники и он, выбранный ими на общем собрании, председатель.
Так началось мое знакомство с замятнинскими волшебниками…
    
27.02.2011 г.


(Все имена и названия изменены автором, которому было позволено опубликовать часть записок в обмен на обещание не разглашать ни имен, ни месторасположения села)         

 
            


Рецензии
На машине там не проехать. Дороги нет. Населенных пунктов тоже. И вообще, как они там умудрились выжить и преумножиться, мне непонятно
___________________________________________
Игорёк, похоже они там все сёстры и братья?

Наталья Флоря   16.03.2011 11:47     Заявить о нарушении
Наташа, спасибо за отклик! На самом деле они там не братья и сестры в близкородственных браках. Никакого кровесмешения. И связь с большой землей там имеется, и люди выезжают на "материк", и учатся, и привозят жен из ЦРС, так дальневосточники называют центр страны. Просто это особое место, жители которого предпочитают жить просто и без навязчивого внимания со стороны. Продолжение будет скоро. Я не имею достаточного времени на записки, но и потому еще, что должен быть осторожен в своих публикациях.

Игорь Дадашев   20.03.2011 03:50   Заявить о нарушении
Игорёчек, спасибо тебе за такой обстоятельный ответ!
Очень было интересно узнать как ты жил и живёшь....
Обнимаю тебя всем сердцем.....
Ты - лучший!!!

Наталья Флоря   20.03.2011 08:42   Заявить о нарушении
Спасибо, Наташенька! Живу потихоньку, твоими молитвами. Весенний авитаминоз и солнце немилосердно палит, плюс морозы. В общем, ползаем "беременными мокрицами по мокрому мату", кажется, у Новикова-Прибоя было такое боцманское определение ленности матросов. Силенок едва хватат. Климат тут такой жесткий. Плюс переполюсировка, магнитные полюса меняются и тоже не прибавляет сил эта перестановка. А в остальном, жить можно.

Игорь Дадашев   21.03.2011 01:11   Заявить о нарушении
Игорёк, у меня тоже переезды намечаются, я тебе потом в однокашки скину.
Растение болеет при пересадке, а человеку и тем более в этом возрасте срываться тяжело.
И всё надо опять с нуля…
А старое слишком тяжело тащить....
Такова жизнь! Будем стойкими солдатиками!!!
С теплом и улыбкой.

Наталья Флоря   21.03.2011 09:50   Заявить о нарушении
На это произведение написано 7 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.