Как писать стихи

 Читая стихи на этом сайте, все время удивляюсь, как небрежно иногда авторы стихов относятся к таким, казалось бы элементарным понятиям, как рифма, размер, ритм. Писать об этом каждому и ставить низкие оценки, как-то не поднимается рука (один раз не сдержался, толку-то). Понимаю, что каждый пишущий стихи (избегаю употреблять слово "поэт") считает, что все это ерунда, подумаешь, там, рифма....Главное, чтобы писалось от души. С последним утверждением полностью согласен, тем не менее, считаю, что от выполнения элементарных правил стихи хуже не становятся, а привести их в "божеский" вид особого труда (для грамотных людей) не составляет. Не хочу нагружать вас, мои коллеги советами и рекомендациями, (хотя, если проявится интерес, могу поделиться, на что обращаю внимание сам лично) но вот хочу привести статью одного, мною уважаемого автора, критика Николая Мурашова. Статью привожу не полностью. Надеюсь будет интересно. Публикую с сокращениями, если кому интересно, почитайте по ссылке полностью:

http://stihi.ru/2003/08/28-61   


7. Публикация свершилась…

Что желательно было сделать до этого?
Проверить в Word’е стих на наличие ошибок…

Это элементарное уважение к языку и читателям.
Представьте, что по этому стиху люди будут решать для себя: открыть что-то ещё у данного Автора, или никогда этого не делать вовсе…

8. РАЗМЕР ИМЕЕТ ЗНАЧЕНИЕ (с)

Вот такие есть особенности сетевой поэзии…
Читают легко ту часть текста, которая видна на экране монитора… Если Вы смогли заинтересовать – читатель поработает мышкой и дочитает ниже…

Гениальные опусы из 10-18 катренов (пардон, четверостиший) дочитают до конца очень мало людей…
Когда-то кто-то из великих говорил, что идеальным размером для стиха является 4-5 четверостиший… (16-20, ну 24 строки)

Впрочем, Вы можете себя этим не ограничивать, в списке читателей визит уже отмечен. Мне же приятнее осознавать, что моё творение дочитали до финала.

(И это говорит тип, который публиковал у себя на страничке файлы из 70 стихов /Авоська/ или 50 экспромтов /Январиссимо/!!!) – Пардон… Это были версии для распечатки, для постоянных читателей… ))))))) Не знаю, дочитали их до конца или нет… ))))
~~~~~~~~~~~~~~~~~
9. При написании стиха следует немного придерживаться определенных правил…

Искренность Автора, его боль, его откровенность, крик души – увы. Этого мало, чтобы назвать написанное стихотворением.
Точнее, назвать можно.

Попробую немного поделиться своим мнением…

[Я не читаю верлибры, белые стихи. Мне они не нравятся, я в них понимаю плохо… Потому, буду говорить о рифмованных строках… Без претензии на серьёзное исследование, филологический опус и т.п. (реверанс закончен)]

Это и небольшое обобщение уже известных «правил». Если Вы начинающий Автор – не поленитесь прочитать…

9.1. Уже не один раз читал и слышал такое пожелание:
избегайте штампов и банальностей. (Кхе))) Тоже мне, новость!)

Самые элементарные примеры банальной, штампованной рифмы: = кровь – любовь – бровь = (марковь),
= вечер – свечи – плечи = (лечит), = день – тень =.
Нет, нет, они не запрещены! ))) Я и сам ими пользовался. Они слишком очевидны, их уже столько раз использовали… Решайте сами ))))
Эти же слова можно сказать и о содержании произведения, но я от советов в этом случае воздержусь…

9.2. Считается хорошим тоном избегать глагольных рифм.
Это слишком просто, рифмовать глаголы в русском языке…
Доступно и школьникам в 5-м классе, и нам с Вами…

Оставим дискуссии маститым и опытным… Многие даже писали по этому поводу стихи, состоящие из одних глагольных рифм, назло оппоненту.
Однако, задуматься об этом нюансе (без мягкого знака) стоит.
Смотрите: = пить – любить – ворошить – жить= … цепочка может быть необычайно длинной.

/Сразу скажу, что сам достаточно часто пользовался и пользуюсь глагольными рифмами… Упрёк: – На себя посмотри! – принимается легко и с улыбкой…)))/ А вот и примерчик глагольной рифмы из моих упражнений:

               “Княжна была до одури нежна...
               Грудь восхитительна и пот по ней струился
               От жаркой страсти. За окном луна
               Стыдливо пряталась за тучи, ветер злился.”

9.3. Не очень приветствуется рифмование однокоренных слов.
Пример: = ботинки – полуботинки =, = жить – пережить =,
= сознанье – признанье = и т.п.

9.4. Желательно сохранять логику предложения. Части речи должны быть согласованы между собой.
Также желательно сохранять логику на протяжении всего стиха.
Если в одной строчке Автор пишет
«Я остаюсь»,
а двумя строками ниже
«Прощай, я ухожу»… – логика нарушается…

9.5. Желательна ясность изложения… Ну, если Вы решили написать сюр… Этот пункт отбрасывайте решительно!!!

Ещё есть один момент – перегруженность стиха красивостями, экзотикой. Иные творения невозможно читать без словаря иностранных слов. Мне это не нравится. Но это частное мнение.

Не стоит использовать те слова, значение которых Вы не очень знаете… Можно легко попасть в неловкое положение.

Не слишком хорошо смотрится такая особенность, как пафос. Если Вы не пишете гимн или поэтический манифест в стихах.

9.6. Приятнее читаются стихи, написанные с сохранением ритма… Простой способ это проверить – почитать стихотворение вслух…

Мне кажется, что очень важен для восприятия такой элемент, как ПОВТОРЕНИЕ.
Например, повторение созвучных слогов формирует рифму.
Повторение ударений в строке формирует ритм.

Еще один компонент – количество слогов в строке.
Весьма желательно за этим следить, если, конечно, Вы сознательно пытаетесь написать стих ровно.

Пусть это немного нескромно.
Приведу пример своего экспромта для ЛИЛИТ.

               “Итак, с прикосновеньями слова
               в опасной смеси... станут тонким ядом
               замедленного действия. Едва
               лишь пригубим... – пересекутся взгляды,
               но это всё напрасно.
               Нет причин
               для возвращения к исходной точке.
               Предпочитаю пить... и быть... один.
               Пока – лишь так. Рифмованные строчки
               ложатся заклинаньями на лист.
               Сомну или порву. Сожгу, развею.

               А за окном декабрь серебрист.
               И мягкий снег. Но я ему не верю...”


Вот я – гад! Ну, ладно… Тоже, блин, выбрал… Ладно, ритм здесь отбросим. Посчитаем количество слогов.
Схема здесь по четверостишию 10 -11-10 -11.
И это количество слогов повторяется во всех трёх четверостишиях… Ну, так получилось… ))) Бывает и менее удачный вариант.

9.7. Обратите внимание на фонетику стиха.
Существуют неудачные сочетания труднопроизносимых букв.
Это легко определяется при чтении вслух…

Желательно, чтобы ударение падало в словах в соотв. с общепринятым. Пример неудачного ударения:

               “Попытка в шутку превратить сюжет
               безумной ночи, ночи скоротечной...
               Развеется, как дым от сигарет…
               мой лёгкий след. Любовь бывает вечной

               но, только в сказках. Смертью в один день
               рассказчик мудро награждал героев...
               А в жизни? В жизни всё не так. И тень
               любви ушедшей продолжает болью

               напоминать и сердце бередить”…

Смотрим? В строке
               “но, только в сказках. Смертью в один день”
ударение в слове “о’дин” – Увы и ах!

Сам я этого исходно не видел, подсказала роза ветров (Поклон в её сторону). И как исправить – пока не придумал…
))))))) Какой я самокритичный! (Ещё один Поклон розе ветров).

9.8. Если Вы решили пользоваться знаками пунктуации, делайте это по всему стиху, а не иногда. Небрежность в этом вопросе вызывает двойственное чувство у читателей. Неплохо после запятой нажимать клавишу =пробел=.
/Недавно прочитал стих, в котором одно предложение растянулось на три строфы. Точку нашел в конце третьей./
Эстетика, внешний вид стиха на мониторе (бумаге) – играют свою роль, возможно даже на невербальном уровне… Не будем погружаться в эти сложности. Пока…

               [ И снова - забавно... Лично мне давать "советы" немножко грешно. Сам ощущаю определённую нехватку знаков препинания, да еще и вношу какие-то странные нюансы. Например, две точки после слова.. вместо трёх... (Ээ, так называемая "логическая пауза" или "полупауза", отражающая промежуточный этап между тчк и ... ))))))) Зато вычитал умный термин:
               КЛАУЗУЛА - (clausula лат.) - В риторике - конец речевого отрезка, важный для оратора в произносительном и стилистическом отношении. И при случае - я этот термин вворачиваю, для.. объяснения моих вывихов с пунктуацией...]

9.9. Важный момент – финальная часть стиха. Её нельзя смазывать… Помните в фильме «17 мгновений весны»?
«Запоминается последняя произнесенная фраза»

               КОДА: - 1). Заключительная часть музыкальной пьесы, повторяющая вкратце её основную тему. (муз.)
2). Добавочный стих в конце стихотворения, сверх узаконенного для данной формы числа строк (лит.) (напр. сонет с кодой - в 15 стихов, вместо 14)

Это я к чему? На сайте иногда термин кода применяют просто к финальной части стиха (любого). И я в своё время искренне поинтересовался - о чём это идут рассуждения в рецензии. )))))

9.10. Постарайтесь избегать откровенных ляпов и пэрлов.
Типа: «сердце вспотело». (Подробнее – см. Сборники ПЭРЛов у Филолога. Ссылочку найду и помещу в рецензии.)

Есть ещё такой термин – «затычка» (местный жаргон). Она бывает для рифмы, бывает для восполнения нехватки слога или нескольких. Так в строке появляются лишние слова, сорные. (только, лишь, ведь, вновь и пр.)

Обычная тавтология тоже не украшает стих.
Иногда в стихе можно насчитать до 8 –10 местоимений «я» или «ты». Хм…

9.11. Забавно… Произведение может нарушать практически все (или многие) вышенаписанные «правила» и, тем не менее, являться прекрасным поэтическим творением.
Пример?

Послушайте! Я и сам знаю, что электрической пылью
Взыскриваются ваши глаза, но ведь это потому,
Что вы плагиатируете фонари автомобильи,
Когда они от нечего делать пожирают косматую тьму.
Послушайте! Вы говорите, что ваше сердце ужасно
Стучит, но ведь это же совсем пустяки;
Вы, значит, не слыхали входной двери! Всякий раз она
Оглушительно шарахается, ломая свои каблуки.
Нет, кроме шуток! Вы уверяете, что корью
Захворало ваше сердце. Но ведь это необходимо хоть раз.
Я в этом убежден, хотите, с докторами поспорю.
У каждого бывает покрытый сыпной болезнью час.
А когда вы выйдете в разорванный полдень,
На главную улицу, где пляшет холодень,
Где скребут по снегу моторы свой выпуклый шаг,
Как будто раки в пакете шуршат, —
Вы увидите, как огромный день,
с животом,
Раздутым прямо невероятно от проглоченных людишек,
На тротуар выхаркивает с трудом
И пищА, пищи излишек.
А около него вскрикивает пронзительно, но скорбно
Монументальная женщина, которую душит мой горбатый стишок,
Всплескивается и хватается за его горб она,
А он весь оседает, пыхтя и превращаясь в порошок.
Послушайте! Ведь это же, в конце концов, нестерпимо:
Каждый день моторы, моторы и водосточный контрабас.
Это так оглушительно! Но это необходимо,
Как то, чтобы корью захворало сердце хоть раз.

1914 г. – Вадим Шершеневич

)))))))))



"Универсального рецепта популярности нет.
Во-первых, хорошо писать.


               Николай, docking the mad dog


Рецензии
...Некоторые практические советы по стихосложению действительно рассматриваются в статье скрупулёзно, со знанием дела и с достаточно смелой самоиронией... Это похвально. Помню, А.П.Чехов как-то писал: "Нет такой чепухи, которая не нашла бы себе читателя..." Это я к тому, что учить людей написанию стихов всё равно, что сказать Королю о том, что он - голый. И пишущий стихи (Поэт...), и Король, и тот, кому вы скажете, что у него дурно пахнет изо рта, и многое другое (что не принято говорить человеку, а надо бы...) - вызывает у людей воинственный протест и только единицы воспринимают критику как предупреждающий сигнал. Поэтому, всякий раз, видя напечатанную "чепуху" (как говорил А.П.Чехов), я утешаю себя мыслью, что ЭТО может кому-то нравиться. Я сторонник произведений безукоризненных со всех точек зрения - сюжет - техника - ритм - гармония - идея... и т. д. Короче - не люблю "чёрных квадратов". Мне больше по душе "Мадонна" или "Похищение Европы", например... И ещё - я на стороне Автора критической статьи. Думаю, "разбор полётов" поэтических фантазий многим может пригодиться.

Николай Халимончук   07.02.2016 00:12     Заявить о нарушении
На это произведение написаны 4 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.