Не все то золото, что блестит!

Не спешите думать, что и я так же думаю:

"Что есть поэзия" Генрих Гейне
Hier atmet wahre Poesie…
Генрих Гейне

Поэзия — всегда поэзия поэзии (как и не существует литературы без литературности). То есть поэзия не просто язык, но игра, которая сама указывает на то, что это игра, игра в языке. Это другое измерение по отношению к тому, что изображается. Цель поэзии — она сама. И поэзия выбирает средства, которыми открывает и эксплицирует поэтичность. Поэтичность же как таковая существует независимо от языка. «И само изображение (в процессе изображения) должно в то же время указывать на само себя как изображение того, что изобразить нельзя». Образ должен умереть. Еще раз: поэзия есть изображение, доказывающее невозможность изображения того, о чем говорится. Аненнский особенно настаивал на том, что поэзия выше слова. Но если поэт так творит, то все, что он делает, — это говорит словом о слове, т. е. о чем-то незримом, и только тогда он существует. Андрей Белый: «Процветание пейзажа — из слов поэта о нем, а процветание слова поэта из… мысли поэта о слове». Акт мысли не есть проявление какой-то натуральной способности. Он еще должен быть создан, обеспечен, поэтическое мышление есть прежде всего создание самого акта мысли, удержание его. Не создание конкретных мыслей о предметах, а самого акта как априорной возможности. Именно здесь рождается высшая акмеистическая заповедь Мандельштама: «Любите существование вещи больше самой вещи и свое бытие больше самих себя» (I, 180). Его существование реализуется в этих точках мысли. Поэт мыслит то, что есть, а не то, что изображено.

Особая благодарность Олегу Радченко за предоставленный материал.

Прочел прекрасную подборку материала о ПОЭЗИИ и решился на публикацию отличного (в смысле - иного) мнения:

Спорить с ВЕЛИКИМИ, отзвуки  фамилии которых, напоминают о существовании еще более яркого и емкого  определения их успешно­сти - "ГЕНИЙ", не столько (я бы так сказал)  глупо, сколько  беспер-спективно, тем более, что они уже не могут ни возразить, ни согласиться с твоими аргументами!
Однако, не спора ради, а справедливости  для, прошу беспристрастно отнестись к моему предложению просто проанализировать  то, чем многие так восхитились! Продолжите логическую цепочку всех, выделенных,  как самые правильные, выражений! При этом, очень прошу: "Не верьте мне и  моим умозаключениям, а сделайте свой собственный вывод, это очень важно - мне,  во всяком случае, хочется верить ни кому-то ("Не со-твори себе  кумира"), а в существо (природу его истоков, мотив, обоснование, правдоподобность, если уж и не истинность) сказанного, написанного, осязаемого, обоняемого,  ощущаемого и воспринимаемого какими-то, порой, неведомыми нам органами чувств!
Итак:
*Поэзия — всегда поэзия поэзии
*Цель поэзии — она сама.
*Поэзия есть изображение, доказывающее невозможность изображения того, о чем говорится.
*Поэзия выше слова!
1. Какой бы высокой планки ни достигала поэзия, она не может быть оторвана от поэтично
описываемого (априори)! Иначе ПОЭЗИЯ должна будет восприниматься, как  процесс описания чего-то не существующего (невозможного – следуя ниже  приведенному высказыванию) ставшего «ВОЗМОЖНЫМ» на пустом месте!
Не только ВЫСОКАЯ, но и слабенькая поэзия, всегда о чем-то, о ком-то, но не о
 самой себе (хотя есть и такие экспериментаторы)!
2. Есть еще несчетное множество областей, сфер, направлений, форм передачи
эмоционально воспринятого, например, проза, живопись, скульптура, архитектура,
театральное и киноискусство, да и не только искусство общепринятое, но искусство
делать любую профессию, любое занятие неузнаваемо   прекрасными! Значит ли это, что
кино -  всегда кино (извините за осознанно искаверканое слово) - КИНА?! Или
Изваяние –  всегда изваяние изваяния?! Театр – это всегда театр театра?!
Ну и т. д.
Аналогично промоделируйте все остальные понравившиеся вам определения и высказывания
и станет несколько проще согласиться, что однозначного понимания и объяснения
ПОЭЗИИ, как собственно, и любого другого явления, эти формулировки  Генриха Гейне (Мандельштама и Аненнского, и кого угодно еще, если хотите, и  меня тоже) НЕ ДАЮТ!
А, стало быть, и не стоит идеализировать и "СОТВОРЯТЬ" себе КУМИРОВ!
Да такое объяснение, очень близко к формированию представления об описываемом
 предмете (явлении), но, отнюдь, не идеально и уж точно, не гениально!

Какую-то часть населения планеты впечатляет поэзия о поэзии, существующей для
 себя самой (для поэзии)! Меня, простите, но нет, не впечатляет, - до такой же  степени, например, как поэзия, вызывающая мобилизацию духовных и физических сил, что-то творить, созидать, строить, защищать, сражаться, более  производительно работать, еще нежнее и искреннее любить и т.д. и т.п.!
"Поэзия есть изображение, доказывающее невозможность изображения того, о  чем говорится" - вообще мистика, на грани абсурда! Изобразить невозможно,  но изобразил! (Самохвальство и гипертрофированное представление о самом себе и своих неординарных способностях)!
Мне (но никому не навязываю этого мнения) приятнее объяснять наиболее удачные
ПОЭТИЧЕСКИЕ решения даром Божьим! В этом случае, частично оправдываются слова:
"Не возможно, но изобразил!"
Человеческие возможности действительно ограничены, а возможности ВСЕВЫШНЕГО - НЕТ,
не ограничены! Только в этом случае и заслуги Божьи себе присваивать не  стоит, и КУМИРАМ своим их приписывать тоже не стоит! "Вначале было СЛОВО", - написано в Библии. А следуя логике высказываний, которые  понравились вам, вначале должна была быть ПОЭЗИЯ, а уж потом СЛОВО, не говоря  уже о живописи, графике, фотоискусстве ну и так далее! Превознесение ПОЭЗИИ над  словом - абсурдно даже в отношении ПОЭЗИИ МОЛЧАЛИВОГО ВЗГЛЯДА! Ибо не
поэзия  родила этот молчаливый, бессловесный взгляд, а наоборот! Не поленитесь
порассуждать сами, сохраняя вами же предложенную логику умозаключений!


Рецензии