Дым поэзии

Поэзия сродни привычке:
О вредЕ знаешь, но пыхтишь.
Внезапно вспыхнув светом спички,
Вдруг понимаешь, что дымишь.

Всю бесполезность ощущенья
Глотаешь словно едкий дым,
От грозового напряженья,
Громоотвод необходим.

За каждым разом, догорая,
Уже за строчкой, не для всех,
Ты думаешь, что жизнь другая,
Наверно тоже смех и грех.

Какие не посмотришь страсти,
Всё чтобы время коротать.
Хоть разбери себя  на части
Но тоже соберёшь опять.

Народ ваял.… А цель другая!
Всё отправляется на слом.
Впрягался лошадью, не зная,
Что к финишу приду ослом.

Ещё… Последняя затяжка.
Строкою дым оставил след.
Впитала всё в себя бумажка.
Пусть хоть на миг, но был просвет.

Развеет ветер, дождь ли смоет,
Заметит кто-то или нет,
Но всё равно, наверно, стоит
Дым выпустить, раз ты поэт.


Рецензии
Первую строфу, чтобы она не напоминала самопародию, нужно срочно исправлять. Поясняю: правильно - сродни привычкЕ; далее - вспыхнуть можно, как спичка, а светом вспыхнуть нельзя: вспыхивает пламя, от которого этот свет исходит. Согласно нормам русского языка знать можно о вредЕ, но не о врЕде. Вы пишите "всё отправляется на слом", но почему-то то, что "изваяли" Гомер, Шекспир, Пушкин туда не отправлено. Пытались футуристы "сбросить Пушкина с парохода современности", да не получилось. И, наконец, о последних строчках: стоит "дым выпустить" (точнее будет - пар), если ты не поэт - пусть он уходит в трубу, а вот, если ты поэт, ты создаешь не дым, а нечто другое, что будет жить долго, а то и вечно.

Михаил Молчанов 2   20.09.2018 19:35     Заявить о нарушении
"а светом вспыхнуть нельзя: вспыхивает пламя, от которого этот свет исходит".
А разве не вспыхивает гнев, хотя никакого света нет?

"Вы пишите "всё отправляется на слом", но почему-то то, что "изваяли" Гомер, Шекспир, Пушкин туда не отправлено".
Думаю, что очень мало читателей теперь постигало Шекспира, ещё меньше Гомера. Со временем, когда из школьной программы изымут Пушкина, то не многие будут знать и о нём.
Практика показала, что с момента крушения СССР, за два десятка лет, появилось много молодёжи, которая даже не знает, кто такой Ленин.

"И, наконец, о последних строчках: стоит "дым выпустить" (точнее будет - пар), если ты не поэт - пусть он уходит в трубу, а вот, если ты поэт, ты создаешь не дым, а нечто другое, что будет жить долго, а то и вечно".

Между дымом и паром только одна разница - переход в газообразное состояние разных веществ, не имеющих никакого отношения к процессу мышления. Это образное выражение, сиволизирующее переход вещества в другую форму. То есть в состояние, которое может навивать разные мысли. Нечто вроде "Чёрного квадрата" Молевича.

Помните, что говорил Янковский в фильме о бароне Менхаузине: "Вы слишком серьёзны".

Весь сайт "Стихи ру" наполнен куда менее художественными произведениями, которые, кстати, вызывают бурю эмоций у благодарный почитателей.

Я пытался найти собеседников способных понять, часто очень глубокие вопросы, но таких оказалось не много.
Наше различие с Пушкиным только в том, что он извлекал прижизненную выгоду, а я нет. Но это не сделало его счастливым. Он участвовал в дуэлях 23 раз, ища смерти.

Денисенко Александр Александрови   24.09.2018 09:34   Заявить о нарушении
Уважаемый Александр Александрович! Начну не с поэзии, а с науки: дым и газ – разные вещи. Вот определение дыма: «Дым — устойчивая дисперсная система, состоящая из мелких твёрдых частиц, находящихся во взвешенном состоянии в ГАЗАХ, образующаяся при сгорании чего-либо». Теперь перейдём к русскому языку - вот определение глагола вспыхнуть: «Вспыхнуть, -ну, -нешь; совершенный вид
1. (1 и 2 лицо не употребляется). Внезапно разгореться, зажечься. Вспыхнул пожар. Вспыхнул огонек.
2. (1 и 2 лицо не употребляется), переносное значение - о чувствах, потрясениях: внезапно возникнуть. Вспыхнула страсть. Вспыхнула война.
3. переносное значение: Внезапно прийти в возбуждённое, раздражённое состояние. В. от обиды.
4. переносное значение: Покраснеть (от волнения, смущения). В. от радости».
Заметили: вспыхнул пожар, а не свет пожара. Так что Ваше «образное выражение» грешит неточностью – образ в сознании читателя не возникает.
Вы пишите: «Думаю, что очень мало читателей теперь постигало Шекспира, ещё меньше Гомера. Со временем, когда из школьной программы изымут Пушкина, то немногие будут знать и о нём». Если заменить в Вашей фразе слово «читателей» на слово «людей», то она будет соответствовать действительности. И это прискорбно! Но Читатель с большой буквы во все времена будет знать и Гомера, и Шекспира, и Пушкина. О таком читателе говорил Бродский в своей Нобелевской речи. Если Вы запамятовали, напомню Вам: Иосиф Александрович сказал, что во все времена поэзию читали 2-3 процента от общего числа читателей. А в наше время процент читающих, а не смотрящих телек, людей и того ниже, а доля поэзии в их чтении составляет десятые, а то и сотые доли процента. Но это – настоящие ЧИТАТЕЛИ. Теперь разрешите обратиться к «Чёрному квадрату» Малевича. Вы заявляете, оправдывая свой «дым»: «Это образное выражение, символизирующее переход вещества в другую форму. То есть в состояние, которое может навевать разные мысли. Нечто вроде "Чёрного квадрата" Малевича». Я думаю, что настоящее стихотворение должно навевать не «разные мысли», а ту мысль, которую заложил в своё произведение автор. Вот и Малевич заложил в свой «Квадрат» элементарную мысль: если квадрат разрезать вертикально пополам и сложить эти половинки крест-накрест, то крест и получится, а если этот крест начать вращать вокруг его центра, то получится чёрный круг. Вы, может быть, не знали, что Казимир Северинович написал именно триптих: «Квадрат», «Крест», «Круг». А современная попсовая масскультура раздула ажиотаж почему-то только вокруг «Квадрата», видимо, не зная о существовании двух других геометрических фигур. Так что – триптих Малевича не философия, а геометрия. Теперь ответ на Ваши слова «вы слишком серьёзны». Хотя Пушкин когда-то в одном из писем шутливо заметил, что «поэзия должна быть глуповата», его стихи как раз и отличаются глубиной мысли. Александр Александрович, вот и я не спорил с мыслями, заложенными в Ваши стихи, я солидарен с ними. Но наш сайт даёт возможность поговорить с автором, указать ему на те недочёты, которые видны читателю, но не автору, у которого «глаз замылился». По себе знаю: иной раз «ослеплённый» своим «мастерством» не вижу явных промахов. Согласен с Вами, что «весь сайт "Стихи. ру" наполнен куда менее художественными произведениями, которые, кстати, вызывают бурю эмоций у благодарный почитателей». Я прочитал уже тысячи произведений «стихарян», намного «менее художественных», чем Ваше, и убедился, что большинство рецензий на них носит хвалебный характер (кукушка хвалит петуха за то, что хвалит он кукушку), поэтому, если и пишу рецензии, то только тем авторам, кто написал умные стихи (Вы из их числа), но не лишённые недостатков, которые я заметил и указал автору на них, считая, что он, обладая определённым поэтическим мастерством, исправит их, и стихи его от этого только выиграют. Что же касается Пушкина, то недаром было сказано: «Весёлое имя – Пушкин!» Да, темперамент бил через край, горяч был чрезвычайно! Но смерти не искал: недаром все его дуэли, кроме роковой, заканчивались выстрелом в воздух и примирением с противником. Но на всякий случай Александр Сергеевич ходил с железной тростью (чтобы натренированная рука не дрожала от тяжести «Лепажа») и частенько тренировался в стрельбе (мог пулями сделать из туза девятку). А к роковой дуэли его привели не поиски смерти, а обстоятельства: легкомыслие Наталии Николаевны и подмётные письма, которые писались светской гомосексуальной шантрапой, на которые Пушкин ответил, прямо указав на противоестественную физическую близость между бароном Геккерном и его приёмным сынком Дантесом. Да и в Дантеса он, уже будучи раненым, лёжа на снегу, выстрелил и попал, и воскликнул «браво!» Да только у современных исследователей есть подозрение, что у Дантеса под сюртуком была надета кольчуга. А был ли счастлив Пушкин, или нет – не нам судить. Мы должны быть счастливы от того, что ОН БЫЛ и остаётся с нами! Успехов Вам и в быту, и в творчестве!

Михаил Молчанов 2   24.09.2018 15:44   Заявить о нарушении
Дорогой Михаил, В следующий раз я так и напишу: «Устойчивая дисперсная система, состоящая из мелких твёрдых частиц, находящихся во взвешенном состоянии в среде СО и СО2 и других газов в поэзии», правда не знаю, когда доведётся. Спасибо за желание мне помочь. Мне приятно пообщаться со столь интеллектуальным человеком.

В своё время, я создавал приборы для орбитальных станций, Венеры 13, и мне было не до этих мелочей. Кроме того, если вы заметили я делаю много грамматических ошибок, даже при том, что компьютер проверяет орфографию. В фамилии Малевич вы тактично не заметили, что я сделал ошибку. Наверное это была не единственная ошибка. Но вот директор одной из лучших школ США, в переписке со мной на английском языке, делал куда больше ошибок, понятных даже мне. Очевидно он не заморачивался над условностями. Важно было передать смысл. За мой век грамматика менялась не раз.

Если взять признанных классиков, например Есенина: «Заметался пожар голубой». Вы видели когда-нибудь голубой пожар. Нет, конечно, это возможно, но он говорил о чувствах. Или «Видеть глаз злато-карий омут» - омут коричневый с золотыми прожилками. С ума сойти.

Дочь мне когда-то сделала подарок и заказала тысячи экземпляров книг моих стихов. Я рекламировал их в Стихах.ру, но только одна поэтесса из Белоруссии спросила, как можно приобрести.
«Но всё равно, наверно, стоит
Дым выпустить, раз ты поэт.»
Спасибо за участие.

Денисенко Александр Александрови   24.09.2018 19:43   Заявить о нарушении
Александр Александрович, иронию первых строк Вашего ответа оценил. Да и я когда-то поработал в НИИ под руководством академика Н.А.Доллежаля, что занимается - пусть не космосом - но тоже делом весьма важным: атомом. Что касается Есенина, то его "пожар голубой" образ замечательный, а вот, когда его собака "плелась обратно, слизывая пот с боков", то только тот, кто уверовал в культ Есенина, не замечает, что это чушь собачья, ибо ни у каких собак пот с боков никогда не капал. Я могу привести ещё несколько есенинских ляпов, но при этом считаю его гением. А у другого гения - Лермонтова - читаем: "И Терек, прыгая, как львица С косматой гривой на хребте, Ревел..." Прощаем Михаилу Юрьевичу львицу с косматой гривой? Прощаем! Но мы не можем указать нашим великим поэтам, на их "проколы", ибо нет их рядом с нами. А Вам я изложил свою точку зрения на Ваши строки, ибо посчитал, что Вы достаточно профессионально пишите стихи, и, вняв моим дружеским замечаниям, поработаете над своими строками. Мне при "развитом социализме" довелось поработать с редакторами моих книг, они указывали мне на недочёты в моих стихах, и я без обиды исправлял их, и за это благодарен этим людям.
Александр Александрович, а я не рекламирую свои книги, а просто дарю их. Мы с Вами не очень-то востребованы у публики, читающей Дарью Донцову. И Вы скорее продадите свою книгу тому, кто любит поэзию, а не тому, кто пытается писать стихи и выкладывает их на "стихаре". Вспомним Блока: "За городом вырос пустынный квартал/На почве болотной и зыбкой./Там жили поэты,- и каждый встречал/Другого надменной улыбкой". У Блока-то - поэты! А на "стихаре" - большинство любителей-стихотворцев. И у каждого свой гонор. Но по мне: пусть неумело, но пишут! Всё лучше, чем пить водку или восхищаться бездарной попсой. А к Вам я написал только потому, что увидел в Вас поэта. А Вы почему-то на это обиделись.

Михаил Молчанов 2   24.09.2018 22:06   Заявить о нарушении
Я не обиделся, просто всё уже поздно. Да и зачем мне это в наш безумный век.
Кстати, я тоже работал главным конструктором у племянника Доллежаля. Одно из изделий на орбитальную станцию я посылал именно оттуда. Но потом мы посорились и я ушёл.

Денисенко Александр Александрови   24.09.2018 22:33   Заявить о нарушении
На это произведение написано 7 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.